Имена в Древнем Египте

Имени и вообще любым произнесенным вслух или записанным на папирусе словам египтяне придавали сакральное значение. Большинство богов имело пять имен, каждое из которых было связано с одним из элементов, с астрономическими телами, или заключал в себе описание бога, как сильного или величественного. Некоторые боги не имели постоянных имен: имена менялись в зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершал в данный момент, и т.п.

В значительной части собственные имена древних египтян теофорные. Они весьма разнообразны. Наиболее распространены те, составной частью которых являются имена важнейших божеств страны: Пта, Ра, Амона, Хора, Исиды, Монту, Мина, Себека и др. В какой-то степени эти имена отражали "моду" на то или иное божество в той или иной местности в определенное историческое время. Таковы, например, имена Хетепни-Пта ("да будет милостив ко мне Пта"); Мери-Пта ("любимый [богом] Пта") и т. д. Они выражают благосклонное отношение божества к человеку, или, вернее, надежду человека на подобное отношение. Имена собственные, в состав которых входит имя бога Пта, восходят ко времени Древнего царства, когда Мемфис был столицей страны, а мемфисский бог Пта - одним из важнейших богов египетского пантеона. Имя Пта как компонент собственного имени человека вполне возможно и у других народов. Множество теофорных имен связано с религиозными празднествами, например: Аменемуиа ("Амон [путешествующий] в ладье"), Аменеминт ("Амон в Долине"). Эти имена давались ребенку в день его рождения, совпадавший с праздниками. Другие имена констатировали факт "появления" божества при рождении ребенка, например: Ментуии ("Менту пришел"), Хат-хориити ("Хатхор пришла") и т. д. Распространены были имена, выражающие взаимоотношения индивидуума и божества, например: Аменемиби ("Амон в сердце моем") и т. д. Ряд имен устанавливает ту или иную зависимость от божества: Бакенхонсу ("раб [бога] Хонсу"), Саисе ("сын Исиды") и т. п. Имена, указывающие на "отцовство" божества (отцовство не мыслилось как реальное и в случае теогамии, о которой говорилось выше), служили как бы талисманами или амулетами для их носителей, например: Саамон ("сын Амона"), Сара ("сын Ра") и т. п. Весьма любопытны имена, выражающие пророчества богов в отношении носителя имени, например: Джед-Пта-Хор-иуф-анх ("сказали [боги] Пта и Хор: он будет жить"), Джед-Амен-иуф-анх ("сказал Амон: .он будет жить") и т. д. Появление таких имен объясняется, .видимо, высокой смертностью детей. Если в Египте в 1929 г. н.э. смертность детей в возрасте до четырех лет достигала 58 процентов, то в древнем Египте, разумеется, она была не ниже. Имена-пророчества - это ответ божества-оракула на запрос родителей, выживет ли их дитя. Имена-заклятия имели своей целью предотвращение вредных влияний, защитником от которых являлось божество, например: Чаи-Исе-Иму ("да схватит Исида их") и т. д. Но не все египетские имена были теофорными. Многие из них имени божества не содержали. Таковы, например, имена людей, являющиеся названиями животных и растений и связанные с религией по линии тотемизма.

Имена, представляющие собой названия предметов, профессий, указывающих на этническую принадлежность, на .происхождение из той или иной местности и т. д., к религии отношения не имели. Но наличие таких имен ни в коей мере не лишает египетскую антропонимику ее сакрального характера, ярко иллюстрируемого теофорными именами. Как правило, у египтян было два имени, оба личных, а не групповых: полное и сокращенное (но не обязательно сокращение полного, иногда просто кличка). Имя божества в теофорных именах являлось, естественно, компонентом полного имени. Того, что называется фамилией, у египтян не было.

§Иконография§Атрибуты и символы§Амулеты и талисманы§
§Животные§Храмы и жрецы§Боги§Душа§Загробная жизнь§