Фараон Пиопи I

Пиопи I (Пепи I) — фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 2335 — 2285 годах до н. э., из VI династии. Сын Тети и царицы Ипут, которая по мнению некоторых исследователей была дочерью Униса, последнего фараона предыдущей династии.

Согласно Манефону, Пиопи I, который у того назван Фиосом, правил 53 года. Туринский папирус, вроде как, говорит о 20 годах правления этого фараона. Нужно, однако, отметить, что имена царей VI династии в этом списке сильно повреждены и не читаемы, сохранилась только длительность их правления. Отношение этих периодов правления к фараонам довольно условно и зиждется только на основе порядка следования царей, известного из других списков. Кроме того принимается во внимание, что Пиопи I одним из тронных имён которого было Мерира, мог быть здесь спутан со своим сыном фараоном Меренра I, которому Туринский список приписывает, вроде как, 44 года правления, что для последнего является явно завышенным сроком. Тут возможны ошибки, как составителей списка, так и последующих копировальщиков, а, возможно, и современных исследователей, пытающихся собрать воедино этот документ, развалившийся на множество мелких частей.

Самая поздняя известная дата правления Пиопи I — год 25-го подсчёта скота, известный из надписи в каменоломнях Хатнуба. Обычно в период Древнего царства этот подсчёт крупного рогатого скота с целью взимания налогов производился раз в два года, но проблема заключается в том, что подсчёт иногда производился и каждый год, а к концу указанного периода, то есть ко времени правления Пиопи I, даже более вероятно, что он проводился один раз в год. Если принять, что подсчёт проходил раз в два года, то царствование Пиопи I длилось не менее 50 лет, что хорошо согласуется с данными Манефона. В любом случае правление этого фараона было никак не менее 25 лет.

Его продолжительное правление стало одним из последних периодов расцвета Египта второй половины Древнего царства. Памятники времени его царствования, большие и малые, рассеяны по всему Египту и служат ярким доказательством, что Пиопи I был полновластным властелином Египта от первых порогов до берегов Средиземного моря и что везде именем его производились работы, имевшие целью увековечить его имя.

Видимо, Пиопи I взошёл на престол очень рано после насильственной смерти своего отца Тети и какое-то время правил под регентством своей матери. Возможно, что между ним и его отцом короткое время царствовал фараон Усеркара, упоминаемый Абидосским списком царей. Может быть, этот Усеркара был вождём заговорщиков, убивших его отца. Вероятно, в борьбе с узурпатором Усеркара Пиопи I и его матери пришлось искать поддержку у провинциальной знати и даже пойти им на уступки, передав часть своих властных полномочий областеначальникам. Надписи его царствования наглядно отражают растущую независимость и благосостояние областных вельмож, прежде всего, номархов, которые в это время образовывают крупные родовые группы, по своему богатству и престижу конкурировавшие даже с царским домом.

Утвердившись на троне, Пиопи I приступил к завоевательным походам. О военном проникновении египтян на Синайский полуостров при Пиопи I говорят изображение и надпись этого царя, сохранившиеся на скалах в Вади-Магара. На рельефе изображены фараон Пиопи I, совершающий церемонию торжественного бега, а затем сцена триумфа царя над поверженным врагом-азиатом. Эту экспедицию сопровождал военный отряд во главе с несколькими капитанами кораблей, начальниками новобранцев и под общим командованием «начальника войска Ибду, сына начальника воинов Мери-Ра-анх».

Время правления Пепи I ознаменовалось и значительной архитектурной программой: храмовые комплексы были сооружены по приказу царя в Абидосе, Бубастисе, Дендере, Иераконполе и на острове Элефантина; все эти памятники практически не дошли до нашего времени.

В Дендере в храме царицы неба Хатхор найдена в удалённом помещении надпись, что Пиопи I делал пристройки к этому святилищу, основанному ещё царём Хеопсом. В память об этом событии он носил титул «Возлюбленный Хатхор из Дендеры». Культ фараона Пиопи I поддерживался в этом храме даже на рубеже нашей эры — то есть 2300 лет спустя.

Ещё о царствовании Пепи I известно, что он основал большой город, назвав его своим именем. Лежал он в Среднем Египте, но местоположение его совершенно неизвестно; неизвестно также, не изменилось ли его название в какое-нибудь из нам известных в последующие времена.

В правление Пепи I продолжали разрабатываться хатнубские алебастровые копи, о чём свидетельствует отчёт губернатора Юга, бывшего в то же время «великим владыкой Заячьего нома», исполнявшего там трудное поручение для Пепи. Как уже говорилось, велись работы и в Вади-Хаммаматских каменоломнях.

Большое внимание уделялось и ирригационной системе. Царский строитель Мерирамерптаханх (Маи-Риа-маи-Птах-анхи) в своем жизнеописании повествует, что царь Пиопи I посылал его рыть протоки: один — в Низовье, другой — в срединной части Верхнего Египта. Поскольку до того речь шла о хозяйственных постройках, сооруженных сановником в той же местности Низовья, оба протока были выкопаны скорее всего для сельскохозяйственных нужд, а не для облегчения судоходства. Однако поддержание оросительной системы на должном уровне было возложено не на всё население Египта. Так в льготной грамоте Пиопи I одному при-пирамидному городу возбранено привлекать каких-либо его жителей к копанию некоего водоема.

Упадок царской власти

Несмотря на все эти успехи, царская власть при Пепи I не была уже достаточно прочной. Большинство египтологов считает, что его власть в значительной степени была ограничена влиятельными вельможами и жречеством. Внутренняя нестабильность в государстве была осложнена и заговорами в самом царском дворе. От последних годов правления Пепи сохранилось свидетельство о дворцовом заговоре (при нём тайным судом судили царицу Уретхетес, по-видимому, замешанную в каких-то дворцовых интригах), а также упоминание о двух лжецарях.

О попытках Пиопи I найти среди провинциальной знати поддержку своей пошатнувшейся власти может свидетельствовать факт его женитьбы на двух дочерях номарха 8-го верхнеегипетского (Тинисского) нома Хуа и его жены Некебет. Хотя обе эти жены Пиопи I, получившие одинаковые имена Анхесенпиопи («Живёт она для Пиопи») были не царских кровей, они пользовались огромным влиянием на фараона и стали матерями, одна — Меренра I, другая — Пиопи II Неферкара, впоследствии поочерёдно занявших царский престол. Брат этих двух цариц Джау был назначен верховным сановником — чати (визирем).

Смерть и погребение

Свою пирамиду Пиопи I разместил в Саккара, причём не рядом со ступенчатой пирамидой Джосера в Северном Саккара, где располагались пирамиды его предшественников Униса и Тети, а в нескольких километрах к югу, в Южном Саккара, где уже была построена пирамида Джедкара Исеси. Погребальный комплекс Пиопи I получил название Мен-нефер («Хорошее место»). Он был выстроен недалеко от храма главного бога города Мемфиса Птаха. Постепенно это название перешло, сначала на храм, а потом и на сам город — столицу Древнего царства, по преданию основанный легендарным Менесом и носившим первоначально название Инебу-хедж («Белые стены»). Название Мен-нефер впоследствии было транскрибировано греками как Мемфис, под каким именем этот город и известен в настоящее время.