что пишут подростки на стенах
Тюмень превращается в «черное гетто» или что кроется за загадочными «каракулями»? ФОТОфакты
Наверное, каждый из нас видел непонятные надписи на стенах домов и подъездов, лифтах, на спинках сидений в общественном транспорте, в общем где угодно. «Зараза» на лице города не обошла стороной и Тюмень. Причем, как правило, понять, что написано невозможно — буквы и рисунки практически нечитаемые. Так что же несут в себе эти странные «иероглифы», и кто должен ответить за порчу муниципального и частного имущества и акты вандализма? Корреспондент PARK72.RU попробовал разобраться с этим явлением и выяснить его истоки.
Самый центр города, угол улиц Республики — Орджоникидзе
Те, кто думает, что молодежь наносит эти загадочные метки просто «от нечего делать», глубоко заблуждается. Это самая настоящая субкультура, имеющая западные, а точнее североамериканские корни и выходит из бедных кварталов и этнических «гетто».
То, что мы видим на улицах города, называется tag – личный знак, пометка – это своеобразный фирменный ярлык уличного художника. Чаще всего такие подписи исполняются в стиле wilde («дикий») — это и есть та виртуозно выполненная малопонятная буквенная вязь.
Кто-то называет это невинным искусством
Зародилось граффитистское движение, как водится, тоже в США около тридцати лет назад, а легендарным родоначальником традиционно считают подростка по имени Таки, который жил на 183-й улице Манхеттена и работал посыльным. Во время работы Таки объезжал на метро все пять районов города и ставил свою именную метку «TAKI 183» везде, где это было возможно, в том числе на наружных и внутренних стенах вагонов и на каждой станции метро. В 1971 автора вездесущих подписей выследил репортер и взял у него интервью. Статья, появившаяся в «Нью-Йорк Таймс», вызвала бурную ответную реакцию современников.
Еще один иероглиф на фасаде дома по улице Республики прямо возле областной администрации и здания МВД
Сотни подростков Нью-Йорка, подражая Таки, начали писать свои имена на поездах метро и стенах общественных зданий, в погоне за мифической славой TAKI 183. Деятельность Таки породила целую школу последователей. Распространение маркеров и краски в аэрозоли дало авторам граффити широкую возможность экспериментировать с цветом и формой и совершенствовать свои произведения. Для того, чтобы выделить имя среди сотни других подписей, были выработаны различные стили граффити.
Кроме этого, подобные надписи как шифровки начали активно использовать различные этнические банды в американских городах, чтобы в буквальном смысле помечать свою территорию, предупреждая своих конкурентов о том, на чьей земле они находятся.
Республики, 45 — видно, что каракули уже закрашивались
Правда, как правило в российском исполнении субкультура привнесла лишь внешнюю часть, и такие «художники» кроме порчи имущества не занимаются. Да и не помнят уже зачем и с чего это началось. Настоящие «граффитисты» давно переболели этой детской болезнью и считают такое занятие зазорным, предпочитая легальные «холсты» для своих творений.
В администрации города в курсе проблемы и перекладывают часть ответственности на полицию, которой, впрочем, специально гоняться за подростками дела нет, как и нет заявлений от собственников испорченных зданий. И это проблема. Действительно, система устроена так, что ответственность несет в первую очередь владелец стены. Именно к последнему с претензией придет квартальный.
Такая картина повсеместно, закрашивать порой бесполезно, надписи появляются вновь
Несмотря на то, что рисование на стенах и другом имуществе должно квалифицироваться как мелкое хулиганство, а подобное «творение» на фасаде памятника архитектуры и вовсе может быть расценено как уголовное деяние – вандализм.
Если проанализировать надписи на стенах города, то становится понятным, что они повторяются и здесь не надо быть экспертом-графологом, чтобы понять – хулиганят одни и те же люди.
Еще недавно на профильных комиссиях в муниципальной думе поднимали эти вопросы: кто платит за испорченные остановочные комплексы в городе? Ответ чиновников однозначный и сильно возмущает депутатов – заявления со стороны управ не подаются, остановки попросту тихо восстанавливают за бюджетный счет. Суммы ущерба для городской казны натекают немалые.
Страдает и частный бизнес, кстати, эта надпись на букву «R» встречается очень частно
Кажется, что поймать таких «вандалов» просто за руку с поличным очень сложно. Собственно, свои «художества» они и пытаются оставить так, чтобы остаться незамеченным и сделать это как можно быстрее. В этом сам смысл «подписи». В Америке, например, такие «уличные художники» вагон метро разукрашивают до неузнаваемости за считанные секунды. Это своего рода экстрим.
В заключении добавим, что тюменским чиновникам стоит обратиться за помощью к своим смоленским коллегам, которые научились давать отпор хулиганам. В частности, в свой областной закон «О правонарушениях на территории Смоленской области» была введена поправка, которая запрещает нанесении надписей и рисунков на стены домов, остановок общественного транспорта, памятники и другие объекты. Штраф за это небольшой от трех до пяти тысяч рублей, однако в год удается поймать до нескольких десятков таких «художников», большинство из которых (в 90% случаев) оказываются несовершеннолетние.
Что и зачем наши дети пишут на стенах?
В настоящее время ситуация резко переменилась. Граффити совершают триумфальное шествие по российским городам, и чем дальше, тем больше надписей мы встречаем на открытых пространствах: на внешних стенах и входных дверях домов, на афишных и рекламных щитах, во много раз возросла степень исписанности лестничных пролетов и т. п.
Процесс экспансии граффитийной традиции происходит (и его результаты весьма заметны) не только в физическом пространстве, но и в социальном. Раньше в школе отличники и «аккуратные девочки» не писали на партах, теперь же это норма для всех. В самое последнее время писание в публичных местах перестало активно обсуждаться и осуждаться в обществе и считаться чем-то зазорным и характеризующим поведение человека как антиобщественое, к нему привыкли, граффити начинают постепенно обретать статус социально нейтрального явления и восприниматься как почти неотъемлемый элемент общегородского экстерьера. Писание на стенах сделалось в основном прерогативой подростков и прочно связано с особенностями подростковой субкультуры.
Граффитисты могут работать как в одиночку, так и в составе команды, которая также имеет свой tag из трех-четырех букв. Команды, состоящие по большей части из тинэйджеров, представляют собой целые профессиональные сообщества, своего рода творческие объединения, имеющие внутреннюю иерархию, своих мастеров и учеников, свой цеховой стиль, а в последнее время нередко и свой сайт в Интернете, на котором вывешены избранные полотна. Каждый союз, члены которого работают вместе, имеет целью охватить своими знаками и картинами весь город.
Справедливости ради нужно сказать, что наши отечественные художники-граффитисты украшают стены родных городов в гораздо более щадящем режиме, чем их зарубежные предтечи и собратья по спрею, которым и здесь принадлежит первенство. Во многих современных европейских городах целые кварталы сплошь покрыты рисунками и надписями, буквально наползающими одна на другую. А вот как выглядела, по описанию очевидцев, нью-йоркская подземка в 1970-е годы: «Граффити были везде. Прибывающий поезд являлся утомленным пассажирам, ожидающим местный первый номер в 8.30 утра на Таймс Сквер, сплошь покрытый сплетениями сверкающих линий и шарообразными буквами. И хоть в общем-то было известно, что это слова, своеобразная каллиграфия, прочитать их было практически невозможно, и среди темноты и убожества метро они ошарашивали кричащими красками и экстатическими формами».
Зародилось граффитистское движение, как водится, тоже в США около тридцати лет назад, а легендарным родоначальником традиционно считают подростка по имени Таки, который жил на 183-й улице Манхэттана и работал посыльным. Во время работы Таки объезжал на метро все пять районов города и ставил свою именную метку «TAKI 183» везде, где это было возможно, в том числе на наружных и внутренних стенах вагонов и на каждой станции метро. В 1971 автора вездесущих подписей выследил репортер и взял у него интервью. Статья, появившаяся в «Нью-Йорк Таймс», вызвала бурную ответную реакцию современников. Сотни подростков Нью-Йорка, подражая Таки, начали писать свои имена на поездах метро и стенах общественных зданий, в погоне за мифической славой TAKI 183.
Деятельность Таки породила целую школу последователей. Распространение маркеров и краски в аэрозоли дало авторам граффити широкую возможность экспериментировать с цветом и формой и совершенствовать свои произведения. Для того, чтобы выделить имя среди сотни других подписей, были выработаны различные стили граффити. Помимо стиля, граффитисты экспериментировали в области цвета и размера стенной живописи, в результате чего в дополнение к подписям появились также картины, включающие не только слова, но и изображения различных персонажей. В результате росписи нью-йоркского метрополитена заявили новое направление в современном искусстве и молодежной культуре. Производство граффити превратилось в ремесло с известным набором форм и установленными правилами.
В граффити подростково-молодежных субкультур большую роль играет символика. Основой фанских граффити является эмблема футбольной команды, используемая и в качестве символа поддержки данной команды, и в качестве своеобразного герба группировки ее болельщиков. В музыкальные граффити входят тексты песен и цитаты из них, разукрашенные названия музыкальных групп и имена певцов, высказывания по их поводу и даже обращения к ним. Граффити молодежных социальных течений включают символику и слоганы хиппи, панков, фашистов, скинхедов, и других молодежных субкультур с четкой идеологической позицией.
Мнение, что подростки разрисовывают стены, парты и вагоны «от нечего делать» или в силу невоспитанности и неразвитости, может сложиться лишь при поверхностном знакомстве с этим распространенным в наше время явлением. Конечно, нехорошо пачкать стенки, писать и рисовать скабрезности, портить школьное и городское имущество. Но мы должны отчетливо понимать, каковы побудительные причины, заставляющие наших детей и учеников браться за мел, маркер и спрей. Причин же этих несколько, и все они прямо связаны с особенностями подростковой психологии и современной массовой молодежной культуры.
Другая важная функция граффити связана с потребностью подростка в самовыражении. А поскольку человек вообще и подросток в особенности осознает себя, с одной стороны, как неповторимую индивидуальность, а с другой стороны, как члена некоего сообщества или нескольких сообществ, существуют и различные виды граффити:
— представляющие автора как члена данной субкультуры, манифестируют свое идеологическое credo, включающее его в конкретное или предполагаемое сообщество единомышленников. Естественно, что именно надписи такого типа чаще других сопровождаются эмблематикой. Внутренняя логика их проста: написав на доме одно слово PRODIGY, автор этим как бы свидетельствует перед самим собой, перед своими друзьями и врагами, перед всем городом и всем миром свою приверженность этой группе, данному музыкальному направлению, принадлежность к определенной группе;
— выражающее индивидуальные ценности, характеризующие автора как носителя личностных характеристик, как индивидуума. Это и надписи, так или иначе выражающие авторское настроение (Всё дерьмо! ), чувства (Лена, я тебя люблю!), оценку кого-либо или самооценку и т. д. Кроме того, к этому же типу принадлежат все частные послания, авторские стихотворения, индивидуальные автографы-мемории (Здесь был. ), многие из шуточных надписей.
Таким образом, современные граффити, утрачивая значение протеста, альтернативности официальной культуре, становятся универсальным языком общения. Всякое начертанное слово (изображение) интерпретируется как ждущая ответа реплика, а совокупность городских плоскостей превращается в сплошное эпистолярное пространство подростковой культуры.
Не знаю, не знаю. Вроде бы все так правильно и интересно, но все-таки так и хочется возразить.
Комментировать: |
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
| ||||
|