что такое квантовое поле человека
Квантовое поле. Новая реальность. Часть 1
Цикл статей о квантовом поле и сотворении своей жизни через квантовое поле.
Это первая статья цикла.
Если бы вы знали, (а вернее осозновали), что вы каждый день и каждую секунду создаете свое будущее и это будущее неминуемо воплощается в реальность, то чтобы вы делали, как бы себя вели, о чем думали?
А ведь именно так все и происходит.
Каждым своим состоянием, чувством и мыслью, поступком мы создаем свое настоящее и будущее.
Человек за день думает от 60 до 70 тысяч мыслей. Из этих 60-70 тысяч мыслей, которые приходят вам в голову каждый день, 90% являются теми же самыми мыслями, которые вы думали днём, неделей, месяцем, годом раньше. А одни и те же мысли всегда приводят вас к одним и тем же вариантам выбора.
Одни и те же варианты выбора всегда приводят к одним и тем же поступкам. Одни и те же поступки создают одни и те же переживания, а одни и те же переживания создают одни и те же эмоции, и все эти уже знакомые ощущения и эмоции будут воспроизводить всё те же самые мысли.
Замкнутый круг?
А если еще добавить, что все это активирует одни и те же нейронные связи и одни и те же гены, то изменениям здесь нет места.
Ваши мысли, чувства, поступки создают одну и ту же вашу личную реальность!
И так каждый день, вы создаете и укрепляете свою реальность именно в таком виде, в котором она существует сейчас.
Наши мысли, чувства и поступки создают нашу личность, которая полностью формируется к 30-35 годам. И к этому времени мы на 90% состоим из шаблонных мыслей, автоматических действий и решений. Мы не думаем долго над принятием решения. Чаще всего оно принимается автоматически, на основе старых шаблонов. (И даже колебаться неделями при принятии решения-это тоже ваш шаблон). И когда вы приняли решение на этой основе, вы думаете: «Все верно, я это чувствую!».
Когда есть возможность принять решение не стандартно, то начинается внутри сомнение «Что-то здесь не так! Я это чувствую!». Конечно, вы это чувствуете. В новом решении другие мысли и эмоции и часто будущее и результат этого не известен. В решение по старому принципу, по шаблону результат заранее известен и предсказуем. Ведь все как всегда! В результате решения мало что меняется! И тогда здесь включается «Не судьба. Это не для меня и т.д.».
Все для вас! Все для вас есть в квантовом поле! Все возможности, все перспективы, все варианты будущего. Надо научиться входить в него и брать их.
Чтобы реально что-то изменить в своей жизни- надо перестать быть тем человеком, который был, жил и сотворил ту реальность, которая не устраивает сейчас.
Большинство людей пытаются создавать новую личную реальность в рамках той же самой личности – а это невозможно.
Квантовое поле, другие измерения.
В последние годы среди мистически настроенных мошенников и честных, но малообразованных людей, всё нарастающую популярность приобретают наукообразные термины. Такие как переход в другое измерение, информационно-волновые технологии, полевые структуры, всевозможные поля – информационные, торсионные и прочие.
Новейшее веяние – квантовое поле. Пишут о нём неумные малограмотные люди, у которых каша в голове. Они не имеют ни малейшего понятия о квантовой теории поля, но при этом пишут о квантовом поле. Пишут всякую ахинею. Ведь они даже о классических полях ничего толком не знают, не говоря уже о квантованных полях.
Приведу несколько примеров этого идиотизма.
Маразм 1. «Душа – летописец, который ведёт список завершенных и незавершенных дел каждого человека в Божественном разуме, этой вездесущей субстанции, которую древние называли «хрониками Акаши» и которая на самом деле есть пространство. Сегодня вместо этого термина мы используем гораздо более сложный – квантовое поле. Это духовное наименование Божественного разума».
Из соображений «политкорректности» ссылку не дам, но любознательный читатель с помощью Google или другой системы поиска найдёт все интересующие его ссылки самостоятельно.
А неучи физики даже не подозревали, что квантовая теория поля имеет дело с божественным разумом!
Маразм 2. «То, что называется «потоком ци» (а физики, возможно, называли бы «универсальным потоком энергии» или «квантовым полем»), не имеет ни начала, ни конца».
Ещё один сюрприз для физиков! Оказывается, квантовая теория поля изучает ци!
Маразм 3. «Квантовое поле — это просто другое название поля чистого сознания и чистой потенциальности».
Маразм крепчал. Оказывается, квантовая теория поля изучает не только ци, но и чистое сознание, а также и чистую потенциальность! Господа маразматики, вы знаете, что такое потенциальность? А что такое чистая потенциальность? Чем она отличается от грязной потенциальности?
Маразм 4. «Система человека тело/разум – выражение того же квантового поля»
Эта авторша, не имеющая никакого понятия о квантовании поля, договорилась до связи квантованного поля – математического объекта – с придуманной ею системой тело/разум! Да ещё наплела чепухи о принципе неопределённости, о котором у неё тоже нет ни малейшего понятия. Вероятно, она даже не знает, кто такой Вернер Гейзенберг, чьим именем назван принцип неопределённости.
Квантование поля – это математическая операция, поэтому она никак не затрагивает реальное поле. Квантованное поле – это математический, а не реальный объект. Сейчас вместо слов «квантованное поле» иногда говорят «квантовое поле», но суть от этого не меняется. Это всего лишь абстракция, математический способ описания реального поля.
И вот некие придурки заявляют, что этот математический объект, оказывается, является Божественным разумом, полем чистого сознания и чистой потенциальности. Сами они понимают, что говорят?
Раньше мне было смешно читать упомянутую выше белиберду, а теперь становится не до смеха, поскольку эта зараза разрослась настолько, что употреблять маразматические словечки начали даже некоторые уважаемые мною люди с гуманитарным образованием. Обычно они делают это в связи с экстрасенсорными способностями и прочими чудесами. «Попала в другое измерение», – пишет иная писательница, не понимая, что это выражение глупо.
Вот и появилось у меня желание хотя бы немного просветить таких уважаемых людей в предельно понятной форме.
Многомерные пространства заинтересовали физиков приблизительно в начале двадцатого века. Например, в памятном нам 1917 году известный физик Пауль Эренфест выпустил статью, в которой обратил внимание на тот факт, что в четырехмерном пространстве орбиты планет неустойчивы. Я говорю только о пространственных измерениях, а не о времени.
Даже если бы планеты каким-то чудом образовались вокруг звезды в четырехмерном пространстве, они быстро упали бы не неё.
Кстати недавно математические физики Соединённого Королевства доказали, что в пространстве размерности пять и более черные дыры тоже нестабильны.
Наше пространство трёхмерное! И никаких других измерений больше нет, кроме свёрнутых, о которых речь пойдёт ниже.
Через пару лет Теодор Калуца попытался объединить в единой теории электромагнитные и гравитационные силы. Для этого он ввёл пятое измерение в дополнение к трём пространственным и одному временному измерению. Это пятое измерение было чисто формальным, без всякого физического смысла. Но впоследствии это пятое измерение пытались интерпретировать как «свёрнутое» или «свернувшееся».
В наше время теоретики ломают мозги над суперструнами, в которых много свёрнутых измерений. Свёрнутые измерения могут существовать лишь в ничтожно малых объёмах, в которых жизнь невозможна. Там не поместятся даже вирусы.
Все эти теории имеют сложный математический аппарат, разобраться в котором не каждый способен.
Кстати, математики – это такие странные люди, которые порой измышляют чудовищные вещи.
Например, вы можете представить себе пространство, в котором расстояние от точки А до точки Б не равно обратному расстоянию от точки Б до точки А? Такое хитрое пространство может выдумать только математик.
Эти чудики уже навыдумывали столько всякой несуразицы, что сам чёрт мозги сломит.
Конечно, современная физика не может объяснить некоторые чудеса. Не помогает даже мудрёная математика.
Поэтому простор для фантазии у писателей и мошенников остаётся огромный. Но нельзя же дурить малограмотных людей терминами, смысла которых сам не понимаешь.
Душу надо называть душой, а не информационной матрицей, полевой структурой или другими псевдонаучными кличками. Употребляйте не наукообразные, а нормальные термины – «тонкий мир», «потусторонний мир», «мир духов», «тот свет».
С чисто математической точки зрения параллельные пространства могут существовать, причём размерность их может быть любой. Если пространства одномерные, то это параллельные прямые. Если пространства двумерные, то это параллельные плоскости. Но жизнь ни в линии, ни в плоскости невозможна.
Параллельные пространства могут быть четырёхмерными, пятимерными и так далее. Но жизнь в таких пространствах тоже невозможна, как показывают несложные физические расчёты.
Остаётся только один вариант – трёхмерные пространства. Теоретически возможен переход из одного трёхмерного мира (пространства) в другой мир, тоже трёхмерный.
Теперь о «переходе в другое измерение».
Предположим, в нашем трёхмерном пространстве есть плоскость, в которой живут странные существа плоскатики.
Если плоскатик выйдет из своей плоскости, означает ли это, что он вышел в другое измерение? Он как был в нашем трёхмерном пространстве, так и остался.
По аналогии можно сказать, что если кроме наших трёх измерений существуют другие измерения, то мы находимся в этом многомерном пространстве, хотя ограничены рамками своего трёхмерного пространства.
Если даже существует четвёртое пространственное измерение, то находящиеся в таком четырёхмерном мире трёхмерные миры должны быть изолированы друг от друга, поскольку, как уже говорилось выше, жизнь в четырёхмерном мире невозможна.
Подобные миры называются бранами в М-теории.
Брана – это объект меньшей размерности, чем размерность пространства, в котором он находится.
Но М-теория создана для описания микромира. А параллельные миры могут существовать и в макромире. Например, наша Вселенная может иметь четыре пространственных измерения или больше, но находящиеся в ней миры должны быть трёхмерными, иначе в них не будет никакой жизни.
Вероятно, иногда происходят переходы из одного трёхмерного параллельного мира в другой. Тогда происходят те самые чудеса, которые невозможно объяснить другим способом.
Люди и вещи пропадают, а из параллельного мира к нам являются неведомые нам люди или знакомые, которые попали в параллельный мир несколько часов или лет назад, а потом случайно вернулись.
Коммуникация с квантовым полем происходит главным
Осознанное намерение нуждается в энергетической подпитке, в катализаторе — и таким катализатором выступают приятные эмоции. Сердце и разум действуют сообща. Чувства и эмоции объединены в состояние бытия. И если наше состояние может за 2 минуты свернуть и развернуть нити ДНК, то это многое говорит о человеческой способности создавать реальность.
Коммуникация с квантовым полем происходит главным образом через мысли и чувства. Поскольку наши мысли сами являются энергией (электрические импульсы мозга легко измерить такими приборами, как энцефалограф), именно они являются важнейшим каналом, по которому мы передаем сигналы квантовому полю.
Джо Диспенза: Нужно и чувствовать себя так, словно то, чего мы хотим, уже присутствует в нашей жизни
Мысли и чувства воздействуют на ДНК
Квантовое созидание: благодарите прежде, чем получите результат
Мы получаем то, что отправляем
Чуть позже я объясню, как это работает, а пока мне хочется рассказать вам об одном удивительном исследовании, которое доказывает влияние наших мыслей и чувств на материю.
Мысли и чувства воздействуют на ДНК
Доктор Глен Рейн, специалист по клеточной биологии, решил проверить способность целителей воздействовать на биологическую систему. Так как молекула ДНК более стабильна, чем клетки или бактериальные культуры, было решено, что целители должны взаимодействовать с пробирками, содержащими ДНК.
Опыт проводился в калифорнийском центре «Математика сердца». На счету его специалистов уже было множество уникальных исследований, в том числе в области физиологии эмоций и взаимодействия сердца и мозга. Им удалось проследить связь между эмоциональным состоянием человека и сердечным ритмом. Так, отрицательные эмоции (например, гнев или страх) нарушают сердечный ритм, а положительные (любовь или радость), напротив, делают его очень четким. Специалисты из «Математики сердца» назвали такой ритмический рисунок сердечной слаженностью.
Доктор Рейн сначала исследовал группу из 10 участников, которые в совершенстве владели техниками достижения сердечной слаженности, разработанными в центре. С помощью этих техник испытуемые вызывали в себе сильные положительные чувства (например, любовь и благодарность), а затем в течение двух минут держали в руках пробирки с образцами ДНК в дистиллированной воде. При анализе этих образцов никаких статистически значимых изменений выявлено не было.
Специально обученные участники из второй группы проделывали то же самое, но с небольшим дополнением: они не просто создавали позитивные эмоции (чувства) любви и благодарности, но одновременно удерживали в голове намерение (мысль), которое заключалось в сворачивании либо развертывании нитей ДНК. На этот раз анализ показал статистически значимые изменения конформации (формы) молекул ДНК. В некоторых случаях нить ДНК оказывалась свернутой или развернутой на целых 25 %!
Участники из третьей группы, также прошедшие специальный тренинг, удерживали четкое намерение изменить ДНК, однако получили указание не приводить себя в благоприятное эмоциональное состояние. Иными словами, они пытались воздействовать на материю исключительно силой мысли (намерения). Результат? Нулевой!
Позитивное эмоциональное состояние, в котором пребывали участники первой группы, само по себе не влияло на ДНК. Не подкрепленное эмоциями твердое намерение участников второй группы также не произвело эффекта. Желаемый результат был достигнут, лишь когда субъекты удерживали в мыслях четкие цели и подкрепляли их положительными эмоциями.
Осознанное намерение нуждается в энергетической подпитке, в катализаторе — и таким катализатором выступают приятные эмоции. Сердце и разум действуют сообща. Чувства и эмоции объединены в состояние бытия. И если наше состояние может за 2 минуты свернуть и развернуть нити ДНК, то это многое говорит о человеческой способности создавать реальность.
Эксперимент доктора Рейна доказывает, что квантовое поле не реагирует на наши желания — чисто эмоциональные запросы. Не реагирует оно и на наши цели, т. е. мысли. Квантовое поле откликается лишь тогда, когда мысли и эмоции согласованы друг с другом, а значит, передают один и тот же сигнал. Когда положительная эмоция, испытываемая от всего сердца, накладывается на четко сформулированное осознанное намерение, квантовое поле получает сигнал, на который последуют поистине поразительные ответы.
Квантовое поле реагирует не на наши желания, а на наше состояние бытия.
Квантовое созидание: благодарите прежде, чем получите результат
Для получения желаемого результата надо привести мысли в соответствие с чувствами, а затем перестать заботиться о конкретных деталях его достижения. Это прыжок в неизвестность, и, чтобы вместо однообразных, предсказуемых результатов наша жизнь наполнилась радостью новых ощущений и квантовых сюрпризов, мы должны его совершить.
Но чтобы желания воплотились в реальность, нам потребуется еще один прыжок в неизвестность.
Когда вы обычно испытываете благодарность? Скорее всего вы ответите: «Я благодарен за мою семью, за то, что у меня есть дом, друзья, работа». Что объединяет все эти вещи? То, что они у вас уже есть.
Как правило, мы благодарны за то, что уже произошло или присутствует в нашей жизни. Нас с вами заставили считать, что нельзя радоваться без причины, испытывать благодарность без повода, чувствовать любовь без достаточных на то оснований. То есть наше внутреннее состояние зависит от внешних факторов — модель Ньютона в действии.
Новая же модель реальности требует от нас, квантовых созидателей, совершить внутренние изменения (на уровне мозга и тела, мыслей и ощущений), не дожидаясь, пока органы чувств зафиксируют какие-либо внешние изменения.
Можете ли вы быть благодарны за желаемое событие и радоваться ему еще до того, как оно произойдет? Можете ли вообразить будущую реальность настолько живо, чтобы погрузиться в нее уже сегодня?
В терминах квантового созидания: можете ли вы быть благодарны за то, что существует в квантовом поле в качестве потенциала, но пока не материализовалось? Если да, значит, вы вышли за рамки причинности (зависимости от внешних факторов для совершения внутренних изменений) и научились сами вызывать желаемые следствия (меняться изнутри и этим воздействовать на внешний мир).
Испытывая благодарность, мы сигнализируем полю, что то или иное событие уже произошло. Но только благодарность не должна оставаться на уровне мыслей.
Нужно и чувствовать себя так, словно то, чего мы хотим, уже присутствует в нашей жизни. В этом случае тело (которое воспринимает только чувства) уже сейчас испытает эмоциональное переживание будущего события.
Медитация Диспензы – как я тренировал шишковидную железу в “квантовом поле”
Всем привет! Меня зовут Артем, я автор Telegram-канала go2meditation о медитации, ментальных привычках и техниках. В своем эксперименте по медитациям я, конечно, не мог обойти вниманием техники Джо Диспенза. Мир поклонников этого автора стоит немного особняком по отношению к популярным видам медитации, но все же этот мир весьма разнообразен, ярок и игнорировать его было бы совсем неправильно.
Джо оказался достаточно плодовитым автором, он успел написать десяток книг, а количество курсов-аудиомедатаций на его сайте, по моему, приближается к сотне. Я размышлял что же выбрать: Generating Abundance (Создание изобилия) или The Pineal Gland: Tuning In to Higher Dimensions of Time and Space (Шишковидная железа: настройка на высшие измерения времени и пространства). С одной стороны изобилие никогда не помешает, но возможность настроиться “на высшие измерения времени и пространства” (пусть и заплатив на 10 баксов больше) меня тоже прельщала.
Я уже начал готовить свою шишковидную железу к тренировкам, но потом решил спросить совета у более опытных товарищей, в одном из чатов, где обитают ценители Диспензы.
Ох уж эти эзотерические чатики и группы! Нырнув в эту бездну я чудом вынырнул обратно, в нашу суровую реальность, параллельно приобретя “очень полезные знания” по ясновидению, шаманскому дыханию, хиропрактике и способам составления матрицы судьбы. Обитатели чата подсказали, что основная медитация автора содержится в книге Сила подсознания. С нее то я и начал свое многодневное путешествие по удивительному миру, придуманному Джо Диспенза.
Обложка книги Сила подсознания Джо Диспенза
Для начала давайте поговорим о самом авторе. Джо везде позиционирует себя как доктор, даже его сайт называется drjoedispenza.com.
Там же написано, что Диспенза также:
«…. является преподавателем Квантового университета в Гонолулу, Гавайи, институте холистических исследований Омега в Райнбеке, штат Нью-Йорк, и центра Йоги и Здоровья Крипалу в Стокбридже, штат Массачусетс, США. Он также приглашенный председатель исследовательского комитета университета Life в Атланте, штат Джорджия».
Наверное мало кто догадался прогуглить эти заведения, а я не поленился и могу сказать, что каждое из них заслуживает отдельного упоминания. Квантовый университет в Гонолулу основал гомеопат, акупунктурист и профессор интегративной (?) медицины и преподают там создание натуральной косметики и гомеопатию.
Скриншот с сайта университета
Институт холистических исследований Омега в Райнбеке, на самом деле является ретритным центром.
Скриншот страницы института с Википедии
Ну и Крипалу центр – это вовсе не научно-исследовательский университет, где люди в белых халатах ставят опыты, скорее там можно найти с десяток престарелых хиппи, которые вспоминают свою молодость, выкуривая косячок-другой (в штате Массачусетс полный легалайз, на всякий случай)
Скриншот официальной страницы Инстаграм центра
Теперь, когда вы лучше понимаете каким именно “доктором” является Диспенза, давайте поговорим о его книге и технике медитации. Когда я изучал “Силу подсознания”, то меня не покидала мысль, что я читаю новое произведение Вадима Зеланда, который немного подучил физику и нейробиологию.
“Все потенциальные события существуют в квантовом поле в виде бесчисленных возможностей. Когда мы настроим свое электромагнитное излучение на волну, уже присутствующую в квантовом поле, наше тело будет притянуто к желаемому событию, мы передвинемся на новую линию времени, или же искомое событие само найдет нас в новой реальности. Чтобы что-то изменить, думайте новыми мыслями о новых результатах.”
Сила подсознания. Джо Диспенза
“Немного подучил”, потому что в его повествовании есть, заметные невооруженным взглядом дыры. Например, док существенную часть книги объясняет поведение электронов, которые по его мнению могут меняться под воздействием внешнего наблюдение
“Физики сделали следующее открытие: субъект, наблюдающий за мельчайшими частицами атома (или проводящий их измерение), воздействует на поведение энергии и материи. Экспериментальным путем установлено, что электроны одновременно существуют в бесконечном множестве вероятных реальностей, находящихся в невидимом энергетическом поле. Однако каждый отдельно взятый электрон появляется только в тот момент, когда попадает в поле зрения наблюдателя. Иначе говоря, ни одна частица не может появиться в реальности (понимаемой в привычных для нас терминах пространства и времени), пока мы не обратим на нее внимания”.
Сила подсознания. Джо Диспенза
Если все сущее состоит из электронных облаков, а мы, своим вниманием, можем управлять этими облаками, значит мы (“квантовые созидатели” в терминологии Джо) можем материализовать из этих облаков то, что нам нужно. Хотелось бы, чтобы в нашем мире так работало, но почему-то у меня, даже после 2 недель медитаций по технике Диспензы так и не получалось материализовать свой ужин на пустой тарелке, приходилось все делать по старинке – чертова квантовая физика!
Вообще упоминание слова “квантовый” в книге превышает все допустимые пределы. Это понятно ведь такое умное слово сразу придает научный лоск любой фразе.
“человеческий разум способен материализовать электрон, то теоретически он может материализовать любую вероятность. А это значит, что в квантовом поле уже содержится реальность, в которой вы здоровы, богаты, счастливы и обладаете всеми качествами и способностями того идеального образа себя, что присутствует у вас мыслях.”
Сила подсознания. Джо Диспенза
Базовая техника медитации Диспенза рассчитана на 4 недели:
1 неделя – необходимо делать два вида медитации. Одна называется “Части тела”: вам необходимо называть часть тела и добавлять фразу “в пространстве…”. Как написано в пояснении “Именно такая формулировка инструкции вызвала функциональные изменения волнового рисунка мозгового излучения, которые тут же были зафиксированы энцефалографом.” Вторая техника называется “Прибывающая вода” нужно представлять как комната, где вы сидите, наполняется водой и ваше тело погружается в нее
2 неделя – распознавание. Необходимо распознать проблемы, эмоции, которые вас волнуют и передать их “высшему разуму” (чуть позже мы обсудим этот термин).
3 неделя – фиксация результата. Нужно следить за мыслями и эмоциями и стараться, чтобы они не могли вернуть вас к “прежнему Я”. На третьей недели мы учимся отделяться от старой программы, которая формировала вас как личность. Для этого нужно представлять себе различные ситуации и говорить “меняю” в тот момент, когда вы действуете в старой парадигме своих ценностей и представлений.
4 неделя – создание новой личности. Ощущайте себя идеальным собой и доведите это ощущение до полной реальности.
Я честно пытался использовать технику Джо на протяжении двух недель, но дальше продолжать не смог. Уж слишком большим противоречием во мне отзывался этот салат из нейробиологии, физики и эзотерике. Автор представляет свою книгу как научную публицистику, но не приводит ни одной ссылки на сколько нибудь значимые исследования своих гипотез. А когда даже кватновая физика не поспевает за рассуждениями писателя, то в произведении вдруг появляется Бог, чтобы:
“Самое большое заблуждение относительно человека заключается в том, что мы одномерны, ограничены рамками материальной реальности, лишены витальной энергии и отделены от Бога. Надеюсь, к этому моменту для вас уже очевидно, что на самом деле божественная энергия постоянно пребывает и в нас, и повсюду вокруг нас.”
Сила подсознания. Джо Диспенза
В целом идеи Диспензы можно упрощенно изложить в следующих тезисах: люди – программируемые роботы и живут в парадигме своих привычек, сформированных обществом. К счастью, т.к. весь мир состоит из энергетических полей, а мы можем на них влиять, можно изменить эти парадигмы. Для этого нужно осознать свои проблемы с помощью медитации и через квантовое поле передать пожелания “высшему разуму”, некой высшей силе, которая способна перепрограммировать просителя и изменить его жизнь в лучшую сторону. Подготовленные читатели смогут сами снять макароны с ушей, а вот на неокрепшие умы техники Диспензы могут оказать самое негативное влияние.
“Удерживайте четкое намерение достичь задуманного, но детали его исполнения оставьте непредсказуемому квантовому полю.”
Сила подсознания. Джо Диспенза
Медитируйте, визуализируйте – а все остальное за вас сделает высший разум – призывает автор. Такие утверждение мало того, что наносят репутационный урон медитативным практикам, которые никогда не предназначались для того, чтобы сделать практикующего богатым, харизматичным и поместить на обложку Forbes, но и просто откровенно вредны. Можно долго сидеть и ждать, когда “квантовое поле” и “высший разум” договорятся изменить вашу жизнь, а можно просто начать что-то делать самому. А будет это “квантовый скачок” или плавный рост зависит только от нас.
Психология | Psychology
8K постов 43.6K подписчик
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
— непроверенную и/или антинаучную информацию;
— информацию без доказательств.
огда я изучал “Силу подсознания”, то меня не покидала мысль, что я читаю новое произведение Вадима Зеланда, который немного подучил физику и нейробиологию.
Зеланд по образованию физик. Какой то хмырь из интернета будет учить физике физика.
о медитации, ментальных привычках и техниках.
Ментально привыкший к медитации техник.
Так что, автор, не стоит лазать на сосну за яблоками, не там вы ищите свою правду жизни, лучше смените направление, а то совсем во всём разочаруетесь. Грустно же.
Эта. сайентология тоже уже была и прошла, паря
Мозг в нирване: что нейробиология знает о просветлении и как его добиться без наркотиков
Чем больше говорят о медитации — тем меньше о ней становится известно. Дошло до того, что ее рассматривают как способ релаксации и снятия стресса. Наш редактор и ведущая канала «Настигло» Настя Травкина разбирается, что на самом деле имел в виду Будда и насколько его утверждения согласуются с научными данными. Ричард Дэвидсон — нейробиолог, психиатр и психолог, написавший самую полную на сегодняшний день книгу о нейроисследованиях медитативных практик — согласился прокомментировать для «Ножа» некоторые основополагающие положения буддизма с точки зрения наук о мозге.
Нейрофизиологическая природа буддийского страдания
В буддизме заваруха начинается с осознания того, что вся жизнь есть страдание. Этот факт называется Первой благородной истиной, это первый из четырех инсайтов Гаутамы, решившего хакнуть реальность.
Если перевести эту истину на более понятный нам сегодня язык, то мы увидим, что громким словом «страдание» называется свойство нашего мозга постоянно реагировать на стимулы окружающего мира.
И хотя традиционно здесь используют слово «страдание», по смыслу больше подходит неудовлетворенность или дискомфорт: такая смесь смутной тревожности, нехватки чего-то, стремление что-то заиметь, страх потерять то, что имеешь, — или не достичь того, к чему стремишься. Будда, кажется, был прав.
Ричард Дэвидсон: «Даже если бы мы удовлетворили все наши желания, мы всё еще не показали бы никакого продолжительного увеличения уровня счастья или благополучия. Научные исследования подтверждают это — как и созерцательные традиции Востока».
Не только мозг изменяет свою активность под воздействием внешних стимулов: от его работы зависит и работа всего организма. Например, в зависимости от соотношения активности в полушариях головного мозга вы будете более склонны испытывать положительные (при большей активности в левой префронтальной коре) или негативные эмоции (при большей активации в правой префронтальной коре).
Люди, склонные к зацикливанию на негативных эмоциях, часто имеют не только более активную правую сторону коры, но и недостаточное количество связей левой префронтальной коры с миндалиной, ответственной за дурные переживания.
То есть «веселая» префронтальная кора просто не может управлять активацией миндалины. А ведь именно миндалина отвечает за переживание стресса, выброс кортизола, адреналина — в общем, за то, что мы нервничаем, злимся, потеем и хотим дать в морду собеседнику или убежать и заплакать в углу. И чем хуже «веселая» кора связана с миндалиной, тем дольше после стрессового события она будет оставаться активной, делая из вас буку.
Почему буддисты говорят, что всё иллюзорно
Эмоциональные процессы в нашем организме существуют не просто так, не для того, чтобы мы их просто чувствовали. Это не божественный дар и не дьявольское проклятие, а комплексы биохимических и неврологических процессов, управляющих нашим поведением. Отвечающая за эмоции система мозга — более древняя, расположена глубже и развивалась в те времена, когда выживание человека было под куда большим вопросом, чем сегодня. Поэтому эта система и реагирует быстрее, чем кора (более «рассудочная»), и больше «любит» базовые стимулы, связанные с выживанием.
Главная задача эмоциональных реакций — сориентировать нас во внешнем мире, указав нам быстро и без долгой рефлексии на то, что хорошо и что плохо для организма, выживания и продолжения рода.
Кора больших полушарий, формирующая более сложные психические процессы, тоже активно реагирует на внешние стимулы. Избирательное внимание, которое мы намеренно обращаем на что-то, контролируется префронтальной корой. В ответ на привлекающие внимание события в ней возникает так называемая фазовая синхронизация — всплеск активности, синхронизированный с моментом обращения внимания на предмет. Образ внешнего мира создается в нашем сознании через разнообразие волн активности в различных зонах мозга.
Всё — от изображения и звуков до субъективных ощущений атмосферы места и восприятия себя в нем — не существует для нас само по себе, но только в процессе восприятия органов чувств, обработки информации мозгом и работы нейротрансмиттеров и гормонов.
Можно предположить, что именно это имеет в виду Будда, описывая мир, как иллюзию. Это утверждение кажется бессмыслицей до тех пор, пока мы не сошли с ума или хотя бы не заснули: ведь и безумец, и спящий переживают абсолютно реальные ощущения — и мы понимаем, что их миры иллюзорны только потому, что они отличаются от того, что видит большинство людей. Но принцип, по которому образ мира собран в сознании спящего, сумасшедшего и любого другого человека — один: это результат сложной работы организма, в том числе мозга. Говоря об иллюзорности мира с точки зрения нейрофизиологии, нужно понимать, что речь не столько о том, что весь мир это обман — а скорее от том, что природа нашего восприятия обусловлена способом восприятия. То есть значение имеет не только что мы воспринимаем, но и чем воспринимаем и как именно.
«Дхаммапада» — сборник высказываний Будды периода раннего буддизма — начинается с такой строки: «Всё, что мы собой представляем, — есть плод наших помыслов». Мы всё больше убеждаемся в том, что это не иносказание, а меткое замечание об особенностях работы нашего мозга.
Ричард Дэвидсон: «Я думаю, это глубокое интуитивное прозрение буддизма имеет как минимум косвенное отношение к современной нейронауке. В нашем опыте значение имеет не окружающая среда, а скорее восприятие этой среды. Целый спектр исследований показывает, что уровень „субъективного стресса“ надежнее предсказывает разнообразные телесные стрессовые реакции, чем измерения „объективного“ стресса. С этой точки зрения мысли и умственная активность определеют нашу реальность. Можно сказать, что данные современной нейронауки согласуются с буддистской концепцией пустоты и с тем, что объекты лишены своего действительного существования».
«Обуздавшие свой ум свободны от плена иллюзии», — просто и без всяких финтифлюшек сообщает Будда. Так просто, что даже не верится.
Почему причина страданий — желания
В жизни каждого из нас можно пронаблюдать драматический конфликт между особенностями работы нашего мозга и сознательными установками. Обычно в таких ситуациях мы говорим себе: «Я очень хочу, но не могу» или «Не знаю, зачем опять сделал это». Хотите принимать взвешенные решения, но когда приходит время — импульсивно совершаете необдуманные поступки? Хотите сосредоточиться на написании книги, но не можете заставить себя написать ни строчки? Знаете, что находитесь в безопасности, но не можете подавить тревожность? Примеров может быть сотня — и все они о том, что наш мозг работает оптимально для выживания нашего далекого предка, но не идеально для современных условий с его сложными социальными требованиями, часто противоречащими нашим естественным желаниям. Не говоря уже об этических задачах, непостижимых для нашего организма.
Основная проблема этого конфликта в том, что нам крайне трудно противиться стремлениям, которые формируются работой нашего организма.
Все базовые драйвы можно разбить на два крупных вида: стремление к чему-либо (приносящему приятные переживания) и стремление от чего-либо (приносящего неприятные переживания). Многие наши поступки обусловлены одним из этих двух базовых для всех живых существ драйвов, и львиную часть из них мы даже не осознаем. Неудивительно, что иногда мы вдруг находим себя в середине ситуации, в которой по здравом размышлении мы не хотели бы оказаться, или даже живущими совсем какой-то не такой жизнью, которую мы для себя видели. Но обычно это осознание быстро проходит в вихре новых ощущений и реакций нашего тела.
Ричард Дэвидсон: «На нейрофизиологическом уровне активность нашего мозга постоянно модулируется чувствами привязанности и отвращения. Мы хотим того, чего не можем иметь, и избегаем того, что может причинять нам боль. Это базовые принципы работы мозга. Нужна тренировка, чтобы развить способности изменять наши отношения с привязанностью и отторжением. Она может изменить мозг».
Если бы мы дали этому осознанию немного времени, то мы бы вслед за принцем Гаутамой постигли вторую основополагающую истину буддизма: о том, что причина страданий из Первой благородной истины — непреодолимое стремление. Именно эти драйвы лежат в основе большинства совершаемых нами поступков. Наша жизнь состоит из стремления к удовольствию и избегания боли на всех уровнях: от самых базовых потребностей вроде еды, крова и желания остановить какую-либо физическую боль до таких сложных желаний, как признание обществом, преданный партнер и избегание горя разлуки или боли одиночества.
Что значит «избавиться от привязанностей»
Третья благородная истина, до которой додумался Будда две с половиной тысячи лет назад, — что можно прекратить этот постоянный дискомфорт, который всё время вынуждает нас действовать, лишь бы перестать его ощущать. И сегодня мы можем согласиться с этим, указав на научные доказательства.
Задачу «освобождения от привязанностей» часто понимают как полное прекращение всяких желаний и стремлений или, более того, как отказ от семьи и вообще всего того, что можно определить отношениями привязанности — любви, дружбы, заботы. Это кажется не только невозможным: сама задача очевидно противоречит нашим ценностям и всякому смыслу в жизни. В чем прок превратиться в кусок бревна, который ничего не хочет и ни к чему не стремится?
Такое понимание задачи освобождения неверно: мы не хотим избавиться от желаний, но при этом хотим быть свободными в своем принятии решений от них (тем более они часто вызваны просто-напросто не оптимальной работой нашего мозга или его неприспособленностью к окружающим нас современным условиям).
Освобождение возможно при двух условиях. Если нам удастся, во-первых, осознавать причины наших переживаний и стремлений. Тогда мы сможем отделить стимулы от вызванной ими субъективной реакции и от того поступка, который закономерно может последовать за ней. Например, мы можем отделить стресс, вызванный сдачей проекта на работе, от раздражения на разбросанные по квартире вещи нашего выходного в этот день партнера — и от, казалось бы, закономерного скандала с обвинениями его во всех смертных грехах.
В ситуации, когда мы не осознаем причин своих состояний, эта триада «стресс — раздражение — скандал» кажется естественной и неразрывной. Когда мы умеем отделять мух от котлет, мы можем работать с каждой из единиц триады отдельно: принять ванну и расслабиться, чтобы снять стресс; оставить вещи партнера на его совести, вспомнив, что он сегодня отдыхает; наладить коммуникацию, поделившись друг с другом переживаниями за день, в том числе рассказать о стрессе и раздражении (и посмеяться над тем, как хорошо снимает теплая ванная желание кого-нибудь уничтожить).
Во-вторых, нам нужно оптимизировать работу нашего мозга. Приглушить чрезмерную активность, увеличить недостаточную, наладить связи между разными частями мозга. Удивительно, мы можем это сделать, проанализировав свои основные проблемы и используя принцип нейропластичности.
Ричард Дэвидсон: «„Свобода от привязанностей“ не подразумевает лишения всех эмоций, как будто мы зомби. Как раз наоборот. Величайшие из живущих мастеров буддизма — например, Его Святейшество Далай-лама и Мингьюр Ринпоче — оба живут очень богатой эмоциональной жизнью. Они переживают эмоции всё время, и это видно. Но однако они не длятся неподобающе долго, потому что в них мало — или вовсе нет — привязанности. Именно привязанность заставляет эмоции длиться, даже когда они уже бесполезны, — и именно это их свойство оказывается ловушкой, а не сами переживания. В нейропсихологической литературе можно найти много неопределенных намеков на то, что пониженная привязанность связана с изменением характера соединений некоторых частей мозга — таких, при которых эмоции не могут больше „взламывать“ ключевые структуры мозга. Но с притуплением эмоциональных центров это никак не связано».
В чем заключается практика
На сегодняшний момент доподлинно известно, что мозг пластичен. Он отзывается на новый опыт изменением своей структуры и способа работы. Всякое новое впечатление, новое усилие, освоение нового навыка или изменение привычных паттернов поведения — всё это физически сказывается на том, что собой представляет наш мозг.
Предположим, что теперь нам ясно, что всё это время мы испытывали постоянный дискомфорт нашего неуправляемого ума, а не жили богатой духовной жизнью — и хотим разобраться и заставить мозг работать на нас. Первое, что может прийти в голову, — это фармакология: мы наконец умеем лечить «душевные недуги» с помощью психиатров, наверное, можно оптимизировать работу мозга с помощью препаратов?
Возможно, за фармакологией будущее, но сегодня всё выглядит не так радужно. Подумайте только, что большинство психиатров, назначая препараты, даже не исследуют мозг, как исследуют врачи других специальностей находящиеся в их компетенции органы.
Редкие психиатры особо развитых стран отправляют людей на сканирование мозга. Мы всё еще подбираем таблетки методом проб и ошибок, не в силах точно сказать, что именно нарушено в мозге, который мы лечим. Иногда лекарства могут быть назначены неправильно и не принести пользы, а иногда даже причинить ущерб. И это в тех случаях, когда психиатр лечит человека, который очевидно нездоров, а его симптомы могут прямо указывать на ту зону мозга, в которой произошел сбой. Что уж говорить о том, чтобы таким методом попытаться оптимизировать здоровый мозг! Но самая главная проблема медикаментов — временность: их эффект есть, пока работает действующее вещество препарата. А потом — фьють — и нет никакого эффекта. То же самое — с наркотическими экспериментами. Единственный эффект, который после любительского употребления может не испариться просто так, — это нарушения в работе мозга.
Одним из важных методов просветления Будда называл «срединный путь» — умеренную жизнь, в которой радость и удовольствия находятся в балансе с аскезой и сдержанностью. Это базовое условие находит отражение в психиатрии.
К любым медикаментам для коррекции расстройства вам назначат особый режим: высыпаться, ложиться спать в одно и то же время, не употреблять психоактивных веществ и быть крайне осторожным с легальными стимуляторами вроде алкоголя, кофе и сигарет, хорошо умеренно питаться и не голодать, гулять на свежем воздухе, общаться со значимыми людьми — это и есть путь умеренности. Когда вы контролируете интенсивность внешних стимулов, вы опосредованно контролируете активность вашего мозга. Сравните свое эмоциональное состояние в уикенд с двумя вечеринками подряд, психоактивными веществами и отсутствием сна — с выходными, в которые вы выспались, умеренно позанимались спортом, наелись печеного брокколи и встретились со своими творческими коллегами, чтобы вместе придумать план ваших проектов на будущий год.
Обязательная практика для достижения свободы — медитация. О способах медитации существует богатая литература, и эту тему не удастся раскрыть в рамках этой обзорной статьи.
Техники и школы медитации могут различаться, но конечная задача практики — помочь нам осознать, что все явления нашего ума (эмоции, мысли, образы, ощущения) возникают в субъективном пространстве психики под влиянием внешних по отношению к ней процессов (будь то окружающий мир или процессы тела).
Наблюдая за этим, мы учимся понимать, какой внешний стимул вызвал то или иное событие «внутреннего мира», а затем — не реагировать на это изменение автоматически, а пронаблюдать, как оно пропадает само по себе и без нашей помощи: организм всегда стремится к гомеостазу. Именно это умение приносит нам свободу выбирать, к чему стремиться и как поступать. В «Дхаммападе» сказано: «Бдительность — путь свободы», — и вообще на всякий лад повторяется идея необходимости выслеживать, сторожить и стеречь свой ум, чтобы в него и муха не залетела без нашего ведома. Потому что кто-кто, а он действительно способен раздуть из нее целого динозавра.
Психиатр и специалист по зависимостям Жадсон Брюер построил систему работы с никотиновой зависимостью, основанную на таком наблюдении за возникновением и развитием желания закурить, при котором участники его занятий разотождествляют себя с дискомфортом зависимости от никотина. Его метод показал вдвое большую эффективность, чем программа американских пульмонологов, предполагающая расслабление и отвлечение от мыслей о курении. Во многом это связано как раз с тем, что Брюер не предлагает бежать от этих ощущений, пока они вас не захватят, — а осознавать их.
В восточной традиции есть красивый образ, описывающий «истинную природу» человеческого сознания: оно уподобляется запыленному зеркалу или испещренной рябью водной глади озера. Пыль и рябь — это впечатления. Пыль можно стереть, ветер может утихнуть. И тогда станет видно, что истинная природа сознания — гладкая спокойная поверхность, точно отражающая мир. Этот образ тоже имеет нейрофизиологическую трактовку.
Ричард Дэвидсон: «Да, эта картина вполне имеет смысл с точки зрения науки. Мы можем подумать о пыли и волнах как об эмоциях, которые разрывают, окрашивают и искажают наше восприятие и мысли. Научные данные показывают, что при ощущении угрозы у большинства людей активируется миндалина, которая в свою очередь модулирует или искажает на ранних стадиях обработку сенсорной информации в коре головного мозга. Вот так и происходит процесс превращения эмоций в рябь и пыль, замутняющих наш разум».
Медитация меняет мозг
Пока что медитация изучена плохо, хотя к ней и обратился в последнее время интерес ученого сообщества. Основная проблема исследований до последнего времени была в том, что сами ученые совершенно не разбирались в видах, техниках и задачах медитации, не учитывали профессионализм практикующих и сколько лет жизни они потратили на нее: пять или сорок пять. Дэниел Гоулман и Ричард Дэвидсон собрали в своей книге «Измененные черты характера» весь корпус исследований по медитации, разоблачив многие как некорректные и рассказав о редких убедительных экспериментах, в том числе собственные исследования мозга опытных монахов.
Самые интересные исследования показывают, что во время медитации опытного практикующего (например, Мингьюру Ринпоче насчитали 62 000 часов за жизнь) на ЭЭГ-графике вспыхивает высокая активность; функциональная МРТ демонстрирует возрастание активности некоторых зон мозга до 800 %; а на сканерах МРТ с высоким разрешением видно, что мозг 40-летнего монаха соответствует по объему серого вещества 33 годам.
Однако удивительно не то, что во время процесса медитации активность мозга меняется — а то, что опытные медитирующие показывают резко отличающуюся активность гамма-волн мозга от контрольных групп не медитирующих людей и вне состояния медитации. Существует четыре основных типа ЭЭГ-волн. Медленные дельта-волны возникают в основном во время глубокого сна. Тета-волны, чуть быстрее, возникают, когда мы клюем носом. Альфа-волны — когда мы практически не думаем и расслаблены. Бета-волны, быстрые волны, отражают активное мышление или концентрацию.
Гамма-волны — самые быстрые из всех, они возникают, когда разные области мозга активируются одновременно. Это происходит в моменты прозрения, когда различные элементы складываются в единую картину.
Гамма-вспышка происходит, когда вы разгадываете ребус, загадку или внезапно придумываете таблицу периодических элементов. Такая же вспышка гамма-активности происходит у Марселя Пруста, когда он пробует печенье, напоминающее ему детство, и со всех уголков ассоциативной памяти на него валятся воспоминания о запахе дома, о цвете волос возлюбленной и об ощущении ветра на щеках, которые так волновали его в те годы.
Амплитуда гамма-волн в мозгу йогинов оказалась в 25 раз выше даже в спокойном состоянии по сравнению с обычными людьми. Это мало что объясняет, но показывает нейрофизиологическое соответствие тому состоянию, которое описывают практикующие: открытое осознавание всех явлений внешнего и внутреннего мира одновременно, без привязанности и отторжения, безусильное, расслабленное и бдительное одновременно. Обнаружилось, что это состояние мозга можно было пронаблюдать даже во время сна практикующих, хотя, вообще-то, присутствие гамма-осцилляций во время глубокого сна с точки зрения обычного мозга — дело невиданное.
Кроме того, опытные медитирующие продемонстрировали беспрецедентное умение «переключать» активность своего мозга по команде экспериментаторов и показали различие в активности и связях в «дефолтной системе», ответственной за нашу зацикленность на мыслях о самих себе.
То, что эффекты медитации сохраняются в состоянии покоя, повседневной активности и даже сна, свидетельствует о том, что она способна по-настоящему трансформировать человеческий мозг — именно это свойство исследователи из команды Дэвидсона и назвали «измененными чертами»: после накопления определенного количества часов практики ее эффекты остаются с нами навсегда, изменяя наш мозг, личность и образ жизни.
Можно только вообразить себе, каково это — жить в постоянном состоянии инсайта и связанности всех элементов мира между собой, не проговаривая про себя кучу ненужных беспокойств о самом себе. А можно попробовать медитировать.