электрическое поле физика 8 класс

Электрическое поле физика 8 класс

Электрическое взаимодействие отличается от взаимодействия тел, изучаемого механикой, прежде всего тем, что заряженные тела взаимодействуют, находясь на некотором расстоянии друг от друга. Это взаимодействие наблюдается как в вещественной среде, так и в безвоздушном пространстве. Согласно утверждению английских учёных М. Фарадея и Д. Максвелла, в пространстве, в котором находится заряженное тело, существует электрическое поле. Посредством этого поля одно заряженное тело действует на другое.

%D1%81%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0 %D1%8D%D0%BB %D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8F

Электрическое поле материально, наряду с веществом оно представляет собой вид материи. Это означает, что электрическое поле реально, оно существует независимо от нас. Убедиться в реальности электрического поля заряженного тела можно, наблюдая его действие на другие тела.

Электрическая сила

Силу, с которой поле действует на внесённый в него электрический заряд, называют электрической силой. Предположим, что в электрическое поле, существующее вокруг некоторого заряженного тела, вносят электрический заряд. Значение силы, с которой это поле действует на заряд, зависит от расстояния между зарядами и от значения этих зарядов.

Одним из способов электризации тел является электризация через влияние. Предположим, что к шару электрометра поднесли, не касаясь его, отрицательно заряженную палочку. Электрическое поле этой палочки будет действовать на заряды, содержащиеся в электрометре. При этом свободные электроны будут отталкиваться и соберутся на конце стержня и на стрелке, отклонение стрелки покажет наличие заряда. На шаре электрометра при этом будет избыточный положительный заряд. Если палочку убрать, то стрелка электрометра вернётся в ноль.

%D1%8D%D0%BB %D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B0

Для того чтобы на электрометре остался заряд, его нужно заземлить, т.е. соединить с Землёй. Это можно сделать, если коснуться шара электрометра рукой. Тогда электроны, стремясь уйти как можно дальше, переместятся с электрометра в землю. Если теперь убрать руку и палочку, то стрелка покажет, что электрометр заряжен. На нём останется избыточный положительный заряд. Аналогично электрометр может приобрести отрицательный заряд, если поднести к нему положительно заряженную палочку. В этом случае при заземлении на электрометре будет избыток электронов.

Проводники и диэлектрики

В рассмотренном выше опыте электрические заряды перемещались по электрометру. По эбонитовой палочке они не перемещались, в противном случае при касании её рукой она бы разряжалась. Из этого следует, что существуют вещества, по которым заряды могут перемещаться, и вещества, по которым заряды не могут перемещаться.

%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA

Схема «Проводники и диэлектрики»

%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%B0

215

%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8 %D0%B8 %D0%B4%D0%B8%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8

Конспект урока «Электрическое поле. Проводники и диэлектрики».

Источник

Электрическое поле

Конспект по физике для 8 класса «Электрическое поле». ВЫ УЗНАЕТЕ: Что такое электрическое поле. Каковы основные свойства электрического поля. Как можно графически изобразить электрическое поле.

Электрическое поле

Многочисленные опыты по притяжению или отталкиванию заряженных тел свидетельствуют о том, что электрически заряженные тела взаимодействуют на расстоянии. Но остаётся неясным вопрос о том, как именно одно заряженное тело воздействует на другое.

ОКАЗЫВАЕТ ЛИ ВЛИЯНИЕ ВОЗДУХ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ЗАРЯДАМИ

Мы вправе задать вопрос: нет ли между заряженными телами какой-либо материальной связи, например невидимых нитей или элементов среды, посредством которых осуществляется взаимодействие? Может быть, здесь главную роль играет воздух, находящийся между заряженными телами? Для проверки обратимся к опыту. Поместим под колокол воздушного насоса заряженный электроскоп и выкачаем из-под него воздух. В безвоздушном пространстве лепестки электроскопа отталкиваются так же, как и в воздушной среде. Следовательно, воздух не является посредником, осуществляющим взаимодействие между заряженными телами.

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

Великий английский физик Майкл Фарадей впервые выдвинул идею, что электрически заряженные тела не действуют друг на друга непосредственно. Каждое из них создаёт в окружающем пространстве электрическое поле.

Понятие поля в современной физике занимает одно из центральных мест. Электрическое поле — это особый вид материи, оно непрерывно в пространстве и оказывает воздействие на другие заряды. По мере удаления от заряда, создающего поле, действие поля ослабевает.

Электрическое поле, как и электрический заряд, можно изучать через его взаимодействие с окружающими телами. Действие электрического поля можно обнаружить, если поместить в это поле какое-либо заряженное тело.

Окончательное развил идеи Фарадея и создал теорию электромагнитных явлений английский учёный Дж. Максвелл.

Идея прямого взаимодействия тел была впервые использована Ньютоном при формулировке закона всемирного тяготения. В учении об электричестве вначале также возникла теория прямого действия на расстоянии через пустоту (теория дальнодействия). Эксперименты подтвердили правильность гипотезы Фарадея, бывшего противником теории дальнодействия.

ПОНЯТИЕ ТОЧЕЧНОГО ЗАРЯДА

Мы уже знаем, что носителем элементарного заряда является электрон. Он входит в состав атомов, из которых построены тела.

Проведём аналогию с задачей о движении тела, для удобства описания которого мы вводили понятие точки и далее говорили о траектории точки, скорости точки и т. п. При изучении электрических явлений и их описании вводится понятие точечного заряда, т. е., говоря о взаимодействии заряженных тел, мы будем рассматривать взаимодействие точечных зарядов.

Итак, точечным зарядом называют заряженное тело, размерами которого можно пренебречь.

СИЛОВЫЕ ЛИНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ

Наши представления о свойствах электрического поля складываются на основе опытов по взаимодействию заряженных тел.

Главное свойство электрического поля — способность действовать на отдельные заряженные частицы (электроны, ионы, протоны) и на электрически заряженные тела с некоторой силой. Основные характеристики поля можно установить, изучив его действие на точечный (пробный) заряд.

Для наглядности электрическое поле принято изображать при помощи так называемых силовых линий.

Силовые линии поля точечного заряда начинаются на положительном заряде и выходят из него. При этом каждая силовая линия заканчивается на отрицательном заряде.

Изображение электрического поля при помощи силовых линий позволяет наглядно представить степень воздействия поля на заряд: чем гуще силовые у линии, тем сильнее поле действует на заряд.

Силовые линии электрического поля можно наблюдать на опыте. Если мелкие кусочки шерсти насыпать на стеклянную пластинку и поместить её над заряженным телом, то кусочки шерсти под действием электрического поля переориентируются. Они расположатся вдоль силовых линий электрического поля.

2019 10 29 18 12 34

Силовые линии нигде не пересекаются. Это показано на примере поля двух одноименных точечных зарядов и двух разноимённых.

Майкл Фарадей (1791—1867) — английский физик и химик, основоположник учения об электромагнитном поле.

Джеймс Клерк Максвелл (1831 — 1879) — английский физик, создатель классической электродинамики, один из основателей статистической физики.

Вы смотрели Конспект по физике для 8 класса «Электрическое поле».

Источник

Конспект урока по физике на тему «Электрическое поле» (8 класс)

0e88 00098467 491b1f44

Тема урока: Электрическое поле.

Цель урока: Создавать условия для:

формирование представлений об электрическом поле и его действии на тело; электрической силе и ее зависимости от расстояния между телами.

развития коммуникативной компетентности через умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

воспитания толерантности и сознательного отношения к учению.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний.

При изучении механики мы узнали, что действия одного тела на другое происходит непосредственно при взаимодействии тел, а в данном опыте не наблюдаем контакта, но наблюдаем движение.

Как же объяснить в этом случае взаимодействие тел?

Записываем опорные слова сила, взаимодействие.

Можно предположить о существовании вокруг заряженного тела пространство с особыми свойствами.

От чего зависит сила, с которой электрические тела взаимодействуют?

Как взаимодействуют? (учащиеся делают вывод: чем ближе расстояние между телами, тем сильнее силы взаимодействия и наоборот).

Учитель: изучением взаимодействия заряженных тел занимались многие ученые, но особый вклад внесли М. Фарадей и Д.Максвелл, О. Кулон. В результате чего было установлено, что всякое заряженное тело окружено особым свойством материи, которое называется электрическим полем.

Так что же это за пространство с особыми свойствами, посредствам которого осуществляется взаимодействие между заряженными телами?

Запись на доске. Электрическое поле.

На доске появляется опорный конспект.

hello html m433a91dd

Работа с учебником, со справочной литературой (учащиеся дают определение электрического поля, особенности электрического поля).

3. Систематизация знаний.

Учитель: сегодня на уроке мы познакомились с особым видом материи, которая существует независимо от нас и наших знаний о нем. И это называется электрическим полем, которое существует вокруг заряженного тела и поле одного заряда действует на поле другого заряда с некоторой силой и эту силу называют электрической силой (работа с опорным конспектом).

Работа в группах, за одну минуту вы должны найти решение задачи, которое вам будет предложена.

К-1. Как, используя электрическое поле около заряженной палочки, заставить кусочек ваты парить в воздухе?

К-2. Показать действие электрического поля с помощью подручного материала и дать объяснение.

А далее вам нужно оценить вашу работу на уроке. Предлагаются листки проверки знаний. Где вы должны ответить на вопросы. Затем вы дадите проверить ваши ответы товарищу по парте, где он уже выставит вам оценку.

4. Стадия рефлексии.

Лист для проверки знаний по теме: Электрическое поле

Фамилия, имя ученика:

Какие виды электрического заряда существуют?

Электризация тел происходит при

Источником электрического поля является:

а) только положительный электрический заряд;

б) только отрицательный электрический заряд;

в) всякое заряженное тело.

Силы, которые возникают между одноименными зарядами, называются силами

Лист проверил: ___________

Домашнее задание. Параграф 27 изучить текст, ответить на вопросы устно.

Источник

Презентация по физике на тему «Электрическое поле» (8 класс)

0e88 00098467 491b1f44

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Электрическое поле. Действие электрического поля на заряды»

Электрическое поле В пространстве вокруг электрического заряда существует электрическое поле. Электрическое поле можно изобразить графически с помощью силовых линий электрического поля, которые имеют направление. Электрическое поле Электрическое поле положительного заряда. отрицательного заряда. Электрическое поле двух разноименных зарядов Электрическое поле четырех электрических зарядов

Силовые линии электрического поля для графического изображения электрического поля; силовые линии поля начинаются на положительном (+) и заканчиваются на отрицательном (–) заряде;

Графическое изображение электрических полей Картина силового поля для системы из двух разноименных зарядов: Электрическое поле между двумя параллельными разноименно заряженными пластинами:

Линии напряженности электрического поля Воображаемые линии, касательные к которым в каждой точке совпадают с направлением напряженности электрического поля, называются силовыми линиями или линиями напряженности электрического поля.

Свойства силовых линий электрического поля Густота линий пропорциональна модулю напряженности. Силовые линии непрерывны. Начинаются на положительных зарядах и оканчиваются на отрицательных зарядах. Силовые линии не пересекаются.

Опытный факт Опыты доказывают, что заряженные тела взаимодействуют на расстоянии. Возникло предположение, что между телами находится некоторое вещество, посредством которого происходит взаимодействие.

Самым большим научным достижением Максвелла считается созданная им в 1860–65 гг. теория электромагнитного поля. Он сформулировал её в виде системы уравнений (уравнения Максвелла), описывающих основные закономерности электромагнитных явлений. Также Максвелл пришёл к выводу, что свет является электромагнитной волной и показал связь между оптическими и электромагнитными явлениями.

Основные труды Фарадея относятся к электричеству и магнетизму. В 1821 г. он создал первую модель электродвигателя. В течение последующих 10 лет Фарадей занимался исследованием связи между электрическими и магнитными явлениями. Используя огромный экспериментальный материал, он доказал тождественность известных тогда видов электричества: «животного», «магнитного», термоэлектричества, электричества, возникающего от трения, гальванического электричества.

Близкодействие и действие на расстоянии Дальнодействие: действие осуществляется без участия какого бы то ни было посредника и мгновенно передается от одного тела к другому. Близкодействие: всякое действие от одного тела к другому передается с конечной скоростью от точки к точке через среду, которую мы не наблюдаем.

Теория близкодействия (М.Фарадей,1791 – 1867) Неподвижный заряд, q1 Создает Действует на Электрическое поле, Электрическое поле, Е1 Е2 Действует на Создает Другой заряд, q2

Вокруг заряда существует эл. поле. Оно создаётся только эл. зарядом, существует в пространстве, окружающем заряд и неразрывно с ним связано. Электрический заряд и электрическое поле не могут существовать друг без друга. Эл. поле действует на внесённый в него электрический заряд с определённой силой.

Электрическое поле заряда действует с некоторой силой F эл на всякий другой заряд, помещенный в поле данного заряда. Сила с которой электрическое поле действует на внесенный в него заряд, называется электрической силой. Она направлена всегда вдоль силовых линий электрического поля. Действие электрического поля зависит от расстояния, чем меньше расстояние до заряда, образующего поле, тем сильней действие поля (тем больше электрическая сила).

Электрическое поле неподвижных зарядов называется электростатическим. Оно не меняется со временем.

Электрическое поле неподвижных зарядов называется электростатическим. Оно не меняется со временем. Характеристикой электрического поля является напряженность электрического поля. Напряжённость электрического поля на рисунке можно показать с помощью силовых линий.

Принцип суперпозиции полей: если в данной точке пространства различные заряженные частицы создают электрические поля, напряжённости которых: Е1, Е2, Е3, Е4 … то результирующая напряжённость равна

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

a loader

Номер материала: ДБ-186280

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

12ca 000988a9 e32712b1

placeholder

ФИПИ опубликовал демоверсии ОГЭ и ЕГЭ 2022

Время чтения: 1 минута

placeholder

Попова предложила изменить школьную программу по биологии

Время чтения: 1 минута

placeholder

Дополнительные занятия по изучению культуры чеченского народа появятся в школах Чечни

Время чтения: 1 минута

placeholder

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

placeholder

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

placeholder

Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект урока по физике 8 класс «Электроскоп. Электрическое поле»

0e88 00098467 491b1f44

«Электроскоп. Электрическое поле».

Образовательные: Познакомить детей с новыми приборами и их назначениями; дать понятие проводников и непроводников электричества; объяснить взаимодействие заряженных тел наличием электрического поля вокруг каждого из них.

Воспитательные: Воспитание дисциплинированности, аккуратности записи в тетради, внимательности; формирование научного мировоззрения.

Развивающие: Развитие умения правильно говорить, развитие памяти и мышления.

Тип урока: Комбинированный.

Методы: Фронтальный опрос, беседа, демонстрации.

Формируемые умения: Наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать.

Оборудование: Электроскоп, электрометр, стеклянная и эбонитовая палочки, кусок меха, бумага, гильза из фольги и штатив с лапкой.

Физ. минутка – 3 мин.

Д/З: §27, 28, письменно ответить на вопросы.

Отмечаю присутствующих. Ученики повторяют домашнее задание.

Что можно сказать про тело, если оно притягивает другие тела? Про, которое может притягивать другие тела, говорят, что оно наэлектризовано.

А что ещё говорят про тело, если оно наэлектризованное? Что телу сообщён электрический заряд.

Сколько тел может участвовать в электризации? В электризации может участвовать только два тела.

Можно ли передать электрический заряд от одного тела к другому, если да то каким образом? Электрический заряд можно передать от одного тела к другому прикосновением заряженного тела к не заряженному.

Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды одного рода? Тела, имеющие заряды одного рода, отталкиваются.

Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды разных родов? Тела, имеющие заряды одного рода, притягиваются.

Сколько родов электрических зарядов вы знаете? Существует только два рода зарядов.

Назовите их. Положительный и отрицательный.

Как означают заряды на схемах рисунках и чертежах? Положительным знаком «+», а отрицательным знаком «–».

Изучение нового материала

«Записываем название раздела. Записываем число и тему урока в рабочих тетрадях» (написаны на доске).

Один из учеников вызывается к демонстрационному столу для показа методов электризации тел. (На столе лежат эбонитовая и стеклянная палочка, кусок меха и бумага). Необходимо наэлектризовать палочки и передать заряды маленьким кусочкам бумаги. При выполнении делаем выводы и

записываем в тетрадях:

Эбонитовая палочка – «-» заряд.

Стеклянная палочка – «+» зяряд.

Ученик садится на место, а я продолжаю:

Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет. Запишите это определение в тетрадь

Электроскоп – простейший прибор для обнаружения электрических зарядов.

Электроскоп состоит из:

двух листочков из тонкой бумаги;

Рядом с ним стоит прибор, который называется электрометр. Это прибор тоже для обнаружения электрического заряда. Главное отличие, как вы думаете, в чем заключается? Вместо лепестков, используется легкая металлическая стрелочка, и есть шкала.

Электрометр – Это частный вид электроскопа, в нем вместо лепестков на металлическом стержне укреплена легкая металлическая стрелочка.

(Слабо натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электрометра).

Посмотрите, стрелочка электрометра отклонилась на некоторый угол.

(Сильнее натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электрометра, не разряжая его).

Посмотрите, стрелочка электрометра отклонилась на больший угол.

Отсюда можно сделать вывод, что по изменению угла стрелочки электрометра можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.

Сейчас я коснусь рукой электрометра. Давайте посмотрим, что произойдёт со стрелочкой. (Касаюсь рукой стержня электрометра). Посмотрите, стрелочка электрометра опустились, значит он разрядился. Так будет происходить с любым заряженным телом, которого мы прикоснёмся. Электрические заряды перейдут на наше тело и через него могут уйти в землю. Разрядится заряженное тело и в том случае, если соединить его с землёй металлическим предметом, например железной или медной проволокой.

Ребята, все вещества по способности проводить электрические заряды условно делятся на проводники и непроводники электричества. Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде – хорошие проводники. А к непроводникам электричества, или диэлектрикам, относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы). Тела, изготовленные из диэлектриков, называются изоляторами, от греческого слова и з о л я р о – уединять.

(Заряженной эбонитовой палочкой не прикасаюсь к стрежню электрометра, показываю, что стрелочка отклоняется).

Вопрос классу: Я ведь не прикасаясь в электрометру воздействую на стрелочку. Как вы думаете, что происходит? Электрический заряд взаимодействует на расстоянии и вокруг заряженного тела возникает электрическое поле. Это поле действует на стержень электрометра с определенной силой.

Закрепление полученных знаний.

Ребята, скажите пожалуйста, для чего предназначен электроскоп? Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет.

Назовите основные части электроскопа? Электроскоп состоит из: пластмассовой пробки; металлической оправы; металлического стержня; двух листочков из тонкой бумаги; двух стёкл.

Что можно сказать, глядя на изменение угла расхождения листочков электроскопа? По изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.

На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрический ток? Все вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества.

Как ещё назвать называют непроводники электричества? Диэлектрики.

Приведите примеры диэлектриков. Розетки, вилки, изолента…

Скажите, а как называют вещества, изготовленные из изоляторов? Вещества, изготовленные из изоляторов, называются диэлектриками.

Назовите вещества, которые относятся к проводникам? Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде.

Приведите примеры проводников. Железо, сталь, солёная вода.

Назовите вещества, которые относятся к непроводникам? К непроводникам электричества относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).

Подведение итогов урока.

Источник

Adblock
detector