эрмитаж янтарная комната где находится

Янтарная комната

Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.

Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664–1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.

Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.

Курфюрст Фридрих III (1657–1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII столетий. Его супруга, королева София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.

Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.

Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.

Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.

Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.

В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге. Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня. Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.

Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.

Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.

Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение.

При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.

Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.

2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели и велел ли вообще, все предположения об их использовании в Зимнем дворце беспочвенны. Документально подтверждено, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение драгоценному подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор. Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно. В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту А. Рейха, в декоре которой использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.

Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.

В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию. Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине.

Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским.

Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.

В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашенные в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. В это время было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, восемь филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы. На эти панели за четыре года ушло 450 килограммов янтаря, и к 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната приобрела свой окончательный вид.

Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам Д. Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты. В северо-восточном углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.

Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.

Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставрация Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893–1897 годах. Позднее, в 1933–1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника.

В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.

Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.

Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.

В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом.

В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.

Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.

Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» – возрожденную Янтарную комнату, которую мы с благодарностью получили из рук российских мастеров.

Источник

Янтарная комната
в Екатерининском дворце

Янтарная комната в Екатерининском дворце в Пушкине (бывшее Царское Село) — выдающийся шедевр мастерства обработки янтаря. К ее ценности с точки зрения искусства примешивается и ее история, окутанная тайнами и легендами, что создает дополнительный интерес у многочисленных путешественников из разных стран.

Их вниманию представлена восстановленная комната, ведь оригинал был утерян во время Великой Отечественной войны. Благодаря изучению различных документов, освоению технологий художественной обработки янтаря, кропотливому труду художников различных специальностей удалось возродить Янтарную комнату, великолепием которой могут насладиться посетители дворца.

Янтарная комната в Екатерининском дворце на google панораме:

История Янтарной комнаты

Пруссия была признанным европейским центром янтарного промысла, правившие страной с 1618 года Курфюрсты Бранденбургские умело использовали янтарь — природное богатство территории — для изготовления подарков правителям других стран. Мастерство обработки янтаря достигло высокого уровня, доказательством этого служит изготовленная в начале XVIII века Янтарная комната. Долгое время считалось, что автором проекта Янтарного кабинета был немецкий архитектор и скульптор Шлютер, однако благодаря вновь обнаруженным документам удалось установить, истинного автора шедевра — архитектора Эозандера.

Изначально янтарные панели должны были украсить покои Литценбурга — резиденции королевы Софии-Шарлотты, супруги короля Пруссии Фридриха I. Работы над созданием кабинета еще продолжались, когда королева скончалась, тогда решено было установить панели по их завершении в другом месте — в Ораниенбургском дворце. Однако и этому плану не суждено было сбыться, умер сам правитель, а кабинет еще не был закончен. Взошедший на престол Фридрих-Вильгельм I не разделял любви отца к роскоши, поэтому все затратные работы по украшению дворцов были свернуты. Готовые янтарные панели были установлены в одном из кабинетов Берлинского королевского замка лишь после того, как они вызвали восхищение видевших их гостей.

В 1716 году прусский король подарил Янтарную комнату Петру I, тем самым скрепив дружеские отношения стран. Подарок прибыл в Россию в следующем году, однако в период правления Петра он не был установлен. Янтарные панели были использованы для украшения кабинета в Зимнем дворце при императрице Елизавете. Однако Растрелли, занимавшийся этим проектом, столкнулся с трудностью — деталей не хватало, поэтому было принято решение дополнить имеющиеся панно, выполненные в технике мозаики, зеркальными пилястрами в резных золоченых рамах. В этом покое императрица принимала иностранных послов и других знатных посетителей.

Позднее Елизавета распорядилась о переезде янтарной комнаты во дворец в Царском Селе. Так как зал в резиденции имел большие размеры, пришлось ввести новые детали, так появились живописные работы, стилизованные под мозаику из янтаря, декор из золоченой резьбы по дереву и другие элементы. Также во Флоренции были изготовлены мозаичные картины из агата и яшмы, являющиеся аллегорическими изображениями зрения, вкуса, осязания и обоняния, а также слуха. Некоторые дополнения вносились и при Екатерине II, парадный зал превратился в настоящий шедевр, вызывающий восторг всех тех, кто в нем оказывался.

Во время Великой Отечественной войны роскошные панели Янтарной комнаты были разобраны и вывезены немецкими солдатами в Кенигсберг, там они были установлены в Королевском замке. После ухода фашистских войск из города следы комнаты теряются. Однако исследователи по сей день не оставляют попыток отыскать шедевр в тайниках немецких войск. В 1980-е годы начались работы по воссозданию Янтарной комнаты. Опираясь на исторические данные, научные методики, технологии обработки янтаря, в ходе кропотливого труда мастерам удалось воссоздать панно. Открытие возрожденной Янтарной комнаты произошло в 2003 году.

Экскурсии в Янтарную комнату

Попасть в Янтарную комнату можно в рамках экскурсий, которые проводятся по парадным залам Екатерининского дворца. Вы можете самостоятельно посетить дворец, музей формирует из числа индивидуальных посетителей группы на месте и закрепляет за каждой из них экскурсовода. Другой вариант — заказать экскурсию в туристическом агентстве, которое организует трансфер к достопримечательности и обеспечивает сопровождение гида-экскурсовода.

Сотрудники Екатерининского дворца-музея разработали несколько маршрутов, включающих наряду с осмотром других восстановленных залов резиденции посещение Янтарной комнаты. Экскурсии позволяют узнать много интересных фактов об истории бывшей резиденции правителей, об известных личностях, связанных с судьбой дворца, также посетителям рассказывают об особенностях быта разных времен.

Стоимость посещения Янтарной комнаты

Попасть в Янтарную комнату, расположенную в Екатерининском дворце, можно, пройдя через парк. В зимний период (с 19 октября по 24 апреля) вход в него свободный. В летний период (с 25 апреля по 18 октября) взимается плата:

Дети до 16 лет могут посещать парк бесплатно.

Стоимость экскурсий во дворец, включающих осмотр Янтарной комнаты:

Дети до 16 лет посещают дворец и его экспозиции бесплатно.

С актуальной стоимостью билетов можно ознакомиться на официальном сайте Екатерининского дворца.

Как добраться

Доехать до Екатерининского дворца можно на автобусах и маршрутных такси, идущих от станций метро «Московская», «Звездная» и «Купчино»:

Еще один вариант — поездка на электричке, на которую можно сесть на Витебском вокзале.

От вокзала города Пушкина до музея-заповедника около 2,5 км, можно дойти до места пешком или воспользоваться общественным транспортом. До Екатерининского дворца довезут:

Можно доехать до достопримечательности и на личном транспорте, расстояние от центра Санкт-Петербурга до места — примерно 26 км. Машину можно оставить как на бесплатной парковке для посетителей Александровского сада, так и на платной парковке для посетителей Екатерининского дворца (стоимость парковки для легковых авто — 100 руб./час, 700 руб./сутки).

Как доехать на машине

Также посетители добираются до музея на такси, можно воспользоваться приложениями Яндекс. Такси, Ситимобил, Везет, Таксовичкоф.

Янтарная комната в Пушкине, видео:

Источник

Как попасть в Янтарную комнату самостоятельно

«Я вхожу в этот зал с замиранием сердца Надо мной, подо мной словно солнца лучи. Так красива резная изящная дверца, А на столике хрупком от дверцы ключи. Рукотворное чудо! Ажурные тени! Навсегда отпечатались в сердце моем. А часы все идут, отмеряя мгновенья Ярких, светлых свиданий с живым янтарем…» Александра Дмитриева-Костина

Янтарная комната — уникальное творение 18 века, изготовленное прусскими резчиками по драгоценным камням. Её неповторимую красоту и технику изготовления именовали восьмым чудом света, жемчужиной императорской резиденции. Толпы туристов мечтали окунуться в величественную атмосферу роскоши русских царей, насладиться ювелирной работой Шлютера и Растрелли.

К великому сожалению подлинник теперь увидеть невозможно. Сегодня в Царскосельском музее демонстрируется не подарок Петру Великому от короля Фридриха Вильгельма I, а его копия, искусно выполненная советскими умельцами.

Отзывы восхищённых посетителей, завороженных магическим блеском возрождённого янтарного шедевра, говорят о том, что уникальная работа отечественных специалистов удалась на славу. А те, кто видел комнату до войны, отмечают, что она стала ещё прекраснее.

Янтарная комната в Пушкине: часы работы и стоимость

Янтарная комната расположена в Екатерининском дворце-музее «Царское село» в городе Пушкин. Её двери гостеприимно открыты с 10 часов для всех желающих. В пять часов вечера допуск посетителей прекращается. Те, кто успел войти, могут бродить по залам до 18:00, а ещё через 3 часа закрываются ворота парка.

Выходные дни: вторник, последний понедельник месяца.

Туристы обычно предпочитают организованные экскурсии. В них включён проезд туда и обратно, билеты в Екатерининский парк и дворец, плюс экскурсовод. В дороге он расскажет массу любопытных исторических фактов, а во дворце обратит внимание на каждую достопримечательность. Такие экскурсии выгодны тем, что индивидуалы могут посетить только 8 помещений, а группам доступен весь дворец.

Самые дорогие экскурсии-променады по предварительным заявкам проводятся в вечернее время, с 18:00 до 20:00, когда обычные посетители покидают экспозицию. Эксклюзивный осмотр называется «Таинственный вечер во дворце». Маленькие группы (от 5 человек) без толчеи и суеты могут осмотреть королевские залы и покои, в том числе Янтарную комнату. Для таких гостей предусмотрен гид со специальной программой, включающей в себя малоизвестную информацию, а по завершении экскурсии для каждого участника подготовлен сюрприз.

Как добраться из Санкт-Петербурга

От центра Северной столицы до местонахождения янтарной комнаты — 23 километра. Для самостоятельных путешественников можно порекомендовать 3 способа добраться до нее:

1. Электрички отправляются с Витебского вокзала практически каждые полчаса. Время в пути — 30 минут и оно не зависит от дорожных пробок, которыми изобилует это направление по автостраде.

От станции Царское село до дворца можно дойти пешком, всего 2 км с хвостиком, либо на автобусах №371, 382 или маршрутках №371, 377, 382. Чтоб не заблудиться, лучше пользоваться навигатором. Указателей для приезжих в городе нет. От Пушкинского вокзала до ворот дворцового комплекса курсируют маршрутные такси. Они сэкономят время и силы.

2. Маршрутки, из Санкт-Петербурга до города Пушкин, отправляются от станций метрополитена, расположенных на синей ветке: «Московская», «Звёздная» и «Купчино». Они удобны тем, что довозят пассажиров до самого входа в Екатерининский парк. Кроме этого туда ездит городской автобус.

3. На своем авто в Пушкин из города на Неве лучше добираться по Пулковскому шоссе. Это самая разгруженная магистраль. Владельцам личных авто следует учесть, что возле музейного комплекса стального коня оставить негде. Машину придётся парковать где-то во дворах или воспользоваться платной стоянкой неподалёку от Александровского дворца-музея.

Покупка билетов. Стоимость и льготы

В 2020 году билеты на посещение Екатерининского парка и дворца стали именными и действительны только при предъявлении документов, удостоверяющих личность. Чтобы избежать длинных очередей, которые вызывали много нареканий в предшествующие годы, в билетах на вход теперь указывается точное время.
Для тех, кто не успел войти в течение пятнадцати минут, билет считается просроченным и право на вход пропадает.

Приобрести билет можно в кассе музея у Лицейской арки. Туда поступают сведения о сеансах на текущий день, которые не распроданы онлайн. Остаточный принцип не гарантирует наличия свободных сеансов, так как в туристический сезон наплыв посетителей очень велик. Самое благоразумное, чтобы избежать разочарования, — приобрести электронные билеты заранее на официальном сайте царскосельского музея.

Стоимость билета зависит от варианта, который выберет посетитель:

Экскурсионное обслуживание и услуга аудиогид предоставляются за дополнительную плату.

Руководством музея предусмотрен довольно обширный список льготников и даже бесплатное посещение исторического комплекса для некоторых категорий граждан. В первую очередь это дети, которым ещё не исполнилось 16 лет; многодетные семьи; герои СССР и России; лица, награждённые всеми орденами Славы; блокадники и узники фашистских лагерей; инвалиды первой группы в сопровождении одного человека и другие. С детальным списком можно ознакомиться при покупке билета через интернет на официальном сайте.

Как «Янтарная камора» попала в Россию

Первоначально Янтарный шедевр предназначался Софии-Шарлотте, супруге короля Пруссии Фридриха I, но она умерла, не дождавшись окончательного результата.

Фридрих Вильгельм I

Вступивший на престол Фридрих Вильгельм I, остановил работы из-за своей скупости. Они показались ему слишком дорогими, а то, что было уже готово, повелел разместить в своём кабинете. Посетивший Пруссию в 1713 году Пётр I был восхищён увиденным. Помня это, после того, как плохо закреплённые янтарные панели рухнули,Фридрих Вильгельм I, решил преподнести русскому царю подарок, по принципу «на тебе боже, чего нам не гоже».

Пётр Первый был очень польщён и сделал ответный дипломатический дар. Но когда коллекция была открыта, оказалось, что там отсутствуют некоторые компоненты. По этой причине расстроенный царь не стал заниматься оформлением своего кабинета.

Вспомнила о подарке императрица Елизавета. В Зимнем дворце она распорядилась украсить янтарными панелями зал для торжественных приёмов. В 1755 году она решает отправить кабинет в загородную резиденцию, которая находилась в Царском Селе.

Свой окончательный облик комната обрела при правлении Екатерины II, благодаря стараниям обер-архитектора Франческо Растрелли и резчика по янтарю Мартелли. Помещение превышало размеры помещения, где ранее была расположена Янтарная комната, поэтому оформление было дополнено зеркалами в золотых подзеркальниках, мозаикой из драгоценных камней, резными украшениями, инкрустированными панелями нижнего яруса и другим дорогим убранством. В комнате хранилось множество поделок из янтаря: украшения, шкатулки, шахматы, янтарный столик… Каждая деталь была тщательно продумана и выдержана в одном стиле.

Утраченное сокровище

Молниеносное наступление гитлеровских войск, оккупация города Пушкин в сентябре 1941 года привели к масштабному разграблению Екатерининского дворца. В Германию вывозили всё, что представляло собой малейшую ценность. На музейные экспонаты, которые не успели эвакуировать, составлялась трофейная опись, всё тщательно упаковывалось и отправлялось по местам назначения, согласно приказам немецкого командования.

Янтарная комната была обнаружена и демонтирована. По личному распоряжению Гитлера этим занимались его доверенные офицеры-искусствоведы из команды «Кунсткомиссион», чтобы потом в целости и сохранности разместить её на территории Линца. Фюрер планировал сделать город, где провёл свои юные годы, культурной столицей фашистской Германии.

Присмотр и уход за бесценным сокровищем был поручен Альфреду Роде. Он был ведущим специалистом по янтарю. По высочайшему дозволению Адольфа Гитлера, до победы над русскими, было разрешено смонтировать и выставить драгоценный трофей для всеобщего обозрения. Экспозицию собрали в одном из залов Кёнигсбергского Королевского замка.

Наступление советских войск нарушило планы кровавого диктатора, но великое творение не сумели спасти и вернуть в родные пенаты. Достояние русского народа бесследно исчезло.

Янтарная комната после войны

Поиском музейных экспонатов, вывезенных фашистами, занималась специальная комиссия. Допросы подозреваемых и свидетелей породили множество версий о местонахождении Янтарной комнаты. Но ни одна из них не помогла пролить свет на тайну её загадочного исчезновения. Поиски и раскопки продолжаются до сих пор.

Надежды найти этот шедевр «живым» рассеивались с каждым годом всё больше и больше. Янтарь очень хрупкий камень. Ему нужны особые условия для сохранения целостности и солнечного блеска. В ненадлежащих условиях самоцвет тускнеет, трескается и разлагается.

Возрождение легенды

После победы Советское правительство постановило приступить к восстановлению разрушенного музея-заповедника в Царском Селе. Неимоверно трудная задача была выполнена, но место, где ранее находилась Янтарная комната, продолжало пустовать. Наконец, в 1979 г. было принято решение создать её копию, так как надежды на возвращение оригинала растаяли окончательно. Для этого требовалось найти не просто специалистов, а художников-мастеров, способных превзойти непревзойдённое.

Основная проблема состояла в том, что не сохранилось ни чертежей, ни эскизов Янтарной комнаты. Предстояло создавать её по фотографиям, которые сохранились с довоенного времени и по нескольким найденным фрагментам. Была проделана колоссальная работа по изучению секретов и способов обработки янтаря мастерами 17-18 века, найдены записки Растрелли, перерыты тонны архивных документов, прежде чем «Царскосельская янтарная мастерская» приступила к делу.

Работа была начата в 1981, а закончена только в 2003, в юбилейный год трёхсотлетия Санкт-Петербурга. Ученые, искусствоведы, зодчие, резчики, реставраторы — сантиметр за сантиметром возрождали былое великолепие. Понадобилось более шести тонн высококачественного янтаря двадцати разнообразных оттенков. Площадь Янтарной комнаты около 100 кв.м. Высота стен 7,8 м.

Янтарные резные панели, скульптурные и рельефные декоративные композиции с библейскими сюжетами, мозаичные картины из оникса, яшмы, лазурита и других драгоценных камней, отделанный позолотой карниз, паркет, люстра, — каждая мельчайшая деталь была восстановлена с величайшей любовью, чтобы люди всего мира могли увидеть этот неповторимый исторический памятник.

Источник

Adblock
detector