это чайка с 27 квартиры

Чайка прилетел и на стройку

В какую СРО вступит новоиспечённая компания отпрыска генерального прокурора России?

preview

Предприниматель Игорь Чайка 27 декабря 2019 года стал основным владельцем двух новых компаний. В частности, в его распоряжении оказался 51% ООО «Медиа Инвест Сервис». Партнёром Игоря Юрьевича по новому бизнесу стал бизнесмен Вадим Чубара, ему принадлежат остальные 49% компании. Он же занимает в «Медиа Инвест Сервис» пост генерального директора. Сама компания зарегистрирована ещё в 2015 году. Основными видами деятельности заявлены финансовые услуги, венчурное инвестирование и деятельность в области связи.

Господина Чубару считают близким к Президенту Молдовы Игорю Додону. Ранее брат Президента Молдавии Александр Додон оказался бизнес-партнёром Игоря Чайки – он стали совладельцами «Промышленного экологического оператора», который специализируется на утилизации промышленных отходов и рекультивации земель.

Кроме того, в этот же день, 27 декабря Игорь Чайка учредил вместе с госкорпорацией ВЭБ. РФ (председатель – небезызвестный бывший вице-премьер Игорь Шувалов) компанию «Инжиниринг.РФ». Младшему сыну генерального прокурора России Юрия Чайки принадлежит 51%, у госкорпорации остальные 49%. Согласно описанию видов деятельности, компания займётся специализированными строительными работами. Всего же этих видов заявлено порядка 30-ти. В том числе, строительство автомобильных дорог и автомагистралей, железных дорог и метро, мостов и тоннелей, и так далее. Новая компания Чайки-младшего планирует заниматься деятельностью в области инженерных изысканий, архитектурной деятельностью, разборкой и сносом зданий, и даже производством малярных и стекольных работ.

Пока что «Инжиниринг.РФ» не входит ни в одну саморегулируемую организацию. По крайней мере, никакой информации об этом в ностроевском реестре членов СРО обнаружить не удалось. Возможно, как раз в эти первые рабочие дни 2020 года компания и сделает свой выбор. Скорее всего, той СРО, которую выберет Игорь Юрьевич повезёт, так как семейство генпрокурора, как говорят, занимается бизнесом с размахом. А, значит, «Инжиниринг.РФ» должен внести «нехилые» взносы в компенсационные фонды ВВ и ОДО.

Примечательно, что и здесь не обошлось без «мусорной темы», которая является, по некоторым данным для младшего Чайки, одной из основных. «ВЭБ» также активно участвует в проектах по обращению с отходами. В частности, госкорпорация может стать соинвестором проекта по утилизации мусора в Подмосковье.

Наша справка

Игорь Чайка родился 1 января 1988 года в Москва. Отец – Юрий Чайка, генеральный прокурор РФ. Мать – Елена Чайка, бывший воспитатель детского сада и учитель, на сегодняшний день – пенсионер. Брат – Артём Чайка, адвокат Московской городской коллегии адвокатов.

В 2011 году Игорь Чайка окончил Московскую государственную юридическую академию имени О. Е. Кутафина (Институт международного частного права). Ещё будучи студентом-второкурсником, начал заниматься бизнесом. Являлся учредителем ряда компаний, в том числе ООО «Инновации света», ООО «Аква Солид», ООО «Компания «Золотой век».

С 2012 по 2013 годы Чайка-младший был партнёром адвоката Дмитрия Якубовского и банка ВТБ в девелоперской компании «Сити лэнд групп». В феврале 2014-го стал советником губернатора Московской области Андрея Воробьёва по вопросам спорта, культуры, туризма и делам молодёжи. Летом 2015 года оставил пост советника губернатора, решив сосредоточиться на бизнес-проектах. В сфере интересов Игоря Юрьевича – девелопмент жилой и коммерческой недвижимости в Москве и в Крыму, поставки продуктов питания в Китай, контракты РЖД, а также бизнес по утилизации мусора.

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

Источник

Как сын генпрокурора построил бизнес на контрактах с РЖД и Москвой

А не хотите поговорить про замечательные проекты Игоря Юрьевича [Чайки] с ним самим? Мы поможем это устроить» – примерно так начинали разговор с корреспондентом «Ведомостей» сразу несколько знакомых 27-летнего сына генерального прокурора России Юрия Чайки. Однако, передав ему просьбу журналистов поговорить о бизнесе, собеседники газеты теряли энтузиазм и отказывались от дальнейшего общения на эту тему. Некоторые знающие Чайку люди готовы сами говорить о молодом бизнесмене, но на условиях анонимности. «Он умный и очень целеустремленный, хорошо разбирается в экономике», – характеризует Чайку один из знакомых. «Известная фамилия – это своего рода крест, который надо спокойно нести. Прошу, чтобы меня оценивали по результатам» – так сам Чайка отвечал на вопрос корреспондента «Известий» о том, помогают ли ему родственные связи.

«То, что связанные с Чайкой компании получают миллиардные заказы, не надо связывать с помощью отца. Насколько я знаю, ему никакой особенной поддержки не понадобилось, всего лишь советы, какими проектами заняться и в какие активы вложить деньги», – говорит другой собеседник «Ведомостей», работавший с сыном генпрокурора. Советы оказались хорошими: по подсчетам «Ведомостей», компании, с которыми спустя четыре года после выпуска из вуза связан, по мнению знакомых или по регистрационным данным, Чайка, располагают портфелем заказов на 318 млрд руб. (см. врез). Самый большой его бизнес – выполнение подрядных работ для РЖД и Москвы, говорит один из собеседников «Ведомостей».

Широкий круг интересов

«Со второго курса института [Московской юридической академии им. О. Е. Кутафина] я занимаюсь бизнесом от производства продуктов питания до благоустройства, развития общественных пространств и создания архитектурного облика городов», – рассказывал в 2014 г. в интервью «Известиям» Игорь Чайка.

Молодой бизнесмен не стремился значиться в учредителях, он часто доверял эту роль партнерам, уверяют два его знакомых. По их словам, Чайка обычно вел дела с Александром Цурканом, Александром Пономаревым и Денисом Галаганом. Эти трое бизнесменов в 2008 г., как раз когда 20-летний Чайка был на втором курсе, создали первую совместную компанию – «Деалса», предоставлявшую услуги кредитного брокериджа и финансового консалтинга. За 3% от суммы кредита фирма помогала желающим получить ипотечный, ломбардный или коммерческий кредит в банках. Как вспоминает бывший сотрудник «Деалсы», сначала компания арендовала офис в 40 кв. м в районе Китай-города и состояла всего из трех человек. Потом переехала в офис на Золоторожском Валу, и ее штат вырос до 50 человек. Однако из-за кризиса дела шли не очень бойко, и брокер тихо закрылся в 2013 г.

Мусорный цикл

Не исключено, что структуры Игоря Чайки участвуют в создании вертикально-интегрированного холдинга по переработке мусора вместе с группой «Техно-Р». Основатель группы – владелец девелоперской компании «Авеню менеджмент» Сергей Глядейкин. Структуры группы с 2012 г. строят в Костроме первый в России автоматизированный мусоросортировочный завод с инвестициями в 0,6–1 млрд руб. Осенью 2013 г. «Аква солид» Чайки получила 43% во входящей в группу подмосковной фирме «Техно Р-регион». Еще 57% долей компании принадлежат топ-менеджеру «Авеню менеджмента» Владимиру Симоненкову. Сотрудники трех структур, входящих в «Техно-Р», опровергли участие Чайки в бизнесе группы. Для чего он стал соучредителем одной из компаний группы, они сказать не смогли.

Вскоре после создания «Инновации света» выиграла 10 конкурсов на проведение электромонтажных работ в Новороссийске на сумму чуть более 18 млн руб. и на 1 млн руб. в Армавире, а позже получила господряды на устройство декоративного освещения Крымской эстакады и Новоспасского моста, а также улиц Южного административного округа – всего на 20 млн руб. с небольшим. Потом компания обратила внимание на набиравшую популярность тему – благоустройство городских парков.

Вместе с «Инновациями света» за подряды на благоустройство парков, судя по данным госзакупок, постоянно боролись еще три компании: «Городская среда» Цуркана, «Ситистройсервис» Галагана и «Балтикстройкомпани», принадлежащая бывшему коммерческому директору «Инноваций света» Григорию Гриню. Так было, например, в конкурсе на реконструкцию московского парка «Останкино» по заказу ГКУ «Мосзеленхоз». Заказ на 697 млн руб. в 2013 г. достался «Ситистройсервису», но Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заподозрила участников в сговоре, выяснив, что компании делали заявки с одного IP-адреса. Адрес принадлежал фирме «Тендер информ», заключившей с каждым из участников договор на обслуживание и якобы пообещавшей каждому из них победу. ФАС в сентябре 2013 г. сообщила, что передала материалы по делу в Генпрокуратуру. Уголовного дела возбуждено не было.

Пока шло расследование ФАС, те же компании успели поучаствовать в конкурсе на вторую очередь реконструкции «Останкино»: подряд на 2 млрд руб. опять достался «Ситистройсервису». Зато конкурс на устройство освещения трассы Джугба – Сочи на 309 млн руб. у «Ситистройсервиса» выиграли «Инновации света» Чайки.

От обуви к девелопменту

В 2012 г. Пономарев учреждал и компанию по производству полуфабрикатов – «Трапеза на пару». Готовые блюда продавались в саморазогревающейся упаковке. «Надо только дернуть за ниточку и подождать 5–10 минут», – говорилось в презентации компании. За два года работы «Трапеза на пару» получила 5,7 млн убытка, производство закрылось.

В том же 2012 году Чайка, годом ранее закончивший МФЮА, стал партнером адвоката Дмитрия Якубовского и госбанка ВТБ в крупном девелоперском проекте. Молодой бизнесмен через компанию «Энкон» получит 8% в «Сити лэнд групп» (СЛГ) – совместной компании Якубовского и ВТБ, владевшей 8000 га земель в Подмосковье. На участках планируется построить два логистических парка стоимостью 50 млрд руб., а также миллионы квадратных метров жилья. Но через год Чайка вышел из проекта – владельцем «Энкона» стал Пономарев. «Игорь Юрьевич в то время готовился к переходу на госслужбу и старался дистанцироваться от своего бизнеса», – объясняет смысл сделки близкий к СЛГ человек.

Источник

Чужая внешность, первый советский автомат и кузов универсал: мифы и факты о ГАЗ-13 Чайка

393

В отличие от массовых Волг и хорошо знакомых водителям-профессионалам грузовых «Газонов», горьковские лимузины были практически неизвестны рядовому гражданину, ведь и конструкция «Чаек» двух поколений, и история их разработки не слишком афишировались в советской автомобильной периодике. Именно поэтому задолго до интернет-экспертов и форумных псевдознатоков нехватку в знании матчасти ГАЗ-13 и ГАЗ-14 гаражные корифеи компенсировали щедростью фантазии и буйностью воображения. Как вам, к примеру, нелепое, но реальное утверждение, что масло для автоматической коробки передач Чайки было ядовитым? Сегодня мы будем разбираться в том, что из утверждений про ГАЗ-13 является мифом, а что имеет прямое отношение к истории и особенностям этой «важной черной птицы».

Можно со смелостью утверждать, что советский легковой автопром как явление возник благодаря сотрудничеству с американцами – точнее, с компанией Ford, ведь и ГАЗ-А, и «эмка» были лицензионными копиями моделей, произведённых фирмой Генри Форда. Довоенный представительский лимузин ЗИС-101, как и его наследник под индексом 110, также являлись «наследниками» пары «американцев» – Buick-32-90 и Packard Super Eight соответственно.

Во внешности послевоенных моделей также прослеживалось очевидное влияние американской школы – особенно по части внешнего вида. Это касалось и Победы, и «двадцать первой» Волги, и лимузинов ГАЗ и ЗИЛ. Неудивительно, что многие современники советских автомобильных художников тут же обвинили их в плагиате, неизменно приводя в качестве исходника парочку Паккардов – Patrician и Caribbean.

packard caribbean custom convertible 4

packard caribbean convertible coupe 76

Передняя часть «карибского Паккарда» имеет много общего с нашей Чайкой. Но не более того​

Действительно, в конце 1955 года научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт закупил указанные модели для того, чтобы специалисты НАМИ, а также инженеры и конструкторы советских автозаводов смогли изучить новейшие образцы американского автопрома. Безусловно, стиль экстерьера автомобилей Packard наложил определённый отпечаток на внешность Чайки, которая должна была «догнать и перегнать» заокеанских потенциальных одноклассников не только по уровню комфорта, но и по современности внешнего вида, чего нельзя было сказать про архаичный ЗИМ ГАЗ-12.

Интересная деталь: дизайнер ГАЗа Лев Еремеев, принявший участие в работе над обликом «двадцать первой» Волги и новой Чайки, когда-то занимался и внешностью ЗИМа. Удивительнее всего, что Еремеев победил и в открытом конкурсе, связанном с дизайном будущего ЗИЛ-111! Именно поэтому московский и горьковский лимузины так схожи между собой.

gaz 13 cajka zil 111

На фото: ГАЗ-13Б и ЗИЛ-111

Однако нельзя утверждать, что скульптор Борис Борисович Лебедев, занимавшийся вместе с десятком остальных представителей творческого коллектива внешностью нового лимузина, просто скопировал дизайн машины с Паккардов.

detroit public library 4

Всмотритесь внимательно в заднюю часть Patrician – Чайкой и не пахнет

sketch lebedev

Уже на ранних эскизах Лебедева появилась характерная «птичка» на задней двери, а передняя часть еще имеет много общего с Волгой

lincoln capri hardtop sport coupe

Не Паккардом единым: Lincoln Carpi также имел схожее оформление передка

Сохранив проамериканский образ, кузов получил оригинальные пропорции, ведь советская машина стала шестиоконной, в то время как у Patrician позади второй пары дверей не было дополнительных стёкол.

packard patrician sedan

gaz 13 chayka 1

Согласитесь, что это похожие, но всё же разные автомобили​

Да и в деталях ГАЗ-13 отличался некоторыми оригинальными решениями, среди которых – и характерная хромированная «птичка» на задних дверях, перекликающаяся с аналогичными деталями на решетке радиатора и крышке багажника. Ну а Caribbean был и вовсе двухдверным автомобилем с кузовами типа хардтоп или кабриолет.

И вряд ли Чайка, если была бы просто «срисована» с какой-то машины, смогла бы еще до начала серийного производства, то есть в 1958 году, взять Гран-при Всемирной промышленной выставки ЭКСПО-58 в Брюсселе, где достижения советских дизайнеров и конструкторов были высоко оценены профильными специалистами.

gaz 13 chajka

Из-за специфического назначения ГАЗ-13, суть которого заключалась в обслуживании партийно-номенклатурной верхушки, многие современники считали этот автомобиль консервативным и не относили рамную Чайку к последнему слову автомобильной техники, признавая её современность разве что в «трансмиссионном» отношении, ведь Чайка оснащалась АКП, которая в нашем сегодняшнем «разборе полётов» заслуживает отдельного раздела. Однако скепсис в отношении технической прогрессивности ГАЗ-13 совершенно напрасен: многие технические решения в этом автомобиле в советском автомобилестроении применены действительно впервые. Так, классическое, казалось бы, решение в виде рамной конструкции кузова получило в этом случае новое прочтение, ведь хребтовая Х-образная рама не имела боковых лонжеронов, а кузов крепился к ней через резиновые подушки. Помимо гидротрансформатора и планетарной коробки передач, Чайка получила и такие опции комфорта, как гидроусилитель рулевого управления и вакуумный усилитель тормозов; покрышки опять же впервые в советском автомобилестроении стали бескамерными.

gaz 13 cajka 62

Не стоит и сбрасывать со счетов и V-образный двигатель, который также впервые оснастили центробежным масляным фильтром. Но и это еще не всё: новый советский автомобиль, пусть и не рассчитанный на «простых смертных», получил пятидиапазонный радиоприёмник с автонастройкой и электрическим приводом антенны, а также электрические стеклоподъемники.

4

Приёмник ГАЗ-13 по тем временам был просто шикарным

gaz 13 cajka 8

gaz 13 cajka 55

Откидные страпонтены предназначались для охранников и прочих сопровождающих лиц.

Даже довольно далёкие от отечественных машин середины прошлого века автомобилисты знают, что обе Чайки оснащались автоматической трансмиссией, считавшейся в СССР настоящей диковинкой. Ведь, не считая автобусов ЛиАЗ, на советской технике АКП было встретить невозможно, а все без исключения Чайки оснащались только такой коробкой, которую в то время называли ГМП. Она состояла из гидравлического трансформатора и планетарной трехступенчатой передачи с коэффициентом трансформации 2,35. Оригинальным решением был кнопочный селектор автомата, расположенный на передней панели.

9

10

Предшественник ЗИМ также отличался весьма оригинальным трансмиссионным решением – гидромуфтой, которая располагалась между двигателем и сцеплением. Она позволяла водителю трогаться практически с любой передачи и обеспечивала высокий уровень комфорта благодаря мягкости переключений. Однако гидромуфта не была аналогом «автомата», поскольку водитель всё же должен был переключать передачи самостоятельно, пусть и делать это приходилось гораздо реже, чем на машине с обычной «механикой».

ГАЗ-13 же получил классическую гидромеханическую трансмиссию, созданную по образу и подобию АКП на американцах тех лет. И именно для этого НАМИ как раз и приобретал в середине пятидесятых парочку Паккардов, а также два экземпляра Ford Mainline. Хотя работы над ГМП в самом НАМИ велись еще за несколько лет до этого – в частности, по проекту «Д2» для Победы, а еще автоматом НАМИ-ДК оснащался экспериментальный минивэн НАМИ-013. Но считать Чайку первой советской легковушкой с автоматом нельзя, ведь на пару лет раньше в серию пошла другая модель седана из Горького – Волга ГАЗ-21, которая поначалу также оснащалась автоматической трансмиссией! Примерно полторы тысячи «двадцать первых», выпущенных в период с 1957 по 1959 год, оснащались гидроавтоматом, конструктивно схожим с фордовской ГМП Ford-O-Matic. Увы, из-за отсутствия в обиходе необходимого масла типа ATF и низкой технической культуры «сервисменов» большинство советских автоматов на Волгах довольно быстро вышло из строя, вынуждая многих владельцев уже спустя пару лет после покупки машин устанавливать вместо необычной коробки обычную трехступенчатую механику.

Из-за автоматической трансмиссии Чайка лишилась «кривого стартера», поэтому при необходимости провернуть коленчатый вал двигателя (например, при регулировке зажигания) эту операцию осуществляли необычным способом – с помощью отвертки, которую упирали в зубцы венца гидротрансформатора. Это позволяло провернуть коленвал на месте, но чтобы добраться до зубцов, конструкторам пришлось предусмотреть специальный люк в нижней части коробки передач

Правительственные лимузины иногда получали какие-то дополнительные модификации кузова (например, фаэтон), но никак не утилитарно-практичные, к которым относится кузов универсал.

gaz 13 chajka

gaz 13b cajka 39

Лимузин или фаэтон – изначально варианты типа кузова звучали именно так. И только так.

Однако двухобъемная Чайка действительно существовала, хотя к перевозке грузов она не имела никакого отношения. Точнее, волею судьбы Чайки-универсалы регулярно перевозили «грузы особого назначения» – живые и очень ценные. В начале семидесятых годов в составе Четвертого главного управления при Минздраве СССР появилось новое учреждение – «Объединенная спецбольница с поликлиникой», которая в народе получила неофициальное название «Кремлевская больница» или «кремлевка». В этой медицинской организации проходили лечение практически все высокопоставленные чиновники и руководители страны, возраст которых в то время уже стал преклонным. Для обслуживания «кремлевки» было решено создать спецавтомобили, которые позволяли бы осуществлять госпитализацию высокопоставленных пациентов в случае необходимости.

Чтобы быстро создать такую машину «малой кровью», было решено использовать ГАЗ-13 – разумеется, с изрядно доработанным кузовом, который в соответствии с назначением автомобиля должен был превратиться в большой универсал. Высота крыши при этом не имела особого значения, ведь больной при перевозке располагался в салоне лёжа, а каких-либо реанимационных действий или другой экстренной медицинской помощи в пути производить не предполагалось. Впрочем, высокую крышу к Чайке приладить всё же попробовали, но затем поняли, что это потребует слишком масштабных переделок и скажется на внешности автомобиля не лучшим образом.

Поскольку сам Горьковский автозавод был перегружен заказами не только для легковой отрасли, но и для народного хозяйства, а также ВПК, штучным производством универсалов на базе «тринадцатой» должна была заняться Рижская автобусная фабрика (РАФ), которая обладала большим опытом серийного выпуска санитарных микроавтобусов. Она располагала и подходящими производственными мощностями (цехом малых серий в Риге), и штатом высококвалифицированных модельщиков и жестянщиков. Руководил необычным проектом инженер Артур Эйсерт, который являлся автором внешности авангардного концепта РАФ-982, ставшего впоследствии всенародно любимым «рафиком».

Стандартные седаны, прибывшие в Ригу из Горького, частично разбирали, удаляя фрагменты крыши и багажника. Новая крыша состояла из трех частей, а в задней части кузова появилась пятая подъемная дверь. Еще одна отличительная особенность ГАЗ-13С – пара дополнительных боковых стекол, из-за чего машина стала уже восьмиоконной!

Источник

«Чайка» – легенда из параллельной вселенной

756352406244915

754788600421812

В 1959 году на свет появилась «Чайка» – наследница знаменитого ГАЗ-12 ЗиМ. Автомобиль, созданный словно в другой, параллельной реальности, ярко выбивался из однообразного транспортного потока тех лет, состоявшего из Волг и Москвичей. Автомобиль заставлял сворачивать головы, словно длинноногая красотка, а если где-то останавливался – тут же привлекал внимание десятков зевак. Привлекал? потому что не мог не привлечь. Ведь не случайно «Чайку» называют самой красивой машиной Советского Союза.

Решение о создании «Чайки» назрело в середине пятидесятых годов, когда стало понятно, что ЗиМ, стартовавший в производстве сразу после войны, уже безнадежно устарел. Тяжелый, высокий автомобиль на фоне своих стремительных и прижимистых американских собратьев смотрелся уже откровенным анахронизмом. Меж тем, поначалу конструкторы планировали лишь модернизировать ЗиМ – так появился автомобиль ГАЗ-12В «Чайка». Несмотря на модную двухцветную окраску и фейслифтинг, ЗиМ не убавил в весе и не стал современнее – возможности для модернизации были исчерпаны. Тогда к созданию нового образа подключился знаменитый художник Лев Еремеев (автор стайлинга ГАЗ-21), который оказался так же и «крестным отцом» ЗиЛа-111, что и объясняет схожесть двух моделей.

Попытка осовременить ЗиМ. ГАЗ-12В, 1955 г.

autowp.ru gaz 12 modernizirovannyiy opyitnyiy 1

Однако после многочисленных опытов коллектив приходит к выводу, что сделать ЗиМ современнее уже не удастся. Начиная с середины пятидесятых годов на заводе начинаются работы по темам «Чайка» и «Стрела», однако нельзя сказать, что образ будущего автомобиля складывался легко и быстро. В это же время на ЗиЛе начинается работа по аналогичному проекту. Тогда они ещё значительно отличались друг от друга. Первые наброски проекта под названием «Москва» являли собой весьма тяжеловесный и консервативный облик, ничем не похожий на привычный нам стремительный силуэт последующего «стоодиннадцатого» ЗиЛа.

Проект автомобиля ЗиЛ «Москва».

9d0b56cc9a22

В 1956 году НАМИ закупает для всестороннего исследования несколько образцов американских автомобилей Паккард и Империал. В их числе Packard Caribbean и Packard Patrician, оба 1956 модельного года. Существует легенда о проведении в НАМИ закрытой выставки только для членов коммунистической партии (безпартийный советский житель мог «не выдержать» культурного шока от столкновения с заокеанским авто), после которой часть автомобилей была передана на ГАЗ, а часть – на ЗИЛ для всестороннего исследования. Так или иначе, Паккарды попадают на Горьковский Завод.

Packard Caribbean

Именно Паккарду «Чайки» обязаны характерными утопленными под козырьки фарами, повторителями повторов и «зубастой» решеткой радиатора. Эмблемы на этих решетках, впрочем, несут разный смысл: у Чайки это стилизованное изображение птицы, у американского автомобиля – буква V, аллегория к мототору V8. Вместе с тем, говорить о том, что Чайка являлась полной копией Паккарда, было бы не верно. При очевидных стилистических заимствованиях у «изучаемых» образцов, она обладала иным по типу кузовом, совершенно другой схемой остекления, формой боковин и задка.

Оригинальными являлись и так называемые «сложенные крылья», образованные хромированной накладкой и вытянутой формой заднего крыла. Чайку можно считать квинтэссенцией «аэро» стиля в советском автомобилестроении, первым и ярчайшим его представителем.

Специалист КБ завода за созданием макета будущей Чайки. Обратите внимание на задний план. Через десятилетие эти макеты превратятся в «двадцать четвертую» Волгу.

Однако, в официальной Автоэкспортовской брошюре опубликовали более красивую версию: «Горьковчанежители города, стоящего на Волге,часто любуются красивым, стремительным полетом чаек над гладью великой реки. И когда встал вопрос о том, как назвать новую легковую машину высшего класса ГАЗ-13, горьковчане автомобилестроители выбрали ей имя «Чайка».»

Первые опытные образцы автомобиля несколько отличались от последующих. В частности, на фотографиях заметен необычный стилистический элемент – накапотная фигурка чайки. На серийных автомобилях от неё отказались, видимо, из соображений безопасности для пешеходов, как это было со второй серией «двадцать первой Волги».

Опытный «ГАЗ-13». Обращает на себя внимание накапотная фигура, иные указатели поворотов, отсутствие «противотуманок» под основными фарами.

Цветная фотография, позволяющая судить о колористической схеме опытного экземпляра

В 1957 году опытная партия из 9 «Чаек» (различные источники называют разные цифры) отправилась в пробег протяженностью 21 000 км. Все автомобили имели модную в ту пору двухцветную окраску (бежевый с красным или бежевый с салатовым)

fregat2

brochure09

По иронии судьбы для рекламных проспектов привлекали красивых молодых девушек. Однако ни одна из них даже гипотетически не могла приобрести данный автомобиль, т.к. он так и не поступил в свободную продажу до развала СССР.

Диплом Гран-При ЭКСПО`58. Автомобильную часть экспозиции Советского Союза представляли: ГАЗ-13, ГАЗ-21, ГАЗ-52, ЗиЛ-110, Москвич-402.

Groteprijs groot

«Чайка» в качестве «шоу-стоппера» на одной из европейских выставок. (После Брюсселя машина посетила Брно, Будапешт, Женеву, Нью-Йорк, Лейпциг и Мехико.) Судя по всему, на фото именно Женева.

В 1959 году Чайка выходит на «серийное производство». Машина считается автомобилем первого класса, высшего в то время – ЗИЛ-111. До сих пор точно не известно количество выпущенных Чаек. Называется цифра от 1000 до 3000 экземпляров. Связано такое расхождение с любопытным способом капремонта, имевшим место на заводе. На старое шасси устанавливали абсолютно новый, с иголочки, кузов и снова запускали «в плаванье». Зачастую, в ходе такого ремонта от старого автомобиля оставались лишь мосты, однако по документам она проходила «отремонтированной».

Завораживающая картина.

Не трудно представить, что сразу после официального представления населению, в высших эшелонах власти за «Чайку» разразилась настоящая война. Ведь объем производства предшественника ГАЗ-12 составлял несколько десятков тысяч и ЗиМ был весьма распространенным номенклатурным и «общественным» автомобилем. Про ГАЗ-13 этого сказать было нельзя, и подобная ситуация сразу образовала целый пласт «обиженных» чиновников. Однако, военные нашли свой выход из положения: на одном из оборонных заводов к кузову Чайки приваривалась передняя и задняя часть от ЗиМа. На практике получался закамуфлированный автомобиль высокого уровня комфортности, прозванный в народе «Ослобык». Остается только восхищаться уровнем мастерства неизвестных героев, соединявших воедино автомобили разных характеристик и эпох.

«Ослобык»

Стандартный ГАЗ-12 ЗиМ

f0c89e512f83

Как уже отмечалось выше, «Чайка» со своими скромными объемами производства и распределительной системой никогда не попадала на розничный рынок. После двух капремонтов автомобиль вообще полагалось утилизировать. Лишь в семидесятых годах Брежнев разрешил зарабатывать на ГАЗ-13 деньги – машины передавались в ЗАГСы, где любой желающий за 50 рублей мог взять представительский автомобиль на прокат через систему «Трансагенства». «Волга» при этом стоила 25 рублей. Так что сдача лимузинов в аренду – изобретение сорокалетней давности.

«Двойняшки» «чайка» и ЗиЛ возле ЗАГСа.

Помимо ЗАГСов, «Чайки» обслуживали Интурист, диппредставительства зарубежных стран, министров, военные парады, советских послов за рубежом и звезд, посещающих СССР. Автомобиль даже имелся в распоряжении Спасо-Хаус в Москве (посольство США).

Софи Лорен на Васильевском спуске. Позади автомобиля-мечты стандартный автопарк «обычных» граждан Москвичи.

В разное время Чайки были подарены Валентине Терешковой, Фиделю Кастро, Георгию Жукову, Михаилу Шолохову, Галине Улановой. Автомобиль Терешковой, кстати, был единственной машиной, окрашенной в белый цвет. Все Чайки покидали ворота завода исключительно черными. Сказать что-либо про Фиделя Кастро сложно, однако утверждение, что «Чайки» принадлежали нашим именитым соотечественникам – неверно. «Чайки» просто были прикреплены к ним и обслуживались, например, Московской автобазой №12 (позже Первый Автокомбинат). Автомобиль же Жукова являлся, по сути, заменой устаревшему ЗиСа-110.

Поэтому в привычном нам понимании, «Чайка» никогда никому не принадлежала, только обслуживала. Причины, побудившие руководство страны запретить продажу машины, называются разными. Коллекционер Дмитрий Долматовский, в частности, считает, что это было банальным разделением на «начальников» и «дураков». Есть и другое объяснение: розничная цена «Чайки» составила бы 17 500 рублей, что при цене на Волгу в 5 500 рублей, было просто астрономической суммой. Заботясь о так называемом «социальном равенстве», руководство решило машину в розницу вообще не пускать. Впрочем, реальную цену «Чайка» все-таки обрела. В зависимости от целостности экземпляра, называются суммы от 15 до 60 тысяч долларов.

Вопреки ещё одному расхожему мифу, львиная доля выпущенных «Чаек» была седанами, а не лимузинами. Кузов не имел стеклянной перегородки, зато оснащался двумя откидывающимися сидениями. Лимузин с индексом ГАЗ-13А выпускался в исчезающе малых объемах. Ещё одной модификацией был ГАЗ-13Б – фаэтон. Он часто использовался для парадов и приемов именитых гостей.

Кроме того, латвийскй завод РАФ штучно выпускал эмбюленсы скорой помощи на базе «Чаек». Они были лишены цветографических схем и мигалок, однако оснащены оборудованным салоном со всем необходимым. Так как автомобили выпускались индивидуально, они не имели какой-либо маркировки и отличались друг от друга внешне.

На базе списанных Чаек создавались и киносъемочные автомобили: задняя часть крыши срезалась а на её месте устанавливался кронштейн для камеры. Машина имела отличную плавность хода, динамику и позволяла качественно снимать «дорожные» сцены.

Впрочем, сама «Чайка» тоже побывала актрисой, в том числе американского кинематографа. В известном фильме по тематике Холодной Войны «Огненный лис» с Клинтом Иствудом, Чайка играет роль автомобиля агентов КГБ. Пикантность ситуации придает факт, что на Чайке за главным героем осуществляется «скрытое наблюдение». Надо быть очень далеким от советских реалий человеком, что бы представить, как выглядела бы такая «слежка» в СССР начала восьмидесятых, наводненном Жигулями и «двадцать четвертыми» Волгами.

Кадр из фильма «Огненный Лис», 1982 год.

Побывала «Чайка» и на тесте передачи Top Gear. Несмотря на безусловный профессионализм Джереми Кларксона, ожидать от убежденного антикоммуниста положительных оценок советского автомобиля не приходится. В ходе теста эксцентричный эксперт умудрился сломать коробку передач.

Кадр из передачи Top Gear

В 1961 году предпринимается попытка модернизировать «Чайку»: она получает новый передок, сдвоенные по моде тех лет фары, иные бампера. Однако в серию машина так и не пошла. Существуют версия, что тем самым завод «наказали» за попытку соперничества с ЗиЛом, выпускающим сходный по стайлингу автомобиль более высокого «номенклатурного» класса. Чайка так и осталась неизменной внешне до конца производства, а вот ЗиЛ-111 в 1962 году получил осовремененную мордочку, задние фонари, литеру «Г» в названии и выпускался до 1966 года.

Проект модернизации «Чайки» ГАЗ-13.

Разумеется, с таким примечательным автомобилем связано множество интересных историй. Вот лишь некоторые из них.

Вопреки регламенту, Начальник пожарной охраны Москвы обладал собственной «Чайкой» и во время крупных пожаров его ярко-красный автомобиль, снабженный спецсвязью, можно было заметить поблизости от места происшествия. Более того, существовали даже железнодорожные дрезины на базе отслуживших свое машин.

Вступая в противоречие с «суеверной» цифрой в собственном названии, Чайка прожила долгую и счастливую «конвейерную» жизнь. Обслуживая сильных мира сего, украшая собой многочисленные фестивали, выставки, а порой и незабываемые свадебные мгновения в жизни соотечественников, «Чайка», покачиваясь на плавной подвеске, переехала в двадцать-первый век, где стала уже по-настоящему раритетным и любимым автомобилем. ГАЗ-13 был стопроцентным отражением эпохи избыточных размеров, автомобильной роскоши, хрома и аэро-стиля. К ушедшим временам едва ли стоит относиться с сожалением, однако, глядя на вытянутые хвостовые «плавники» Чайки становится как-то особенно обидно, что таких Автомобилей с большой буквы наша страна больше не выпускает.

Рисунок Александра Захарова из книги «Автомобили России и СССР. Том 2»

Источник

Adblock
detector