квартира в мастере и маргарите
“Что делать с этой сволочью?”. Подлинная история «нехорошей квартиры» Булгакова
“Умный журнал” рассказывает настоящую историю одной из самых популярных литературных квартир в Москве.
Дом на Большой Садовой
После провозглашения советской власти бывший дом Пигита превратился едва ли не в первую в Москве рабочую коммуну. В основном сюда заселялись рабочие из бывшей типографии Ивана Машистова, находившейся прямо через дорогу, на другой стороне Большой Садовой. В эту компанию и попал будущий великий писатель, в конце сентября 1921 года переехавший в столицу с юга страны с твёрдым намерением осесть тут навсегда.
Прибытие Мастера
Свой приезд в Москву и поиски жилья Булгаков впоследствии описал в рассказе “Воспоминание…”, написанном по поводу смерти Ленина в 1924 году. Жить ему было негде, и от отчаяния и решения покинуть столицу его спас счастливый случай. Оказалось, что муж сестры писателя, филолог Андрей Земский, как раз в это время уезжал в Киев и разрешил Булгакову с супругой поселиться в его комнате. Это и была комната в той самой квартире № 50. Правда, исходя из текста рассказа, зять сразу предупредил писателя, что на новом месте их не пропишут. Так и оказалось: домоуправление упёрлось и входить в положение молодой семьи не желало.
Жена писателя вспоминала: “ …В домоуправлении были горькие пьяницы, они все ходили к нам, грозили выписать Андрея и нас не прописывали, хотели, видно, денег, а у нас не было”. Разрешилась ситуация весьма интересным образом: Булгаков, устроившийся на работу в литературный отдел Главполитпросвета, сумел обратиться с просьбой о помощи к возглавлявшей эту организацию Надежде Крупской, и жена вождя помогла. Писателя с супругой всё-таки прописали в “нехорошей квартире”, и после смерти Ленина Булгаков в жанре иронического воспоминания рассказал о своём опыте общения с первыми лицами страны. Хотя благодарность его была, надо думать, всё же искренней.
Соседи из другого мира
Однако главной проблемой Булгакова были люди, населявшие другие комнаты коммуналки (которых насчитывалось семь). Большинство жильцов любили выпить, следствием чего становились разнообразные эксцессы, выводившие литератора из себя. Татьяна Николаевна вспоминала: “ …Помню, что там не было покоя ни днем ни ночью… Купят самогону, напьются, обязательно начинают драться, женщины орут: „Спасите! Помогите!“. Булгаков, конечно, выскакивает, бежит вызывать милицию. А милиция приходит – они закрываются на ключ и сидят тихо. Его даже оштрафовать хотели”. В отчаянии Булгаков записал в дневнике такие слова: “Я положительно не знаю, что делать со сволочью, что населяет эту квартиру”. И даже сочинял горько-иронические стихи:
На Большой Садовой
Стоит дом здоровый.
Живет в доме наш брат
И я затерялся между пролетариатом
Как какой-нибудь, извините за выражение,
Константин Паустовский, знакомый Булгакова ещё по Киевской гимназии, рассказал такой эпизод, связанный с квартирой на Садовой: “ Соседи Булгакова привезли из деревни петуха. Он смущал Булгакова тем, что пел ночью без времени. Жизнь в городе сбила петуха с толку”.
Этот эпизод Булгаков вставил в свой рассказ “Самогонное озеро”, написанный в 1923 году и представляющий собой зарисовку типичного дня из жизни обитателей квартиры. В персонажах, безумствующих в пьяном угаре во время Пасхи, нам в почти незашифрованном виде предстают настоящие жильцы коммуналки.
Роковая Аннушка
Появляется в “Самогонном озере” и легендарная Аннушка, а также “аннушкин Мишка”. Это находящаяся на иждивении мужа 53-летняя Анна Фёдоровна Горячева и её сын (?), 20-летний Михаил Николаевич Горячев, слушатель рабфака Покровского. В этом рассказе Аннушка упоминается вскользь, однако играет заметную роль в других произведениях Булгакова.
В “Мастере и Маргарите” она, как известно, разбивает банку с подсолнечным маслом на трамвайных путях, в результате чего несчастному Берлиозу отрезает голову. Не менее роковая роль отведена ей и в рассказе “ № 13. — Дом Эльпит-Рабкоммуна”. Это произведение было одним из первых, написанных Булгаковым после приезда в Москву, и первым, где появился знаменитый дом и его жильцы. В нём писатель рассказывает о славной истории “дома Эльпит” (разумеется, это изменённый “дом Пигит”) до революции и его печальной судьбе после. Когда жильцам отключают отопление, именно Аннушка, несмотря на строгий запрет домоуправления, разжигает в своей комнате костёр для обогрева, в результате чего весь дом сгорает в жутком пожаре. В конце рассказа немного прозревшая героиня произносит сакраментальную фразу, выражающую хорошо известное отношение автора к пролетариату: “Люди мы темные. Темные люди. Учить нас надо, дураков…”. А тот факт, что дом с “нехорошей квартирой” Булгаков сжёг и в “Мастере и Маргарите”, говорит о его впечатлениях от этого периода жизни ещё более красноречиво.
Квартира после Мастера и последующее воссоединение
В августе 1924-го Булгаков с женой съехали в другую квартиру этого же дома: № 34, тоже на четвёртом этаже, но в подъезде напротив. В ней жила богатая интеллигентная чета Манасевичей, которым порекомендовали писателя с супругой, чтобы не пришлось подселять к себе рабочих. Вероятно, именно благодаря им “нехорошая квартира” в “Мастере и Маргарите” населена всё-таки не рабочими, а литературными чиновниками Берлиозом и Лиходеевым. Однако в это время Булгаков числился в доме № 10 уже исключительно формально. У него начался роман с его будущей второй женой Любовью Белозерской, с которой он и жил по другому адресу. В ноябре 1924-го писатель забрал свои вещи и окончательно распрощался с бывшим домом Пигита.
Ещё в 70-х поклонники “Мастера и Маргариты” узнали про реальное расположение “нехорошей квартиры”, и к дому на Большой Садовой потянулся людской ручеёк. Вскоре шестой подъезд стал местом встреч не только булгаковоманов, но и самой разной неформальной молодёжи. Начались посиделки под гитару, сильно раздражавшие оставшихся в доме жильцов, а на стенах появились первые рисунки, с тех пор давно ставшие фирменным знаком этого места.
Когда квартира № 50 оказалась свободной, московские хиппи нашли доступ внутрь и организовали там так называемый “сквот”. В первой половине 90-х это место было широко известно в столице, и туда нередко заскакивали различные рок-знаменитости вроде Юрия Шевчука, чтобы дать импровизированный концерт.
Однажды новые жильцы устроили в бывшей коммуналке Булгакова нешуточный пожар, и московская милиция решила наконец-таки разогнать “притон”. В квартире обосновалась пара мелких фирм, а образованный ещё в 1990 году Фонд имени Булгакова стал бороться за право создать там полноправный музей. Наконец организация победила, и с 2007 года первый московский приют писателя, столь им нелюбимый, стал первым и единственным государственным музеем в России, носящим его имя. Ирония, которую сам Булгаков несомненно бы оценил.
alienordis
Зарисовки с натуры
С веками люди не меняются. Меняется только антураж.
Нехорошая квартира: три прототипа московской жилплощади Воланда.
Но сначала, все же, о той самой квартире №50. Здесь Булгаков жил с осени 1921 года по август 1924 года. Здесь же жила некая Анна Горячева, вошедшая в историю как Аннушка, сгубившая Берлиоза. «Мастера и Маргариту» Булгаков начнет писать только в 1929 году, уже совсем в другом месте, но именно эта квартира больше всего окажется связанной с романом.
В те времен, когда здесь жил Булгаков, перед домом располагался палисадник, уничтоженный при расширении Садового кольца в 1938 году.
ул. Большая Садовая, 10. Фото 1920-27 гг.
Даже в отрыве от связи с творчеством Булгакова, дом этот заслуживает внимания. Это интересный пример московского модерна, более всего проявившегося именно в доходных домах.
Однако о модерне как-нибудь потом. Чтобы войти в жилые подъезды дома нужно пройти через арку, расположенную в центре здания. Сегодня на ней даже висит табличка с указанием его «литературного» адреса, так что ошибиться сложно.
Интересующий нас подъезд №6. Раньше чтобы попасть туда, нужно было знать код от замка, который жильцы подъезда исправно запирали. Правда, если немного поискать рядом с подъездом, обязательно обнаруживалась заботливо оставленная кем-нибудь надпись или бумажка. Сейчас дверь открыта для всех.
Дверь в подъезд еще носит следы военных действий между жителями дома и поклонниками творчества Булгакова, но в последнее время перемирие, вроде бы, никто не нарушает.
Уже на лестнице, ведущей к квартире Булгакова вас встречают его герои. Эту лестницу начиная с 80-х годов расписывают поклонники автора. Рисунки периодически закрашивают, но они появляются снова. Сейчас некоторые наиболее интересные творения сотрудники коммунальных служб стали обходить стороной.
Квартира №50 располагается на самом верхнем, пятом, этаже. Вход в нее теперь запирает железная дверь, но старая деревянная никуда не делась. Вряд ли она осталась здесь со времен Булгакова, но определенное чувство эпохи передает.
Сегодня здесь находится экспозиция, воссоздающая быт семьи писателя в начале 20-х годов.
Не все представленные здесь вещи принадлежали Булгакову. Полка со сфинксами, расположенная над столом действительно висела в этой комнате в начале 20-х годов.
. а вот резной стол с двумя тумбами никогда в комнате Булгакова не стоял, и принадлежал дяде писателя, известному врачу Н.М. Покровскому, ставшему прототипом профессора Преображенского из «Собачьего сердца».
Принадлежал семье Булгакова и вот этот плюшевый гарнитур, когда-то зеленый, а теперь выцвевший.
Вид с Пречистенки на дом Я.А. Рекка.
Дом Я.А. Рекка был построен в 1911-13 годах. Он был поистине роскошен — огромные квартиры в семь комнат с высокими лепными потолками, дубовым паркетом и мраморной парадной лестницей. В верхнем этаже размещались напротив друг друга квартиры: № 11 и № 12. Их до революции и занимал Александр Петрович Фаберже.
Дом Я.А. Рекка без пентхауса. Фото 1912-13 гг. Примерно также он выглядел и в булгаковские времена.
Источник: http://um.mos.ru/personalities/5105/
Современный вид дома. Помимо пристройки пентхауса появилось много и других изменений.
Во время революции Александр Петрович Фаберже покинул Россию, но оставил здесь всю мебель, видимо, рассчитывая вернуться. Этого, разумеется, не случилось. Обе квартиры стали коммунальными и частично их заняла коммуна московских художников. Булгаков общался с ними и часто у них бывал.
Однако как бы не походила лестница дома Рекка на описание в «Мастере и Маргарите», настоящей лестницей в нехорошую квартиру все равно останется та самая, расписанная, в 6-м подъезде 10-ого дома на Большой Садовой. По крайней мере, Коровьеву и Бегемоту здесь явно больше нравится.
Другие заметки о Москве «Мастера и Маргариты» смотрите здесь.
нехорошая квартира
Re: нехорошая квартира
чудесная литературная экскурсия, спасибо!
интересно, остались ли где-нибудь в Москве уголки, в которых можно порчувствовать настроение ночной погони Ивана Бездомного?
Edited at 2013-11-01 07:04 am (UTC)
Мне кажется, Москва она вообще какой-то очень настроенческий город. Причем, зависит все лично от твоего настроения. Иногда гуляешь по Патриаршим и кажется, что чуть ли не в книжку попал. А иногда только и обращаешь внимание, что на подростков с пивом, нянь с явно нелюбимыми малышами и «москвичей и гостей столицы» фотографирующихся на телефон на фоне знака «запрещено разговаривать с неизвестными». Но, может, это у меня просто такое странное восприятие.
Здание, в котором располагается музей Булгакова Квартира 50, или, как он известен среди почитателей творчества писателя, «Нехорошая квартира», было построено в 1902-1903 годах в модном тогда стиле модерн. Владельцем дома был состоятельный московский купец, владелец существующей и в наше время табачной фабрики «Дукат», Илья Давыдович Пигит. Изначально здание планировалось как производственный корпус, но власти запретили строить фабричные цеха в границах Садового кольца, и дом пришлось перестраивать под доходный. Пигит был известен в Москве как меценат, и в его доме в основном селились творческие люди и интеллигенция: художники, артисты, врачи.
В 1910 году здесь жил вместе с семьей известный художник П.П. Кончаловский, с которым приятельствовал В.И. Суриков, и часто бывал у него в гостях. Проживал Кончаловский в квартире № 29, а его мастерская находилась в квартире № 40, и именно в ней познакомились Сергей Есенин и Айседора Дункан. В этой мастерской бывал цвет богемы того времени: Василий Качалов, Всеволод Мейерхольд, Александр Таиров, Андрей Белый, Алиса Коонен, Фёдор Сологуб, Анатолий Луначарский. Все эти частые собрания вызывали массу домыслов и сплетен среди других обитателей дома. Именно эти досужие разговоры Булгаков использовал в «Зойкиной квартире». В доме Пигита находились и мастерские таких художников как Г. Якулов и фон Боль.
После Октябрьской революции 1917 года бывший доходный дом Пигита стал одним из первых рабочих домов-коммун, в которых решение всех вопросов по управлению и обслуживанию было передано общественности. Очень зримо этот процесс отражен в рассказе М.Булгакова «№ 13-Дом Эльпит-Рабкоммуна», а также в романе «Собачье сердце». В ходе преобразования жилого фонда в доме образовались огромные коммуналки на 9-10 комнат. В одной из таких комнат среди длинного коридора с 1921 по 1924 год здесь жил и Булгаков.
Вплоть до середины 60-х годов 20-го столетия творчество Булгакова было известно немногим театралам, которые видели спектакли по его пьесам: «Дни Турбиных» и «Зойкина квартира», которые, несмотря на большой успех у зрителей официальная критика встретила в штыки, и у литературоведов.
Лишь после того, как в 1966 году, спустя 25 лет после смерти автора, в нескольких номерах журнала «Москва» был опубликован роман «Мастер и Маргарита», о Михаиле Афанасьевиче Булгакове заговорили широкие читательские массы. У романа сразу же появилось много поклонников. Необычный мистический сюжет, вплетенный в реальное время и обстановку вызвал интерес не только к автору произведения, но и к истинным деталям, описанным в романе.
Спустя несколько лет исследователи-энтузиасты нашли дом по улице Большой Садовой, в котором находилась квартира № 50, в которой, собственно, частично разворачивались странные события романа. В 80-е годы, когда квартира еще не была музеем, поклонники творчества М.А. Булгакова превратили стену вдоль лестницы в подъезде в настоящую галерею признательности. Здесь были слова благодарности и благословения, цитаты из романа и даже иллюстрации. После того, как об этой мемориальной стене узнали журналисты, вышла небольшая заметка в газете Известия, на которую власти отреагировали очень быстро. Буквально на следующий день стены в подъезде покрасили масляной краской, уничтожив все надписи и рисунки. Позднее были попытки возродить старую традицию, но на темной масляной краске все выглядело иначе.
В 1990 году был организован Фонд им. М.А. Булгакова, взявший на себя заботу о сохранении мемориальной квартиры писателя, а в 2007 году решением Правительства Москвы в «Нехорошей квартире» № 50 был открыт первый в России музей Булгакова.
Нехорошая квартира
Все места, связанные с мистикой труднодоступны, а все туристические места скучные. Как думаете, это так и есть? Возможно, в большинстве случаев — да, но сегодня речь про исключение.
Я знаю одно место практически в центре Москвы, где это правило абсолютно точно не работает.
Это музей Булгакова и нехорошая квартира. Здесь интересно, познавательно и атмосфера самая таинственная и мистическая.
Кстати, я не просто так разделил эти два названия. Нехорошая квартира и музей Булгакова – это два совершенно разных заведения, хоть и находятся они практически по одному адресу.
Но давайте обо всем по порядку.
Как найти нехорошую квартиру и музей Булгакова
Адрес дома почти такой же, как у «нехорошей квартиры» из романа «Мастер и Маргарита». Михаил Афанасьевич жил по адресу: улица Большая Садовая дом 10, квартира 50.
Согласно сюжету романа, Воланд со свитой остановился в квартире, расположенной по адресу: Москва, Большая Садовая, 302-бис, пятый этаж, квартира № 50.
Заметили? Сходится все, кроме номера дома.
Чтобы попасть в самую мистическую квартиру Москвы нужно доехать на метро до станции Маяковская. Дальше все очень просто.
Найти нехорошую квартиру, по крайней мере для меня, было гораздо проще, чем ротонду на Гороховой улице в Санкт-Петербурге.
Выходим из метро на Триумфальную площадь. Направляемся по улице Большая Садовая в сторону уменьшения нумерации домов, по внутренней стороне Садового Кольца. Идти совсем не далеко.
Проходите мимо Московского академического Театра Сатиры и сада «Аквариум». Кстати, сад очень уютный и спокойный. Если будете там летом, можно просто зайти и отдохнуть, посидеть на лавочке.
В следующем доме находится какая-то военная часть, а сразу за ней вход в арку. В часть вас не пустят в любом случае, а в арке ворота могут быть закрыты, но всегда открыта калитка. Нам как раз сюда.
При входе во двор на старинной большой табличке указан тот самый адрес: Большая Садовая 302-бис. Кто помнит «Мастера и Маргариту», сразу поймет, что это тут.
Открываете ворота и заходите во внутренний двор. Скорее всего там будет стоять автобус с наклейками «Булгаковская Москва».
Сразу по левую руку стоит скульптурная композиция «Кот Бегемот и Коровьев». С ней фотографируется практически каждый.
Стоит она здесь с 2011 года. Ее установили в честь 120 лет со дня рождения писателя.
Вообще двор достаточно интересный. Там даже капсула времени зарыта, о чем свидетельствует табличка на брусчатке.
Культурный центр посвященный Булгакову
Да, именно так на сайте официального дома-музея называют то, что вы увидите в первую очередь. В самом первом подъезде на первом этаже находится коммерческий музей, посвященный творчеству писателя.
Многие ошибаются, думая, что это и есть та самая нехорошая квартира. Но нет, это именно коммерческий музей. Он тоже интересный и его однозначно стоит посетить.
Обставлено здесь все как надо. Мистическую атмосферу создает полумрак, тяжелые шторы, темная драпировка на мебели, и конечно, многочисленные экспонаты. Все что не за стеклом можно трогать.
Есть даже кафе, в котором можно купить кофе, чай, пирожные и сувенирную продукцию. Здесь проводятся экскурсии и про жизнь писателя можно узнать очень многое.
Есть темная комната с проектором, в которой показывают сюжетные композиции из «Мастера и Маргариты».
В одном из залов есть небольшая сцена для мини-спектаклей. Когда я был там, встретил большого черного кота. Говорят, он там живет.
А может это сам Бегемот приходит посмотреть, как сохраняется наследие прошедшей эпохи.
Дом-музей Булгакова…
После осмотра этого замечательного места выходите на улицу, но не выходите из двора. Наоборот, идите налево, к следующим подъездам.
В подъезде №6 как раз и расположена квартира писателя. Дверь в подъезд закрыта, надо звонить по домофону в квартиру №50. Попав в подъезд дома, вы сразу поймете, что оказались в нужном месте.
Музей Булгакова в котором вы скорее всего побывали как только вошли во двор, как ни странно не имеет никакого отношения к нехорошей квартире.
На самом деле Михаил Афанасьевич жил именно тут, в шестом подъезде – квартире под номером пятьдесят. Именно это место послужило прототипом «нехорошей квартиры», в которой останавливался Воланд со свитой и которая так подробно описана в романе «Мастер и Маргарита».
Именно там, в бывшей квартире писателя находится официальный, государственный дом-музей Булгакова.
Сразу хочу сказать, что подниматься на пятый этаж и разглядывать стены подъезда, пожалуй, даже интереснее, чем осматривать саму квартиру. Настенное творчество поклонников романа поистине вызывает восхищение!
На третьем или четвертом этаже на момент моего посещения работал эзотерический магазин. Вот тут меня прям взяла зависть!
Хотел бы я, иметь возможность расположить и наш магазинчик в таком замечательном месте. А пока можно посмотреть его только в интернете, вот на него ссылка.
…и нехорошая квартира
Сама квартира — вполне обычная бывшая коммуналка. Таких много сохранилось в старой Москве.
На входе покупаем недорогой билет и начинаем осмотр.
Сразу попадаем в длинный коридор, по обе стороны которого расположены небольшие комнаты. Каждая из них имеет свое название:
Интерьер отображает быт и моду эпохи Булгакова. Сотрудникам удалось собрать предметы быта и вещи, принадлежавшие писателю.
Сохранился даже рабочий стол с настольной лампой. Можно увидеть портреты его самого и его женщин.
Вы знали, что Михаил Афанасьевич очень любил женщин и был не один раз женат?
Прежде всего тут важно само осознание факта, что именно здесь жил и творил Мастер.
Музей как я уже писал, государственный. Возможно, именно благодаря этому сохранились в целости паркет, двери, окна и всякие бытовые мелочи.
Можно посмотреть на личные вещи Булгакова и экспонаты той, кажущейся уже такой далекой, эпохи.
По меркам типового современного жилья, квартира кажется очень просторной, но на самом деле территория не большая. При этом тут проводятся экскурсии, чтения и даже концерты.
Кстати, любой может загадать здесь желание. Для этого есть специальное место. Там лежит ручка, бумажки и стоит большая, закрытая урна.
Пишите желание на бумажке и бросайте его в урну. Еще несколько лет назад, в последние выходные лета все бумажки доставали и на воздушных шариках отпускали в небо.
Что делают с бумажками сейчас, я не знаю. Возможно все тоже самое.
Говорят, все желания обязательно сбываются!
Уже более десяти лет:
Изучаю история карт Таро и их практическое применение в современном мире. Гадаю, консультирую, разбираю ситуации.
Делаю руны и работаю с ними. Практика и теория рунической системы.