разбор пинк флойд стена

Разбор пинк флойд стена

1. The Little Boy That Santa Claus Forgot (Vera Lynn).
В отеле в Лос-Анджелесе, наши дни
Горничная пылесосит длинный гостиничный коридор.

4. На поле в Англии, 50-е.
Мальчик (Пинк) бежит на камеру.

5. The Little Boy That Santa Claus Forgot (Vera Lynn).
В отеле в Лос-Анджелес, сегодня
Горничная стучится в дверь номера Пинка. Внутри Пинк сидит в кресле. Он не реагирует на стук, но звук вызывает у него воспоминания… Горничная гремит ключами и пытается открыть дверь. Но на ней внутри цепь.

warzone6. In The Flesh?
Концерт на стадионе, Лос-Анджелес, наши дни.
Дикая толпа фанатов набрасывается на ворота, чтобы открыть. Они выбегают, кричат. Полиция пытается навести порядок. Эпизод представляет собой монтаж с жестокими сценами из поля боя, Второй мировой войны.

7. Трибуна. Наше время или возможное будущее.
Пинк-нацист широкими шагами выходит на трибуну на концерт или фашистский съезд. Он одет в униформу и все волосы на лице сбриты. Он читает речь толпе молодежи.

8. На поле боя, Вторая мировая война.
Самолеты атакуют. Отец Пинка пытается вызвать помощь, но пикирующий самолет убивает его.

9. Около дома матери, Англия, Вторая Мировая Война.
Дома в Англии мать Пинка сидит в саду еще не подозревая, что произошло. Пинк пока только ребенок, спящий в своей коляске. Светит солнце, поют птицы, и все противопоставлено войне. Переход к мертвому отцу.

11. Another Brick In The Wall, part one
В церкви, Англия, 50-е
Пинк (мальчик) в церкви с матерью. Она плачет. Пинк играет с игрушечным военным самолетиком.

12. Игровая площадка, Англия, 50-е.
Пинк на игровой площадке. Он один, потерявший отца. Он смотрит на других детей, играющих со своими отцами.

13. When The Tigers Broke Free, part two
В доме матери. Конец 50-х.
Пинк немного старше. Он приходит домой из школы, берет на кухне покушать и крадется в комнату матери. В комоде он находит форму отца, бритву, несколько патронов и письмо «доброго старого короля Георга». Он надевает форму и видит отражение отца в зеркале.

14. Goodbye Blue Sky
У дома матери, Англия, Вторая мировая война.
В саду. Пинк плачет в коляске. Белый голубь улетает от кошки.

16. Возле железной дороги. Англия. 50-е
Пинк (мальчик) берет несколько коробок с патронами из комода в доме. Вместе с несколькими мальчиками он хочет положить их на рельсы, чтобы они взорвались при прохождении поезда. Пинк последний, кто не убежал за секунду до поезда. Он зажат в туннеле и вжимается в стену, когда проходит поезд. Он испуган. Руки тянутся к нему из поезда, похожего на немецкий поезд для евреев во время Второй мировой. У людей в поезде нет лиц. Лицо Пинка тоже исчезает. Когда он смотрит снова – видит лицо учителя.

17. The Happiest Days Of Our Lives
В школе, Англия
Школьные учителя строем, как солдаты, идут в свои классы. Учитель выставляет Пинка (мальчика) дураком перед классом. Он читает стихи “Money”, которые написал Пинк, смеется над ними бьет Пинка по пальцам.

18. Внутри дома учителя.
Учитель обедает со своей женой. Его жена унижает его, и он мечтает о наказании детей в школе.

school19. Another Brick In The Wall, part two
В школе.
Ученики без лиц построены в линию. Учитель командует ими как маленькими солдатами. Школьники поют, но все они падают в огромную мясорубку. Внезапно ученики начинают мятеж. Они бросают маски и начинают крушить школу.

20. В отеле в Лос-Анджелесе. Наши дни.
Пинк в номер. Звонит телефон, но он не отвечает. Немного погодя он звонит, но никто не отвечает.

22. What Shall We Do Now?
Мультипликационный эпизод
Два цветка спариваются, но это превращается в кровавую драку между чудовищами и полами. Стена. Гитары. Пулеметы. Жестокость. Молоток разбивает стекло напротив объектива камеры.

23. На улице в Англии. Наши дни.
Окно магазина разбито. Воров жестоко арестовывает полиция, пока старушки разворовывают магазин.

24. Young Lust
В концертном зале, Лос-Анджелес, наши дни
Вечеринка за кулисами после выступления Пинка. Несколько группи обманывают охрану и роуди и те дают им пропуска за кулисы. Пинк смотрит на вечеринку сквозь стекла солнечных очков, затем возвращается в гримерку. Одна из группи следует за ним и пытается снять очки.

25. One Of my Turns
В пентхаусе отеля. Лос-Анджелес, наши дни.
Пинк и группи входят в комнату. Девушка говорит, но Пинк падает перед телевизором, показывающим тот же старый военный фильм («The Dam Busters», 1954). Внезапно Пинк становится безумным и начинает разбрасывать все вокруг себя. Он гоняется за испуганной девушкой и выбрасывает телевизор в окно. Он почти совершает прыжок.

26. Don’t Leave Me Now
Около бассейна пентхауса в отеле Лос-Анджелеса, наши дни
Пинк в бассейне после вскрытия вен.
Обратный кадр: Он занимается любовью со своей женой.
Теперь Пинк сидит в кресле. Кровь еще капает из его рук. Тень на стене превращается в чудовище-вагину. Он испуган и пытается убежать и укрыться в углу комнаты.
Обратный кадр: Его жена занимается любовью с антиядерным активистом.

27. Another Brick In The Wall, part three
В номере отеля в Лос-Анджелесе, наши дни.
Пинк разбивает телевизор, повторяющий кинопоцелуй Деборы Керр (Deborah Kerr) и Стюарта Грэйнджера (Stewart Granger) из фильма «Копи царя Соломона» (“King Solomon’s Mines”, 1950).
Обратные кадры: жена, война, школьные бунты, игровая площадка, родители, свадьба, полиция, телевизор и… стена.)

28. Goodbye Cruel World
В номере отеля, Лос-Анджелес, наши дни.
Пинк в кресле, окончательно потерянный в своем мире.

29. На поле в Англии, 50-е.
Пинк (мальчик) бежит. Он останавливается и что-то находит в траве.

30. Is There Anybody Out There?
Около стены.
Пинк безуспешно пытается разрушить стену или преодолеть ее.

31. В номере отеля в Лос-Анджелесе, наши дни.
Пинк в комнате. Он играет на полу со всеми предметами, которые разломал. Он идет в ванную и сбривает волосы на груди и брови. Он плещет воду на тело и режется кончиком пальца о лезвие бритвы. Он выходит, превратившись в фашиста-Пинка.

32. Nobody Home
В номере отеля в Лос-Анджелесе, наши дни.
Нацист-Пинк быстро переключает каналы на телевизоре. Он останавливается в момент, когда видит глубокий кинопоцелуй. Он бросает пульт управления и телефон и разбивает их. Мы видим свадебную фотографию.

33. На поле в Англии.
Молотки с ограждением из колючей проволоки.
Пинк сидит в поле и смотрит телевизор. Вдруг он становится мульчиком Пинком, сидящим в кресле. Он встает и проходит вокруг, проходя через колючую проволоку и молотки. Он входит в пустынное заводское здание. В углу он находит взрослого Пинка испуганного и выглядящего безумным. Пинк (мальчик) пугается и бежит обратно через поле. Теперь он проходит по окопу во время войны. Все солдаты мертвы. Он видит Пинка (взрослого), который до сих пор смотрит телевизор в поле.

34. Vera
На вокзале, Англия, 1945
Солдаты возвращаются домой с войны. Семьи и жены радостно встречают их дома. Пинк ищет своего отца, но его здесь нет.

35. Bring The Boys Back Home
На вокзале, Англия, 1945
Дети и солдаты поют. Только Пинк один. Все уходят и только Пинк остается на станции и смотрит телевизор.

36. В номере отеля в Лос-Анджелесе, наши дни.
Пинк сидит в том, что осталось от его номера. Горничная стучит в дверь и пытается ее открыть.

37. Comfortably Numb
В номере отеля в Лос-Анджелесе, наши дни.
Менеджер, доктор и менеджер отеля входят в комнату и находят Пинка в бессознательном состоянии.

38. Нарезка фрагментов:
Пинк (мальчик) бегущий по полю, находящий больную крысу. Он берет ее домой и показывает матери, которая кричит на него. Он прячет крысу от нее.
Мать, Отец, доктор и несколько солдат проходят мимо Пинка (мальчика) в окопе.
Дом: Пинк (мальчик) болен.
Отель: Пинку (взрослому) делают укол, и он начинает приходить в себя.
Черви.
Пинк (мальчик) снова здоров, бежит и находит крысу мертвой. Он выбрасывает ее.
Отель: Пинка (взрослого) вытаскивают из отеля и сажают в большую черную машину. Он превращается в червя а затем в нациста-Пинка в черной форме.

39. In the Flesh
В концертном зале, на фашистском митинге.
Нацисты строем выходят на сцену. Бритоголовая публика орет, когда Пинк появляется и целует маленьких детей и пожилых женщин как Гитлер. Знамена с молотками развешены повсюду. Охрана с собаками и фанаты в отвратительных футболках. Пинк читает свою речь-песню и начинает суд против «неправильных» и слабых людей.

40. Run Like Hell
В «городе фашизма», Великобритания.
Фашистские черви маршируют по улицам и охотятся на людей, которые «не подходят». Жестокость абсолютна и людей вешают. Девушку изнасиловали.

41. Waiting For The Worms
В «городе фашизма», Великобритания.
Фашисты маршируют. Везде подняты флаги с молотками, а Пинк выкрикивает свои приказания.

42. Мультипликационный эпизод.
Марширующие молотки.

43. Stop
В туалете концертного зала, Лос-Анджелес.
Охранник находит совсем несчастного Пинка в одном из туалетов. Пинк «поет» слова, которые впоследствии станут частью «Your Possible Pasts». После этого он поет «Stop» и у него наступает полный упадок сил.

44. The Trial
Мультипликационный эпизод.
Прокурор готовится к суду и входит.
Первый свидетель – школьный учитель.
Второй свидетель – мать.
Третий свидетель – жена.
Судья признает Пинка виновным и требует, чтобы стена была разрушена.

45. Обратные кадры:
Стена рушится и мы видим кадры из всего фильма.

Источник

Pink Floyd The Wall Презентация альбома и анализ сюжета

Всё началось с того, что в начале 60-ых трое студентов-архитекторов из Лондона – Роджер Уотерс (бас-гитара, вокал), Ричард Райт (клавишные) и Ник Мэйсон (ударные) создали группу, которая не имела ни названия (оно постоянно менялось), ни постоянного состава. Они играли что-то, по стилю напоминающее Rolling Stones, выступали, но не пользовались особой популярностью… до то момента, пока Роджер Уотерс не пригласил в группу студента одной их лондонских художественных школ, Сида Барретта (гитара, вокал). Именно Барретт придумал группе название Pink Floyd – в честь почитаемых им блюз-музыкантов Пинка Андерсена и Флойда Кансила. И именно из-за Барретта группа стала исполнять абсолютно новую музыку. Музыка Сида не была похожа ни на что другое, это была уникальная смесь блюза, поп-музыки, мистицизма, потрясающих аранжировок и стихов высокого уровня. Никто не слышал ничего похожего на музыку Сида Барретта до этого. Это был новый рок-жанр, рок – как серьёзное искусство. Именно Сид Барретт сделал из Pink Floyd то, чем она предстала перед публикой. Сид изобрёл психоделический рок-арт.

Все песни каждого альбома Pink Floyd объединены между собой определённой мыслью, сюжетом. Но в альбоме «The Wall» наличие сюжета сразу же становится очевидным, мало того, оно здесь обязательно, так изначально «Стена» задумывалась Роджером Уотерсом как альбом + концертная постановка + фильм. Таким образом, проект «Стена» вместил в себя несколько жанров искусства, каждый из которых был сделан на высоком уровне: это кино, театр, музыка и литература. Причём именно в этом альбоме Pink Floyd, по словам Уотерса, наибольшее внимание уделено литературной составляющей песен. Очевидно, что Уотерс долго работал над стихами к этому альбому, многое исправлял, спорил с членами группы и с режиссёром (Алан Паркер) по поводу смысловых акцентов песен и сценария. Во многих песнях «Стены» Рождер описывает себя и других членов группы, альбом не взят из головы, он выстрадан – это личные переживания каждого из участников.

Альбом состоит из двух дисков. Первый диск полностью посвящён воспоминаниям. Пинк вспоминает, как он оказался в таком состоянии, в котором он находится на втором диске.

Альбом начинается с рождения Пинка. Отец Пинка умирает на войне, и Пинк рождается.

Outside the Wall
Но судья признаёт Пинка виновным в ужасном обращении с женой и матерью и приговаривает его к самому страшному для Пинка: Судья приказывает разрушить стену.
Стена разрушается и Пинк видит детей, собирающих кирпичи разрушенной стены, чтобы построить из них свои собственные стены… Потому что когда разрушается одна стена, тут же начинает создаваться ещё одна… Пинк видит, что по другую сторону стены ходят те, кто по-настоящему любят его, борются за него, и, отдав за него всё, кто-то из них спотыкается и падает: не так это легко – биться сердцем о стену какого-то сумасшедшего дурака.
* * *

Источник

Разбор пинк флойд стена


Создатели музыкального фильма группы «Pink Floyd» «The Wall» (1982), подняли сложную тему человеческого страдания, наполнив повествование глубоким смыслом. Может поэтому альбом «Стена» до сих пор столь популярен.
Здесь вы найдете и нравственное падение человека, показанное на примере музыканта Пинка и возможный для него выход.

39511948

КОММЕНТАРИИ К СЮЖЕТУ

Паркер начинает свой фильм с долгой панорамы коридора американского отеля, где остановился Пинк Флойд, звезда британской рок-сцены. Прежде чем прозвучит заглавная песня, нам предстоит терпеливо выслушать пролог в исполнении Веры Линн, старинную песенку о печальном мальчугане, которого не поздравил Дед Мороз, а затем — песню Уотерса «Когда тигры прорвались», специально сочиненную для фильма. Как позже станет ясно, солдат, зажигающий керосиновую лампу и протирающий револьвер, — это отец Пинка, готовящийся зимой 1944-го отразить атаку немецких «тигров» под Анцио, Италия.

Сидящему в кресле перед включенным телевизором «комфортабельно оцепеневшему» Пинку мерещатся толпы нетерпеливых тинейджеров, готовых прорвать заслон и вырваться на улицы. Еще немного, и они превратятся в статистов его абсурдного театра. Еще чуть-чуть, и всем станет известно, через какие страдания он прошел с самого рождения.

Все готово к началу представления.

Кажется, здесь мы вошли?

В момент зачатия тинейджеры прорываются сквозь двойные двери с цепями и устремляются на волю, подобно взбесившимся сперматозоидам. Солдаты «третьей Королевской стрелковой роты» рвутся в атаку и падают замертво. Полицейские, пытающиеся сдержать молодежный бунт, выполняют предохранительные функции (тщетно!). Пинк зачат, и мы слышим его сердцебиение на второй минуте песни, но это сердцебиение еще не родившегося младенца, чье физическое тело еще не развито — отсюда и вопросительный знак в названии. Всем желающим «молодым бойцам», готовым немедленно выйти в свет (читай: родиться), дабы получать от жизни одни радости, виртуальный Пинк-наци зачитывает угрожающе-торжественный инструктаж, изящно предупреждающий о неизбежных горестях и лишениях на жизненном пути. Засим оратор занимает место режиссера-постановщика, заканчивающего последние приготовления к съемке сцены рождения главного героя Истории. Он командует дать свет и запустить звуковые эффекты. После слов: «Мотор!» раздается команда «Drop it!», которую можно отнести к требованию акушера-гинеколога ввести обезболивающее, а по желанию — даже к требованию скорее избавляться от бремени. Другой смысл фразы («Сбрасывайте бомбы!») подается слушателю более конкретно, в виде рева пикирующего бомбардировщика. Уотерс: «Я хотел провести параллель между рок-концертом и войной. Во время таких крупных мероприятий людям, похоже, нравится слишком грубое обращение, чтобы было громко и по-настоящему разрушительно».

Все готово к представлению. Юные фэны в экстазе. Бомбардировщик ревет уже совсем рядом. Бомбы сброшены. Отец Пинка погибает. Пинк рождается. История начинается.

Внезапно осиротевший Пинк приходит в грешный жестокий мир, где «море могло быть теплым» для него, а небеса — «голубыми». В английском прилагательное «blue» символизирует одновременно и невинность, и депрессию, при этом мама называет свое чадо «бедняжкой» («baby blue»), неосознанно соболезнуя ему. Вслед за убаюкивающе-скорбным пением матери (Гилмор) вступает резкий голос реальности (Уотерс), сравнивающий жизнь со скольжением по хрупкому льду, падение под который синонимично потере невинности и сумасшествию. Паркер сопровождает песню кадрами растерзанных солдат, стремительно потерявших невинность в ходе «современной жизни».

ЕЩЕ ОДИН КИРПИЧ В СТЕНЕ (ЧАСТЬ 1)

Вот вам первая песня, представляющая метафору Стены. Здесь Пинк впервые осознает, что у него НЕТ ОТЦА. Не желая ежедневно жить с этой трагедией, он закладывает первый кирпич в будущую защитную стену. Уотерс: «На простейшем уровне, когда случается что-либо плохое, он еще более изолируется, символически добавляя в свою стену по кирпичику».

Паркер дополняет рассказ о юных годах Пинка реальным эпизодом из детства Уотерса, когда тот обнаружил в вещах матери военную форму отца и официальное соболезнование короля Англии Георга VI. Звучит вторая часть песни «Когда тигры прорвались», во время которой юный Пинк наряжается в отцовский мундир, позируя в нем перед зеркалом. Вот так, по мысли создателей фильма, молодежь приходит на смену старшему поколению, перенимая у него все мыслимое и немыслимое, включая войну.

САМЫЕ СЧАСТЛИВЫЕ ДНИ В ЖИЗНИ

Предваряемая незабываемым шумом вертолета и пронзительными воплями Учителя, эта крайне язвительная песня является хроникой школьных будней Пинка в старой доброй Англии. Из соображений исторической достоверности Алан Паркер в фильме счел нужным заменить вертолет жутким паровозом, перевозящим в скотовозках обезличенные тела детей. По настоянию Уотерса в фильм вошла сцена, во время которой Учитель на уроке отбирает у Пинка исписанный листок и с издевкой зачитывает всему классу стихи маленького «поэта». При этом мы узнаем строки из самой знаменитой песни Pink Floyd, «Money». В следующем эпизоде Учитель показан дома за ужином со своей «толстой психопаткой-женой» (отнюдь не толстой, но в доме у нее воистину широкие полномочия), которая заставляет мужа безропотно проглотить хрящик. Учитель выглядит ни много, ни мало «выпоротым». Пинк отмщен. Уотерс ликует: его страсть к цикличности нашла свое очередное применение в морали: что посеешь, то и пожнешь.

ЕЩЕ ОДИН КИРПИЧ В СТЕНЕ (ЧАСТЬ 2)

Любопытно, что двойное отрицание в припеве дает в итоге утвердительное требование: «Нам нужно образование» (это для тех, кто считает Уотерса противником института образования вообще). Основная идея песни понятна: учите, но не дрессируйте. Обращает на себя внимание «фоновая» реплика: «Если вы не доели мясо, вам нельзя есть пудинг». Похоже, нас насильно втаптывают в страдания, дабы в конце вознаградить неким «пудингом». Естественно, Пинк не желает никакого школьного «пудинга», и уж наверняка не станет он «есть мясо», чтобы его заработать. А учителя для него — «просто еще один кирпич в стене».

Среди использованных в видеоряде символов фигурирует прежде всего гигантская мясорубка (Уотерс: «Система такова, что индивидуальность не выдерживает, когда вас перекручивают с пяти лет»), превращающая школьников в червеобразные полоски мяса. Другой символ, молотки, не просто проповедуют тему «подчинись, или будь проклят», — они вообще доминируют в контексте данного произведения, в чем мы еще убедимся.

Финальная строчка звучит безжалостно-обвинительно. Создавая свою стену. Пннк не думал, что она будет такой высокой, но именно мама позаботилась о том, чтобы ее сын стал заложником собственных сомнений и страхов.

ПРОЩАЙ, ГОЛУБОЕ НЕБО

Алан Паркер предпочел поместить эту красивейшую балладу сразу после второй части «тигров», дабы не нарушать концепцию детства Пинка. В контексте же альбома песня звучит как окончательное расставание с детством, поэтому оправдана ее позиция именно здесь. Строчка «Пожарища давным-давно погасли, но боль осталась» суммирует тему разочарования и горечи, связанную с бессмысленной потерей отца. Схожие настроения передают в фильме превосходные анимационные кадры жертвенной крови, стекающей вниз по кресту прямо в водосточную канаву. Уотерс пояснял, что в этом месте альбома Пинк «уходит из дома, чтобы отныне поступать по-своему». Иначе говоря, Пинк прощается с голубой невинностью детства и, освободившись от материнской опеки, шагает в грешный мир.

ЧТО ЖЕ НАМ ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ?

При составлении альбома эту песню вырезали за недостатком места на виниле, и впервые она прозвучала в фильме два с половиной года спустя. Констатирующая наше приветствие собственного морального разложения, она наглядно демонстрирует, как чрезмерное мещанство способно заключить нас в добровольно воздвигаемые стены. Великолепная мультипликация Скарфа едва ли нуждается в комментариях. Финальные строки звучат приговором: вместо того, чтобы искать выход из тупика, мы порой сидим уничтоженные, не замечая окружающих и думая исключительно о своих несчастьях, прислонившись спиной к стене (совсем как Пинк, узнавший об измене жены).

Этот коротенький, почти инструментальный пассаж изначально полагалось включить в альбом после песни «Не покидай меня», но после изъятия «Что же нам теперь делать?» ею заткнули образовавшуюся дыру.

Пинку осталось заполнить всего каких-то несколько пробелов в стене, где со своей супругой они «прежде находили общий язык». Здесь схвачен момент, в который Пинк теряет контакт с реальностью и здравым смыслом. Если следовать «секретному посланию», записанному в альбоме задом наперед, Старый Пинк коротает свои дни в психушке, а в это время Новый Пинк перерождается в фашиста. Старый Пинк присылает сообщение из будущего, которое Новому Пинку еще не ведомо. В случае если Новому Пинку удастся побороть в себе диктаторские замашки, Старый Пинк избежит плачевной участи оказаться в доме скорби. Каролина, также упоминаемая в «обратном послании», — это вторая жена Роджера Уотерса (в отличие от жены Пинка, она у телефона). Уотерс часто говорил, что если бы не Каролина, он сошел бы с ума, как Пинк.

Чтобы «расквитаться» с неверной супругой, Пинк приводит в гостиничный номер проститутку. В конце песни звучит записанный на пленку розыгрыш: актер, изображающий «мистера Флойда», звонит из Лос-Анджелеса в Лондон «миссис Флойд», а трубку снимает актер, изображающий ее любовника. При этом голос реально существующей телефонистки и ее комментарии неподдельны.

МОЙ ОЧЕРЕДНОЙ ПРИПАДОК

Тем временем, не обращая внимания на свою гостью, Пинк постепенно накапливает в себе ярость, терзая душу мыслями об ушедшей любви. Используется метафора жгута (наркоманы, это для вас). Наконец чувства переполняют его, и Пинк принимается крушить гостиничный номер к ужасу ночной бабочки, которая немедленно испаряется.

Пережив «очередной припадок» (для него это типичный случай?), мистер Флойд падает без сил в любимое кресло и продолжает нытье. Брошенный всеми, забитый и окровавленный, он впервые позволяет себе мысли о возможном возмездии за свои страдания. В это время экран наполняется кровью и эротическими бреднями. Мультипликация Скарфа, изображающая миссис Флойд отвратительной червеобразной хищницей с жадно оттопыренной вагиной и сосущими губами, подливает масла в огонь. Дедушка Фрейд был бы очень рад, увидев всё это.

ЕЩЕ ОДИН КИРПИЧ В СТЕНЕ (ЧАСТЬ 3)

Пинк вновь вскакивает с кресла (очередной припадок?) и разбивает вдребезги телевизор (в альбоме — целую батарею телевизоров). Затем, обращаясь к окружающему миру, он заявляет, что ему более уже НИЧЕГО НЕ НУЖНО. Стена завершена, все кирпичи на месте. В фильме мелькающие эпизоды несуразной жизни Пинка перемешиваются с кадрами молодежного бунта. Это наводит на мысль о том, что жизнь, так же как и бунт, стихийна и не поддается нашему контролю.

ПРОЩАЙ, ЖЕСТОКИЙ МИР

С такими словами обычно уходят из жизни, Пинк же всего-навсего завершил воздвижение Стены. Отныне он будет полностью изолирован от жестокости окружающих.

Великолепный финал для первого отделения. Все, что мы видели и слышали до сегодняшнего момента, были болезненные воспоминания. Дальнейшие события будут развиваться в реальном времени.

ЕСТЬ ТАМ КТО-НИБУДЬ СНАРУЖИ?

Добро пожаловать в мир прогрессирующей шизофрении мистера Флойда. В мир включенного телевизора и отключенного сознания.

Оставшись совсем один, Пинк целеустремленно ползает по полу гостиничного номера, собирая из обломков недавнего погрома модели армейских казарм с бункерами и взлетно-посадочными полосами. Столь странная мания выдает в нем стремление жить упорядоченной и организованной жизнью. Кого-то озадачит то усердие, с которым Пинк сдвигает на несколько сантиметров банку из-под кока-колы, или перекладывает сломанный гитарный гриф, — для Пинка же не столько необходимо, сколько существенно желание гармонии и совершенства.

Похоже, в этой достаточно непривычной для Pink Floyd песне мы слышим настоящего Уотерса. И дело тут не столько в намеках на Сида Баррета («резинки, поддерживающие мои туфли») или Ричарда Райта («рояль для поддержки моего бренного тела»), здесь улавливается искреннее сожаление пресыщенной рок-звезды об утраченной возможности жить провинциальной моногамной жизнью.

В фильме Паркера Пинк ищет отца среди бесконечных солдатских трупов в окопах, но встречается с самим собой — взрослый с ребенком. Пинк-ребенок входит в пустую казарму и видит палату для умалишенных с длинным рядом казенных кроватей. В углу палаты он натыкается на помешанного — самого себя, взрослого. Это Старый Пинк — тот, что прислал «секретное сообщение» из «Психушки в Чалфонте». В ужасе мальчик убегает. Ему открывается пейзаж поля боя, воронки от взрывов, колючая проволока, перекрещенные пожарные молотки, торчащие из земли, и невменяемый Пинк-звезда, сидящий посреди пустыни в кресле перед включенным телевизором.

Тон альбомной версии песни задает фонограмма фильма «Битва за Британию» — эпизод гибели пилота Саймона. В фильме Паркера мальчик Пинк оказывается на перроне, куда прибыл поезд с фронта второй мировой. Счастливые женщины, старики и дети встречают своих сыновей, мужей, братьев и отцов. Пинк среди них единственный, кто совершенно одинок. В отчаянии он обращается к Вере Линн, популярной в 40-е годы английской певице, которая вдохновляла британских солдат на сражения и в своих песнях обещала счастливое возвращение домой. Если говорить о композиции, то это самый пронзительный момент в «Стене».

ВЕРНИТЕ РЕБЯТ ДОМОЙ

Внезапно из густого тумана появляется военный оркестр, и все люди на перроне — дети, старики, женщины и мужчины — хором затягивают центральную, по мнению Уотерса, песню альбома. В ней всего две строчки и они не нуждаются в комментариях.

Бредософия Пинка достигает своего апогея. В дверь его номера стучится менеджер — пора ехать на концерт, — но Пинк не реагирует. Он слышит укоры Учителя, безжалостные комментарии Телефонистки, домогательства Шлюшки, чей-то издевательский смех, и его самообладание отключается.

Эта удивительная песня, включая ее музыку, слова, исполнение и видеоряд, в полной мере передает обманчивое и пагубное сияние наркотического великолепия.

Обидно, что этой песней решили открывать вторую часть альбома (видимо, два массивных рок-номера подряд показались продюсерам чрезмерными). Черновики же и сам текст песни выдают нам ее первоначальное местонахождение — сразу после «Оцепенения». Как раз в этом месте по сюжету у Пинка еще есть время, чтобы задать себе несколько вопросов перед выходом на публику, а заодно оценить ситуацию. Наконец, в «Эй, ты!» слушателю впервые представляют червей, которые далее будут играть в сюжете прогрессирующую роль. Уотерс: «Черви — это символ темных сил внутри нас. Они могут жить в нас только тогда, когда нет света или какой-либо надежды в жизни». Заключенный Пинк недолго оставался одинок: вскоре черви приползли к нему, чтобы посеять в мозгу ненависть и разрушение.

После того, как песню передвинули на самое начало второго отделения, она, вырванная из контекста, зазвучала более обобщенно и, может статься, по этой причине не вошла в фильм.

ШОУ ДОЛЖНО ПРОДОЛЖАТЬСЯ

У Пинка есть два выхода: либо умереть, потому что он «слишком стар» и «уже слишком поздно» начинать сначала, либо продолжать безумное представление, не помня собственных песен и не испытывая прежнего вдохновения. Буквально через минуту станет ясно, что он решил-таки продолжать шоу, но на сей раз уже по-своему и в новом обличье.

Паркер справедливо отказался от этой песни, ибо она несколько тормозит развитие.

Звучит реприза заглавной песни, и одурманенный нарканом Пинк выходит на сцену, движимый готовностью переродиться. Никаких вопросительных знаков, никаких реминисценций и сантиментов. Считайте, что прежний мистер Флойд безнадежно болен — на его «обломках» строится новая реальность, где всем воздастся и всем зачтется, где всех ПОСТАВЯТ К СТЕНКЕ. Нереальность происходящего подчеркивают неправдоподобно гармоничные для Pink Floyd партии бэк-вокала — вы как будто осязаете сияющий дурман. Любопытно, что это как раз самый радостный (доходящий до эйфории) момент альбома, но эта эйфория очень скоро превращается в кошмар.

Тоталитаристская, по выражению Уотерса, «иконография рок-н-ролла» такова, что во время стадионных концертов рок-исполнитель волей-неволей созерцает перед собой панораму перекошенных яростью лиц. «Суть в том, что из старых добрых Pink Floyd мы превратились в наше злобное alter ego», — так прокомментировал это для себя Роджер. Развивая свою мысль и вообразив ситуацию, при которой исполнитель упивался бы подобным положением вещей, Уотерс получил гипертрофированную до предела картину.

Неизвестно, что именно происходит на концерте у Пинка — слушателю предлагается шоу, которое видится самому артисту. Перед глазами же зарвавшегося идола разворачивается натуральный нацистский митинг с дальнейшими уличными погромами, избиениями и изнасилованиями. Теперь уже молотки, доселе навязчиво мелькавшие в фильме где-то «сбоку», нагло выходят на передний план и «дубасят в твою дверь».

Очередное прощание с «жестоким миром» проходит под мерный топот сапог — бритоголовые сооружают подмостки для выступления своего новоявленного лидера. Тому чудится, что перерождение свершилось: массовые скандирования реальной публикой его имени в его ушах превращаются в крики «Молот! Молот!» И вот уже одетый в кожу фюрерообразный Пинк Флойд с воображаемым мегафоном в руке командует мрачным парадом, объявляя своим нацистам маршрут движения через районы Лондона, где проживает смешанное население. Упоминание «печей» и «газовых камер» из его уст звучит кощунственно по отношению к памяти отца, воевавшего против Гитлера. Но для помутившегося рассудком Пинка отец, не пришедший с войны, однозначно является предателем и подлежит уничтожению.

Пелена спадает с глаз, и Пинк понимает, что он натворил. Поэтому его желание «вернуться домой, сбросить униформу и покинуть представление» следует воспринимать как суицидальное. Но единственная причина, по которой он согласен немного подождать в тюремной камере,- это любопытство. Он ХОЧЕТ ЗНАТЬ, является ли он единственным виновником случившегося, или все-таки нет.

Эта непобедимая жалость к себе, в придачу к любопытству и сомнениям, расценивается господствующими червями как «проявление чувств, близких к человеческим» и посему подлежит осуждению.

Песне этой следовало бы посвятить отдельное исследование, аналогов ей в творчестве группы не было и нет. Боб Эзрин, сочинивший музыку в стиле оперетт Гилберта и Сэлливана, по существу поднял художественную планку Pink Floyd, вдохновив Уотерса написать либретто, которое не всегда рифмуется, но идеально выполняет сверхзадачу. Остается лишь пожалеть, что только к своему финалу «Стена» достигает пика театральности.

Пинка судят Черви, и первым свидетелем, дающим против него показания, является Учитель. Речь его хаотична, полна суетливых самооправданий и завершается порывом «добить» подсудимого собственноручно. Второй свидетельницей выступает Жена Пинка. Ее показания — злорадство и жажда мести (сетования на былой недостаток общения с мужем выдают намек на Джуди Трим). Третьей свидетельницей выступает Мама. Она единственная не желает Пинку зла и по-прежнему мечтает иметь власть над сыном, но в ее речи также звучит комплекс самооправдания. Во время всего процесса Пинк изображен в виде тряпичной куклы. Ему уже все равно, что его судят. Он просто кукла, которую пинают от одного обвинителя к другому, — кукла, которая периодически хныкает, но ни разу не защищается.

Наконец Судья, изображенный Скарфом в образе здоровенной задницы, выносит приговор. Страдания Жены и Матери (Учитель не в счет) доводят его до кипения: он вот-вот уделается. По мнению Судьи, Пинк — отъявленный мерзавец, заслуживающий немедленной смерти. Но для объятого ужасом Пинка нет большего наказания, чем остаться без своей защитной скорлупы на виду у всех. И Судья, поддерживаемый хором толпы, приказывает сломать Стену.

В фильме крушение Стены сопровождается первичным криком Пинка. Перерождение, которого он так ждал, неожиданно свершилось.

И в конце люди, которых ты просто не замечал, «добренькие и сердобольные», готовые протянуть руку и прийти на помощь, встают перед твоими глазами.

Ты видишь детей, подбирающих использованные тобой кирпичи для создания собственных маленьких стен, а сам, счастливо скользнув в открывшееся пространство, учишься жить в новом для себя мире.

Набираясь сил и энергии, позабыв прежние беды и преодолевая ежедневные мелкие неприятности, радуясь неожиданному общению или знакомству, найдя себе новое увлечение или пробуя себя в непривычной роли, ты пересекаешь отпущенное тебе пространство и достигаешь следующего тупика. А за ним — новое пространство.

Источник

Adblock
detector