русский ковер на стене

Зачем в СССР вешали ковры на стены: объяснение традиции

photo2020 07 2913 41 23

kover sssr

Любовь к коврам в России времен СССР объясняется необходимостью тепло- и звукоизоляции, а также исторической традицией.

Так, в 60-х годах ковры были практически незаменимой составляющей квартир россиян. Их вешали на стены с помощью специальных петель, говорится в статье газеты Milliyet, Турция.

Как отмечает издание, во время урбанизации в СССР люди из сел и деревень стали переезжать в городские многоквартирные дома. Зимой в них было холодно, поэтому шерстяные ковры использовали для теплоизоляции всего жилища.

Еще одна причина – звукоизоляция. Стены были тонкими, из-за чего сложно было уснуть, слыша звуки работающего телевизора, криков детей, шумного выяснения отношений в квартирах соседей. Поэтому ковры стали вешать и на стены, чтобы хоть немного приглушить шум.

Кроме того, во времена СССР наличие ковров в квартире говорило о зажиточности и демонстрировало достаток семьи. Очевидно, эта традиция пришла из Европы XVI века, где купленный на Востоке ковер считался показателем статуса.

Так, в квартирах инженеров и чиновников красовались изготовленные на заказ дорогие ковры. Простые же люди, чтобы приобрести товар, записывались в очередь и могли прождать больше года.

Также в быту были популярны некоторые суеверия, связанные с коврами. Например, считалось, что прибить ковер к стене – к ссоре в семье. Поэтому ковры вешали на стены с помощью пришитых к ним петель, которые затем крепились на гвозди.

Ранее OBOZREVATEL рассказывал, что означают узоры на коврах из СССР: раскрыт секрет.

Источник

Почему у русских принято вешать на стену ковры? Разве это красиво?

Daily VK ico 1

0191302001473242011

Ковер на стенке, хрусталь и лакированная стенка — такой был «золотой набор» среднестатистического русского человека. Сейчас нам сложно понять, для чего наши родители, бабушки и дедушки вешали на стену эти самые злополучные ковры, но во многих квартирах они сохранились до сих пор, а хозяева никак не решаются избавиться от этого атрибута былой роскоши. Пользователи портала The Question попытались докопаться до истины и понять, откуда же пошла мода на ковры на стенах.

— В СССР ковры на стенах решали сразу несколько задач, связанных с особенностью времени:

1. Обои были в дефиците, поэтому ковры были компромиссным решением.

2. Как элемент декора и роскоши. Ковры в СССР стоили довольно дорого и часто могли быть даже приданым на свадьбе, заменяя собой картины и показывая достаток семьи.

3. Шумо- и теплоизоляция. Старая поговорка про стены, которые слышат, была довольно актуальна в качестве причины установки ковра на стену, т.к. толщина стен во многих новостройках была просто мизерной.

В настоящее время ковер на стене — это рудимент эпохи. Умный человек никогда не повесит этот пылесборник на стену.

Не так давно задавала этот вопрос своей бабушке. Мне рассказали, что, например, в Казахстане (именно там бабушка с дедушкой жили дольше всего) зимы были холодные. С помощью ковров утепляли стены, а чтобы не выглядело все это совсем нелепо, выбирали ковер покрасивее. Самое забавное, что сейчас старики перебрались к Черному морю, но ковры все равно висят в каждой комнате. Говорят, что чисто из эстетических соображений. Что уж с них взять – привычка 🙂

Я думаю, что спрос на ковры начал расти вместе с массовым строительством малогабаритных квартир, которые потом назвали «хрущобами» в честь Никиты Сергеевича Хрущова, при котором началось массовое строительство, которое позволило миллионам людей получить пусть и небольшие (двухкомнатная квартира имела около 25 кв. м жилой площади), но отдельные квартиры, выехав из коммунальных. И межкомнатные и межквартирные перегородки были тонкие, соседей было слышно прекрасно, нужна была хоть какая-то звукоизоляция. Не везде квартиры хорошо отапливались, особенно когда одна из стен была торцовой. Маленькие комнаты и низкие потолки превращали пустую комнату в резонаторный ящик, где голос обретал неприятное послезвучие. Ковер был универсальным решением — он сохранял тепло, давал звукоизоляцию, гасил эхо и создавал некоторый уют. В середине 1970-х ковер размером 2×3 метра стоил 280 рублей, к концу 70-х подорожал до 360 — это было три месячных зарплаты начинающего инженера. Черно-белый телевизор с экраном диагональю 61 см стоил 380-390 рублей, цветной — 750.

Просто ковры были статусной вещью в 60-70 гг. Чтобы их купить, люди ночами стояли в очередях, писали на руках номер очереди, проводили переклички. Если во время переклички тебя не было на месте, то ты автоматически выбывал из очереди.

Из своего опыта. Однажды мне пришлось провести пару недель в настоящей деревне в Ивановской области под городом Шуя. Там сохранились все эти дома из сказок с резьбой и печками. Так вот, в комнате которой ночевала ночью было холодно (такое уж выдалось лето). И спать у стены с ковром было значительно (. ) теплее, чем на краю дивана.

По нескольким причинам. Одна из них — демонстрация своей доминантности. Все что в дефиците — выставляется напоказ. Сделайте пластик дефицитом, как тут же побегут обвешиваться пластиковыми украшениями. При этом пластик будет различаться по «чистоте» в зависимости от цены.
Другая причина — да, шумоизоляция, теплоизоляция, особенно зимой. Мода. Пример моды советской — подстригись коротко, сожги волосы перекисью и мучайся с укладкой.
Для кого-то ковры — часть их традиций. Они хотят иметь ковры, описанные в сказках.
Кому-то просто они нравятся. Это дело вкуса. Я бы здесь не была так категорична.
Я больше склоняюсь к светлому минималистскому стилю. На первом месте — минимум уборки, максимум комфорта.
Кому-то нравится другое. Психосклады и способ восприятия у всех разные.

Источник

«Запахло СССР»: зачем раньше наши соотечественники массово вешали ковры на стены

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

nujnobolshekovrov0

nujnobolshekovrov1

На самом деле ковры пришли в Россию задолго до создания Советского Союза. Знакомы с ними благодаря кочевым соседям с востока и туркам с юга знали еще со времен Киевской Руси. Впрочем, в те времена ковры были вещью исключительно дорогой, доступной лишь для крупных купцов или высших представителей воинской аристократии. На протяжении последующей истории русских государств ситуация поменялось не сильна. Любили класть ковры на пол и мебель и в XIX веке, и в начале XX. Долгое время ковер был одним из немногих эффективных способов, во-первых, украсить жилище, а во-вторых, утеплить его.

nujnobolshekovrov2

Совершенно очевидно, что такая многовековая традиция «общения» с коврами не могла не отразиться и на советском быте. Пускай сегодня многие относятся к ковру (особенно на стене) как к неуместному пережитку прошлого. Но кто не разглядывал замысловатый шитый узор в своем детстве? Наверняка, таких людей в нашем обществе найдется не много. Впрочем, уже в советские времена к списку утилитарных функций ковров добавилась еще одна.

nujnobolshekovrov3

Однако, прежде всего следует отметить, что в эпоху СССР в отличие от всей остальной истории ковры стали доступны широкому кругу людей благодаря развитию легкой промышленности. Делали ковры как из синтетических тканей, так и из натуральной шерсти. Последние, конечно же, были заметно дороже. Жители страны Советов также использовали данные изделия для украшения своего жилища и его утепления.

nujnobolshekovrov4

Помимо этого, граждане Советского Союза быстро смекнули, что плотные ковры заметно улучшают звукоизоляцию. А потому стали вешать их еще и на стены буквально в каждой комнате. Благо цена на средний ковер позволяла. Особенно актуально это стало на фоне урбанизации, роста городов и все большего появления «квартирных жителей». Люди, устоявшиеся в коммунальных квартирах всеми силами, хотели повысить уровень комфорта и степень защищенности личного пространства. Актуальной данная тенденция осталась и после начала массового строительства многоквартирных панельных домов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

userinfo v8masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

Это уже целое направление в интернет-юморе: фото с ковром на стене. Это кажется смешным и нелепым сейчас.

Кто-то из болтливых российских сатириков бросил однажды обидную фразу: дескать, во всем мире ковры кладут на пол, чтобы было комфортно ходить по дому, и только русские вешают их на стены, чтобы показывать гостям вместо картин. На самом деле это, конечно, не так: и за границей любят увешивать стены коврами, и у нас уважают ходить босиком по теплому ковру.

Но все же как могли появиться в СССР ковры на стенах?

Посмотрите картины русских художников, жанровые сцены, описывающие быт помещиков. Ковры на стенах — нередкое явление. Также почитайте Пушкина, Лермонтова. Описывая быт офицеров-дворян, здесь частенько можно встретить описание комнаты, где висит персидский ковер. Особенно тех, офицеров, что побывали на Кавказе. Тогда это недоумения ни у кого не вызывало….

Обычай застилать полы коврами, а также вешать ковры на стену характерен для многих народов. Историк Н. И. Костомаров писал, что у русских в ХVI и ХVII столетиях в домашнем устройстве «…был обычай укрывать и покрывать. В порядочном доме полы были покрыты коврами, у менее зажиточных — рогожами и войлоками. В сенях у дверей лежала непременно рогожа или войлок для обтирания ног…». Первые заграничные ковры стали прибывать в Россию с развитием купечества и торговли в ХVI-ХVII веках. В ХVIII веке на Петербургской шпалерной мануфактуре, основанной в 1717 году, был налажен выпуск отечественных шпалер. К началу ХIХ века ковры стали неотъемлемой частью изысканного дворцового интерьера.

При СССР ряд признаков «роскошной» жизни переняли и массы. В деревнях ковров не было, но были разные такие типа коврики с изображением оленей, цариц, гор…

Когда народ стал побогаче, стали покупать настоящие ковры. Развешивая ковры, люди значительно уменьшали распространение звука и делали стены теплее.

Источник

Откуда пошла традиция вешать ковры на стену?

c2ac0647a8bb7473958ad6549ce52ce0

Считать, что шерстяной ковер предназначен только для пола, большое заблуждение. У многих народов ковры занимали то же место, что иконы у православных, украшенные множеством знаков, они несли некий религиозный и энергетический подтекст. Скорее всего, предки считали, что повешенный на стену в доме ковер с сакральными знаками защищал семью и даровал успех. В качестве текстильного изделия его применяли в быту достаточно широко: стелили на столы, укрывали лавки и диваны, использовали в качестве дверей и перегородок, делали из ковровой ткани настенные мешки (шкафы и комоды), вывешивали на общественных празднествах как знамена и штандарты.

В XIII веке на Западе появляются первые изделия персидского и турецкого производства. Для сдержанных в декоре европейцев они были настолько яркими, смелыми и радужными, что моментально переселились в дома в качестве роскошного убранства, демонстрирующего тонкий вкус и высокий уровень благосостояния хозяина.

Первые зарубежные ковры прибыли в Россию в ХVI-ХVII веках, когда стали развиваться купечество и торговля. Сильно повлиял на ковровую традицию в России Петр I. Любовь к текстилю вспыхнула сразу, обусловлена она была холодным климатом и желанием разнообразить и украсить интерьер – ведь почти вся мебель была встроенная, лавки «врубались» в стены по периметру еще на стадии постройки дома.

Во второй трети XIX века возникает настоящая мода на восточное искусство. В высшем обществе считалось, что хотя бы одна комната в доме должна быть оформлена в восточном стиле. Обязательным его компонентом был настенный ковер, привезенный из Ирана, Азербайджана, Турции, Средней Азии или с Кавказа, завешивались либо несколько стен, либо один эксклюзивный ковер, который был центром экспозиции и задавал тон всему интерьеру.

В современной России интерес к коврам только просыпается, тогда, как наши западные коллеги давно увидели все плюсы этого вида уникального декора. Это нестандартный и простой в реализации декоративный прием с большой историей. Он практичен и долговечен: достаточно регулярно удалять пыль и ковер десятилетиями будет выглядеть как новый. Помимо того он отлично поглощает шумы и сохраняет тепло в доме, и позволяет человеку выражать себя и свой вкус, не боясь людских предрассудков.

Если вам захочется последовать примеру русских дворян и зарубежных дизайнеров, помните, что ковер должен быть соразмерен площади комнаты и занимать не более 1/3 ширины стены. Исключение составляют ориентальные интерьеры – там стилевые особенности позволяют существенно увеличить количество настенных ковров.

Источник

Adblock
detector