штаб квартира международного суда оон
Международный суд ООН: история и функции
Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций. Он разрешает, на основании международного права, юридические споры между государствами и дает консультативные заключения по юридическим вопросам, которые могут быть перед ним поставлены органами или специализированными учреждениями ООН.
Учрежден Уставом ООН, подписанным 26 июня 1945 года в Сан-Франциско (США), вместо существовавшей с 1920 года при Лиге наций Постоянной палаты международного правосудия.
Суд формируется и действует в соответствии со своим Статутом, который является неотъемлемой частью Устава ООН, и своим Регламентом.
Статут Международного суда был подписан 26 июня 1945 года и вступил в силу 24 октября 1945 года.
Свое первое открытое заседание Международный Суд ООН провел 18 апреля 1946 года в Гааге (Нидерланды). Первое дело было представлено на его рассмотрение в мае 1947 года.
Сторонами в рассматриваемых Международным Судом ООН делах могут быть только государства. Суд не обладает уголовной юрисдикцией и не может судить физических лиц (например, военных преступников). Эта задача входит в компетенцию национальных судебных органов, специальных уголовных трибуналов, учрежденных ООН, а также Международного уголовного суда (МУС).
Суд уполномочен рассматривать правовые споры, связанные с нарушением международных договоров и обязательств или возникающие при их толковании; принимать обязательные к исполнению решения по всем спорам, которые передаются государствами на его рассмотрение; давать консультативные, не имеющие обязательной силы, заключения по правовым вопросам по просьбе Генеральной Ассамблеи ООН, Совета Безопасности и других органов ООН с разрешения ГА ООН.
В Суд могут обращаться участники его Статута, в число которых автоматически входят все члены ООН. Государство, не являющееся членом ООН, может стать участником Статута на условиях, определяемых в каждом отдельном случае ГА ООН по рекомендации СБ ООН. Все государства-участники Статута Международного Суда могут быть сторонами в рассматриваемых им делах. Другие государства могут передавать на его рассмотрение дела на условиях, определенных СБ ООН. Кроме того, СБ ООН может рекомендовать передать на рассмотрение Суда любой юридический спор.
Разбирательство возбуждается одним из двух следующих способов:
1) Посредством уведомления о специальном соглашении: специальное соглашение является двусторонним по своему характеру, заключается государствами, желающими совместно представить спор на рассмотрение Суда, и состоит из одного текста вопросов, которые они согласились передать на рассмотрение Суда; любое из этих государств может возбудить разбирательство, уведомив Секретариат об этом соглашении;
2) Посредством заявления: заявление, которое является односторонним по своему характеру, подается государством против другого государства на основе юрисдикционной статьи в договоре или заявлений в рамках системы «факультативной оговорки».
Заявление должно быть более подробным, чем специальное соглашение: государство-заявитель должно указать основания наличия, по его мнению, у Суда юрисдикции, точный характер претензии и представить краткое изложение фактов и оснований, лежащих в основе этой претензии. Секретарь препровождает специальное соглашение или заявление другой стороне и судьям, а также Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций и всем государствам-членам, имеющим право обращаться в Суд.
Он включает дело в общий список Суда и информирует прессу.
Решение Суда является обязательным для соответствующих сторон. Любое государство, независимо от того, является ли оно членом ООН или нет, которое считает, что другая сторона не выполнила решение Суда, может довести этот вопрос до сведения Совета Безопасности. Последний, если признает это необходимым, может сделать рекомендации или решить о принятии мер для приведения решения в исполнение.
В составе Суда 15 судей. Они избираются ГА ООН и СБ ООН, голосующими независимо друг от друга. При назначении обращается внимание на то, чтобы в Суде были представлены основные правовые системы мира. Судьи избираются на девятилетний срок, причем треть состава суда переизбирается каждые три года. Члены Суда не могут исполнять никаких политических или административных обязанностей и выступают в личном качестве, а не как представители государств, гражданами которых они являются, однако в числе судей не может быть более одного гражданина любого государства. К работе суда привлекаются также временные судьи.
Члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами.
Суд избирает сроком на три года председателя и вице-председателя Суда, которые могут быть переизбраны. Суд назначает своего секретаря.
Официальные языки Суда — французский и английский.
Местопребыванием Суда является Дворец Наций в Гааге (Нидерланды).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Международный суд | |
---|---|
Международный суд правосудия | |
Срок полномочий судьи | 9 лет |
Количество позиций | 15 |
Веб-сайт | www.icj-cij.org |
Президент | |
В настоящее время | Джоан Донохью |
С | 8 февраля 2021 г. |
Вице-президент | |
В настоящее время | Кирилл Геворгян |
С | 8 февраля 2021 г. |
Главные органы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Система ООН | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
С момента подачи своего первого дела 22 мая 1947 года Международный суд юстиции рассмотрел 179 дел до марта 2021 года. СОДЕРЖАНИЕИсторияПостоянная палата международного правосудияВ декабре 1920 года, после нескольких проектов и дебатов, Ассамблея Лиги единогласно приняла Статут PCIJ, который был подписан и ратифицирован в следующем году большинством членов. Среди прочего, новый Статут разрешил спорные вопросы отбора судей, предусматривая, что судьи избираются Советом и Собранием Лиги одновременно, но независимо. Состав PCIJ будет отражать «основные формы цивилизации и основные правовые системы мира». PCIJ будет постоянно размещаться во Дворце мира в Гааге рядом с Постоянным арбитражным судом. PCIJ представляет собой крупное нововведение в международной юриспруденции по нескольким направлениям: В отличие от МС, ППМП не входила в Лигу, и члены Лиги не были автоматически участниками ее Устава. Соединенные Штаты, сыгравшие ключевую роль как во второй Гаагской мирной конференции, так и в Парижской мирной конференции, в частности, не входили в Лигу, хотя некоторые из их граждан выполняли функции судей Суда. Со времени своей первой сессии в 1922 году до 1940 года PCIJ рассмотрела 29 межгосударственных споров и выпустила 27 консультативных заключений. Широкое признание Суда нашло отражение в том факте, что несколько сотен международных договоров и соглашений наделяют его юрисдикцией в отношении определенных категорий споров. Помимо помощи в разрешении нескольких серьезных международных споров, PCIJ помогла прояснить несколько неясностей в международном праве, которые способствовали ее развитию. Соединенные Штаты сыграли важную роль в создании Всемирного суда, но никогда не присоединились. Президенты Вильсон, Хардинг, Кулидж, Гувер и Рузвельт все поддерживали членство, но было невозможно получить 2/3 большинства в Сенате для заключения договора. Учреждение Международного СудаПосле пика активности в 1933 году ППМП начала снижаться в своей деятельности из-за растущей международной напряженности и изоляционизма, характерных для той эпохи. Второй мировой войны эффективно положить конец суд, который провел свое последнее публичное заседание в декабре 1939 года и выпустила свой последний приказ в феврале 1940 г. В 1942 г. Соединенные Штаты и Соединенное Королевство совместно объявили поддержку созданию или восстановлению международного суда после войны и в 1943 году Великобритания возглавила группу юристов со всего мира, «Межсоюзный комитет», чтобы обсудить этот вопрос. Его отчет за 1944 год рекомендовал: мероприятияСоставСудьи ad hocВ статье 31 статута изложена процедура, в соответствии с которой судьи ad hoc рассматривают в суде спорные дела. Система позволяет любой стороне в спорном деле (если в суде нет ни одного гражданина этой стороны) выбрать еще одного человека в качестве судьи только по этому делу. Таким образом, по одному делу могут заседать до семнадцати судей. ПалатыОбычно суд заседает как полная скамья, но за последние пятнадцать лет он иногда заседал как камера. Статьи 26–29 статута позволяют суду формировать палаты меньшего размера, обычно из 3 или 5 судей, для рассмотрения дел. Статья 26 предусматривает два типа палат: во-первых, палаты для особых категорий дел и, во-вторых, создание специальных палат для рассмотрения конкретных споров. В 1993 году в соответствии со статьей 26 (1) статута Международного суда была создана специальная палата, которая специально занимается вопросами окружающей среды (хотя она никогда не использовалась). Текущий составПо состоянию на 31 мая 2021 года состав суда следующий:
Президенты
ЮрисдикцияКак указано в статье 93 Устава ООН, все 193 члена ООН автоматически становятся участниками статута суда. Не члены ООН также могут стать участниками статута суда в соответствии с процедурой статьи 93 (2), которая использовалась Швейцарией в 1948 году и Науру в 1988 году до того, как они присоединились к ООН. Как только государство является участником устава суда, оно имеет право участвовать в рассмотрении дел в суде. Однако участие в статуте автоматически не дает суду юрисдикции в отношении споров с участием этих сторон. Вопрос о юрисдикции рассматривается в трех типах дел ICJ: спорные вопросы, случайная юрисдикция и консультативные заключения. Спорные вопросыЮрисдикция часто является решающим вопросом для суда в спорных делах. Ключевой принцип заключается в том, что ICJ обладает юрисдикцией только на основании согласия. Согласно статье 36, существует четыре основания для юрисдикции Суда: Случайная юрисдикцияКонсультативные заключенияКонсультативное заключение является функцией суда открытого только указанных органов и учреждений Организаций Объединенных Наций. Устав ООН наделяет Генеральную Ассамблею или Совет Безопасности полномочиями обращаться в суд с просьбой о вынесении консультативного заключения по любому правовому вопросу. Другие органы ООН, кроме ГА и ВС, не могут запрашивать консультативное заключение Международного Суда, если Генеральная Ассамблея не санкционирует их. Другие органы ООН запрашивают только консультативное заключение суда по вопросам, входящим в сферу их деятельности. Получив запрос, суд решает, какие государства и организации могут предоставить полезную информацию, и дает им возможность сделать письменные или устные заявления. Консультативные заключения были задуманы как средство, с помощью которого агентства ООН могли бы обращаться в суд за помощью в решении сложных юридических вопросов, которые могут подпадать под их соответствующие полномочия. В принципе, консультативные заключения суда носят только консультативный характер, но они имеют большое влияние и пользуются большим уважением. В некоторых документах или правилах может быть заранее указано, что консультативное заключение должно быть конкретно обязательным для определенных агентств или государств, но по своей сути они не имеют обязательной силы согласно Статуту Суда. Этот необязательный характер не означает, что консультативные заключения не имеют юридической силы, поскольку юридическая аргументация, содержащаяся в них, отражает авторитетную точку зрения суда по важным вопросам международного права. Принимая их, суд, по сути, следует тем же правилам и процедурам, которые регулируют его обязательные решения, вынесенные по спорным делам, переданным ему суверенными государствами. Консультативное заключение приобретает свой статус и авторитетность благодаря тому факту, что оно является официальным заявлением главного судебного органа Организации Объединенных Наций. Примеры спорных делОтношения с Советом Безопасности ООНСо стороны большинства судей наблюдалось явное нежелание участвовать в споре таким образом, чтобы он потенциально мог вступить в конфликт с советом. Суд заявил в деле Никарагуа, что нет необходимого несоответствия между действиями Совета Безопасности и постановлением Международного Суда. Однако, когда есть место для конфликта, баланс, похоже, в пользу Совета Безопасности. Если какая-либо из сторон не «выполняет обязательства, возложенные на нее в соответствии с решением, вынесенным Судом», Совет Безопасности может быть призван «дать рекомендации или принять решение о мерах», если Совет Безопасности сочтет такие действия необходимыми. На практике полномочия суда были ограничены нежеланием проигравшей стороны выполнять решение суда и нежеланием Совета Безопасности налагать соответствующие санкции. Однако теоретически «в том, что касается сторон в деле, решение Суда является обязательным, окончательным и не подлежит обжалованию», и «подписывая Устав, государство-член Организации Объединенных Наций обязуется соблюдать все решение Международного Суда по делу, в котором он является стороной «. Закон примененЕсли стороны согласны, они также могут предоставить суду свободу принимать решения ex aequo et bono («справедливо и беспристрастно»), предоставляя Международному суду свободу принимать беспристрастное решение, основанное на том, что является справедливым в данных обстоятельствах. Это положение не использовалось в истории суда. К настоящему времени Международный Суд рассмотрел около 130 дел. ПроцедураМеждународный Суд наделен полномочиями устанавливать свои собственные правила. Судебная процедура изложена в Регламенте Международного Суда 1978 года (с поправками от 29 сентября 2005 года). Дела перед Международным Судом будут проходить по стандартной схеме. Дело подано заявителем, который подает письменный меморандум, в котором излагаются основания юрисдикции суда и существо его требования. Ответчик может признать юрисдикцию суда и подать собственный меморандум по существу дела. Предварительные возраженияОтветчик, не желающий подчиняться юрисдикции суда, может выдвинуть предварительные возражения. Любые такие возражения должны быть рассмотрены до того, как суд сможет рассмотреть существо иска заявителя. Часто по предварительным возражениям проводятся отдельные публичные слушания, и суд выносит решение. Ответчики обычно подают предварительные возражения относительно юрисдикции суда и / или приемлемости дела. Под неприемлемостью понимается ряд аргументов о факторах, которые суд должен принять во внимание при вынесении решения о юрисдикции, например о том, что вопрос не подлежит рассмотрению в судебном порядке или что это не «правовой спор». Кроме того, могут быть высказаны возражения, поскольку в суде отсутствуют все необходимые стороны. Если дело обязательно требует, чтобы суд вынес решение о правах и обязанностях государства, которое не согласилось с юрисдикцией суда, суд не приступает к вынесению решения по существу. Если суд решит, что он обладает юрисдикцией и дело является приемлемым, ответчик должен подать меморандум, в котором рассматривается существо иска заявителя. После представления всех письменных аргументов суд проводит публичное слушание по существу. Заявки на вмешательствоВ случаях, когда затрагиваются интересы третьего государства, этому государству может быть разрешено вмешаться в дело и участвовать в качестве полноправной стороны. Согласно статье 62, государство, «имеющее интересы правового характера», может применяться; тем не менее, решение о том, разрешить ли вмешательство, остается на усмотрение суда. Заявления о вмешательстве редки, и первое успешное применение произошло только в 1991 году. Суждение и средства правовой защитыПосле обсуждения суд выносит мнение большинства. Отдельные судьи могут высказывать совпадающие мнения (если они согласны с результатом, достигнутым в решении суда, но расходятся в своих аргументах) или особые мнения (если они не согласны с большинством). Апелляция невозможна, но любая сторона может попросить суд уточнить, есть ли спор относительно смысла или объема решения суда. Критика
detector |