штаб квартира совета европы расположена

Совет Европы

Совет Европы объединяет 47 государств. Штаб-квартира СЕ расположена в Страсбурге (Франция). Россия стала членом организации 28 февраля 1996 года.

Статус наблюдателя предоставлен Ватикану, Канаде, Мексике, США и Японии.

Совет Европы основан 5 мая 1949 года десятью западноевропейскими государствами, подписавшими Устав СЕ (Лондонский договор 1949 г.) с целью «достижения большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействия их экономическому и социальному прогрессу» (ст.1 Устава). Отличительной чертой СЕ является выработка и принятие в его рамках юридически обязывающих международных конвенций, охватывающих широкий спектр отраслей «мягкой безопасности», в том числе таких как противодействие терроризму, вопросы уголовного правосудия, защита персональных данных, образование, культура, спорт, здравоохранение, защита детей и др.

Должность Генерального секретаря Совета Европы создана в соответствии с Уставом Совета Европы. Он назначается по представлению КМСЕ. Генеральный секретарь несет общую ответственность за руководство Советом Европы и представляет организацию в международных контактах. Занимающая в настоящий момент данную должность Мария Пейчинович-Бурич была избран Генеральным секретарем в 2019 г. М.Пейчинович-Бурич руководит Секретариатом Совета Европы, который оказывает ему помощь в выполнении функций Генерального секретаря.

Габриэлла Баттаини-Драгони занимает должность заместителя Генерального секретаря с 2012 г. (переизбрана на этот пост в июне 2015 г.). В ее функции ходит наблюдение за реализацией инициатив Генерального секретаря в соответствии с решениями и приоритетами КМСЕ.

Бюджет Организации формируется на двухлетней основе из взносов стран-участниц. Главные плательщики: Россия, Франция, Германия, Италия, Великобритания. Общий объем бюджета СЕ в 2021 г. составит 333 028 800 евро.

Взносы Российской Федерации в бюджеты Совета Европы c учетом участия в частичных открытых соглашениях в 2021 г. составят 33 949 208,77 евро. При этом взнос России в Регулярный бюджет СЕ составит 27 915 904,11 евро.

Основными структурами, обеспечивающими сотрудничество стран-членов СЕ являются Комитет министров (КМСЕ), Парламентская ассамблея (ПАСЕ), Конгресс местных и региональных властей (КМРВСЕ), Конференция международных неправительственных организаций (КМНПО) и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Комитет министров является единственным органом, действующим от имени Совета Европы (ст.13 Устава). Сессии КМСЕ на уровне министров иностранных дел проводятся один раз в год в мае, как правило, в столице государства, председательствующего в СЕ. Между сессиями КМСЕ еженедельно проходят заседания КМСЕ в формате постоянных представителей стран-участниц при Совете Европы.

Решения КМСЕ имеют форму резолюций и рекомендаций. Решения КМСЕ по вопросам деятельности СЕ носят обязательный характер, тогда как рекомендации КМСЕ странам-членам СЕ являются юридически необязательными. Комитет министров может также принимать заявления по текущим политическим вопросам.

КМСЕ контролирует и координирует разветвленную сеть рабочих органов межправительственного сотрудничества – специализированных комитетов и групп различного уровня (более ста).

Один раз в два-три года под эгидой Совета Европы проводятся европейские конференции отраслевых министров (внутренних дел, юстиции, по вопросам местного самоуправления, молодежи, СМИ, пространственного планирования и т.д.).

На нерегулярной основе проводятся встречи глав государств и правительств Совета Европы («саммитов СЕ»), в ходе которых принимаются решения о целях и направлениях деятельности Страсбургской организации на последующие годы. В общей сложности состоялось три саммита СЕ (первый – 8-9 октября 1993 г. в Вене, второй – 10-11 октября 1997 г. в Страсбурге, третий – 16-17 мая 2005 г. в Варшаве).

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) – уставной орган Совета Европы, выполняющий консультативные функции. Она может обсуждать и давать рекомендации по любому вопросу, отвечающему цели и относящемуся к компетенции Совета Европы. Состоит из представителей парламентов стран-членов. Пленарные сессии проходят четыре раза в год.

Конгресс местных и региональных властей Совета Европы – консультативный орган Совета Европы, состоящий из представителей местных и региональных органов власти государств-членов СЕ. Согласно Уставной резолюции (94)3 о создании КМРВЕ, КМСЕ и ПАСЕ консультируются с Конгрессом по вопросам, которые могут затрагивать компетенцию и основные интересы местных и региональных органов власти европейских стран. КМРВСЕ состоит из Палаты регионов и Палаты местных властей и включает 318 выборных представителей местного и регионального уровней власти и такое же число их заместителей. Пленарные заседания проходят два раза в год (в марте и октябре). С составом российской делегации в КМРВСЕ можно ознакомиться здесь.

Конференция международных неправительственных организаций при Совете Европы анализирует практический опыт СЕ по взаимодействию с международными и национальными НПО, другими институтами гражданского общества, а также рекомендации и правовые инструменты СЕ, направленные на укрепление роли НПО в политической, социально-экономической и культурной жизни государств-членов.

Членство в Конференции могут получить неправительственные организации, отвечающие следующим условиям: представленность в «значительном числе европейских стран»; деятельность, относящаяся к мандату СЕ и направленная на достижение европейского единства; возможность активно участвовать в работе организации.

В состав КМНПО входят около 400 организаций. Пленарные заседания КМНПО проходят дважды в год (январь и июнь, приурочена к сессиям ПАСЕ).

Главным направлением деятельности Совета Европы является создание единого панъевропейского правового пространства. С этой целью осуществляется разработка советоевропейских конвенций, устанавливающих принципы и направления сотрудничества государств-членов во всех областях, относящихся к компетенции СЕ. К настоящему моменту система конвенций СЕ охватывает более 210 нормативных документов (многосторонних конвенций, соглашений и дополнительных протоколов к ним). Россия ратифицировала 68 договорно-правовых акта СЕ.

Важнейшие из конвенций предусматривают создание и функционирование особых органов, обеспечивающих постоянный контроль за выполнением подписавшими их государствами-членами своих обязательств.

Фундаментальное значение для деятельности СЕ имеет Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) (открыта к подписанию в 1950 году, вступила в силу в 1953 году), присоединение к которой обязательно для всех государств-членов СЕ и стран-кандидатов (новые государства-члены обязаны подписать её при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года).

Стержнем ЕКПЧ является ее контрольный механизм в лице Европейского Суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге. Парламентская ассамблея избирает по одному судье от каждого государства-члена СЕ. Решения Суда являются окончательными и обязательными к исполнению. Контроль за их реализацией осуществляет КМСЕ.

Пост Комиссара Совета Европы по правам человека учрежден в мае 1999 года. Комиссар избирается Парламентской ассамблеей Совета Европы на шестилетний срок без права переизбрания из числа трех кандидатов, отобранных КМСЕ.

Институт Комиссара рассматривается как несудебный орган, созданный для наблюдения за правами человека в государствах-членах СЕ. Хотя Комиссар не вправе рассматривать индивидуальные жалобы, в его компетенцию входит рассмотрение любой информации, касающейся общей правозащитной ситуации в государствах-членах СЕ.

В рамках своего мандата Комиссар тесно взаимодействует с КМСЕ и ПАСЕ по вопросам защиты прав человека; поддерживает деятельность профильных национальных структур (омбудсмены или аналогичные институты) и активно сотрудничает с ними; взаимодействует с международными учреждениями в деле содействия защите и поощрению прав человека. Комиссар представляет КМСЕ ежеквартальные и ежегодные доклады о своей работе.

Под эгидой СЕ функционирует четырнадцать организаций-спутников с самостоятельным бюджетом. Правовой основой их создания и функционирования служат т.н. «Частичные соглашения», действующие в соответствии с Уставной резолюцией (93)28. В настоящее время Россия в качестве члена участвует в 8 из них – Частичном открытом соглашении (ЧОС) по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и техногенных катастроф,

и в качестве наблюдателя в Европейской фармакопее.

Источник

Министерство иностранных дел Российской Федерации

СОВЕТ ЕВРОПЫ

Израиль, Канада и Мексика имеют статус наблюдателя при Парламентской ассамблее СЕ.

Бюджет Организации формируется из взносов стран-участниц.

В структуру основных органов Совета Европы входят Комитет министров (КМСЕ), Парламентская ассамблея (ПАСЕ), Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ * ), Конференция международных неправительственных организаций (КМНПО) и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Сессии Комитета министров (КМСЕ) на уровне министров иностранных дел проводятся один раз в год в мае, как правило, в Страсбурге. Между сессиями еженедельно проходят заседания КМСЕ в формате постоянных представителей стран-участниц при Совете Европы.

Наиболее важные решения Совета Европы по отдельным вопросам принимаются Комитетом министров по согласованию с другими основными органами СЕ в виде соответствующих европейских конвенций. Решения КМСЕ по вопросам деятельности СЕ носят обязательный характер, тогда как рекомендации КМСЕ странам-членам СЕ являются для них не юридически, а политически обязательными. Наиболее важные из них принимаются консенсусом, однако формальное требование консенсуса в КМСЕ отсутствует.

КМСЕ контролирует и координирует весьма разветвленную сеть рабочих органов межправительственного сотрудничества – специализированных комитетов и групп различного уровня (более ста).

Председательство в КМСЕ осуществляется государствами – членами на ротационной основе в порядке английского алфавита в течение 6 месяцев. С 19 мая по 15 ноября 2006 года в КМСЕ председательствовала Российская Федерация. Сейчас председательствует Андорра (с 9 ноября 2012 года по 16 мая 2013 года).

Парламентская ассамблея (ПАСЕ), состоящая из 318 представителей национальных парламентов (и стольких же их заместителей), наделена консультативными функциями. В Ассамблее действует 5 политических групп (фракций). Ежегодная сессия ПАСЕ разбита на 4 части и проходит, как правило, в последнюю неделю января, апреля, июня и сентября. Ключевые решения (заключения на проекты правовых документов и рекомендации ПАСЕ и т.д.) принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов. В остальных случаях, в том числе при принятии резолюций, требуется простое большинство. Ассамблея формирует Постоянную комиссию, Бюро, 8 функциональных комиссий, а также Совместный комитет для координации деятельности между ПАСЕ и КМСЕ.

Председатель ПАСЕ – Жан-Клод Миньон (Франция, избран в январе 2012 года).

Председатель КМРВСЕ – Хервиг Ван Стаа (Австрия; избран в октябре 2012 года).

Конференция международных неправительственных организаций (КМНПО) при Совете Европы анализирует практический опыт СЕ по взаимодействию с международными и национальными НПО, другими институтами гражданского общества, а также рекомендации и правовые инструменты СЕ, направленные на укрепление роли НПО в политической, социально-экономической и культурной жизни государств-членов.

Пост Комиссара СЕ по правам человека учрежден в мае 1999 года С апреля 2012 года Комиссаром СЕ по правам человека является Нил Муйжниекс (Латвия).

Секретариат СЕ (включая аппарат ЕСПЧ) насчитывает около 1 800 служащих. В сентябре 2009 году Генеральным секретарем СЕ на пять лет избран Турбьёрн ЯГЛАНД (Норвегия).

Под эгидой СЕ функционирует четырнадцать организаций-спутников с самостоятельным бюджетом. Правовой основой их создания и функционирования служат т.н. «Частичные соглашения». В настоящее время Россия участвует в 7 из них – Частичном открытом соглашении (ЧОС) по прогнозированию, предотвращению и оказанию помощи в случае природных и техногенных катастроф, Группе по сотрудничеству в борьбе со злоупотреблением и незаконным оборотом наркотических средств (т.н. «Группа Помпиду»), Европейской аудиовизуальной обсерватории, в Европейской комиссии за демократию через право (т.н. «Венецианская комиссия»), Группе государств против коррупции (ГРЕКО), Расширенном частичном соглашении по спорту (РЧСС), Расширенном частичном соглашении о культурном маршрутах.

Один раз в два-три года под эгидой Совета Европы проводятся европейские конференции отраслевых министров (внутренних дел, юстиции, по вопросам местного самоуправления, молодежи, СМИ и т.д.).

Российская делегация во главе с Министром иностранных дел С.В.Лавровым принимала участие в работе Третьего саммита СЕ в Варшаве (16-17 мая 2005 года).

Для координации сотрудничества России с СЕ Указом Президента России от 2 сентября 2009 года создана Межведомственная комиссия Российской Федерации по делам Совета Европы. Ее председателем является Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.

Источник

Новое в блогах

Что это за «Совет Европы» Объясняю простыми словами.

Многие путают понятия «Совет Европы» и «Евросоюз» и это нормально. Я вот, например, не знаю разницы между «Лигой Европы» и «Лигой Чемпионов». Но зато по поводу СЕ и ЕС могу дать небольшое разъяснение.

Итак, Евросоюз – это экономическое и политическое объединение стран. Грубо говоря, это одна большая страна – с общей валютой, границами, многими законами и т.д.

В Евросоюзе 27 стран и Россия в их число НЕ входит. Поэтому выгнать ее оттуда никак нельзя, даже если очень хочется.

А вот Совет Европы – это совершенно отдельная от ЕС организация. Она создана, чтобы координировать действия разных стран между собой, вырабатывать некие общие стандарты, правила и т.д.

Если переводить на бытовой язык, то Евросоюз – это что-то типа коммуналки, где всё общее – кухня, прихожая, туалет, холодильник. Иногда даже дети.

А вот Совет Европы – это что-то типа Домоуправления в многоэтажном доме, когда каждая квартира (страна) самостоятельна, но все-таки имеется некий орган, отвечающий за общие зоны – подъезды, тротуары и детские площадки.

Вот в это Домоуправление Россия входит. И потому выгнать ее оттуда [чисто теоретически] можно. Но как-то не получается. А впрочем, обо всем по порядку.

Структура

Для начала, давайте посмотрим, как этот Совет Европы вообще устроен. Тут нужно вспомнить, как обычно устроена власть на этой планете. А устроена она по принципу «Разделения на три ветви»:

7332149 5449357

Так вот, Совет Европы, как властная организация, устроен точно по такому же принципу. В него входит три органа:

7332149 5449358

Где расположен

Все эти три органа расположены в одном городе – Страсбурге. Это во Франции на границе с Германией:

7332149 5449359

Кто в нем работает

Не нужно думать, что в Совете Европы работают исключительно какие-то чужие дяденьки, которые всем раздают команды. Совет Европы целиком и полностью состоит из представителей стран участниц (всего 47 стран).

То есть, в ЕСПЧ входят судьи из всех стран. В ПАСЕ входят представители Парламентов всех стран. И Комитет Министров также состоит из министров иностранных дел всех стран.

7332149 5449360

Таким образом, в Комитет Министров, например, входит наш Сергей Лавров. В ПАСЕ входят 18 представителей от нашей Думы (во главе с Петром Толстым), а в ЕСПЧ входят наши судьи.

Страны-участницы

Всего, как уже сказано, Совет Европы объединяет 47 государств. Это почти все страны Европы и даже те, которые в Европе находятся лишь частично (Азербайджан, Турция, Грузия, Россия). Также в Совет входит Кипр и Армения, которые географически к Европе не относится.

Такие страны как США, Япония, Израиль, Канада (и некоторые другие) являются наблюдателями при Совете Европы.

Обратите внимание, что в списке наблюдателей – сплошь наши геополитические оппоненты, и нет Китая и Индии, например (хотя эти страны населяет 1/3 населения планеты).

Кто не входит в Совет Европы

Белоруссия – единственная крупная страна Европы, которая не входит в СЕ.

Также в СЕ не входит Ватикан, Мальта, Казахстан (хотя небольшая его часть расположена в Европе) и республика Косово. Ну, Абхазия, Осетия, ЛДНР – тоже, по понятным причинам.

За чей счет банкет?

А вот это – самое интересное. Дело в том, что бюджет Совета Европы формируется также «вскладчину» за счет взносов всех стран. Причем общаг получается немаленький – почти 500 миллионов евро в год (свыше 40 миллиардов рублей), что равно трём бюджетам такой страны как Гамбия.

Я понятия не имею, на что они тратят эти деньги, но Россия там – один из крупнейших плательщиков – почти 10% бюджета СЕ формируется за счет вносов России.

Так вот. После всех этих крымских и донбасских событий, Россию исключили из ПАСЕ. То есть не из всего Совета Европы, а только из его Парламента. В ответ Россия перестала платить свои взносы в бюджет СЕ.

И что бы вы думали? Через 2 года Россию попросили вернуться обратно. Хотя Крым мы не возвращали, да и с Донбассом ничего не решилось. Но разве это имеет значение для наших западных партнеров, если речь заходит о самом для них болезненном – о деньгах?

Просто вдумайтесь, из-за неуплаты России у них возник дефицит бюджета – 18 миллионов евро. Всего каких-то 18 несчастных миллионов! Позорно ничтожная сумма для Франции, Германии, Италии, Великобритании, Голландии, Швеции. Могли бы на всех эту сумму поделить, но зато отстоять свою точку зрения по Крыму и Донбассу.

Но нет, они предпочли наступить на горло собственной песне, без шума и пыли вернули Россию в ПАСЕ (исключали точно гораздо громче), лишь бы перекрыть 18 миллионов евро убытков.

Сейчас кто-то говорит, что из-за Навального Россию могут исключить не просто из ПАСЕ, но и из всего Совета Европы. На мой взгляд, это весьма глупый прогноз.

Нужно понимать, что этот Совет – абсолютно бюрократический орган, живущий чуть ли не на «пожертвования». То что он вообще существует – нужно больше самому Совету, чем странам, которые в него входят.

Членство в нем – скорее имиджевая вещь, чем прагматичная. Россия спокойно без этого Совета проживет (США, Китай, Япония и еще 150 стран мира как-то живут, да и Россия вступила только в 1996 году), а вот Совет без 10% бюджета волком взвоет, как и в прошлый раз.

s Михалев Александр # написал комментарий 21 февраля 2021, 11:59 Власть — осуществимая способность управлять. В отношении общества полная функция управления распадается по специализированным видам внутриобщественной власти.
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ несёт на себе:
• распознавание факторов, оказывающих давление среды на общество;
• формирование векторов целей в отношении фактора, оказывающего давление;
• формирование целесообразной, целенаправленной функции управления структурным и бесструктурным способами, т. е. концепции управления достижением цели развития общества.

Концептуальная власть всегда работает по схеме предиктор-корректор, т. е. именно она ведёт прогностику, коррекцию прогностики и текущего управления.
Она — начало и конец всех контуров управления, высший из видов внутриобщественной власти. Она АВТОКРАТИЧНА, т. е. самовластна по своей природе и игнорирует «демократические» процедуры общества, не видящие её или не желающие признать её автократию; но точно так же она игнорирует диктаторов и монархов, отказывающихся признать её самовластье, тем более если определённая концептуальная власть выражает Промысел Божий.

Главная проблема действительно демократического устройства общества не в способах и в сроках голосования.

Главная проблема построения истинного народовластия — в построении такой организации жизни общества, при которой самовластье концептуальной власти доступно всем, в силу чего самовластье не может стать антинародным. Здесь корень демократии-народовластия, поскольку предиктор-корректор концептуальной власти — начало и конец всех внутриобщественных контуров самоуправления.

s Михалев Александр # написал комментарий 21 февраля 2021, 12:04 ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ облекает концепцию в притягательные для широких народных масс формы. В условиях толпо-«элитаризма» содержание концепции может быть сколь угодно далеко от притягательности форм, в которых она предстаёт перед обществом.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ подводит под концепцию строгие юридические формы.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ проводит концепцию в жизнь структурно (на основе директивно-адресного распространения информации) и бесструктурно (на основе доведения информации до всех), опираясь на общественные традиции и законодательство.

СЛЕДСТВЕННО-СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ следит за соблюдением «законности» в жизни общества.

Достаточно общая теория управления тем и хороша, что она достаточно общая. Если она говорит, что определённые действия присутствуют в полной функции управления, а в реальном процессе управления их нет, то это означает, что не общая теория ошиблась в данном конкретном случае, а то, что управление ведётся не по полной функции.

Совокупность судебной, исполнительной, законодательной, идеологической власти НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ осуществления полной функции управления в жизни общества. Из этого следует, что, если никто из руководства общества, не говоря уж о большинстве его членов, не может вразумительно рассказать о концептуальной власти в этом обществе, о её деятельности, то такое общество НЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО И РЕАЛЬНЫМ СУВЕРЕНИТЕТОМ — САМОДЕРЖАВИЕМ — НЕ ОБЛАДАЕТ. Реальный суверенитет — самодержавие — контроль над всеми контурами общественного управления, что невозможно без устойчивого в преемственности поколений предиктора-корректора концептуальной власти.

s Михалев Александр # написал комментарий 21 февраля 2021, 12:13 В отличие от Римской империи древний Египет не рухнул в силу несостоятельности его государственности по отношению к вызовам Истории. Проект «Египет жрецов и фараона» был прекращён самой же иерархией посвящённых Египта после того, как она начала глобальный проект порабощения всех на основе библейского вероучения и социологии90; проект «Египет» был прекращён для того, чтобы его более совершенная, чем другие, локальная государственность не мешала осуществлению глобального проекта. Вследствие этого в Египте произошла смена династии — пришли Птолемеи, которым было позволено стать такими же монархами как все прочие цари и императоры: в их династии заработал общеизвестный принцип «государство — это я», который не обеспечивает устойчивости и должной эффективности концептуальной власти в обществе; а высшие посвящённые, несшие концептуальную власть, стали «мировой закулисой» вскорости после того, как им удалось подменить вероучение на основе Откровения Моисею своею отсебятиной, ориентированной на установление своего мирового господства помимо Бога, но от имени Бога.
Тайны «Египта жрецов и фараона» для заправил библейского проекта — своего рода «Кащеево яйцо». Поэтому сегодня всё чаще внимание читателей привлекается к «Риму» — первому, второму, третьему, труп которого соавторы данного проекта намереваются «гальванизировать»: «Москва третий Рим». Но не получится.
Россия в наши дни уже осознала:

Ей необходимо, чтобы общество стало концептуально властным, а концептуально властные люди найдут себе место в структурах государственного аппарата и бизнеса и приведут их архитектуру к виду, наилучшим образом соответствующему потребностям бескризисного дальнейшего развития общества.

Источник

Министерство иностранных дел Российской Федерации

СОВЕТ ЕВРОПЫ

Основан 5 мая 1949 г. десятью западноевропейскими государствами, подписавшими Устав СЕ (Лондонский договор 1949 г.) с целью «достижения большего единства между его членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим достоянием, и содействия их экономическому и социальному прогрессу» (ст.1 Устава). Устав Организации вступил в силу 3 августа 1949 г. Штаб-квартира СЕ расположена в Страсбурге (Франция).

Статус страны-наблюдателя при СЕ определен в Уставной резолюции (93)26 от 14 мая 1993 г. В настоящее время этот статус предоставлен США, Канаде, Японии, Мексике и Ватикану. На основании решения КМСЕ от 12 июля 2006 г., государства-наблюдатели получили право участвовать и выступать на заседаниях Комитета министров и рабочих групп.

Бюджет Организации формируется на двухлетней основе из взносов стран-участниц. Главные плательщики в Регулярный бюджет: Великобритания, Германия, Италия, Россия, Турция, Франция. Общий объем Регулярного бюджета СЕ на 2017 г. составил 253 269 600 евро. Помимо Регулярного бюджета, в бюджетную систему Совета Европы входят: бюджет Пенсионного резервного фонда, Чрезвычайный бюджет, бюджет Европейского молодежного фонда, а также бюджеты четырнадцати частичных соглашений.

В структуру основных органов Совета Европы входят Комитет министров (КМСЕ), Парламентская ассамблея (ПАСЕ), Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ [1] ), Конференция международных неправительственных организаций (КМНПО) и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Комитет министров является единственным органом, действующим от имени Совета Европы (ст. 13 Устава). Сессии КМСЕ на уровне министров иностранных дел проводятся один раз в год в мае, как правило, в столице государства, председательствующего в СЕ. Между сессиями КМСЕ еженедельно проходят заседания КМСЕ в формате постоянных представителей стран-участниц при Совете Европы.

Решения КМСЕ принимаются в основном в форме резолюций и рекомендаций. Решения КМСЕ по вопросам деятельности СЕ носят обязательный характер, тогда как рекомендации КМСЕ странам-членам СЕ являются юридически необязательными. Наиболее важные решения принимаются консенсусом. Комитет министров также принимает заявления по текущим политическим вопросам.

Один раз в два-три года под эгидой Совета Европы проводятся европейские конференции отраслевых министров (внутренних дел, юстиции, по вопросам местного самоуправления, молодежи, СМИ, пространственного планирования и т.д.).

Кроме того, сложилась традиция проведения на нерегулярной основе встреч глав государств и правительств Совета Европы («саммитов СЕ»), в ходе которых принимаются решения о целях и направлениях деятельности СЕ на последующие годы. Первый саммит СЕ состоялся 8-9 октября 1993 г. в Вене, второй – 10-11 октября 1997 г. в Страсбурге, третий – 16-17 мая 2005 г. в Варшаве. На третьем саммите делегацию Российской Федерации возглавлял Министр иностранных дел С.В.Лавров.

Парламентская ассамблея, состоящая из 324 представителей национальных парламентов (и стольких же заместителей), наделена консультативными функциями в соответствии со ст.22 Устава. В рамках ассамблеи формируется Постоянная комиссия, Бюро, Президентский комитет, восемь функциональных комиссий, а также Совместный комитет для координации деятельности между ПАСЕ и КМСЕ. Ежегодная пленарная сессия ПАСЕ разбита на четыре части и проходит, как правило, в последнюю неделю января, апреля, июня и сентября. В Ассамблее образовано 6 политических групп (фракций).

Израиль, Канада и Мексика имеют статус наблюдателя при Парламентской ассамблее СЕ. Парламенты Иордании, Киргизии, Марокко и Палестины имеют статус «партнера по демократии» ПАСЕ. Этот статус, учрежденный в 2009 г., Ассамблея вправе предоставить национальным парламентам государств в соседних регионах, не являющихся членами Совета Европы. Национальные делегации, получившие статус «партнера по демократии», заседают в ПАСЕ без права голоса, имеют право на выступление с разрешения Председателя ПАСЕ, а также могут принимать участие в заседаниях комитетов и в работе политических групп в соответствии с их условиями.

Ассамблея принимает резолюции и рекомендации (в адрес КМСЕ) на основе докладов, которые готовятся парламентариями. Ключевые решения (заключения на проекты правовых документов и рекомендации ПАСЕ и т.д.) принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов. В остальных случаях, в том числе при принятии резолюций, требуется простое большинство.

Председатель ПАСЕ – Стелла Кирьякидис (Кипр, Европейская народная партия). Избрана 10 октября 2017 г. в ходе осенней части сессии Ассамблеи, будет возглавлять ПАСЕ до открытия зимней части сессии Ассамблеи 22 января 2018 года, когда состоятся очередные выборы на этот пост в соответствии с принципом ротации представителей политгрупп (очередь – за социалистами).

Председатель КМРВСЕ – Гудрун Мозлер-Тернштрем (Австрия, избрана в октябре 2016 г.).

Конференция международных неправительственных организаций Совета Европы анализирует практический опыт СЕ по взаимодействию с международными и национальными НПО, другими институтами гражданского общества, а также рекомендации и правовые инструменты СЕ, направленные на укрепление роли НПО в политической, социально-экономической и культурной жизни государств-членов.

Членство в Конференции могут получить неправительственные организации, отвечающие следующим условиям: представленность в «значительном числе европейских стран»; деятельность, относящаяся к мандату СЕ и направленная на достижение европейского единства; возможность активно участвовать в работе организации.

На ежегодных пленарных заседаниях КМНПО (приурочены к сессиям ПАСЕ в январе и июне) одобряются доклады о работе Координационного комитета и тематических объединений, утверждаются приоритетные направления деятельности Комитета на ближайший год, а также принимаются резолюции ad hoc, связанные с положением гражданского общества и правами человека.

Аккредитация при СЕ позволяет НПО заседать в руководящих и экспертных комитетах, выступать с заявлениями в комиссиях ПАСЕ и КМРВСЕ, вносить вклад в реализацию программ сотрудничества СЕ, включая программы с участием Евросоюза, инициативные проекты Генсекретаря. В свою очередь, политические органы и структуры СЕ могут запрашивать мнения и заключения НПО по тому или иному вопросу.

Председатель КМНПО – Анна Рурка (Польша, избрана в январе 2015 г.).

Важнейшие из них предусматривают создание и функционирование особых органов, обеспечивающих постоянный контроль за выполнением подписавшими их государствами-членами своих обязательств. В совокупности эти органы образуют систему мониторинговых механизмов Совета Европы.

Фундаментальное значение для деятельности СЕ имеет Конвенция о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) (открыта к подписанию в 1950 г., вступила в силу в 1953 г.), присоединение к которой обязательно для всех государств-членов СЕ и стран-кандидатов (новые государства-члены обязаны подписать её при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года).

Стержнем ЕКПЧ является ее контрольный механизм в лице Европейского Суда по правам человека в Страсбурге. Парламентская ассамблея избирает по одному судье от каждого государства-члена СЕ. С 1 ноября 2015 г. итальянец Гвидо Раймонди вступил в должность Председателя ЕСПЧ (сменил на этом посту люксембуржца Дина Шпильмана). Решения Суда являются окончательными и обязательными к исполнению. Контроль за их реализацией осуществляет КМСЕ.

Пост Комиссара СЕ по правам человека учрежден в мае 1999 г. С апреля 2012 г. Комиссаром СЕ по правам человека является Нилc Муйжниекс (Латвия).

Комиссар избирается Парламентской ассамблеей Совета Европы на шестилетний срок без права переизбрания из трех кандидатов, отобранных КМСЕ.

Институт Комиссара рассматривается как несудебный орган, созданный для наблюдения за состоянием прав человека в государствах-членах СЕ. Комиссар не вправе рассматривать индивидуальные жалобы на нарушения прав человека, однако в его компетенцию входит рассмотрение любой информации, касающейся общей правозащитной ситуации в государствах-членах СЕ. Такая информация может быть направлена ему правительствами, национальными парламентами, омбудсменами, неправительственными организациями и частными лицами.

В основе деятельности Комиссара лежат страновые визиты, которые он осуществляет по согласованию с государствами-участниками. По итогам таких поездок Комиссар готовит доклады с изложением выявленных правозащитных проблем и соответствующих рекомендаций, выполнение которых, как правило, становится объектом последующего мониторинга. В особых случаях Комиссар разрабатывает и публикует заключения по конкретным аспектам законодательной и правоприменительной практики государств.

В соответствии с резолюцией КМСЕ об учреждении поста Комиссара государства-участники содействуют независимому и эффективному осуществлению его функций, включая помощь в установлении необходимых контактов на национальном уровне, и своевременно предоставляют запрошенную им информацию.

Комиссар также занимается тематической правозащитной работой, которая выражается в подготовке и публикации «правозащитных комментариев» и исследований с анализом системных проблем в сфере прав человека и набором рекомендаций странам-членам по их устранению.

В рамках своего мандата Комиссар тесно взаимодействует с КМСЕ и ПАСЕ по вопросам защиты прав человека; поддерживает деятельность профильных национальных структур (омбудсмены или аналогичные институты) и активно сотрудничает с ними; взаимодействует с международными учреждениями в деле содействия защите и поощрению прав человека.

Комиссар представляет КМСЕ ежеквартальные и ежегодные доклады о своей работе.

Важное значение для реализации целей Совета Европы играет деятельность других мониторинговых механизмов СЕ: Комитета экспертов Хартии региональных языков или языков меньшинств, Европейского комитета по социальным правам, Европейского комитета по предупреждению пыток, Европейской комиссии против расизма и нетерпимости, Консультативного совета Конвенции о защите национальных меньшинств, Группы государств против коррупции, Комитета экспертов по оценке мер борьбы с отмыванием денег, Группы экспертов по борьбе с торговлей людьми.

Под эгидой СЕ функционирует четырнадцать организаций-спутников с самостоятельным бюджетом. Правовой основой их создания и функционирования служат т.н. «Частичные соглашения», действующие в соответствии с Уставной резолюцией (93)28.

Совет Европы поддерживает активные отношения с основными международными структурами (ООН, ОБСЕ и ЕС).

Для координации сотрудничества России с СЕ учреждена Межведомственная комиссия Российской Федерации по делам Совета Европы. Ее председателем является Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.

Проекты и программы практического взаимодействия России со Страсбургской организацией отражены в программном документе «Приоритетные направления взаимодействия Российской Федерации и Совета Европы».

29 октября 2013 г. в Москве начал свою деятельность Программный офис Совета Европы в Российской Федерации. Его статус утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2011 г. №268. Основная задача офиса – содействие реализации программ взаимодействия Россия-СЕ.

Источник

Adblock
detector