стена керкинитиды в евпатории

Станислав Васильев

Рекомендует…

«Керкинитида» в Евпатории

Достопримечательности Евпатории, Крым – «Керкинитида»

Отдых в Евпатории разнообразен. В этом городе, как и в Крыму в целом, огромное количество исторически значимых и важных мест, например, Керкинитида. Я решил уделить ей внимание, так как мимо пройти достаточно сложно. Особенно если вам интересна история полуострова.

%C2%AB%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B4%D0%B0%C2%BB«Керкинитида»

Где находится «древний город»

Керкинитида расположилась практически в центре знаменитого курорта. С востока набережной Горького, в непосредственной близости к саду имени Ленина и Дувановскому парку. Также рядом находятся: сквер имени Гоголя и кинотеатр «Ракета». К сожалению, от древнего города практически ничего не осталось материального, в отличии, например от «Херсонеса Таврического».

%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B4%D0%B0 %D0%B2 %D0%95%D0%B2%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8Керкинитида

Но то, что, все же уцелело, сейчас находится под охраной, в Краеведческом музее (археологическая экспозиция). Тут же около входа в музей есть часть крепостной стены и некоторых других сооружений. Отдельные артефакты взяты под стеклянный купол. Точные координаты и карту смотрите внизу страницы.

%C2%AB%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B4%D0%B0%C2%BB2«Керкинитида»

Немного истории

Керкинитида значительно моложе Херсонеса, ее основание датируется пятым столетием до нашей эры. Считается, что основателями города стали ионийские греки. Место было выбрано не случайно, они специально выбирали участки, где можно было без преград швартовать торговые суда. Сейчас тут знаменитая набережная Горького.

Ищите где остановиться в Крыму?

Вокруг города располагалась и сельская местность, где активно развивалось земледелие. Поддерживались торговые отношения со скифами. На первых порах поселение было целиком и полностью независимым, они даже имели свои собственные деньги, то есть – денежную единицу. Но уже в 4 веке до нашей эры город стал, зависим от Херсонеса, хоть и имел определенные политические права.

%C2%AB%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B4%D0%B0%C2%BB3

Во втором веке Керкинитиду захватили скифы, но многие местные жители смогли сбежать в Херсонес. Они пришли с прошением к царю Евпатору 6, и тот послал войско, которое и освободило захваченную территорию. Правда, возвращаться на нее мало кто хотел. Со временем, уже в средние века на этих землях основали небольшой городок Гезлев, именно от него и появилась Евпатория, какой мы знаем ее сейчас.

%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B4%D0%B0 %D0%B2 %D0%95%D0%B2%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B8 1

В то же время по некоторым преданиям и легендам считается, что именно царь, освободивший земли от скифских захватчиков и основал тут город, назвав его в свою честь. Конечно, документального подтверждения этому нет. Но вполне логично – назвать своим именем отвоеванную территорию. Ну, по крайней мере, это мое мнение. Так что факты фактами, а в легенде что-то есть.

%C2%AB%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B4%D0%B0%C2%BB4

Как сейчас выглядит «Керкинитида»

Следы пребывания греков в Евпатории ученые обнаружили еще в девятнадцатом столетии. Именно тогда была выдвинута теория, что это остатки Керкинитиды. В принципе их тщательно исследовали, в процессе чего установили – в населенном пункте были солидные укрепления, порядка двух сотен домов. Некоторые из них даже были двухэтажные, на 5 – 6 комнат.

Естественно мало, что из этого сохранилось. Все, что сейчас доступно простому туристу, проявляющему активный интерес к истории города – экспонаты в музее. А так же остатки стены, и греческих жилищ. Некоторых предметов обихода, накрытых стеклянным куполом.

%C2%AB%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B4%D0%B0%C2%BB1«Керкинитида»

Дальнейшая судьба данных реликвий еще решается. Артефакты, добытые при археологических раскопках, а также уцелевшие части строений могут стать отдельным музейным комплексом. Посвященным целиком и полностью древней Керкинитиде. Это было бы правильно решение. Тогда многие путешественники получили бы возможность больше узнать истории этих мест. А значит, отдых в Евпатории стал бы еще интереснее и увлекательнее. Если у вас уже возникло жгучее желание увидеть все собственными глазами – читайте дальше.

Как добраться (доехать)

Тут несколько вариантов. Можно общественным транспортом, на своем или взятом в аренду авто. Если решите ехать автобусом, садитесь на 9 маршрут. Выходите на остановке «Санаторий Ударник». Двигаетесь в восточном направлении до Историко-Краеведческого комплекса. На автомобиле, ориентируйтесь на координаты и карту внизу страницы.

Рекомендация, если вы отправились на курорт самолетом, поездом или автобусом и желаете увидеть как можно больше достопримечательностей не только Евпатории, но и ее окрестностей – советую взять в аренду автомобиль. Тем более, что сегодня это можно сделать не только просто, но и относительно недорого.

%C2%AB%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B4%D0%B0%C2%BB5

%C2%AB%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B4%D0%B0%C2%BB6

%C2%AB%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B4%D0%B0%C2%BB7

%C2%AB%D0%9A%D0%B5%D1%80%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%B4%D0%B0%C2%BB %D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8B %D0%B2 %D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%BC %D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5«Керкинитида» экспонаты в музейном комплексе

Точное место на карте, координаты GPS: 45°11’14.1″N 33°22’11.6″E

Вот и вся информация, которой я хотел сегодня с вами поделиться. Надеюсь, она вам была интересна и полезна. А напоследок, уже по старой доброй традиции – совет. Если вы решили отправиться на отдых в эти края, заблаговременно позаботьтесь и о месте проживания. Ведь именно удачно подобранный вариант жилья дает возможность получить от отпуска полноценное удовольствие. Тем более, что многие отели Евпатории доступны по стоимости и предоставляют отличное качество услуг.

1

Привет друзья. Приветствую Вас на своем блоге. Мечта сбылась, теперь мне не нужно ходить на работу и появилось много свободного времени на путешествия. Чем я и занимаюсь сейчас.

Источник

Керкинитида — предшественница современной Евпатории

«Ифигения в Тавриде» и дерзкая «История» Геродота достаточно хорошо демонстрируют, какое значение имело Причерноморье в античный период. На крымских берегах пришельцы из Эллады нашли себе новый дом по вкусу – ведь в Крыму, как и в Греции, все есть. Каменные города с акрополями росли на просторных пляжах и навеки стали частью местной жизни. Полуостров нельзя представить себе без Пантикапея или Херсонеса. Но у них есть еще и младшая «сестра» – Керкинитида. Евпатория является наследницей этого полиса, но не им самим.

СОДЕРЖАНИЕ

Где находится Керкинитида в современной Евпатории?

Исторически доказано, что район древнего полиса располагался в центральной части нынешнего курорта, в восточной оконечности набережной Горького. Рядом с этим районом расположены сад имени Ленина с памятником вождю пролетариата, Дувановский парк, кинотеатр «Ракета» и сквер им. Гоголя.

История: дом для пришельцев с Балкан

Эпоха Великой греческой колонизации, в результате которой эллины и оказались в Крыму, началась в VIII веке до нашей эры, но Керкинитида несколько моложе. По информации письменных источников, она была основана ионийскими греками в V столетии до н.э.

Будучи хорошими мореплавателями и стремясь превращать свои колонии в торговые центры, жители Греции выбирали для поселений такие места, где было удобно приставать кораблям. Возле Керкинитиды такое было (ныне там – набережная Горького), а сама она расположилась на земле современного Карантинного мыса. Город имел хору (сельскую округу), протянувшуюся до озера Мойнаки. Жители занимались земледелием и торговали с соседями-скифами, чьим делом было скотоводство.

Первое время Керкинитида оставалась независимым полисом, даже с собственной денежной единицей. Но в конце IV столетия до нашей эры она стала зависимой от Херсонеса, но пользовалась определенными политическими правами. В частности, продолжили хождение местные монеты, а самоназвание «Керкинитида» упоминалось в знаменитой присяге херсонесских граждан.

Но у греков были опасные соседи. Отношения поселенцев со скифами следовало бы характеризовать как вооруженный нейтралитет, nahodki kerkinitidyно даже в таком виде мирное сосуществование было ненадежным. Во II веке до н.э. представители скифской народности попытались построить в Крыму собственное государство общепринятой на тот момент вариации: до того у них была военная демократия скорее племенного типа. Им необходимы были порты для самостоятельной торговли, а крупные греческие городки были «не по зубам». Керкинитиду же они захватили без особого труда, ее горожане предпочли бежать в Херсонес.

Самостоятельно вернуть свою собственность местные не смогли, обратившись за помощью к легендарному понтийскому царю Митридату VI Евпатору. Тот прислал войско, которое под командованием полководца Диофанта наголову разгромило армию кочевников (ради такого случая скифы заключили временный союз с сарматским племенем роксоланов), хотя та в несколько раз превосходила греков численностью.

Вот только вернул Диофант одну лишь землю – жители Керкинитиды в уничтоженный полис не вернулись. История поселения с таким названием закончилась. В Средние Века на удобном месте появился населенный пункт Гезлев, от него-то и пошла современная Евпатория.

Легендарный курортник

Греки оставили немало сведений о своей жизни в колониях. В частности, некоторые их легенды повествуют, что древняя Керкинитида в Крыму привлекла некогда знаменитого отпускника. Якобы тут любил отдыхать от сражений и подвигов сам Геракл. Во время празднования 2500-летия Евпатории скульптурное изваяние героя установили на набережной.

Еще одна легенда времен Керкинитиды предлагает версию появления названия «Евпатория». Очевидно, что оно перекликается с прозвищем царя, освободившего край от скифов. И есть версия, что Митридат велел построить новый город и назвал его в свою честь. «Евпаторий» упоминает Страбон, но сложно понять, был ли он отстроенной Керкинитидой.

Евпаторийский музей древностей в перспективе

Греческие строения на территории Евпатории обнаружены в XIX веке, тогда же было высказано предположение, что они являются Керкинитидой. Остатки сооружений достаточно хорошо исследовано археологами, но искать тут музей-заповедник, подобный Херсонесу, бесполезно. Желающим пройтись по Керкинитиде придется прогуляться возле детского санатория (бывший санаторий МО СССР) – stena goroda kerkinitidaон как раз выстроен на ее месте. Археологи установили, что в городе были мощные укрепления, в нем стояло более 200 домов, причем некоторые по 2 этажа и 5-6 комнат.

Ничего этого увидеть в комплексе не получится. Но это не значит, что достопримечательности Керкинитиды потеряны. Немалое количество сохраняется в археологической экспозиции Краеведческого музея. А в 2002 году он открыл свой филиал.

Неподалеку от его главного входа раскоп с частью крепостной стены и жилищ греков был забран под стеклянный купол. Его предполагалось сделать отделом «Древняя Керкинитида». Вместе со строениями там экспонировались археологические артефакты периода Греции, устроена лапидарная выставка (то есть экспозиция каменных изображений). Сейчас это отделение закрыто на реставрацию, но это временное явление. Возможно, оно принесет лишь пользу, и в Крыму появится полноценный музей Керкинитиды.

Как добраться (проехать)?

Чтобы увидеть район раскопок, выходите на остановке «санаторий Ударник» (маршрутка №9) и идите на восток, минуя Историко-краеведческий комплекс.

На машине добраться до достопримечательности самостоятельно реально так:

Туристу на заметку

В Крыму ждут своего исследователя множество археологических памятников. Не полностью исследована и Керкинитида. Евпатория о ней не забыла, что дает надежду на то, что возможности для полноценной научной работы на греческом памятнике не будут потеряны.

Источник

Керкинитида, Гезлев, Евпатория.

Итак, мы впервые в Евпатории. От грязевого курорта Саки до детского курорта Евпатория всего полчаса на автобусе по песчаной косе. Слева море по дороге, справа соленое озеро.

Вокзал в Евпатории. Сейчас расскажу об истории города. История городских поселений на месте современной Евпатории насчитывает более 25 веков. В 2003 году Евпатория отпраздновала своё 2500-летие. Археологические находки на территории Евпатории свидетельствуют, что на территории современного города и в его окрестностях люди жили ещё в 3 тысячелетии до н. э. Здесь обитали тавры, киммерийцы, а позднее — греки. Древнее название города — Керкинитида — было дано городу греками. Остатки предшественницы Евпатории сохранились в центральной части города (на набережной вблизи Карантинного мыса). В своё время это был крупный торговый центр.

В ходе войн со скифами Керкинитида не раз попадала под их власть. Погиб город, предположительно, в III–II веках до н. э. Керкинитида (Каркинитида) (греч. Κερκινίτις) — древнегреческий город, существовавший с начала V века до н. э. по конец II века до н. э. на западе Крымского полуострова на месте нынешней Евпатории. Городище Керкинитиды находится на Карантинном мысу на территории Центрального детского клинического санатория, ранее принадлежавшему Министерству обороны СССР. Греческий город Керкинитида, наряду с другими греческими колониями по северному побережью Чёрного моря. В конце VI века до н. э. переселенцы из Ионии, одной из древнегреческих областей, облюбовали уютную гавань Каламитского залива и основали поселение под названием «Керкинитида».

До конца IV века до н. э. город существовал как самостоятельное государство и вел обширную торговлю со многими городами античного мира, о чём свидетельствуют археологические находки амфор (остродонных сосудов для перевозки жидких и сыпучих продуктов) с клеймами крупных древнегреческих центров: Ольвии, Херсонеса, Гераклеи, Синопы, островов Родос и Хиос. Жители Керкинитиды занимались рыболовством, виноделием, выращивали зерновые культуры. Земельные наделы горожан простирались от стен города до берегов озера Мойнаки. Горожане вели торговлю с кочевыми племенами скифов, которые занимались скотоводством.

В конце IV века до н. э. город попадает в зависимость к Херсонесскому государству. В то же время перестраиваются и укрепляются оборонительные стены города. Горожане строят новые дома, в основном из 2–4 комнат, но встречаются и более просторные, из 5–6 комнат. Были и двухэтажные дома, нижний этаж которых был сложен из известковых блоков, а верхний из сырцового кирпича. Крыши домов были покрыты черепицей.

В III веке до н. э. город процветает. Наряду с херсонесской монетой Керкинитида чеканит и свою. Некоторые экземпляры этих монет представлены в Евпаторийском краеведческом музее (ул. Дувановская,11). Население города в тот период составляло около 2-х тысяч человек, заселявших 220–230 домов.

В середине II века до н. э. город захватывают скифы. Они построили к тому времени несколько городов и укреплений в предгорной части Крыма и создали собственное государство со столицей — городом Неаполь (на окраине современного Симферополя).

Скифы вели торговлю с греческими колонистами, но для самостоятельной торговли скифам были необходимы свои порты. Удобная гавань Керкинитиды как нельзя лучше подходила для этой цели. Захватив город, скифы полностью разбирают крепостные стены, разрушают жилые постройки, камень которых используют для своих примитивных строений. Не в силах одолеть скифов самостоятельно, греки обратились за помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору, который прислал херсонеситам на помощь войско во главе с полководцем Диофантом. Скифы тоже нашли себе союзников — племя роксолан, имевшее 50 тысяч воинов. Однако это огромное войско не смогло устоять против 6 тысяч воинов Диофанта, отличавшихся незаурядными воинскими способностями.

Диофант со своим войском освободил Керкинитиду и другие города и укрепления херсонеситов, захваченные ранее скифами. Далее войско Диофанта продвинулось вглубь полуострова и захватило крепость скифов Хабеи и столицу Неаполь Скифский, нанеся им серьёзные разрушения. Жители Керкинитиды, укрывшиеся во время войны за стенами Херсонеса, так и не вернулись в свой разорённый и разрушенный город.

Возможно скифское поселение и существовало некоторое время на территории Керкинитиды, но беспрерывные войны и внутренние противоречия подтачивали Скифию.

В IV в. н. э. в Крым ворвались орды гуннов и окончательно смели остатки ещё теплившейся цивилизации.

Раннесредневековая история юго-западного Крыма мало изучена историками и археологами, поэтому, вплоть до XV века не имеется почти никаких сведений о каком-либо поселении в районе Евпатории, кроме единичных находок средневековой керамики в районе морского порта. Вероятно, они были выброшены с судов, пережидавших шторм в удобной евпаторийской бухте или со шхун, промышлявших в этом районе рыбной ловлей.

Кочевые народы (гунны, булгары, хазары, печенеги, половцы) как волны сменяли друг друга и тонули во тьме веков, оставляя на древней земле Крыма могилы своих воинов и изваяния «каменных баб» на курганах.

После завоевания в 1475 году крымского побережья османами на месте нынешней Евпатории была воздвигнута хорошо укреплённая крепость, которую турки называли Гёзлев, а крымские татары Кезлев. Этимология этого названия не ясна, но существует версия, что оно происходит от крымскотатарского словосочетания közlü ev (дом с глазом). Возможно эту ассоциацию вызывали огни домов, которые были видны с моря.

По описанию турецкого путешественника Эвлии Челеби, посетившего город в 1666 году, Гезлев представлял собой «крепость с двадцатью четырьмя бастионами, расположенными на расстоянии ста пятидесяти шагов друг от друга». Отсюда следует, что окружность крепости Гезлев составляла три тысячи шагов. Это огромная фортеция в форме пятиугольника, замечательно устроенная и украшенная, была сооружена из тёсаного камня на равнинном морском побережье.

В XVI веке Гезлев превратился в большой торговый город-крепость. В гавань приходили суда из Малой Азии, приезжали русские купцы. Через пять городских ворот в город свозились товары из окрестных посёлков. Являясь единственным портом Крымского ханства, город быстро богател.

Здесь был большой невольничий рынок. В 1552 году при хане Девлете I Герае в Гезлеве закладывается самая большая и величественная мечеть Крыма Мечеть Джума-Джами (соборная пятничная мечеть), известная также как Хан-Джами (ханская мечеть).

Проект мечети хан заказал в Стамбуле архитектору Ходже Синану, греку по происхождению, высокообразованному человеку, инженеру, математику, зодчему, подарившему миру более трехсот замечательных сооружений (в числе которых мечеть Сулеймание в Стамбуле).

Строительство мечети велось долго, так как Ходжа Синан возводил одновременно в Стамбуле мечеть султана Сулеймана I, к тому же, не хватало средств, — большая часть денег, поступавших в казну, расходовалась на ведение войны с Иваном Грозным.

Посетивший в XVIII веке Крымское ханство Иоганн Тунманн говоря о городе отмечал:
«Гёслеве или Гьюзлеве — один из самых значительных городов Крыма. Он лежит на северной стороне морского залива, в котором имеет рейд и маленькую и настолько мелкую гавань, что может посещаться только мелкими судами. Город обнесен вокруг каменной стеной и башнями, имеет приблизительно 2500 каменных домов, много прекрасных мечетей и населен главным образом татарами, турками, греками, армянами и евреями (караимами?)».

Русско-турецкая война 1768–74 годов, положила конец османскому господству и по Кючук-Кайнарджийскому мирному договору 1774 года османы отказались от претензий на Крым. Указом Екатерины II 19 (30) января 1784 Гезлев получил статус уездного города и новое имя. Евпаторией он был назван в честь царя древнего Понта Митридата VI Евпатора. Понтийский царь часто выручал жителей Керкинитиды при нападениях скифов, присылая полководцев с большим войском.

В начале XIX века в городе был построен новый порт, ставший одним из самых крупных в Крыму, в 1840 году начато строительство городской набережной. К 1840-м годам в Евпатории проживало около 11 тысяч человек. Во время Крымской войны Евпатория была занята англо-франко-турецкими войсками и превращена в укреплённую базу.

В XIX веке Евпатория стала главным культурным центром крымских караимов. Из постепенно пришедшего в запустение Чуфут-Кале в город переселилась большая часть населения во главе с гахамом — духовным лидером караимской общины. В 1865 году в городе было открыто Караимское женское училище для девиц.

В конце XIX столетия Евпатория стала быстро набирать популярность как курорт. Территория между старым городом и озером Мойнаки начала активно застраиваться дачами. В 1914 году в городе открыт трамвай, в 1915 проведена железнодорожная дорога Сарабуз — Евпатория от Лозово-Севастопольской железной дороги.

Население города к 1941 году достигло 47 тысяч человек.

Сейчас возможно бы было во много раз больше людей, но…. 31 октября фашисты вошли в город.

В 1941 году группа севастопольских моряков совершила рейд.

С 31 октября 1941 по 13 апреля 1944 года город был оккупирован гитлеровцами.

18 мая 1944 года из Евпатории в Среднюю Азию было депортировано крымско татарское население, 26 июня — армяне, болгары и греки.

Во время оккупации было расстреляно более 12 000 человек. Всего за время войны город потерял около 45–55% своего населения.

Экскурс в историю закончен.

Наиболее значительным событием для города Евпатория в годы Великой Отечественной войны была высадка тактического морского десанта в ночь на 5 января 1942 года, судьба которого сложилась трагично. Моряки, из-за сильного шторма не получившие помощь, почти все погибли…

Также в память об этом событии установлена памятная стела на улице Революции, надпись на которой гласит: «Героям Евпаторийского морского десанта, совершившим подвиг, имя которому бессмертие».

Как и другие корабли, тральщик «Взрыватель» высадил у Евпатории десант, доставленный из осаждённого города-героя Севастополя, а затем поддерживал его огнём орудийным и пулемётным огнём. Но сам корабль атаковали фашистские бомбардировщики. В многочасовом неравном бою тральщик был сильно повреждён и выброшен на мелководье, а затем расстрелян в упор подошедшими немецкими танками…

Так в неравном бою с фашистами погиб и весь личный состав морского десанта, и сам тральщик «Взрыватель».

Памятник Ашику Омеру установлен в 2004 г. на его родине в Евпатории (быв. Гезлев).

Ашик Омер (Умер) — выдающийся крымско-татарский поэт Средневековья.

Путешествуя по Османской империи, он создавал произведения, вошедшие в сокровищницу крымско-татарской и мировой литературы. За свою жизнь он побывал на территории нынешних Украины, Польши, Турции, Болгарии, Румынии, Боснии, Греции. Скончался поэт в 1707 г. Гезлеве, где и был похоронен. Памятник работы скульптора А. Шмакова установлен возле ханской мечети Джума-Джами (Хан-Джами).

Ашик изображен играющего на сазе — народном татарском инструменте.

О евпаторийской мечети Хан-Джами сложено немало легенд. Одна из них утверждает, например, что этот храм построил некий Сеид-Бакли Эфенди, для чего ему понадобилась всего одна ночь — вечером начал работу, а наутро мечеть была полностью готова. Согласно другому преданию, её архитектором был Мен-Арслан, придворный художник и шут крымского хана Менгли-Гирея. А по третьей версии, здание изначально строилось для православного храма, а затем его переделали под мечеть.

Одкако будет лучше рассказать об этой уникальной мечети в отдельном последующем отзыве.

Это дом, где проживал Семен Эзрович Дуван, городской голова.

Уважаемый человек, караим. О караимах, что жили здесь еще до прихода татар в следующих заметках напишу. Далее следуем к Собору Святого Николая Чудотворца.

В 1774 году в Гёзлёве существовал небольшой храм Святителя Николая, покровителя мореплавания и торговли, построенный греками, проживающими в городе. В 1779 году Гезлёв избежал эпидемии чумы благодаря помощи военного гарнизона под командованием А. В. Суворова жителям города. Александр Васильевич Суворов ввёл в городе строгие карантинные меры для всех въезжающих в город и ввезённых товаров. Был введён обязательный для всех карантин — две недели.

Кроме того, Русские солдаты отремонтировали все городские бани, фонтаны и городские колодцы. Местным жителям было приказано выбелить свои дома и дворы известковым раствором, содержать в чистоте туалеты и мыться 5 раз в день. Купание в городских общественных банях для солдат и для горожан стало бесплатным и обязательным. Суворов посещал Св. Николаевский собор Евпатории и с удовольствием пел в церковном хоре. В оформлении собора Святого Николая Чудотворца оригинально сочетаются 3 вида крестов.

Георгиевские кресты олицетворяют доблестных воинов, которые пали во время Крымской войны.

Колоны увенчаны Византийскими крестами, указывающими на то, что Собор Святого Николая Чудотворца — это миниатюрная копия Константинопольского Собора Святой Софии. На куполах Собора высятся русские православные кресты. Сам храм любопытен не только своими архитектурными особенностями, но и историей. Это символ победы и освобождения Евпатории от неприятеля. И вот что послужило этому…Объединенные франко-англо-турецкие войска заняли город в 1854 году без всяких выстрелов. Через два года также мирно его покинули.

В апреле 1854 года возле евпаторийской набережной появились два французских корабля, сбившие с толку жителей города. Эти суда то покидали гавань, то снова возвращались на швартовку. Так продолжалось несколько месяцев. И вот 1 сентября в порт вошли 80 кораблей, с которых был спущен вражеский десант. В Евпатории не было армии, и город не оказал оккупантам никакого сопротивления. Прошло немного времени и в городе находилось уже 40000 врагов.

Основные сражения проходили в районе Севастополя, а Евпатория использовалась захватчиками как форпост. Русские воины пытались освободить Евпаторию, но отступили в неравной борьбе.5 февраля 1855 года вошел в историю города, как день массированного обстрела.30 марта 1856 года в Париже был подписан мирный договор и вражеские войска покинули Евпаторию. В память про эти события город решил возвести Собор. Строительство началось на месте пострадавшей во время оккупации Николаевской церкви.

Инициатором постройки был протоирей Яков Чепурин, которому помогали все городские общины — караимская, еврейская, армянская, мусульманская и греческая. По указу императора Александра Третьего на постройку Собора Святого Николая Чудотворца было выделено из казны 36000 рублей.

Освятили Собор Святого Николая Чудотворца в феврале 1899 годаЭту процедуру проводил епископ Вольский. В недрах церковного двора высится крест, установленный на месте, где находился престол сгоревшей церкви. Здесь была греческая церковь, которую община передала под строительство русского православного собора. Собор Святого Николая Чудотворца в Евпатории в 1916 году посетил российский император Николай Второй.

Революция принесла Собору множество испытаний. Его открывали и закрывали, использовали для хранения пшеницы, в нем находилась художественная мастерская. Чудом можно назвать то, что Собор Святого Николая Чудотворца практически без потерь пережил Великую Отечественную войну.

Обратите внимание на полосу по середине росписей.

Просто справа уже прошла реставрация, а слева — нет. Вообще, Керкенитида (Гизлёв, Евпатория) всегда был многонациональным и многоконфессиональным городом. Но об этом расскажу в следующем материале…

Источник

Adblock
detector