стена плача цой питер

Санкт-Петербург Виктора Цоя

Имя Виктора Цоя известно практически каждому в нашей стране. Этот человек был талантливым исполнителем, автором и композитором. Зрителям он знаком по ролям в кино. Важную роль в его жизни занимало прикладное искусство — он был художником и трудился над изделиями из дерева. Погиб это культовый человек в результате ДТП 15 августа 1990 года.

По официальной сводке, это был несчастный случай. Певец, после долгих бессонных ночей записи альбома и непрерывных гастролей, уснул за рулем и неуправляемую машину вынесло на встречную полосу. Произошло столкновение с пассажирским автобусом.

Город на Неве в жизни музыканта

Под впечатлением от атмосферы мрачного и дождливого города, Виктор Цой написал песни «Кукушка», «Группа крови» и «Печаль». Эти произведения нашли живой отклик в любителях музыки и популярны по сей день. Туристы, приезжающий в Санкт-Петербург, с интересом посещают знаковые места в жизни артиста. Самые популярные из них:

imgonline com ua Compressed Yer6L6ki28

Молодой В. Цой в Петербурге

Фамилия Цоя всегда заставляла фанатов задуматься о его родословной. В паспорте сухая отметка — гражданин СССР. Он был наполовину кореец, так как мать музыканта русская, а отец выходец из Кореи.

Кочегар Цой

Этому месту свой работы исполнитель посвятил строки «Это сладкое слово Камчатка». Сейчас, по адресу улица Блохина, дом 15 располагается музей Виктора Цоя. Здесь музыкант долгое время работал кочегаром, писал и репетировал исполнение своих первых песен. Заглянувшие в это культовое место туристы, могут увидеть первые пластинки, автографы, наработки текстов и другие личные вещи Цоя.

imgonline com ua Compressed oWqisH3L5TYO2SET

Камчатка Цоя в Спб

В разные годы кочегарка служила пристанищем для многих популярных рок-исполнителей. Стены этого заведения слышали хиты не только группы «Кино», но и «Аквариума», «Алисы». Во времена советской власти шла серьезная борьба с безработными и тунеядцами. Музыканты искали способы совместить творчество и закон, выходом для многих стала кочегарка. Здесь и в наши дни можно услышать современную рок-музыку. В стенах музея, по выходным дням, выступают молодые музыканты.

Жизнь Виктора Цоя

Музыкант рос единственным ребенком в семье. Он довольно посредственно учился в школе, плохо давались ему точные науки. Все свои таланты Цой полностью реализовал в художественной школе. Виктор хорошо рисовал и имел склонность к другим искусствам. Поступив, после школы, в художественное училище, он открыл в себе талант музыканта и стал участником группы «Палата N6».

Обучение в училище продолжалось недолго, в скором времени певца отчисляют. Очевидцы уверяют, что отчасти в этом виновато и увлечение музыкой. По настоянию родителей, Виктор поступает учиться в СГПТУ-61, по направлению «Резьба по дереву». Увлечение музыкой не покидает его и здесь. Вскоре после начала обучения появляется группа «Гарин и гиперболоиды». В этом коллективе Цой с друзьями создает культовые произведения, популярные и до наших дней — «Алюминиевые огурцы», «Последний герой», «Троллейбус». После представления песен широкой публике, они моментально разлетаются по всему союзу.

ec38524cce8e7cabb4f0055f854850a9

Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo

Музыкант Виктор Цой

Фраза «Звезда по имени Солнце» имеет несколько значений в жизни Виктора Цоя. Это не только одна из строк его песни, но и название дипломной работы. В наши дни, все желающие могут увидеть деревянное панно с этим названием. Хранится оно в музее СГПТУ-61, расположенном на Софийской улице.
Сложности в личной жизни музыканта продуктивно отразились на его творчестве. После ухода от жены, он испытывает муки выбора между несколькими любимыми женщинами. В этот период происходят важные события:

Стена музыканта в Петербурге

Известие о скоропостижной смерти музыканта шокировало его публику. Преданные поклонники не могли смириться с происходящим. Неизвестный фанат, вскоре после трагедии, написал баллончиком на стене одного из домов Арбата — «Цой жив». Вскоре высказывание дополнилось — «Жил, жив и будет жить!». С тех пор эта стена стала местом паломничество тысяч туристов и поклонников Виктора Цоя.

Каждый и пришедших считает своим долгом оставить на память надпись на ней. Власти Москвы не один раз пытались искоренить эту традицию. Надписи закрашивались, а на следующий день появлялись снова. l1VbwBcTHis cr

Стена Цоя в Питере

В 2009 году стена Цоя появилась и в городе на Неве. Местом ее дислокации стал кинотеатр «Аврора» на Невском проспекте. Здесь в 1989 году впервые был показан фильм «Игла». Эта площадка служит местом сбора неформальных субкультур и просто поклонников творчества «Кино».

Каждый из пришедших оставляет на стене автограф или надпись на память. Позднее, неподалеку от кинотеатра, власти Петербурга установили памятник Виктору Цою.

Мемориал на могиле

То трагическое ДТП произошло на территории другой страны, в Латвии. Могила Цоя находится в его любимом Санкт-Петербугре. Это место на кладбище всегда притягивает множество поклонников и простых туристов. Они несут своему кумиру цветы и памятные вещи.

imgonline com ua Compressed dGA4N8bCfU

Могила Цоя в Питере

Захоронение находится на Богословском кладбище. На могиле установлен памятник в виде скульптурного профиля Цоя. Вокруг всегда живые цветы и плакаты. Здесь собираются представители неформальных культур, исполняют любые песни «Кино» и просто общаются. Каждый из них считает необходимым соблюдать порядок и спокойный уклад в этом «последнем доме» кумира.

Еесть физическое доказательство смерти Виктора Цоя — его могила, но в сердцах многих людей «Цой жив и будет жить». Этот неординарный, творчески смелый и талантливый человек оставил заметный след в истории рок-культуры.

Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:

Источник

Использование устаревшего браузера
повышает риск взлома вашего компьютера.
Обновите свой браузер!

Через социальные сети

Еще не зарегистрированы?

Регистрация

Через социальные сети

Восстановление пароля

Введите почту указанную при регистрации и мы вышлем инструкцию

Семь мест памяти Виктора Цоя в Петербурге

Мы составили маршрут по самым интересным «цоевским» местам Северной столицы, которые стоит посетить в память о «последнем герое» русского рока.

v880 LWXIa55Fq2Q

«Камчатка»

v880 4qyp6PLulig

Цой, подкидывающий угли в огонь и рассуждающий о свободе в начале фильма «Рок» Алексея Учителя, — это из «Камчатки». Так называлась котельная на улице Блохина, где поработала добрая половина ленинградских рокеров, которые хотели избежать наказания за тунеядство. Песня Цоя со строчкой «Это сладкое слово „Камчатка“«, кстати, появилась до его трудоустройства в котельную. Потом многие из рокеров стали стадионными звёздами, квазитрудоустройство им уже не требовалось. Одним из последних в середине 1990-х тут работал Сергей Машнин («Машнинбэнд»). Как он потом рассказывал, в те годы «творческих трудящихся» заменили обычными рабочими — и место пришло в упадок. Уже в нулевые тут появится мемориальная доска в память о Цое.

м. Спортивная, улица Блохина, 15

Сквер Виктора Цоя

В паре шагов от легендарной «Камчатки» есть сквер с большим граффити-портретом Витора Роберотовича. Именем рок-музыканта, трудившегося неподалёку, зелёный уголок назвали 20 сентября 2012 года по инициативе активистов движения «Рок-Петроград», которые очень хотели, чтобы городские власти назвали одну из улиц поблизости именем «последнего героя» русского рока.

м. Спортивная, у дома № 2 по Любанскому переулку

Место, где группа «Кино» сняла первый клип

v880 XR2bl6Ufo1A

На Загородном была студия художников, где ленинградские рок-музыканты собирались и слушали неизвестную для советских людей зарубежную музыку. Сюда в 1986 году приехала и американка Джоанна Стингрей. Стингрей не просто общалась с рок-музыкантами, но и активно помогала: привозила хорошие инструменты, достать которые было невероятно сложно, и даже помогла группе «Кино» снять первый клип. Так, в сквере неподалёку музыканты пели и танцевали, а Джоанна сняла это всё на свою видеокамеру. В итоге получился клип «Видели ночь».

м. Звенигородская, Загородный пр., 40

Ленинградский рок-клуб

v880 5Ln20a0h AM

Первая легальная площадка для советских рок-музыкантов. Именно здесь расцвели карьеры Цоя, Башлачева, Гребенщикова. Именно сюда за славой приехал Шевчук. Несмотря на плохое оборудование, не самую лучшую акустику, зал всегда был в экстазе. Фестивали рок-клуба манифестировали появление новой волны русскоязычных музыкантов, творчество которых до сих пор определяет ситуацию как в радиоэфирах, так и в интернете. Здание на Рубинштейна находилось в двух шагах от другого места тусовок, «Сайгона». С распадом Советского Союза рок-клуб оказался ненужным элементом ушедшей эпохи. Объект протеста, советский режим, ушёл в небытие, а герои рок-клуба — на стадионы. В итоге он закрылся, вскоре на его месте появился театр «Зазеркалье».

м. Достоевская, улица Рубинштейна, 13

Скверик «Эльф»

v880 jvP6p1q3F o

Эльфийский дворик — место встреч петербургского андеграунда, хотя сейчас здесь не очень оживлённо. В былые времена здесь часто проводили время Цой, Гребенщиков, Башлачев и многие другие, не менее известные фигуры музыкальной и культурной сцены нашего города. Именно здесь впоследствии сняли документалку «Йя-Хха» о ленинградских рок-музыкантах.

м. Маяковская, улица Стремянная, 11

Граффити-портрет Цоя

v880 6TKxvJl Ycc

В 2014-м аккурат ко дню памяти знаменитого советского рок-музыканта и лидера группы «Кино», чьё творчество нераздельно связано с городом на Неве, художники всем известной команды HoodGraff создали новую стену памяти в самом центре Петербурга. Администрация Центрального района было попыталась закрасить огромный портрет Виктора Робертовича, но в Смольном их пыл умерили, и изображение удалось спасти.

м. Площадь Восстания, ул. Маяковского, 3б

«Дом со шпилем»

Лучшее произведение сталинского ампира в Петербурге «киноманам» хорошо известно благодаря тому, что здесь с детских лет жил музыкант и символ своего времени Виктор Цой. В 60-х здесь обитали простые советские люди, многие из которых жили в стеснённых условиях. Так было и в случае с Цоем: первые годы своей жизни он провёл в проходной комнате.

Источник

«Цой жив!»: ТОП-5 мест в Санкт-Петербурге, где жил и творил лидер группы «Кино»

Дом со шпилем, Московский проспект, 190

Красивое здание на Московском проспекте многие воспринимают как элитное строение. В Советское время здесь, действительно, жили партработники и чиновники высших звеньев, но в другой части. В доме попроще можно было найти коммунальные квартиры, где и обосновался маленький Виктор с отцом-инженером и мамой-педагогом.

Виктор Цой, живя здесь, успел выучиться в школе, поступить в ПТУ, а затем создать первую группу «Гарин и гиперболоиды», которая затем мутировала в «Кино». Кстати, «дом со шпилем» он никогда не забывал и даже указал в своих хитах: «Бездельник» и «Дети проходных дворов».

Загородный проспект, 40 – «декорации» для клипа «Видели ночь»

Yhlwuqh2tlY

Фото: Zamir Usmanov/Global Look Press

Когда Цой почувствовал, что музыка стала не только хобби, но и чем-то большем, то захотел расширить свои границы. В этом музыканту помогла американка Джоанна Стингрей – продюсер приехала в СССР в поисках молодых талантов, познакомилась с БГ, Юрием Каспаряном и другими рок-легендами. Ее внимание привлек и Виктор Цой – именно она поспособствовала съемкам клипа на песню «Видели ночь», которая затем стала легендарной.

Ленинградский рок клуб, Рубинштейна, 13

3YStn jUnUY

Фото: Zamir Usmanov/Global Look Press

Культовое место для всех рок-музыкантов. Именно сюда приезжали выступать БГ, Вячеслав Бутусов и… группа «Кино» во главе с Виктором Цоем. Но попасть сюда мечтали не только рокеры, но и простые люди, для которых мир рок-музыки был закрыт из-за железного занавеса и идеологии СССР.

Сейчас на месте рок-клуба находится детские театр «Зазеркалье» и периодически там проводят ностальгические концерты памяти. Несколько лет назад, выступая на одном из юбилейных торжеств, Борис Гребенщиков признался: «Звук здесь за 30 лет так и не изменился – как был ужасным, так и остался».

Котельная «Камчатка» на Блохина, 15

Фото: Zamir Usmanov/Global Look Press

Легендарное место, где работал Цой, чтобы прокормить семью. Дело в том, что в 80-е рок-музыка была практически под запретом и доход приносила катастрофически скромный, поэтому все рокеры работали параллельно на официальных работах. Цой был кочегаром. Сейчас это культовое место для всех поклонников творчества Виктора Робертовича.

Квартира на проспекте Ветеранов, 99

Здесь он прожил до своего переезда в Москву. Рядом жил легендарный директор и продюсер Юрий Белишкин, поэтому улицы рядом с Ленинским проспектом можно по праву считать рокерскими. В квартире на Ветеранов он написал такие хиты как «Группа крови», «Звезда по имени солнце» и другие.

Источник

По «цоевским» местам

В среду, 21 июня, исполняется 55 лет со дня рождения Виктора Цоя. Корреспондент «Диалога» побывал в пяти местах, связанных с именем певца в Петербурге.

tsoy IMG 9322фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Трудно поверить, что человек, который стал кумиром миллионов примерно в то время, когда я начал открывать для себя мир музыки (так что мимо его песен я не смог бы пройти при всём желании), погиб ещё до распада СССР, и, наверное, уже может считаться классиком, — был моложе (и значительно) моего ныне здравствующего отца. Большинство из тех, кто сейчас слушает его песни, носит футболки и «торбы» с надписью «КИНО» и украшает памятными надписями стены приснопамятной котельной «Камчатка», его самого не застали, тем более – в сознательном возрасте. Однако во все прошедшие с тех пор годы поклонниками его были преимущественно молодые, совсем молодые люди. Видимо, певец, чья жизнь оборвалась на 29-м году – до истечения формально относящегося к молодости этапа бытия – знал что-то, что во все времена трогало именно тех, кто ещё не перешагнул окончательно рубеж зрелости. О чём бы он пел сейчас, остаётся только догадываться – вероятно, отчасти его миф стал таким прочным и живучим ещё и потому, что он ушёл очень рано: как до него Пушкин, Лермонтов, Лорка, Моррисон, Хендрикс…

1. Котельная «Камчатка»

tsoy1 kamchatka IMG 9324 tsoy1 kamchatka IMG 9330 tsoy1 kamchatka IMG 9334 tsoy1 kamchatka IMG 9335 tsoy1 kamchatka IMG 9341 tsoy1 kamchatka IMG 9344 tsoy1 kamchatka IMG 9348 tsoy1 kamchatka IMG 9354 tsoy1 kamchatka IMG 9358

Бывшая котельная на улице Блохина, 15, прозванная «Камчаткой» — место, где Виктор Цой трудился кочегаром, чтобы не иметь проблем с законом (а в советское время официально работать было необходимо всем). По прямому назначению это место работало до 2000 года, а в 2003 году здесь был открыт клуб-музей. В 2005 году здание, где он располагается, планировали снести, однако возмущение горожан сыграло свою роль – дом сохранили и даже затеяли ремонт. Сейчас, как убедился фотокорреспондент «Диалога», «народная тропа» сюда не зарастает, свидетельством чему – немалое оживление во дворе и сотни надписей, украшающих стены. «Цой жив!» — самая распространённая, а ещё много названий городов, сёл и республик: по ним можно изучать географию бывшего СССР. «Армения помнит», «Нюрба, Чокурдах, Берелях с тобой» (названия населённых пунктов в Якутии – ИА «Диалог»), «Дружковка – Донбасс», «Минск», «Смоленск», «Ачинск», «Барнаул», «Вытегра», «Всем салам из Кабардино-Балкарской республики»… И, конечно, цитаты из песен – много цитат.

2. Загородный проспект, 40

В небольшом сквере во дворах дома № 40 по Загородному проспекту группа «Кино» сняла в 1986 году свой первый клип — на песню «Видели ночь». По соседству располагалась студия художников, где собирались в ту пору «неформалы», и там американка Джоанна Стингрей, приехавшая в СССР для того, чтобы изучить (и по возможности популяризировать) советскую рок-сцену, на свою видеокамеру сняла «нарезку» с музыкантами группы «Кино», которая перемежается кадрами, сделанными в парках аттракционов.

3. Невский проспект, 49

В этом здании сейчас располагается фешенебельная гостиница Radisson, а в позднесоветское время на его углу находилось кафе «Подмосковье», получившее народное название «Сайгон» во времена Вьетнамской войны. Здесь собирались различные странные люди – от маргиналов до художников, писателей… и, конечно, музыкантов (благо знаменитый Ленинградский рок-клуб находился рядом, на улице Рубинштейна). Вероятно, проще перечислить тех деятелей не совсем официального и совсем неофициального искусства, которые здесь не бывали. Увы, испытания новыми временами заведение не пережило и закрылось в 1989 году, оставшись только в народной памяти и текстах многочисленных песен и прозе, созданной его «резидентами». На его месте открылся сначала магазин сантехники, потом – точка продажи компакт-дисков, а в 2001 году здание было реконструировано под уже упомянутую гостиницу.

copy of IMG 1655фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Кстати, ещё одно место притяжения рок-музыкантов и художников в этой части города – «Эльфийский» (или «Эльфовский») садик на недальней Стремянной улице, который в 2008 году «всем миром» отстаивали от вероятной застройки, а в сентябре 2009 года там проводился концерт в честь 45-летия «Сайгона», на котором побывал и автор этих строк.

4. Улица Рубинштейна, 13

Теперь по этому адресу находится театр «Зазеркалье», но в 80-е это место гремело на всю страну как колыбель явления, которое власти ещё не любили, но уже хоть как-то терпели – русского, советского рока. Из стен Ленинградского рок-клуба, открытого в 1981 году, вышла не только группа «Кино», но и многие коллективы, которые и поныне считаются элитой отечественной музыки: «Пикник» (эта группа, кстати, была среди участников самого первого сборного концерта), «Алиса», «Аквариум»… Здесь же получила второе рождение группа «ДДТ». А сколько из подопечных клуба не дожили до наших дней! С 1983 года несколько лет подряд проводились ежегодные большие фестивали, но с распадом СССР, наступлением эпохи «свободного рынка» и тотальной творческой свободы Рок-клуб, увы, не нашёл своего места и канул в Лету, подобно уже упомянутому «Сайгону». Возродился он только в 2010 году – но уже по новому адресу.

5. Граффити-портрет Цоя на улице Восстания

Портрет Виктора Цоя появился на стене трансформаторной подстанции № 778, расположенной во дворе гимназии № 209 (бывшего Павловского женского сиротского института) на улице Восстания, 8, в августе 2014 года – накануне очередной годовщины гибели музыканта. Нарисован он в узнаваемом стиле арт-группы HoodGraff, которая сотворила в Петербурге множество настенных изображений. Чуть позже администрация Центрального района заявила о намерении закрасить граффити, но за него вступился губернатор Георгий Полтавченко.

Подготовил Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Источник

Стена Цоя: история арбатского мемориала и его зарубежных аналогов

nBkSUhL2g1Qnmsy3PqzJrMCqzJ3w pui1inGh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=NUatkCNqHrhkUYWVh7a0eg

Фото: ТАСС/Максим Шеметов

Дом № 37 по улице Арбат прославился в 1990 году, когда на одной из его стен появилась надпись о гибели Виктора Цоя. С тех пор здесь постоянно собираются не только поклонники группы «Кино», но фотографируются туристы. Недавно стену Цоя предложили сделать памятником культуры. Придать ей такой статус предложили в Мосгордуме. Также предлагалось перенести ее в другое место или закрасить граффити с портретом музыканта. Колумнист m24.ru Алексей Байков рассказывает о появлении этого народного мемориала и его побратимах в других странах.

В последний раз ликвидировать стену пытались еще в 2009 году, но тогда на ее защиту встали не только завсегдатаи Арбата, но и активисты молодежных движений. До этого была еще попытка уничтожить мемориал: в 2006 году группа Art Destroy Project закрасила большую часть стены черной краской. «Арбатские» вскоре покрыли стену новыми граффити, правда менее красивыми, чем те, что были раньше, на том все и успокоилось.

Было бы конечно соблазнительно нарисовать стандартную схему «косные городские чиновники хотят уничтожить символ нескольких поколений неформалов», но дело в том, она будет крайне далека от истины. Вплоть до недавнего времени «Стена Цоя» пользовалась условным «охранным» статусом. В 2013 году, когда Мосгордума принимала постановление об ужесточении наказаний за самовольное нанесение надписей и расклейку объявлений, именно для нее было сделано чуть ли не единственное на весь город исключение. В настоящее время рассматриваются различные варианты придания стене статуса «памятника» или «объекта культурного наследия». Такая бумажка с одной стороны защитит «Стену Цоя» раз и навсегда, а с другой – уничтожит ее как артефакт субкультуры. Ведь на «памятнике» или «объекте» уже нельзя будет просто так написать баллончиком «Цой жив!», и уж тем более рядом с ним нельзя будет орать под гитару вечную как этот мир «Восьмиклассницу».

Но помимо неформалов и чиновников существует еще и третья сторона конфликта, о которой часто забывают – жители Арбата. То есть те, кому по праву рождения или по причине внезапно свалившегося на голову богатства «повезло» с квартирой на бывшей главной тусовочной улице Москвы. А еще они же, согласно Конституции, наделены правом избирать депутатов муниципальных собраний и Мосгордумы. А депутаты, уже в силу своего статуса, обязаны хотя бы попытаться угодить и «нашим» и «вашим». Так замыкается круг.

nBkSUhL2g1QnmsyzPqzJrMCqzJ3w pui1inGh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=E ZicAkaASue7dUl72Sqcg

Фото: ТАСС/Максим Шеметов

Портрет среднестатистического социально активного избирателя на этом фоне вырисовывается достаточно хорошо. Ему от 40 до 70 лет, на Арбате он просто живет – то есть каждый день ходит по этой улице на работу и с работы, выгуливает там детей и покупает хлеб, а еще он хочет чтобы «было тихо». Городское пространство в его понимании должно состоять из череды ухоженных клумб, магазинов и детских площадок, а молодежь со своими гитарами должна собираться где-то в другом месте, но не у него под окнами. При этом ему нравится жить именно на Арбате, и он не собирается никуда переезжать – ведь это же «такая историческая улица». На то что пресловутый «арбатский колорит» был создан в том числе мешающими ему жить художниками, уличными музыкантами и неформалами, ему глубоко наплевать.

С такими же проблемами, кстати, в свое время приходилось сталкиваться жителям улицы Хэйт-Эшбери в Сан-Франциско (место где «зародилось» движение хиппи), копенгагенской Христиании, и берлинского тусовочного квартала Фридрихсхайн. Просто у нас механизмы согласования интересов на уровне горизонтальных связей отсутствуют, и все конфликты принято решать через органы власти.

«Народный мемориал» – памятник самим себе

Реальная история «Стены Цоя» несколько отличается от общепринятой канонической. Согласно последней, в день смерти лидера «Кино» чья-то анонимная рука написала на стене дома №37 «Сегодня трагически погиб Виктор Цой», ей ответили: «Цой жив!», после сороковин кто-то принес портрет, сигареты и цветы, так все и началось. Правда, уцелевшие с тех времен «арбатские» рассказывают ее совсем по-другому: «устье» Кривоколенного переулка неформалы облюбовали для своих сборищ еще за несколько лет до гибели лидера «Кино», примерно с 1987 года. Стену в те времена использовали в качестве своеобразного тусовочного телеграфа – на ней фломастерами отмечались приехавшие автостопом из других городов, оставляли объявления о будущих «сейшенах» (концертах) и «вписках» для своих. В день смерти Цоя появилась та самая надпись, а все написанное и нарисованное на ней с тех пор – это одна гигантская «ветка комментариев» к этой исторической фразе.

Так что «Стена Цоя» – это памятник не только ему, но и нескольким поколениям приходивших на Арбат неформалов. Любили они при этом «Кино», «Алису» или вообще Einstürzende Neubauten – не суть важно. Под кирпичами этой стены, под слоями краски спрятана частичка истории каждого из них.

Именно поэтому сама идея подобных «народных мемориалов» во всех своих смыслах вступает в противоречие с традиционными официальными памятниками. Большая часть монументов и монументальных строений на улицах Москвы и других мировых столиц призваны напоминать нам о великих правителях и полководцах. За ними, как правило, следуют ученые и получившие официальное признание деятели искусств. Именно такой и должен видеть историю обычный горожанин – как цепь великих свершений, а не как непрерывность поколений обычных людей.

nBkSUhL2g1Qnmsy0PqzJrMCqzJ3w pui1inGh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho=L775mDzOFpVnoLnhqes8 A

Фото: ТАСС/Максим Шеметов

Любой «народный мемориал» самим фактом своего существования противостоит этой навязанной сверху перспективе. Он напоминает о людях или событиях, не существующих в официальной версии истории, но оставшихся в живой человеческой памяти. Он не ломает городское пространство собой, а дополняет его. Он не символизирует вечное и неизменное, а наоборот меняется вместе с жителями города. Он не подавляет собой, а находится как бы на одном уровне со зрителем, иногда даже практически не выделяясь на фоне окружающей местности.

Так, например, власти Абердина, штат Вашингтон, как и местный синклит «отцов города», долгое время сопротивлялись любым попыткам увековечивания памяти родившегося там Курта Кобейна – уж очень непростыми были отношения у него отношения со своей «малой родиной». Но чья-то рука вырезала на скамейке в местном парке надпись «Curt’s Park», и видимо она же расписала граффити пролет и опоры того самого моста, о котором была написана песня Under the Bridge. Спустя 20 лет городские власти, наконец, сдались и позволили установить бетонную гитару на постаменте – оказалось, что без Курта Абердин никому в Америке попросту неинтересен.

Другой пример, теперь уже из недавней московской истории. Когда в 90-х годах автомобильный трафик вырос в несколько раз, на переходе через Большую Пироговскую рядом с Абрикосовским переулком стали регулярно сбивать пешеходов. В конце концов, видимо после очередного такого умертвия, кто-то повесил на фонарном столбе напротив маленький кладбищенский венок. Застывшие в ожидании «своего» светофора люди, как правило, со скуки озирались по сторонам. И тогда их взгляды неизбежно цеплялись за необычный столб, а венок на нем своим видом вызывал уже вполне определенные ассоциации. Увидевшие его, вели себя на этом переходе куда осторожнее и старались смотреть по сторонам. Такую же роль в те времена играли и возведенные «самостроем» мемориалы погибшим на федеральных трассах.

«Стены-побратимы»

nBkSUhL2g1Qnmse1PqzJrMCqzJ3w pui1inGh fH nKUPXuaDyXTjHou4MVO6BCVoZKf9GqVe5Q CPawk214LyWK9G1N5ho= 90CK3JlG4cQkrkySmstDA

Фото: ТАСС/Вадим Жернов

В Санкт-Петербурге поклонники Цоя и «Кино» по традиции оставляют свои граффити на стене бывшей котельной «Камчатка», где музыкант спасался от закона о тунеядстве и вкалывал на хлеб насущный вместе с Задерием, Башлачевым, Машниным и прочими живыми и уже покойными легендами русского рока.

В Нижнем Новгороде тоже имеется, правда не стена, а Арка Цоя. Рядом местный художник Александр Лавров создал еще и «Поп-алтарь» с портретами 11 звезд российской и советской эстрады, от Вертинского до Земфиры.

В Киеве своя Стена Цоя появилась относительно недавно благодаря усилиям художницы Даши Суворовой. В скором времени в городе также появится тематический парк имени Виктора Цоя в массиве Березняки – на том самом месте, где снимался эпизод из фильма «Конец каникул», в котором лидер «Кино» впервые дебютировал в качестве киноактера.

В Праге находится знаменитая на всю Европу «Стена Леннона». История этого куска ограды Мальтийского сада в районе Мала Страна точно так же, как и на Арбате, началась за несколько лет до трагической гибели музыканта – еще в 70-х там оставляли свои граффити поклонники The Beatles и Джона. А в ноябре 1980 года, когда сообщения об убийстве у арки «Дакота-билдинг» появились во всех чешских газетах, кто-то написал на ней «Za Johna Lennona» и пририсовал крест. После первой попытки властей закрасить граффити, на стене стали появляться уже политические лозунги, а в дальнейшем она стала одним из символов борьбы молодежи против идеологического диктата чехословацкой компартии. В скором времени не стало ни той партии, ни самого государства Чехословакия, а новые надписи на стене продолжали появляться, несмотря на вялые попытки пражской мэрии прекратить «вандализм».

nBkSUhL2g1Qnmsi1PqzJrMCqzJ3w

Фото: Zuma/ТАСС/Aziz Karimov

В ноябре 2014 года арт-группа Pražská služba полностью закрасила старые граффити белой краской, написав поверх «Wall is over» (Стена окончена). Тем самым участники группы напомнили об акции сопровождавшей серию концертов Джона и Йоко «Live Peace» 71 года, в ходе которой в Торонто и Лондоне вывешивались огромные белые билборды с надписью «War is over! If you want it» (Война окончена, если ты этого хочешь). Впрочем, сами они заявили, что закрасили стену лишь для того, чтобы новые поколения смогли выразить себя и оставить свои надписи. Пражские битломаны не замедлили воспользоваться их предложением, так что теперь белая краска на «Стене Леннона» лишь изредка выглядывает из под напластований свежих граффити.

Посреди бизнес-квартала Токио прямо в кирпичной облицовке балюстрады роскошного бизнес-центра фанаты создали «Стену Ютако Озаки» – рок-барда, умершего в 1992 году от последствий употребления наркотиков. Поскольку малевать граффити во всю ширь в этих местах явно не принято, все сделано по-японски скромно: большинство надписей оставлены либо канцелярской замазкой либо маркером и почти все умещаются на одном-единственном кирпиче. Городские власти «Стену Озаки» не трогают – в Японии вообще принято уважать любую память об умерших.

В Воронеже ограда местного Левобережного кладбища была превращена поклонниками группы «Сектор Газа» в «Стену Юры Хоя» – в основном в знак протеста против того, что власти до сих пор не разрешают установить ему памятник в родном городе.

nBkSUhL2g1Qnmsi PqzJrMCqzJ3w

И наконец в сентябре 2015 года в Одессе была торжественно открыта стена памяти погибшего в автокатастрофе лидера группы «Скрябин» Андрея Кузьменко. Хоть она и создавалась не как «народный мемориал», а как арт-объект, но работали над ней не профессиональные художники а поклонники певца Владимир Миронов и Олег Доронин. Возможно, в скором времени там появятся и обычные «непричесанные» граффити от фанатов, а пока неизвестные вандалы уже успели изуродовать памятник, облив портрет Скрябина зеленой краской.

Источник

Adblock
detector