цвет стен спортзала по санпину

Санитарно-эпидемиологические требования к объектам спорта.

image001 123Федеральным законом от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ред. от 26.07.2019 г.) статьей 24. предписывается обеспечение безопасных для человека условий труда, быта и отдыха, осуществление санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в зданиях общественного назначения в соответствии с санитарными правилами. Эти требования в полной мере относится к объектам спорта.

Санитарно-эпидемиологические требования к объектам спорта регламентированы санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СП 2.1.2.3304-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству и содержанию объектов спорта» (далее – Санитарные правила, СП 2.1.2.3304-15).

Статья 2 Федерального закона от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 03.07.2019 г.) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет объекты спорта как объекты недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения. Под спортивным сооружением понимается инженерно-строительный объект, созданный для проведения физкультурных и спортивных мероприятий и имеющий пространственно-территориальные границы. К ним относятся стадионы, дворцы спорта, спортивные площадки, специально оборудованные под спортивные залы нежилые помещения, бассейны.

Требования СП 2.1.2.3304-15 на бассейны не распространяются, проектирование, строительство, режим эксплуатации бассейнов регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды. Контроль качества». В данной статье рассматриваются требования к объектам спорта за исключением бассейнов.

Санитарные правила предназначены для нормативного регулирования обеспечения безопасных условий людей при нахождении на объектах спорта и направлены на охрану здоровья граждан, занимающихся физкультурой и спортом, в том числе детей, подростков и лиц с ограниченными возможностями здоровья при использовании ими объектов спорта.

Санитарные правила включают:

-требования к участку размещения объекта спорта;

— требования к открытым плоскостным объектам спорта;

— требования к крытым спортивным сооружениям: зданиям и помещениям;

— требования к водоснабжению, канализации, воздушно-тепловому и питьевому режиму объектов спорта;

— требования к санитарному содержанию помещений и территорий объектов спорта;

— требования к организации производственного контроля за эксплуатацией объектов спорта.

Рассмотрим основные положения Санитарных правил подробнее.

Обязательным требованием является размещение объекта спорта на земельном участке за пределами промышленных объектов и производств, их санитарно-защитных зон, за пределами первого пояса зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, санитарных разрывов от автомагистралей, автостоянок, объектов железнодорожного транспорта, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

Хозяйственная зона объекта спорта должна размещаться изолированно от мест проведения физкультурных и спортивных мероприятий, иметь отдельный въезд. Для сбора мусора устанавливаются контейнеры с крышками на расстоянии не менее 25 м до зданий, спортивных площадок.

Территория объекта спорта должна иметь наружное искусственное освещение.

2.Гигиенические требования к открытым спортивным сооружениям. image002 34

Открытые объекты спорта размещаются вблизи лесных, лесопарковых массивов на обособленных земельных участках, в местах массового отдыха населения, а также на территориях жилых микрорайонов. При размещении открытого спортивного сооружения в жилом районе крайне важно предусмотреть мероприятия по защите от шума проживающих в жилых помещениях. Уровни шума в жилых помещениях жилых домов при эксплуатации открытых плоскостных объектов спорта не должны превышать гигиенические нормативы для помещений жилых зданий и территории жилой застройки.

(Для сведения, согласно СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» регламентируемыми уровнями шума на территории жилой застройки в дневное время суток являются 55 дБА эквивалентного уровня звука и 70 дБА максимального уровня звука, в жилых помещениях квартир 40 дБА и 55 дБА соответственно).

Открытые плоскостные объекты спорта оборудуются специальным не пылящим покрытием, материалы для искусственных покрытий должны быть безвредными для здоровья человека, т.е. не выделять в воздух вредные вещества и запахи.

В составе вспомогательных помещений лыжных баз и ледовых катков, в том числе для массового катания, предусматриваются отапливаемые вестибюли, гардеробные, помещения для отдыха, хранения и сушки обуви.

3. Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям.

image003 44

Гигиенические требования к крытым спортивным сооружениям рассмотрим на примере наиболее распространенных сооружений – спортивных залов. Спортивные залы могут размещаться в отдельно стоящих зданиях, спортивных комплексах или в составе общественных зданий. Необходимо знать, что не допускается размещение помещений физкультурно-спортивного назначения для детей в цокольных и подвальных этажах зданий. Размещение физкультурно-спортивных залов во встроенных и пристроенных к жилым зданиям помещениях допускается при условии соблюдения нормативов по шуму и вибрации, проникающих в жилые помещения, а также при условии организации изолированного от жилой части дома отдельного входа.

Здания объектов спорта должны быть оборудованы необходимым набором вспомогательных помещений: раздельными для мужчин и женщин туалетами, душевыми и раздевалками. Предусматриваются наличие медицинского пункта, комнат тренеров, инструкторов, помещения для хранения спортивного инвентаря, гардеробных, помещений для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих средств, а также гардеробные, раздельные санитарные узлы для посетителей.

Помещения в здании спортивного зала должны быть взаимосвязаны таким образом, чтобы обеспечивалось движение занимающихся спортом в следующей последовательности: вестибюль с гардеробной верхней одежды – раздевальные мужские и женские с душевыми и туалетами – спортивный зал, что исключает встречные потоки одетых и раздетых спортсменов. Для зрителей предусматриваются места, специальные проходы, фойе и другие помещения, изолированные от помещений для спортсменов.

Существуют определенные нормы размеров спортивных залов, обеспечивающие наиболее эффективное осуществление учебно-тренировочного процесса, а также поддержание необходимого уровня физико-химического состояния воздушной среды.

Нормативно-расчетные показатели, требования к планировочной организации, набору и размерам помещений, площади помещений, а также единовременная пропускная способность физкультурно-спортивных сооружений исходя из расчета площади на одного занимающегося спортом регламентированы строительными нормами и правилами СНиП 11-76-78 «Спортивные сооружения».

Исходя из опыта работы по контролю за содержанием мест занятий по физической культуре и спорту в рамках ранее действовавших «Санитарных правил устройства и содержания мест занятий по физической культуре и спорту» (ред. от 31.10.1996 г.) № 1567-76 от 30.12.1976 г. отмечается, что немаловажное значение имеет внутренняя отделка помещений. Стены должны быть ровными, без выступов и лепных украшений, устойчивыми к ударам мяча и допускающими уборку влажным способом. Радиаторы центрального отопления располагают в нишах под окнами и укрываются защитными решетками. При окраске стен следует учитывать степень отражения света и влияние цвета на физиологические функции (успокаивающее и благотворно влияющее на орган зрения зеленого цвета, бодрящего и вызывающего ощущение тепла оранжевого и желтого цветов, возбуждающего красного цвета, угнетающего синего и фиолетового цветов). Пол должен быть ровным, без выбоин и выступов, нескользким, теплым и легко моющимся.

В спортивных залах и помещениях физкультурно-спортивного назначения должно быть естественное и искусственное освещение. Без естественного освещения допускается размещение вспомогательных помещений: туалеты, душевые, раздевалки, помещения для хранения уборочного инвентаря. Осветительные приборы необходимо оборудовать защитной арматурой. Уровни искусственного и естественного освещения в помещениях объектов спорта должны соответствовать требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному т совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

Оборудование и инвентарь спортивных залов должны быть исправны и соответствовать определенным стандартам по форме, весу и качеству материалов, а также соответствовать росто-возрастным особенностям лиц, занимающихся спортом.

Раздевальные оборудуются скамьями, шкафами, умывальниками, электросушителями для рук, мылом. В раздевальных при душевых должны быть установлены фены для сушки волос.

В спортивном или тренажерном зале, а также в душевых и раздевалках не должен храниться уборочный инвентарь, средства для уборки помещений, мусор, неисправное оборудование и перегоревшие осветительные приборы – для этого в составе спортивного учреждения должны быть специальные помещения.

4.Требования к водоснабжению, канализации, воздушно-тепловому и питьевому режиму.

Здания объектов спорта должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и канализацией. Вода хозяйственно-питьевого холодного и горячего назначения должна соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем водоснабжения, регламентированным СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества, Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения».

При отсутствии в населенном месте централизованной канализации допускается на объектах спорта устройство внутренней канализации с выпуском стоков на локальные очистные сооружения, а также оборудование надворных туалетов с водонепроницаемым выгребом или установка биотуалетов на расстоянии не менее 20 м от спортивных площадок, мест общественного питания и жилой застройки.

При отсутствии централизованного водоснабжения допустима автономная система горячего водоснабжения с установкой водонагревателей.

Особое гигиеническое значение имеет создание на объектах спорта оптимальных микроклиматических условий, что обеспечивается функционированием систем отопления, вентиляции и /или кондиционирования воздуха. Системы вентиляции механической приточно-вытяжной, кондиционирования должны быть паспортизированы с ежегодной проверкой эффективности работы, очисткой и дезинфекцией.

4.1.Организация питьевого режима.

На объектах спорта предусматривается централизованное обеспечение лиц, занимающихся спортом, питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям. Возможна организация питьевого режима в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики, вода, расфасованная в емкости (установка кулеров). Конструктивное решение стационарного питьевого фонтанчика должно предусматривать наличие ограничительного кольца вокруг вертикальной водяной струи, высота которой регламентируется не менее 10 см. При организации питьевого режима с использованием воды, расфасованной в емкости, должны быть установки с дозированным розливом воды, достаточное количество одноразовых стаканчиков, контейнеры для сбора использованной посуды одноразового применения.

5. Требования к санитарному содержанию помещений и территорий объектов спорта:

— ежедневная влажная уборка всех помещений с применением моющих, чистящих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в жилых и общественных зданиях;

— хранение моющих, чистящих и дезинфицирующих средств в соответствии с инструкцией по их применению;

— генеральная уборка всех помещений не реже одного раза в месяц;

— ежемесячное очищение вентиляционных решеток от пыли:

— ежедневная очистка с использованием пылесоса спортивных ковров, не менее 3-х раз в месяц – влажная очистка с использованием моющего пылесоса;

— ежедневная влажная обработка и дезинфекция спортивных матов;

— среди способов ухода за оборудованием и спортивным инвентарем актуальным является дезинфекция с помощью бактерицидных ламп, а для дополнительной обработки наиболее загрязненных поверхностей – использование передвижных установок, совмещающих действие пылесоса и бактерицидной лампы;

— очистка оконных стекол по мере загрязнения, но не реже 2-х раз в год;

— хранение промаркированного уборочного инвентаря в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ в специально выделенном помещении или специально оборудованном шкафу;

— проведение профилактических дезинсекционных и дератизационных мероприятий против насекомых и грызунов;

-ежедневная уборка территории объекта спорта.

6.Требования к организации производственного контроля.

Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими объекты спорта, осуществляется организация и проведение производственного контроля за соблюдением требований Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических мероприятий, что регламентировано санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (с изменениями от 27.03.2007 г.).

Производственный контроль включает:

— наличие текста Санитарных правил на объекте спорта и доведение их содержания до работников учреждения;

осуществление (организацию) лабораторных исследований, проведение лабораторных исследований и измерений обеспечивается специализированными аккредитованными организациями (лабораториями);

— организацию медицинских осмотров (личные медицинские книжки), профессиональной гигиенической подготовки и аттестации персонала;

— контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений и иных документов, подтверждающих безопасность используемого оборудования, инвентаря, питьевой воды, расфасованной в емкости;

— визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами за соблюдением санитарных правил, разработкой и реализацией мер, направленных на устранение выявленных нарушений;

— организация производственного контроля оформляется программой (планом) производственного контроля и утверждается руководителем объекта спорта. Ответственность за своевременность, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут руководители объектов спорта.

К объектам производственного лабораторного контроля согласно рассмотренным Санитарным правилам относятся:

1.контроль за качеством питьевой воды из разводящей сети холодного водоснабжения по микробиологическим показателям;

2. контроль за качеством бутилированной питьевой воды;

3.контроль за качеством воды из разводящей сети горячего водоснабжения;

4.контроль за параметрами микроклимата и освещенности;

5.для оценки эффективности текущей уборки и дезинфекции проведение бактериологического и паразитологического анализов смывов с объектов окружающей среды на присутствие общих колиформных бактерий и обсемененность яйцами гельминтов;

6. по завершению текущих ремонтных работ, замене покрытия полов, стен, установке пластиковых окон контроль за содержанием загрязняющих веществ в воздухе помещений объектов спорта.

Таким образом, проведение лабораторно-инструментальных исследований является объективным подтверждением выполнения на объектах спорта требований санитарного законодательства в целях обеспечения стабильной санитарно-эпидемиологической безопасности.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия», являясь экспертной организацией, имеющей аттестат аккредитации испытательного лабораторного центра № RA. RU.21НЕ18 от 15.05.2018 г. и аттестат аккредитации органа инспекции (экспертной организации) № RА. RU. 710004 от 08.04.2015 г., имеет возможность предоставления услуг по организации и проведению лабораторно-инструментальных исследований на любом объекте спорта.

Виды исследований и измерений, показатели лабораторных и инструментальных испытаний, стоимость проведения лабораторных исследований и экспертных работ по оценке соответствия проведенных лабораторно-инструментальных исследований требованиям санитарного законодательства определяются в каждом конкретном случае, возможно предоставление скидок.

Телефоны для контакта: 8(8342) 24- 80-13, 8(8342) 47- 17- 20.

Врач по коммунальной гигиене

высшей квалификационной категории Т.И. Бурлакова

Источник

Цвет стен спортзала по санпину

от 29 декабря 2010 года N 189

(с изменениями на 22 мая 2019 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28;
отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 8 октября 2020 года N 1631
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2, ст.167; 2003, N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2006, N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21; 2007, N 1 (ч.I), ст.29; 2007, N 27, ст.3213; 2007, N 46, ст.5554; 2007, N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; 2008, N 29 (ч.I), ст.3418; 2008, N 30 (ч.II), ст.3616; 2008, N 44, ст.4984; 2008, N 52 (ч.I), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; 2004, N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение).

Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года в названии санитарных правил, утвержденных настоящим постановлением, слова «общеобразовательных учреждениях» с 13 апреля 2014 года заменены словами «общеобразовательных организациях».

— Примечание изготовителя базы данных.

2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года.

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
3 марта 2011 года,
регистрационный N 19993

Приложение

УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
от 29 декабря 2010 года N 189

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях*

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.2.2821-10

(с изменениями на 22 мая 2019 года)

В документе учтены:

I. Общие положения и область применения

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

— размещению общеобразовательной организации;

— территории общеобразовательной организации;

— зданию общеобразовательной организации;

— оборудованию помещений общеобразовательной организации;

— воздушно-тепловому режиму общеобразовательной организации;

— естественному и искусственному освещению;

— водоснабжению и канализации;

— помещениям и оборудованию общеобразовательных организаций, размещенных в приспособленных зданиях;

— режиму образовательной деятельности;

— организации медицинского обслуживания обучающихся;

— санитарному состоянию и содержанию общеобразовательной организации;

— соблюдению санитарных правил.

1.3. Санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные организации.

Санитарные правила распространяются на все общеобразовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, а также осуществляющие присмотр и уход за детьми в группах продленного дня.

Для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях при строительстве и реконструкции предусматриваются мероприятия по созданию доступной (безбарьерной) среды, обеспечивающие свободное передвижение детей в зданиях и помещениях.

1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных организаций, воспитанием и обучением обучающихся.

Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий для обучающихся общеобразовательных организаций, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.

(Абзац дополнительно включен с 13 апреля 2014 года Изменениями N 2 от 25 декабря 2013 года)

1.5. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления образовательной деятельности*.

1.6. При наличии в учреждении дошкольных групп, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, их деятельность регламентируется санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций.

1.7. Использование помещений общеобразовательных организаций не по назначению не допускается.

1.8. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Требования к размещению общеобразовательных организаций

2.2. Здания общеобразовательных организаций должны размещаться в зоне жилой застройки, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, санитарных разрывов, гаражей, автостоянок, автомагистралей, объектов железнодорожного транспорта, метрополитена, маршрутов взлета и посадки воздушного транспорта.

Для обеспечения нормативных уровней инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок при размещении зданий общеобразовательных организаций должны соблюдаться санитарные разрывы от жилых и общественных зданий.

2.3. Вновь строящиеся здания общеобразовательных организаций размещают на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, удаленных от городских улиц, межквартальных проездов на расстояние, обеспечивающее уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха требованиям санитарных правил и нормативов.

2.4. При проектировании и строительстве городских общеобразовательных организаций рекомендуется предусмотреть пешеходную доступность учреждений, расположенных:

Источник

«Школьные» СанПиН – 2021: актуальные требования к помещениям, организации образовательного процесса и учебникам

shkolnie sanpin 2021 aktualnie trebovaniya k pomeshcheniyam organizatsii obrazovatelnogo protsessa i uchebnikam 300
leremy / Depositphotos.com

В апреле текущего года, оглашая Послание Федеральному Собранию РФ, Президент РФ Владимир Путин заверил, что государство сделает все, чтобы для молодого поколения России было открыто как можно больше возможностей в жизни. «Этот путь, конечно же, начинается в школе, она была и, уверен, будет для ребят вторым домом, который должен стать уютным и современным», – подчеркнул глава государства.

Стоит признать, что уютной и современной может быть только та школа, которая, помимо собственно реализации образовательных программ, способна создать безопасные условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. В первую очередь, речь идет о санитарно-эпидемиологических требованиях и гигиенических нормативах, касающихся образовательных организаций.

С 1 января 2021 года вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28, которым, в частности, определены санитарно-эпидемиологические требования к образовательным организациям (далее – СП 2.4.3648-20). Кроме того, с 1 марта действуют новые гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и безвредности для человека факторов среды обитания, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 (далее – СанПиН 1.2.3685-21), часть из которых также касается школ.

В преддверии нового учебного года не лишним будет вспомнить ключевые моменты указанных актов. Ознакомление с ними будет полезно как руководителям и сотрудникам образовательных организаций, так и школьникам и их родителям.

Требования к территории

Большинство требований к территории и помещениям общеобразовательных организаций аналогичны ранее действовавшим. Это касается, например, расположения школ – расстояние от них до жилых зданий не должно превышать 500 м, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности – 800 м, в сельских поселениях – 1 км. Если это требование не соблюдается, то для обучающихся следует организовать транспортное обслуживание до организации и обратно – причем нельзя, чтобы протяженность пути была более 30 км в одну сторону. Перевозка допускается только предназначенным для перевозки детей транспортом, а для маломобильных обучающихся – специально оборудованным транспортным средством для их перевозки. Ограничен и радиус пешеходной доступности от жилых домов до места сбора детей на остановке – до 1 км в сельских местностях и не более 500 м – в других населенных пунктах (п. 2.1.2 СП 2.4.3648-20).

Принципиальным отличием новых правил от старых является требование о размещении организаций, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, только на собственной территории в отдельно стоящих зданиях. Более того, закреплен прямой запрет на их размещение в помещениях жилищного фонда, а также в функционирующих зданиях общественного и административного назначения (абз. 5-6 п. 2.3.1 СП 2.4.3648-20).

Несколько изменилось требование, запрещающее проводить через собственную территорию образовательных организаций магистральные нефтепроводы, газопроводы и нефтепродуктопроводы, сети инженерно-технического обеспечения, предназначенные для обеспечения населенных пунктов, а также изолированные (транзитные) тепловые сети, которыми непосредственно не осуществляется теплоснабжение объектов (п. 2.1.1 СП 2.4.3648-20). Прошлый СанПиН упоминал в этой части только о магистральных инженерных коммуникациях городского и сельского назначения – водоснабжения, канализации, теплоснабжения, энергоснабжения (абз. 3 п. 2.2 СанПиН 2.4.2.2821-10, утратил силу).

Сохранились правила озеленения собственной территории общеобразовательных организаций. Не менее половины площади территории, свободной от застройки и физкультурно-спортивных площадок, должна быть занята зелеными насаждениями, в том числе и по периметру. Отклонение от этого параметра возможно только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в городах в условиях стесненной городской застройки. Что касается наличия на собственной территории плодоносящих ядовитыми плодами деревьев и кустарников, то их посадка по-прежнему запрещена (п. 2.2.1 СП 2.4.3648-20). Отметим, ранее СанПиН не допускал также посадку на территории образовательных учреждений колючих растений – теперь оговорки в отношении них в тексте правил нет.

Исчезло из требований и указание на удаленность от здания специально оборудованной площадки для сбора мусора. Если ранее ее предписывалось размещать в хозяйственной зоне на расстоянии не менее 20 м от здания, то теперь она должна быть размещена в непосредственной близости от въезда на территорию организации без учета расстояния от здания – главное, чтобы размеры площадки были на 1 м больше площади основания мусорных контейнеров с каждой стороны. По-прежнему разрешено использовать другие специальные закрытые конструкции для сбора мусора и пищевых отходов, включая те, что находятся на смежных с территорией общеобразовательной организации контейнерных площадках жилой застройки (п. 2.2.3 СП 2.4.3648-20).

Уточнена норма о зонировании собственной территории общеобразовательной организации – если ранее наряду с зоной отдыха, физкультурно-спортивной и хозяйственной зонами допускалось выделение учебно-опытной зоны, то сейчас о таковой не упоминается, зато дополнительно говорится об оборудовании парковочной зоны для маломобильных групп населения (п. 3.4.1 СП 2.4.3648-20).

При этом у общеобразовательных организаций осталась возможность пользоваться спортивными сооружениями и площадками, расположенными за пределами собственной территории, для проведения занятий по физической культуре и спортивных соревнований – но при условии, что последние оборудованы в соответствии с требованиями санитарного законодательства. Собственные же спортивные площадки школ должны иметь полимерное или натуральное покрытие, а беговые дорожки и спортивные площадки – спланированы так, чтобы не возникало проблем с отводом поверхностных вод за пределы их границ при необходимости, так как проводить спортивные занятия и мероприятия на сырых площадках недопустимо, равно как и на площадках, имеющих дефекты (абз. 2 п. 2.2.2 СП 2.4.3648-20). Впрочем, не должна быть нарушена целостность покрытия всех проездов, подходов и дорожек на собственной территории общеобразовательной организации (п. 2.2.4 СП 2.4.3648-20).

Наконец, не допускается расположение на школьной территории построек и сооружений, функционально не связанных с деятельностью хозяйствующего субъекта. Также необходимо следить, чтобы на территории не появились грызуны и насекомые, включая клещей – бороться с ними можно способами, предусмотренными соответствующими санитарными правилами (п. 2.2.5-2.2.6 СП 2.4.3648-20).

Требования к помещениям

Соответствующие нормы санитарных правил предусматривают требования к:

При этом, в отличие от утративших силу СанПиН 2.4.2.2821-10, теперь допускается предусматривать трансформируемые пространства для многофункционального назначения – актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы (п. 2.3.2 СП 2.4.3648-20).

Нормативы площадей основных помещений образовательных организаций тоже строго регламентированы – они представлены в виде таблицы в СанПиН 1.2.3685-21. К примеру, площадь учебных помещений при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий берется из расчета 3,5 кв. м/чел, помещений, оборудованных индивидуальными рабочими местами с персональным компьютером, – 4,5 кв. м /рабочее место, мастерских трудового обучения, кабинета кулинарии и домоводства – 6 кв. м/рабочее место, туалетов – 0,1 кв. м/чел, комнат гигиены девочек – 3 кв. м. Актовый зал должен быть не менее 0,65 кв. м/посадочное место, а спортивный зал – 10 кв. м/чел с раздевалкой минимальной площадью 14 кв. м. Ширина рекреаций зависит от расположения кабинетов: при их одностороннем расположении – 4 м, при двухстороннем – 6 м.

Отдельный блок правил касается учебной мебели – требования к ней учитывают не только функциональные размеры, которые должны соответствовать росту ребенка (например, ребенка ростом 130-145 см нужно обеспечить столом высотой 58 см и стулом с высотой сиденья 34 см, если рост составляет 145-160 см, то стол должен быть высотой 64 см, а стул – 38 см, при росте 160-175 см – 70 см и 42 см, а при 175-185 см – 76 см и 46 см соответственно), но и порядок расстановки ее в классе. Так, расстояние между столами и стенами, а также между рядами столов должно быть не меньше 50 см, от учебной доски до первого ряда столов – 240 см, а до последнего ряда столов – не больше 860 см. При этом меньшие по размеру парты должны стоять ближе к доске, а большие – дальше от нее. В учебных помещениях нельзя использовать табуретки и скамейки вместо стульев, а вся вновь приобретаемая мебель должна иметь документы об оценке (подтверждения) соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 025/2012 «О безопасности мебельной продукции» (п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).

Еще одним важным требованием к учебным помещениям является их оборудование классными досками. Если в таком качестве используются учебные доски, для работы с которыми применяется мел, то они должны иметь темное антибликовое покрытие, а рабочее поле – подсвечено дополнительным источником искусственного освещения. При использовании маркерной доски выбираются цвета маркера контрастного цвета по отношению к цвету доски. Если же устанавливается интерактивная доска, то ее размер по диагонали должен составлять не менее 165,1 см, а размещение по центру фронтальной стены класса должно обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. «Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта», – отмечается в п. 2.4.4 СП 2.4.3648-20. При этом угол видимости учебной доски для учеников младших классов должен составлять 45°, для остальных – 35°.

Также СП 2.4.3648-20 подробно описывают, какое освещение должно быть в учебных кабинетах. Речь идет о наличии естественного бокового, верхнего или двустороннего освещения. При глубине классов более 6 м оборудуется правосторонний подсвет со стороны стены, противоположной светонесущей, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола. Система общего освещения включает потолочные светильники с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый, но в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением недопустимо.

Предусмотрены уровни искусственной освещенности в учебных помещениях для детей старше 7 лет – не менее 300 люкс, в учебных кабинетах черчения и рисования, изостудиях, мастерских живописи, рисунка и скульптуры – 300 люкс, в мастерских трудового обучения – 400 люкс. При этом все источники искусственного освещения должны содержаться в исправном состоянии и не должны иметь следов загрязнений (п. 2.8.2, 2.8.5, 2.8.9 СП 2.4.3648-20).

Наконец, следует учитывать и допустимые величины параметров микроклимата в образовательных организациях, а именно: диапазон допустимой температуры воздуха в учебных кабинетах – 18-24°С; относительная влажность воздуха – 40-60%; скорость движения воздуха – не более 0,1 м/с. Аналогичные параметры установлены для столовой, спортивного зала, актового зала, гардероба и вестибюля. В туалетных комнатах и комнатах гигиены девочек допускается температура до 26°С.

Требования к уборке

Особые требования СП 2.4.3648-20 предъявляют к обеспечению чистоты в образовательных организациях – причем это касается не только проведения уборки, но и специфики материалов, из которых изготовлены мебель и оборудование.

В свою очередь, спортивные залы нужно мыть минимум 2 раза в день, а также проветривать в течение не менее 10 минут после каждого занятия. Аналогичная периодичность проветривания предусмотрена для гимнастического, хореографического и музыкального залов. Спортивный инвентарь и маты в спортивном зале ежедневно протираются с использованием мыльно-содового раствора, а ковровые покрытия ежедневно очищаются пылесосом и раз в месяц подвергаются влажной обработке.

Самые жесткие требования к чистоте установлены в отношении школьных туалетов, столовых, вестибюлей, рекреации – их влажная уборка проводится после каждой перемены. Причем по мере загрязнения, но не менее 2 раз в день, уборщицы должны чистить раковины и унитазы с помощью моющих и дезинфицирующих средств. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей также следует мыть ежедневно теплой водой с мылом или иным безвредным для здоровья человека моющим средством. Санитарно-техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию. Не стоит забывать и о чистоте вытяжных вентиляционных решеток – периодичность их очистки не урегулирована, она проводится по мере загрязнения.

Во всех видах помещений не реже одного раза в месяц должна проводиться генеральная уборка с применением моющих и дезинфицирующих средств (п. 2.11.7 СП 2.4.3648-20). А после каждой уборки весь инвентарь подлежит промыванию с использованием моющих средств, ополаскиванию проточной водой и просушиванию. Храниться он должен в отдельном помещении или специально оборудованном месте, исключающем доступ к нему детей. Причем инвентарь для уборки туалетов должен иметь иную маркировку и храниться отдельно от другого инвентаря (п. 2.11.3 СП 2.4.3648-20).

Если для обучения используется электронное оборудование, в том числе сенсорные экраны, клавиатуры, компьютерные мыши, их необходимо ежедневно дезинфицировать согласно рекомендациям производителя либо с использованием растворов или салфеток с содержанием не менее 70% спирта (п. 3.5.14 СП 2.4.3648-20).

Что касается требований к материалам и покрытию, позволяющим проводить обработку с применением моющих и дезинфицирующих средств, то они касаются:

Не менее важное требование – отсутствие в помещениях школ насекомых, грызунов и следов их жизнедеятельности. «При появлении синантропных насекомых и грызунов проводится дезинсекция и дератизация. Дезинсекция и дератизация проводится в отсутствии детей и молодежи», – следует из текста санитарных правил.

Но соблюдать чистоту нужно не только в помещениях, но и на собственной территории общеобразовательных организаций. Так, вокруг школы не должно быть скопления мусора – последний следует собирать в мусоросборники, закрытые крышками, которые при заполненности на 2/3 от их объема нужно очищать. Сжигать мусор на собственной территории, в том числе в мусоросборниках, запрещено, равно как и использовать для очистки территории от снега зимой химические реагенты (п. 2.11.1 СП 2.4.3648-20).

Требования к организации образовательного процесса

Блок этих требований содержит предписания относительно времени начала и окончания занятий, их продолжительности, длительности перемен, уровня учебной нагрузки, продолжительности выполнения домашних заданий и т. д. Так, занятия в школах должны начинаться не ранее 8.00 – проведение нулевых уроков и обучение в три смены не допускается (п. 3.4.15 СП 2.4.3648-20). Заканчивать уроки следует не позднее 19.00, позже можно проводить только занятия в рамках реализации дополнительных образовательных программ и деятельности кружков (студий), спортивных секций, но и они должны быть завершены до 20.00 – для детей 7-10 лет и до 21.00 – для детей 10-18 лет. Между тем, факультативные занятия и занятия по программам дополнительного образования следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков, предусматривая между их началом и последним уроком перерыв продолжительностью не менее 20 минут (абз. 13 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Нормативы продолжительности учебных занятий для обучающихся разбиты по классам, а для первоклассников – еще и по сезону. В частности, в период с сентября по декабрь уроки в 1-х классах должны длиться не более 35 минут, а с января по май – 40 минут. Сокращенное время занятий – по 40 минут – предусмотрено и для классов, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Для всех остальных продолжительность занятий традиционна – 45 минут.

Максимальное количество уроков в рамках дневной суммарной образовательной нагрузки установлено для учеников 1-х классов – 4 урока в день, если в расписание включено 2 урока физкультуры в неделю, или 4 урока и 1 раз в неделю – 5 уроков, если в расписании значится 3 урока физкультуры в неделю. Аналогичный подход – только на 1 урок больше – применяется для обучающихся 2-4-х классов. Для 5-6-х классов максимум – 6 занятий, для 7-11-х классов – 8 занятий в день. В целом же учебная нагрузка при 5-дневной учебной неделе для первоклассников не должна превышать 21 час, для обучающихся 2-4-х классов – 23 часа, 5-х классов – 29 часов, 6-х классов – 30 часов, 7-х классов – 32 часа, 8-9-х классов – 33 часа, 10-11-х классов – 34 часа. При шестидневной учебной неделе учебная нагрузка варьируется от 26 до 37 часов в неделю, но для первоклассников соответствующего показателя нет, поскольку для них не предусмотрена возможность организации шестидневной учебной недели.

Кроме того, санитарными правилами оговорены нюансы размещения обучающихся в кабинетах. Относительно младших школьников предусмотрено размещение их в закрепленных за каждым классом учебных кабинетах, за исключением обучения, требующего специального оборудования. Что касается обучающихся 5-11-х классов, то для них образовательный процесс может быть организован по кабинетной системе, но только если такой способ позволяет обеспечить детей учебной мебелью в соответствии с их ростом во всех учебных кабинетах, включая лаборатории (п. 3.4.6-3.4.7 СП 2.4.3648-20).

Интересно, что ранее закрепленные нормы о рассадке детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, дальше от наружной стены, а также о периодической перемене мест обучающихся, сидящих на крайних рядах, в новые санитарные правила не попали. Следовательно, теперь при рассадке детей достаточно учитывать только их рост и наличие заболеваний органов дыхания, слуха и зрения (абз. 5 п. 2.4.3 СП 2.4.3648-20).

Среди требований к режиму учебного дня можно отметить обязательное включение различных форм двигательной активности, в том числе во время учебных занятий. Это может быть, например, организованный в середине урока перерыв для проведения комплекса упражнений для профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей (п. 3.5.13 СП 2.4.3648-20). Физкультминутки, гимнастику для глаз, контроль за осанкой рекомендуется проводить в том числе во время письма, рисования и использования электронных средств обучения (абз. 3 п. 2.10.3 СП 2.4.3648-20).

Также в СП 2.4.3648-20 указано, что с целью профилактики переутомления в годовом календарном учебном плане обучающихся должно быть предусмотрено чередование периодов учебного времени и каникул. Минимальная продолжительность каникул – 7 календарных дней (абз. 6 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Организации учебного процесса касаются и правила, регламентирующие порядок использования электронных средств обучения, – таких, как интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки. Эти устройства обязательно должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия и использоваться без нарушений инструкции по эксплуатации и технического паспорта. Регламентирована минимальная диагональ монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается (п. 2.4.5 СП 2.4.3648-20).

Ограничена общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке. Например, использование интерактивной доски детьми до 10 лет не должно превышать 20 минут, старше 10 лет – 30 минут, компьютера – для учеников 1-2-х классов – 20 минут, 3-4-х классов – 25 минут, 5-9-х классов – 30 минут, 10-11-х классов – 35 минут. Важная оговорка имеется в части применения ноутбуков обучающимися начальных классов – это возможно только при наличии дополнительной клавиатуры (п. 3.5.4 СП 2.4.3648-20). Если же с помощью электронного средства детям демонстрируются фильмы, программы или иная информация, требующая ее фиксации в тетрадях, то непрерывно использовать экран учащимся начальных классов можно только 10 минут, 5-9-х классов – 15 минут. Наушники допускается применять непрерывно не более часа для всех возрастных групп, но при условии, что уровень громкости не превышает 60% от максимальной (п. 3.5.10 СП 2.4.3648-20).

В числе установленных запретов – одновременное использование детьми на занятиях более двух различных электронных средств (например, интерактивной доски и персонального компьютера, интерактивной доски и планшета, причем если используются 2 средства, то суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них), использование для образовательных целей мобильных средств связи и размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций. А в числе нормируемых параметров – зрительная дистанция до экрана не менее 50 см, а для планшетов – размещение на столе под углом наклона 30° (п. 3.5.7 СП 2.4.3648-20). Более подробно продолжительность использования электронных средств обучения расписана в отдельной таблице в СанПиН 1.2.3685-21 – с указанием не только предельного времени использования на уроке, но и суммарно за день в школе и дома, в том числе в рамках досуговой деятельности.

Некоторые правила относятся и к организации внеурочной деятельности. Часы, отведенные на таковую, должны быть организованы в формах, отличных от урочных. Это могут быть проведение общественно полезных практик, исследовательской деятельности, реализация образовательных проектов, организация экскурсий, походов, соревнований, посещений театров, музеев и т. п. (абз. 3 п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20).

Требования к учебникам

Последняя группа общих требований касается печатных учебных изданий и содержит ограничения в части:

Для учебных изданий, предназначенных для начальной школы, включая прописи, некоторые требования конкретизированы.

Также установлен ряд запретов, касающихся: печати текста с нечеткими («рваными») штрихами знаков; применения шрифтов узкого начертания (допускается исключительно для оформления заголовков); двухколонного набора текста (такой возможен только при печати стихотворений); применения выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений – графиков, схем, таблиц. Дополнительно в изданиях не допускаются дефекты, приводящие к искажению или потере информации, ухудшающие удобочитаемость, условия чтения: непропечатка (потеря элементов изображения), смазывание, отмарывание краски, забитые краской участки, пятна, царапины, сдвоенная печать; затеки клея на обрезы или внутрь блока, вызывающие склеивание страниц и повреждение текста или иллюстраций при раскрывании; деформация блока или переплетной крышки (п. 213 СанПиН 1.2.3685-21).

Понимая всю важность деятельности общеобразовательных организаций как фундамента, формирующего у молодого поколения россиян базовые мировоззренческие установки и необходимые для жизни знания и умения, государство даже в условиях распространения новой коронавирусной инфекции продолжило курс на совершенствование условий пребывания детей в школах, в том числе – посредством актуализации государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Новые требования важны для хозяйствующих субъектов, осуществляющих подлежащую лицензированию образовательную деятельность. Ведь без подтверждения их соответствия санитарному законодательству, включая новые санитарные правила и гигиенические нормативы, невозможно получить заключение Роспотребнадзора, необходимое для их функционирования (п. 1.4 СП 2.4.3648-20). И хоть объекты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу документов, а также объекты на стадии строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию, разрешено эксплуатировать в соответствии с утвержденной проектной документацией, по которой они были построены, максимальное приближение организаций к установленным нормативам будет достойным показателем заботы об обучающихся и послужит защитой от возможных придирок контролирующих органов.

Напомним, рассматриваемые санитарные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и ИП при осуществлении ими образовательной деятельности (п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Их несоблюдение грозит административными санкциями по ст. 6.3 КоАП – как в виде штрафа, так и в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.

Источник

Adblock
detector