я крадучись подобрался к двери

Я крадучись подобрался к двери

Почему-то на цыпочках, я приблизился к центральному автоклаву и заглянул в смотровой иллюминатор. Меня и так мутило от запаха, а тут стало совсем плохо, хотя ничего особенного я не увидел: нечто белое и бесформенное медленно колыхалось в зеленоватой полутьме. Я выключил свет, вышел и старательно запер дверь. «По сусалам его», вспомнил я. Меня беспокоили смутные предчувствия. Только теперь я заметил, что вокруг порога проведена толстая магическая черта, расписанная корявыми каббалистическими знаками. Присмотревшись, я понял, что это было заклинание против гаки — голодного демона ада.

С некоторым облегчением я покинул владения Выбегаллы и стал подниматься на шестой этаж, где Жиан Жиакомо и его сотрудники занимались теорией и практикой Универсальных Превращений. На лестничной площадке висел красочный стихотворный плакат, призывающий к созданию общественной библиотеки. Идея принадлежала месткому, стихи были мои:

Я покраснел и пошел дальше. Вступив на шестой этаж, я сразу увидел, что дверь Витькиной лаборатории приоткрыта, и услышал сиплое пение. Я крадучись подобрался к двери.

Давеча Витька сказал, что идет в одну компанию, а в лаборатории оставляет работать дубля. Дубль — это очень интересная штука. Как правило, это довольно точная копия своего творца. Не хватает, скажем, человеку рук — он создает себе дубля, безмозглого, безответного, только и умеющего, что паять контакты, или таскать тяжести, или писать под диктовку, но зато уж умеющего это делать хорошо. Или нужна человеку модель-антропоид для какого-нибудь эксперимента — он создает себе дубля, безмозглого, безответного, только и умеющего, что ходить по потолку или принимать телепатемы, но зато уж умеющего хорошо. Или самый простой случай. Собирается, скажем, человек получить зарплату, а времени терять ему не хочется, и он посылает вместо себя своего дубля, только и умеющего, что никого без очереди не пропускать, расписываться в ведомости и сосчитать деньги, не отходя от кассы. Конечно, творить дублей умеют не все. Я, например, еще не умел. То, что у меня пока получалось, ничего не умело — даже ходить. И вот стоишь, бывало, в очереди, вроде бы тут и Витька, и Роман, и Володя Почкин, а поговорить не с кем. Стоят как каменные, не мигают, не дышат, с ноги на ногу не переминаются, и сигарету спросить не у кого.

Настоящие мастера могут создавать очень сложных, многопрограммных, самообучающихся дублей. Такого вот супера Роман отправил летом вместо меня на машине. И никто из моих ребят не догадался, что это был не я. Дубль великолепно вел мой «Москвич», ругался, когда его кусали комары, и с удовольствием пел хором. Вернувшись в Ленинград, он развез всех по домам, самостоятельно сдал прокатный автомобиль, расплатился и тут же исчез прямо на глазах ошеломленного директора проката.

Одно время я думал, что А-Янус и У-Янус — это дубль и оригинал. Однако это было совсем не так. Прежде всего, оба директора имели паспорта, дипломы, пропуска и другие необходимые документы. Самые же сложные дубли не могли иметь никаких удостоверений личности. При виде казенной печати на своей фотографии они приходили в ярость и немедленно рвали документы в клочки. Этим загадочным свойством дублей долго занимался Магнус Редькин, но задача оказалась ему явно не по силам.

Далее, Янусы были белковыми существами. По поводу же дублей до сих пор еще не прекратился спор между философами и кибернетиками: считать их живыми или нет. Большинство дублей представляли собою кремнийорганические структуры, были дубли и на германиевой основе, а последнее время вошли в моду дубли на алюмополимерах.

И наконец, самое главное — ни А-Януса, ни У-Януса никто никогда не создавал искусственно. Они не были копией и оригиналом, не были они и братьями-близнецами, они были одним человеком — Янусом Полуэктовичем Невструевым. Никто в институте этого не понимал, но все знали это настолько твердо, что понимать и не пытались.

Витькин дубль стоял, упершись ладонями в лабораторный стол, и остановившимся взглядом следил за работой небольшого гомеостата Эшби. При этом он мурлыкал песенку на популярный некогда мотив:

Источник

Урок русского языка «Обособленные обстоятельства»

Тема урока : Обособленные обстоятельства.

Учитель: Моисеева Рита Григорьевна.

Образовательная: повторить условия обособления обстоятельств;

отработать навык постановки запятой в предложениях с обособленными обстоятельствами.

Развивающая: повторить правила орфографии (подготовка к сдаче ЕГЭ);

повторить обособленные определения и приложения;

Методы и приёмы : Таксономия Блума

1. словесные 2. наглядные 3.практические

Оборудование: компьютер- презентация, карточки, тесты.

І. Организационный момент:

— Учёт посещаемости (дежурный ученик называет отсутствующих).

Озвучивание темы и целей урока. СЛАЙД 1-2

— Психологический тренинг «Две звезды». Учащиеся желают друг другу добрые слова пожелания

А) обг…реть, св…щенник, проц…дить

Б) насм…лить, покр…шить, см…чить

В) од…нарный, изл…гать, прож…вать (в селе)

Г) р…стовщик, посв…стеть, содр…гнуться

А) дез..нформация, пред…стория, роз…ск

Б) пр…образованный, пр…секать, пр…станище

В) пере…дача, неи…черпаемый, ни…падающий

Г) з…шагать, от…греться, н…дписать

III. В каком ряду во всех словах пишется ь?

А) Без…ядерный, руч…и, реж…

Б) Восем…надцать, мыш…, сбереч…

В) Нян…чить, могуч…, настеж…

А) (они) суд…т по делам, та…щий снег

Б) родители похвал…т, улыба…щийся человек

В) часы разбуд…т, терп…щие бедствие

Г) волны плещ…тся, дыш…щие свободно

Индивидуальная работа. Расставить ЗП.

1.Прибитая снегом трава лежала полосами. (Арс.)

2.Оглушенный тяжким гулом Теркин никнет головой. (Твард.)

3.И входит он любить готовый душой открытый для добра. (Л.)

4.Сквозь можжевельник корявый неопрятный проросла роскошная медуница… (Пр)

Задание 2: вспомните, что такое приложение? (Приложение-это определение, выраженное им. сущ., согласующимся с определяемым словом в падеже.)

Найдите в предложениях приложения, объясните постановку знаков препинания.

1. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы.(приложение относится имени собственному)

2.Я читал, возбужденный и взволнованный.(несогласованное определение относится к личному местоимению)

3. Как прекрасный специалист следователь свое дело знал превосходно.

Что такое обстоятельство?(Обстоятельство- второстепенный член предложения, отвечает на вопросы : где, куда, когда, откуда, когда)

Чем выражаются обстоятельства в предложении? (именем сущ. в косвенном падеже, одиночным деепричастием, деепричастным оборотом.)

Как на письме они выделяются? (запятыми).

Формативное оценивание (Устно ученики оценивают друг друга)

2. Усвоение новых знаний. Работа по теме урока.

Обстоятельства обособляются, если

Они выражены деепричастными

Оборотами или одиночными Они выраженысуществительными

деепричастиями: спредлогами: согласно,несмотря

на, благодаря, вопреки,

по причине,ввиду, вследствие

Задание 3. Списать предложения, расставить знаки препинания, подчеркнуть в них обстоятельства и указать способ их выражения.

|Укладываясь на ночлег|, шумно кричат вороны в роще.(3)

|Блестя на солнце|, снег лежит. (А.С. Пушкин)(3)

Я, |крадучись|, подобрался к двери. (2)

Он улыбался| несмотря на плохое настроение|.(1. Обязательное выделение)

Ученики делают вывод:

Обособленные обстоятельства выражаются

существительными в косвенных падежах с производными предлогами.

СЛАЙД 5Обстоятельства не обособляются, если

V .Закрепление нового материала ( проверим свои знания!)

1. Задание: расставить знаки препинания. Объясните их расстановку.

1) Ручей журча струится по камням.

2) Владимир оставшись один написал решение об отставке.

1). Олег чуть побледнев вынул из кармана книжку и листая её присел к столу.

2). И хорошо мне здесь остановиться и глядя вдаль послушать подождать.

3) Он вышел из кабинета молча и ни на кого не глядя. (Деепричастный оборот не обособляется, т.к.выступает в качестве однородного члена в одном ряду с необособленным обстоятельством)

2. Задание для остальных учеников

Работа по учебнику.

Упр. 398(каждый ученик объясняет ЗП в предложении)

3. Заслушать остальных учеников.

VI . Задания части В ЕГЭ.(записано на доске и на листах)

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Остап(1) воодушевленный красотами Кавказа (2) кричал что-то (3) стараясь (4) перебороть грохот и стоны Терека.

1,2,3 2) 1,3 3) 3,4 4) 1,2,3,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

1,2 2) 1,2,4 3) 3,4 4) 1,2,3,4

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Порыскав глазами по сцене (1) Ипполит Матвеевич увидел (2) свисающие с потолка прямоугольники (4) выкрашенные в основные цвета солнечного спектра .

1) 2,3 2) 1,4 3) 4 4) 1,2,3,4

Лесок его, как в битве, потерял,

Оно не говорило со звездою,

И соловей его не удивлял.

О нём уже не помнила округа,

Ликуя, вешней свежестью дыша…

Я поднял это дерево,

О, как заговорила в нём душа!

2.Какая изобразительная фигура усиливает единство двух частей стихотворения? (синтаксический повтор: я поднял дерево).

3.Назвать обособленное обстоятельство и причину обособления. (ликуя-одиночное деепричастие)

4.Подобрать синоним к слову ликуя (радуясь)

6.Объяснить значение слова вешней.(весенней)

7. Значение какого слова мы узнаём только в контексте? Как называются эти слова? (лесок – округа, контекстуальные синонимы)

8.Назвать олицетворения.(лесок потерял, соловей не удивлял, не помнила округа)

Отработка навыков расстановки ЗП при обособленных обстоятельствах (задание 16 ) Вариант 21-25

Выставление и комментирование оценок активным ученикам за урок

Учащиеся высказывают свое мнение.

Источник

35 баллов! определите какой способ подчинительной связи в каждом словосочетании:(заранее спасибо)​

answer avatar

answer avatar

Кто за все берется тому ничего не удается.
Что летом родится,зимой пригодится.
Любишь кататься люби и саночки возить.
Труд даром не дается.
Дело мастера боится.
Грамоте учиться вперед пригодится.
Тот труда не боится кто умеет трудиться.

1.Человек,которому трудные дела кажутся легкими,начинает делать их все, и в итоге он ничего не успевает.
2.Это значит что выросло летом можно будет есть зимой так как зимой ничего не растет
3.Если любишь развлекаться, люби трудится.
4.Для получения какого-либо результата необходимо прилаживать усилия
5.Значит, что если к делу приступит мастер то оно, будет выполнено быстро и качественно.
6.Если будешь учиться, то будешь более опытным (то есть хорошая работа,вуз,колледж и т.д)
7. Если ленивый человек не трудиться, у него все плохо получается, а у трудолюбивого все идет как по маслу 🙂

answer avatar

Произношение не расходится: Капуста, лисица, платок, пальто.
Произношение расходится: Морковь, заяц, медведь.

answer avatar

Ъ: отъезд, съесть, съёмка, сверхъестественный, трёхъярусный

Ь: вьюга, пьеса, серьёзный, бульон, соловьиный, шампиньон

Нет разделительных знаков: детясли, сузить, собезьянничать, сверхинтересный, четырёхэтажный

Задание 2.

Все вокруг объяты страхом: Разъярённый людоед Объявил, что съест сегодня Замечательный обед. В сверхъестественной тревоге Всё зверьё уносит ноги. Даже несъедобный ёжик Съёжился от страха тоже. Разъярённый людоед Мигом съел мешок конфет, Закусил печеньем плотно. Он отъявленный злодей, Но совсем не ест животных И не трогает людей.

Источник

Братья Стругацкие

Романы > Понедельник начинается в субботу > страница 25

В помещениях отдела Абсолютного Знания были открыты все форточки, потому что сюда просачивался запах селедочных голов профессора Выбегаллы. На подоконниках намело, под батареями парового отопления темнели лужи. Я закрыл форточки и прошелся между девственно чистыми столами работников отдела. На столах красовались новенькие чернильные приборы, не знавшие чернил, из чернильниц торчали окурки. Странный это был отдел. Лозунг у них был такой: «Познание бесконечности требует бесконечного времени». С этим я не спорил, но они делали из этого неожиданный вывод: «А потому работай не работай — все едино». И в интересах неувеличения энтропии вселенной они не работали. По крайней мере большинство из них. «Ан масс», как сказал бы Выбегалло. По сути, задача их сводилась к анализу кривой относительного познания в области ее асимптотического приближения к абсолютной истине. Поэтому одни сотрудники все время занимались делением нуля на нуль на настольных «мерседесах», а другие отпрашивались в командировки на бесконечность. Из командировок они возвращались бодрые, отъевшиеся и сразу брали отпуск по состоянию здоровья. В промежутках между командировками они ходили из отдела в отдел, присаживались с дымящимися сигаретками на рабочие столы и рассказывали анекдоты о раскрытии неопределенностей методом Лопиталя. Их легко узнавали по пустому взору и по исцарапанным от непрерывного бритья ушам. За полгода моего пребывания в институте они дали «Алдану» всего одну задачу, которая сводилась все к тому же делению нуля на нуль и не содержала никакой абсолютной истины. Может быть, кто-нибудь из них и занимался настоящим делом, но я об этом ничего не знал.
В половине одиннадцатого я вступил на этаж Амвросия Амбруазовича Выбегаллы. Прикрывая лицо носовым платком и стараясь дышать через рот, я направился прямо в лабораторию, известную среди сотрудников как «Родильный Дом». Здесь, по утверждению профессора Выбегаллы, рождались в колбах модели идеального человека. Вылуплялись, значить. Компрэне ву?
В лаборатории было душно и темно. Я включил свет. Озарились серые гладкие стены, украшенные портретами Эскулапа, Парацельса и самого Амвросия Амбруазовича. Амвросий Амбруазович был изображен в черной шапочке на благородных кудрях, и на его груди неразборчиво сияла какая-то медаль.
В центре лаборатории стоял автоклав, в углу — другой, побольше. Около центрального автоклава прямо на полу лежали буханки хлеба, стояли оцинкованные ведра с синеватым обратом и огромный чан с пареными отрубями. Судя по запаху, где-то поблизости находились и селедочные головы, но я так и не смог понять где. В лаборатории царила тишина, из недр автоклава доносились ритмичные щелкающие звуки.
Почему-то на цыпочках, я приблизился к центральному автоклаву и заглянул в смотровой иллюминатор. Меня и так мутило от запаха, а тут стало совсем плохо, хотя ничего особенного я не увидел: нечто белое и бесформенное медленно колыхалось в зеленоватой полутьме. Я выключил свет, вышел и старательно запер дверь. По сусалам его, вспомнил я. Меня беспокоили смутные предчувствия. Только теперь я заметил, что вокруг порога проведена толстая магическая черта, расписанная корявыми кабалистическими знаками. Присмотревшись, я понял, что это было заклинание против гаки — голодного демона ада.
С некоторым облегчением я покинул владения Выбегаллы и стал подниматься на шестой этаж, где Жиан Жиакомо и его сотрудники занимались теорией и практикой Универсальных Превращений. На лестничной площадке висел красочный стихотворный плакат, призывающий к созданию общественной библиотеки. Идея принадлежала месткому, стихи были мои:

    Раскопай своих подвалов
    И шкафов перетряси,
    Разных книжек и журналов
    По возможности неси.

Я покраснел и пошел дальше. Вступив на шестой этаж, я сразу увидел, что дверь Витькиной лаборатории приоткрыта, и услышал сиплое пение. Я крадучись подобрался к двери.

Источник

План-конспект урока русского языка по теме «Обособленные обстоятельства» в 8 классе.

Урок русского языка в 8 классе

Тема урока Обособленные обстоятельства

Тип урока Урок – исследование (в основе системно-деятельностный подход).

Методические приёмы: повторение, создание кластера, тренировочные упражнения, волшебный квадрат, тест, исследование, формулировка выводов, обобщение, работа с учебником.

1)образовательный аспект цели : формирование навыка определять обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.

2)развивающий аспект цели : развитие исследовательских умений обучающихся; активизация познавательной деятельности: умение анализировать, делать выводы, обобщения; развитие критического мышления; совершенствование коммуникативной компетенции;

3) воспитывающий аспект цели : воспитание творческого самовыражения; умения работать в группе.

— сформировать эмоциональный настрой;

— вызвать познавательный интерес к проблеме как психологическую готовность к поиску её решения;

-организовать совместное с учителем формулирование проблемы, постановку цели учебной деятельности;

— способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

— научить извлекать необходимую информацию из прочитанного текста и делать выводы;

— обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний;

— обобщить изученный материал;

— формировать умения самоанализа и самооценки процесса и результата собственной деятельности;

1) метод мотивации учебной деятельности (создание проблемной ситуации)

2) метод организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (исследование)

3) метод формирования новых умений (изучение текста, упражнения)

4)методы обобщения и систематизации изученного (кодирование и декодирование информации: создание и чтение таблицы

Формы организации учебной деятельности обучающихся:

Оборудование урока: компьютер , мультимедийный проектор , листы формата А3 с напечатанным заданием, карточки-задания для работы в группа Ход урока:

1. Мотивация к учебной деятельности.

— Добрый день, дорогие друзья! Рада вас видеть на очередном уроке русского языка.

наслаждение погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить

1. Актуализация и пробное действие.

-Какие законы предстоит нам понять, вы скажете сегодня сами. О чём мы говорили на предыдущем уроке? ( Об обособленных определениях)

2. Орфоэпическая минутка

Аккуратный, багряный, бордовый, без Умолку, включит, дефИс, договОр, донельзя, ворОта, бУдущий.

2. Работа в парах. (Каждой паре раздаётся лист).

Листья падая шепчутся.

Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.

Перепачканный краской малыш выглядел смешно

Котёнок по прозвищу Рыжик грелся на солнышке.

Река пенилась вздымая валы

7. Был зимний день ясный и морозный.

8. Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять

9. Задачу я решил шутя.

10. Серёжа бежал сломя голову.

ТЕОРИЯ :-Назовите условия обособления приложений определений, обстоятельств? (правило

— Ребята, почему вы не отметили предложения №1,6,8,9,10? Разве нет в данных предложениях обособленных членов?

1. Анализ имеющейся информации

— Чтобы решить возникшую перед нами проблему, давайте вспомним, что нам уже известно о деепричастии?

(Фронтальный метод работы, ответы детей оформляются в виде кластера)

(Это предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами)

— В чем же сложность употребляете подобных предложении?

Что такое обособление? Выделение членов предложения по смыслу и интонационно.

Какие члены предложения могут обособляться? Второстепенные члены предложения.

Как выделяются обособленные члены предложения в устной речи и на письме? В устной речи – интонацией, на письме – запятой.

Какие обособленные члены предложения изучили ранее? ( определения, приложения)

Чем выражено обстоятельство? (деепричастный оборот, деепричастие)

Что обозначают обстоятельства?

Какие члены предложения они поясняют?

Какие значения имеют обстоятельства и на какие вопросы отвечают?

Какие обстоятельства обособляются?

Ранней весной меня неудержимо тянет в лес. Хочется своими глазами посмотреть как пробуждается природа от долгого зимнего сна.

Туманным утром я добрался до леса. Опушенные инеем березы стояли не шелохнувшись ожидая восхода солнца. Я иду знакомой тропинкой полной грудью вдыхая тонкий аромат обласканного первым теплом березняка.

Боясь хрустнуть веткой я подбираюсь к старой березе. На сломанной бурей верхушке пестрый дятел с длинным клювом быстро стучал по дереву изредка затихая.

Подхожу ближе: из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву. Подставляя ладонь собираю пахнущий весной сладкий березовый сок (По В. Солдатову).

• Прочитайте внимательно текст.

• К какому стилю он относится? Какие типы речи использованы?

• Подчеркните обособленные обстоятельства условной линией.

• Определите, какими частями речи выражены обстоятельства.

• Проанализируйте условия обособления обстоятельств. Какое условие

Задание. Уместны данные деепричастия и деепричастные обороты в тексте? Каким членом предложения они являются? С какой целью они использованы?

Когда обособляются? Вы смогли правильно обособить обстоятельства, выраженные деепричастиями?

5. Создание проблемной ситуации

Осознание и формулирование проблемы

— Итак, когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастным оборотом?

6. Осознание недостаточности имеющихся знаний. Выявление места и причины затруднения.

2. Выбор методов исследования

— В полной мере мы обладаем сведениями, чтобы ответить на вопрос: «Когда обособляются обстоятельства, выраженные деепричастием или деепричастным оборотом?» ( Нет)

— Что в таком случае нужно сделать, чтобы ответить на интересующий нас вопрос?

Какова тема нашего урока? ( «Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом»)

Каковы задачи нашего урока? Что будем отрабатывать? Для чего нам это нужно?

Вспомнить сведения о деепричастии и деепричастном обороте;

Узнать условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом;

Научиться обособлять обстоятельства и употреблять их в устной и письменной речи.

Коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе)

Давайте разберёмся, вернёмся к знакомым предложениям.

Листья, падая, шепчутся.

Выбирай друга (как?) не спеша.

Река пенилась, вздымая валы.

Серёжа бежал сломя голову

Запись 1 предложения и разбор

Листья, падая, шепчутся.

-Почему поставили запятые? Чем осложнено предложение?Как произносится?

А когда мы выделяем речевой фрагмент по смыслу и интонационно? Что такое обособление?

— Выделение членов предложения для придания им относительной смысловой самостоятельности, особой значимости в высказывании.

-Какой второстепенный член обособляется в этом предложении? Чем осложнено предложение?

Вывод: обособляется одиночные деепричастия. (Записывают в таблицу)

Запись 2 предложения. Река пенилась, вздымая валы.

Вывод : обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, обособляются.

Мы отметили, что обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом, обособляются. Всегда обособляем или есть особые условия не обособить? Продолжим наше исследование.

Разбор 3 предложения.

Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять

-Где стоит одиночное деепричастие?

-На какой вопрос оно отвечает?

-Посмотрите внимательно, имеет ли оно добавочное действие?

(Добавочного действия не имеет, оно утратило свои главные свойства.)

-Каким членом предложения оно является?

(Оно является обстоятельством)

-Каким синонимом можем заменить деепричастие? (тщательно)

К какой части речи приближается?

( По значению приближается к наречию)

-Какой отсюда вытекает вывод?

Выбирай друга (как?) не спеша. Это обстоятельство образа действия. Оно выражено наречием, образованным из деепричастия. В произношении не обособляется и на письме не выделяется запятыми. Делаем вывод, записываем в таблицу.

-Только сочетание семантико-синтаксических условий определяет обособление одиночного деепричастия, причем семантические условия часто бывают решающими. Так в данном случае деепричастие утратило свои глагольные признаки, не выполняет в предложении функции добавочного сказуемого, находится после глагола, по значению оно приближается к наречию. Такие деепричастия не обособляются.

Отличить бывает трудно, поэтому запишите в тетради наречия, образованные от деепричастий.

СПАЛ СИДЯ СЛУШАЛ МОЛЧА РАБОТАЛ СТОЯ

ЧИТАЛ ЛЕЖА ВЕЗ ШУТЯ ВСТАЛ НЕХОТЯ

Где мы можем найти информацию?

Чтение правила. Давайте посмотрим учебник с. 162

Смеясь и шутя, мы побежали к реке – дополнительное действие

Махнём не глядя, как на фронте говорят – «вслепую»

Запись: лёжа, сидя, стоя, молча, не глядя, нехотя, играя, шутя.

Вывод: Деепричастия перешедшие в наречия никогда не обособляются

Запись последнего предложения

Серёжа бежал сломя голову

Что значит – сломя голову?

Что такое фразеологизмы? (устойчивые сочетания)

Замените фразеологизм наречием. (Быстро)

Вывод: деепричастные обороты, представляющие собой фразеологические обороты не обособляются.

Запишите свои выводы в виде таблицы

3. Проверка составленной учащимися таблицы.

1. Деепричастные обороты в любом месте предложения.

1. Деепричастия, близкие к наречиям

2. Одиночные деепричастия.

2. Фразеологические обороты.

1. Графический диктант

1) Исследуем языковой материал по группам :
Докажите наличие или отсутствие обособленных (-ого) обстоятельств(-а). Определите причину обособления.

3 группа : Они работали засучив рукава. Он слушал затаив дыхание.

1.Если обособленные обстоятельства являются однородными и выражены деепричастными оборотами или одиночными деепричастиями, запятая ставится в соответствии с правилами, общими для всех однородных членов предложения.

2.Одиночные деепричастия и деепричастные обороты обособляются всегда, выделяются запятыми.

3. Не обособляются фразеологические обороты. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВЫРАЖАЮТСЯ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ!

От деепричастий следует отличать наречия (как?): СТОЯ, СИДЯ, ЛЕЖА, МОЛЧА. НЕХОТЯ, ШУТЯ, НЕ ГЛЯДЯ, ИГРАЯ. Они образовались благодаря переходу слов из разряда деепричастий в наречия. Не обособляются.

Какая информация новая для Вас? Читаем стр.51 учебника

Реализация построенного проекта.

а) Графический диктант.

1. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за ухо. (А. Пушкин)

2. Он молча вышел из комнаты.

3. Трудились мы не покладая рук.

4. Разозлившись, он ударил кулаком по столу.

5. Уходя, гасите свет.

6. Очертя голову он кинулся вниз по крутому склону оврага.

7. Я люблю смотреть телевизор, сидя в большом кожаном кресле.

8. На том берегу, вспыхивая, мелькали огни.

9. Это упражнение выполняют стоя.

10. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

Вывод: Обособляются обстоятельства, выраженные…..

2) Работа с учебником по группам упр. 25-письменно. Выборочно- объяснительная работа

Задание: выписать деепричастные обороты, объяснить условия обособления и орфограммы.

1гр- №2 ; 1гр.№4; 3гр-№5. Взаимопроверка в группе. Отвечает один.

Работа с фразеологизмами

— Как называются такие словосочетания?

-Какую роль они играют? (Фразеологические обороты делают речь более выразительной)

-Как же меняется характер высказывания, если говорящий употребляет фразеологический оборот?

(Высказывание с фразеологическим оборотом становится более выразительным.)

Ребята заменяют в данных учителем предложениях выделенные слова фразеологическими оборотами.

а) Сегодня мальчики работали неважно (спустя рукава).

б) Проигравшие ушли с поля пригорюнившись (повесив нос).

в) Я быстро (сломя голову) бежал домой сообщить новость.

г) Дети слушали сказку с большим интересом (раскрыв рот).

Объясните значение фразеологизмов.

Несолоно хлебавши- шут. Не получив ожидаемого, обманувшись в ожидаемом

Наиболее интересные ответы оцениваются.

-Итак, ребята, обособляются ли обстоятельства, выраженные деепричастиями, если они представляют собой фразеологизмы? Почему?

-Обстоятельства, выраженные деепричастиями, если они представляют собой фразеологизмы, не обособляются, т.к. утрачивают глагольные признаки, не выполняют функции добавочного сказуемого.

Работа над грамматической ошибкой в употреблении деепричастных оборотов.

Несмотря на кажущуюся простоту, в употреблении деепричастий есть свои правила, о которых нельзя забывать. Посмотрите на слайд.

— Чем осложнены все эти предложения? Сформулируйте задание к данным предложениям.

( Исправить речевые ошибки)

1. Подъезжая к городу, начался ветер.

2. Наклоняясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.

3. Открыв окно, запахло соснами.

4. Создавая ценности, человек обновляет себя.

— Как можно проверить, правильно ли построено предложение с деепричастным оборотом?

-В предложениях с деепричастием/ деепричастным оборотом основное действие (глагол) и добавочное действие (деепричастие) должны относиться к одному субъекту

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

5.Поиграем в «Крестики- нолики» (работа в парах)

Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, если есть обособление – поставьте букву о в соответствующий квадрат, если нет – букву н

Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца.

Она слушала затаив дыхание.

Катер, набирая скорость, дал сигнал.

Не нужно было это делать спустя рукава.

Широкие круги, плавно перекатываясь, закачались и пошли к берегу.

Мы сломя голову неслись по ухабам.

Жёлтый месяц, опускаясь на юг, замер на бледной завесе мглы.

Задумчиво опустив головы, люди молчали.

У кого ответы совпадают, поднимите руки.

Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.

Обратимся к эпиграфу урока

-С каким законом русского языка мы с вами познакомились?

Удалось нам решить проблему, возникшую в начале урока, и ответить на интересующий нас вопрос?

— Напишите «Резюме» по теме урока. «Оказывается…». (Дети работают индивидуально)

6. Домашнее задание, дифференцированное :

1 п 30.Выписать из художественного текста 5 предложений с обособленными обстоятельствами.

2. п 30. Составить текст на тему:

« Приход весны » с использованием обособленных членов предложения.

3. упр.325 (письменно)

РАБОЧАЯ КАРТА УРОКА

4. Графический диктант

1.Изучая лирику Лермонтова, ребята с удовольствием учат стихотворения.

2.Поэт знает, как звучат и рождаются стихи.

3.Творчество сопровождает талант, развивая лучшие качества человека.

1. Подъезжая к городу, начался ветер.

2. Наклоняясь над рекой, у девушки упала в воду косынка.

3. Открыв окно, запахло соснами.

4. Создавая ценности, человек обновляет себя.

1. Установите соответствие

1. Расставшись с Павлом Тоня отправилась домой. А) Предлог + существительное

2. Несмотря на запрет матери Лёшка пошёл гулять. Б) Одиночное деепричастие

3. В темноте чьи-то глаза смотрели не мигая. В) Наречие

Г) Деепричастный оборот

2. Обособленного обстоятельства нет в предложении

1. Грозовая туча сверкая молниями спешила на северо-восток.

2. По пыльной дороге ведущей к садам тянулись телеги.

3. Пошумев река успокоилась.

6. Для меня было трудно ______________________________________________________________

1. Листья падая шепчутся.

2. Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.

3. Перепачканный краской малыш выглядел смешно

4. Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.

5. Котёнок по прозвищу Рыжик грелся на солнышке.

6. Река пенилась вздымая валы

7. Был зимний день ясный и морозный.

8. Выбирай друга не спеша, а еще меньше спеши менять

9. Задачу я решил шутя.

10. Серёжа бежал сломя голову.

1. Расставить знаки препинания, подчеркнуть в них обстоятельства и указать способ их выражения.

1. Катер кренясь то вправо то влево качался на волнах.

2. Блестя на солнце снег лежит. (А.С. Пушкин)

3. Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей.

4. Я крадучись подобрался к двери.

5. Он слушал раскрыв рот.

6. Чёрная гряда сопок изогнулась как хребет гигантского зверя.

7. Его знали как опытного ихтиолога.

8. Наш двор как сад.

9. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

11. Ворча и оглядываясь Каштанка вошла в комнату. Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.

12. Он сидел против меня облокотившись и притянув к себе ветку сирени обрывал с нее листья.

13. Они работали засучив рукава. Он слушал затаив дыхание.

14. Укладываясь на ночлег шумно кричат вороны в роще.

Задание: Среди предложений 17–20 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения. .

1. 1. Катер, кренясь то вправо, то влево, качался на волнах.

2. Блестя на солнце|, снег лежит. (А.С. Пушкин)

3. Не спеша бегут лошади среди зелёных холмистых полей.

4. Я, |крадучись|, подобрался к двери.

5. Он слушал раскрыв рот.

6. Чёрная гряда сопок изогнулась, как хребет гигантского зверя.

7. Его знали как опытного ихтиолога.

8. Наш двор как сад.

9. И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.

11. Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату. Осветив черепицу на крыше и согрев древесину сосны, поднимается выше и выше запоздалое солнце весны.

13. Они работали засучив рукава. Он слушал затаив дыхание.

14. |Укладываясь на ночлег|, шумно кричат вороны в роще.

Ранней весной меня неудержимо тянет в лес. Хочется своими глазами посмотреть как пробуждается природа от долгого зимнего сна.

Туманным утром я добрался до леса. Опушенные инеем березы стояли не шелохнувшись ожидая восхода солнца. Я иду знакомой тропинкой полной грудью вдыхая тонкий аромат обласканного первым теплом березняка.

Боясь хрустнуть веткой я подбираюсь к старой березе. На сломанной бурей верхушке пестрый дятел с длинным клювом быстро стучал по дереву изредка затихая.

Подхожу ближе: из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву. Подставляя ладонь собираю пахнущий весной сладкий березовый сок (По В. Солдатову).

Ранней весной меня неудержимо тянет в лес. Хочется своими глазами посмотреть как пробуждается природа от долгого зимнего сна.

Туманным утром я добрался до леса. Опушенные инеем березы стояли не шелохнувшись ожидая восхода солнца. Я иду знакомой тропинкой полной грудью вдыхая тонкий аромат обласканного первым теплом березняка.

Боясь хрустнуть веткой я подбираюсь к старой березе. На сломанной бурей верхушке пестрый дятел с длинным клювом быстро стучал по дереву изредка затихая.

Подхожу ближе: из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву. Подставляя ладонь собираю пахнущий весной сладкий березовый сок (По В. Солдатову).

Ранней весной меня неудержимо тянет в лес. Хочется своими глазами посмотреть как пробуждается природа от долгого зимнего сна.

Туманным утром я добрался до леса. Опушенные инеем березы стояли не шелохнувшись ожидая восхода солнца. Я иду знакомой тропинкой полной грудью вдыхая тонкий аромат обласканного первым теплом березняка.

Боясь хрустнуть веткой я подбираюсь к старой березе. На сломанной бурей верхушке пестрый дятел с длинным клювом быстро стучал по дереву изредка затихая.

Подхожу ближе: из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву. Подставляя ладонь собираю пахнущий весной сладкий березовый сок (По В. Солдатову).

Ранней весной меня неудержимо тянет в лес. Хочется своими глазами посмотреть как пробуждается природа от долгого зимнего сна.

Туманным утром я добрался до леса. Опушенные инеем березы стояли не шелохнувшись ожидая восхода солнца. Я иду знакомой тропинкой полной грудью вдыхая тонкий аромат обласканного первым теплом березняка.

Боясь хрустнуть веткой я подбираюсь к старой березе. На сломанной бурей верхушке пестрый дятел с длинным клювом быстро стучал по дереву изредка затихая.

Подхожу ближе: из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву. Подставляя ладонь собираю пахнущий весной сладкий березовый сок

Ранней весной меня неудержимо тянет в лес. Хочется своими глазами посмотреть, как пробуждается природа от долгого зимнего сна.

Туманным утром я добрался до леса. Опушенные инеем березы стояли, не шелохнувшись, ожидая восхода солнца. Я иду знакомой тропинкой, полной грудью вдыхая тонкий аромат обласканного первым теплом березняка.

Боясь хрустнуть веткой, я подбираюсь к старой березе. На сломанной бурей верхушке пестрый дятел с длинным клювом быстро стучал по дереву, изредка затихая.

Подхожу ближе: из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага, падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву. Подставляя ладонь, собираю пахнущий весной сладкий березовый сок (По В. Солда-тову).

• Прочитайте внимательно текст.

• К какому стилю он относится? Какие типы речи использованы?

• Подчеркните обособленные обстоятельства условной линией.

• Определите, какими частями речи выражены обстоятельства.

• Проанализируйте условия обособления обстоятельств. Какое условие

1.Изучая лирику Лермонтова, ребята с удовольствием учат стихотворения.

2.Поэт знает, как звучат и рождаются стихи.

3.Творчество сопровождает талант, развивая лучшие качества человека.

Дополнительный материал к уроку

1. Заключенные в скобки обособленные обстоятельства вставьте в предложения, выбрав для них подходящее по смыслу место.

Врач внимательно осмотрел больных и вышел из палаты (дав нужные указания сестре). 2. Через несколько минут они мчались уже по дороге (быстро вскочив на лошадей, поднимая густую серую пыль). 3. Группа геологов поднялась по склону горы и спустилась с противоположной стороны (по пути изучая различные горные породы, достигнув перевала). 4. За деревней тянулся дремучий бор, где столетние сосны плотно прижимались друг к другу (окружая ее полукольцом; напоминая собой сказочных великанов).

2. Работа в парах. Дополните данные предложения обособленными обстоятельствами, выраженными: а) одиночным деепричастием; б) деепричастным оборотом; в) именем существительным с зависимыми словами.

1. На севере мерцали и поднимались какие-то белесоватые облака. 2. Чиркнула спичка и на секунду осветила развешанные сети. 3. Они долго еще сидели в горнице и говорили.

3. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обособленные члены предложения подчеркните условной линией.

1. Но шумом бала утомленный и утро в полночь обратя спокойно спит в тени блаженной забав и роскоши дитя (А. Пушкин). 2. Иногда возвращаясь вечером я заходил на пасеку. 3. А журавлиплыли купаясь в голубизне неба не спеша кружась на плавно колышущихся крыльях перекликаясь то сдержанно то многоголосо (Ч. Айтматов). 4. Боясь непогоды обычной в холодных краях летчики торопятся назад (И. Соколов-Микитов). 5. Из окон виден холм кроны дубов легко вычерченные на светлом небе и отцовская ель стоящая свободно и просторно распахнув могучие малахитовые ветви (Т. Тэсс). 6. Волны шуршали взбегая на песок сливаясь с ним и снова взбегая (М. Горький).

4. Сопоставьте причастные и деепричастные обороты, укажите их отличия, разные условия обособления.

В покрытых мелкими листочками деревьях зашумел ветерок.

Снег, оставшийся кое-где в оврагах, напоминал о прошедшей зиме. Пролетая над садами, ветер шелестел листьями деревьев.

Снег сошел, оставшись кое-где в оврагах.

Листья, пригретые солнцем, слабо колеблясь, падали на темные, серые дорожки (И. Бунин).

5. Прочитайте. Найдите деепричастия и образованные от них наречия. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

Читать лежа вредно. Лежа на горячем песке мы слушали шум прибоя. 2. Я хорошо знал, где на полке лежит моя любимая книга, и мог взять ее не глядя. Не глядя на доску трудно играть в шахматы. 3. На тренировках Борзов шутя пробегал стометровку за 10 секунд. Весело шутя и посмеиваясь друг над другом мы незаметно дошли до лагеря.

Источник

Adblock
detector