я у двери у гроба
Николай Некрасов — О Муза, я у двери гроба: Стих
О Муза! Я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба —
Не плачь! завиден жребий наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную Музу…
Анализ стихотворения «О Муза! Я у двери гроба!» Некрасова
Стихотворение «О муза! Я у двери гроба!» (1877 г.) считается последним произведением Некрасова, написанным им накануне смерти. Великий гражданский поэт действительно обращается к главному источнику своего вдохновения с предсмертными словами. В какой-то степени стихотворение можно считать поэтическим завещанием Некрасова.
Произведение подводит общий краткий итог размышлениям поэта над своей жизнью и поэтическим призванием. Ранее Некрасов уже достаточно полно изложил свои взгляды в стихотворении «Муза» (1852 г.).
Некрасова не пугает такая безрадостная перспектива. Он не сдается и обращается к Музе со словами: «Не плачь!». Непонимание современников — обычное явление, сопутствующее всем передовым идеям. Поэт уверен, что его поэтическое творчество все же нашло отклик в «честных сердцах». Благодаря этому существует «кровный союз» людей, которые любят свою несчастную Родину и мечтают добиться торжества добра и справедливости.
В финале произведения Некрасов прямо указывает на национальный характер своего творчества. Иностранец («не русский») никогда не сможет понять и прочувствовать собственным сердцем все страдания русского народа. Муза Некрасова — это не прекрасная и нежная девушка, вдохновляющая поэтов воспевать любовь и цветы. Его Муза — это «бледная», «кнутом иссеченная» до крови крестьянская женщина, вся вина которой состоит лишь в том, что она не принадлежит высшему сословию.
Некрасов слишком критично относился к собственной деятельности. Его творчество вдохновило многих людей и пробудило огромный интерес к бедственному положению простого крестьянства. Измученная Муза поэта заслужила свое право на существование в русской поэзии.
О муза! я у двери гроба.
О муза! я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба —
Не плачь! завиден жребий наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский — взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную музу…
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Никола́й Алексе́евич Некра́сов — русский поэт, писатель и публицист.
Самым популярным поэтом 70-х годов 19 века, по признанию многих исследователей и критиков, был Н.А. Некрасов. В своем творчестве он ставил проблемы, волновавшие не одно поколение поэтов: назначение поэта и поэзии, гражданские мотивы, проблема общечеловеческих идеалов. Его творчество иногда называют «поэтической исповедью», в которую неизменно вплетаются строки, исполненные гражданского пафоса. Неудивительно, что именно к читателю-гражданину, читателю-другу, к Музе обращается поэт на пороге смерти, надеясь на поддержку. Он надеется на понимание единомышленников в служении народу.
Стихотворение «О Муза! я у двери гроба…» при первой публикации в «Отечественных записках» 1878 года сопровождалось примечанием: «Это стихотворение, по свидетельству сестры покойного, А.А. Буткевич, было последним, которое он написал». Поэтому многие исследователи творчества Некрасова склонны расценивать его «последнее слово» как своеобразное завещание.
Без любви, без трепета невозможно смотреть на русскую поэзию, зная историю ее развития. Именно это и хотел сказать Некрасов своим читателям «у двери гроба». С одной стороны, он утверждает бессмертие поэзии. С другой – это скрытое обращение, призыв к поэтам-соратникам продолжать свой тернистый путь, несмотря на все препятствия. Этим стихотворением Некрасов подводит итог своему творческому пути. Если бы выпала такая возможность, он повторил бы его от начала до конца. Поэт – это не профессия, это состояние души, жизненный путь.
http://www.litra.ru
Алекса́ндр Алекса́ндрович Каля́гин (25 мая 1942, Малмыж) — советский и российский актёр, режиссёр. Народный артист РСФСР (1983). Лауреат двух Государственных премий СССР. А.А.Калягин – один из крупнейших артистов современного российского театра и кино.
Анализ стихотворения «О Муза, я у двери гроба» Николая Некрасова
Стихотворение «О муза! Я у двери гроба!» (1877 г.) считается последним произведением Некрасова, написанным им накануне смерти. Великий гражданский поэт действительно обращается к главному источнику своего вдохновения с предсмертными словами. В какой-то степени стихотворение можно считать поэтическим завещанием Некрасова.
Произведение подводит общий краткий итог размышлениям поэта над своей жизнью и поэтическим призванием. Ранее Некрасов уже достаточно полно изложил свои взгляды в стихотворении «Муза» (1852 г.).
Некрасова не пугает такая безрадостная перспектива. Он не сдается и обращается к Музе со словами: «Не плачь!». Непонимание современников — обычное явление, сопутствующее всем передовым идеям. Поэт уверен, что его поэтическое творчество все же нашло отклик в «честных сердцах». Благодаря этому существует «кровный союз» людей, которые любят свою несчастную Родину и мечтают добиться торжества добра и справедливости.
В финале произведения Некрасов прямо указывает на национальный характер своего творчества. Иностранец («не русский») никогда не сможет понять и прочувствовать собственным сердцем все страдания русского народа. Муза Некрасова — это не прекрасная и нежная девушка, вдохновляющая поэтов воспевать любовь и цветы. Его Муза — это «бледная», «кнутом иссеченная» до крови крестьянская женщина, вся вина которой состоит лишь в том, что она не принадлежит высшему сословию.
Некрасов слишком критично относился к собственной деятельности. Его творчество вдохновило многих людей и пробудило огромный интерес к бедственному положению простого крестьянства. Измученная Муза поэта заслужила свое право на существование в русской поэзии.
«О Муза! Я у двери гроба!», анализ стихотворения Некрасова
История создания
В последние годы жизни писатель тяжело болел. Чувствуя скорую кончину, он обращается к любимому образу свой поэзии – Музе.
Литературное направление и жанр
Стихотворение нужно рассматривать в контексте всего творчества Некрасова как поэта-реалиста. Оно играет ту же роль в творчестве Некрасова, что и стихотворение «Памятник» в творчестве Пушкина, а также другие стихотворения-памятники (Горация, Державина). В стихотворении «О Муза. » Некрасов делает вывод о роли поэта и поэзии, о значении собственной поэзии в жизни общества. Стихотворение относится к жанру гражданской лирики.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из трёх строф. Некрасов не разделяет их пробелами, да они и неотделимы одна от другой, потому что ни первая, ни вторая строфа не заканчивают предложения, которое продолжается в следующей строфе. Такой приём делает монолог непрерывным. Лирический герой как будто торопится сказать всё до конца, успеть высказаться.
Стихотворение можно разделить на три смысловых отрывка. В первом лирический герой кается перед Музой – аллегорией творчества поэта. Во второй части лирический герой подбадривает свою Музу, соединяет себя с ней, ассоциируя своё творчество с источником этого творчества.
В третьей части Некрасов описывает Музу. Он противопоставляет отношение к Музе (творчеству) русского и нерусского сознания. Темы, поднятые революционным демократом Некрасовым в творчестве, неинтересны и несимпатичны для иностранца: народная жизнь вместе со всеми её страданиями.
Тема стихотворения «О Муза. » – народное признание творчества поэта.
Основная мысль: Муза Некрасова близка русскому народу.
Тропы и образы
Образ Музы – лейтмотив творчества Некрасова. В стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом» Музу лирический герой называет родной сестрой молодой крестьянки, которая молча сносит избиение кнутом. Ещё в молодости Некрасов определяет приоритеты своего творчества: близость к народу и готовность терпеть страдания (Некрасов немало пострадал от цензоров). Образ Музы возникает и в других стихотворениях поэта. В одном из поздних Некрасов говорит о Музе: «Сестра народа – и моя». Последнее стихотворение подводит итог поэтической деятельности поэта. Тот, кто не понимает русского народа (не русский) далёк от темы народных страданий, а значит, не любит «бледную, в крови, кнутом иссеченную Музу». Эпитеты, описывающие Музу – метафорические характеристики творчества.
Зато честные сердца соединены с поэтом живым, кровным союзом (эпитеты), который долго не порвётся. То есть писатель долго будет интересен своему народу. Это перекличка с пушкинским: «И долго буду тем любезен я народу».
Эпитет кровный отсылает к цитате из другого стихотворения о роли поэта и поэзии: «Дело прочно, когда под ним струится кровь» («Поэт и Гражданин»). Кровный союз – это союз единомышленников, занятых одним благородным делом.
Стихотворение начинается с обращения к Музе и метафорического поэтизма «у двери гроба». Ожидая смерти, лирический герой кается перед Музой. Некрасов видел предназначение поэта в том, чтобы служить народу. Он просит прощения, очевидно, за те компромиссы, на которые приходилось идти с цензурой, или за отход от народной тематики в творчестве.
Некрасов знал, что у него много недоброжелателей. Он сталкивался с ними и как поэт, и как редактор «Современника», в конце концов, закрытого. Эту мысль он передаёт с помощью метафоры: людская злоба увеличит его вину «во сто крат».
Лирический герой просит Музу не плакать. Он не разделяет себя и своё творчество. Судьба и поэта, и его стихов завидна: «Не наругаются над нами». Поэт будет в почёте, пока есть сердца, которым близки его стихи. Некрасов на пороге смерти утверждает дело своей жизни: донести до русского народа идеалы правды и гуманизма.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка кольцевая.