янтарная комната фото до войны

Зловещие загадки Янтарной комнаты

Тайну исчезновения Янтарной комнаты пытались разгадать многие. Тот, кто приближался к разгадке слишком близко – трагически погибал. Французский поэт Теофиль Готье, посетивший Россию в середине XIX века, не скрывал восторга, описывая Янтарную комнату: «Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму — от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря».

Что говорить, уникальный подарок преподнёс Петру I прусский король Фридрих-Вильгельм. Но, спустя столетия, властители «третьего рейха» назовут его щедрый дар «ошибкой, которую нужно исправить».

1504697356139043849

1940 г., Германия полна надежд на скорый передел мира. Министр пропаганды Геббельс приказал искусствоведам подготовить список германских культурных ценностей, оказавшихся у иностранцев. Включили в список и Янтарную комнату. Оккупировав город Пушкин осенью 1941 г., фашисты начали «работу над ошибками»: демонтировали Янтарную комнату, которую не успели эвакуировать советские музейщики, и вывезли её в Кёнигсберг. Украденные янтарные панно разместили в одном из залов Королевского замка. Но нацисты недолго любовались своим трофеем: в августе 1944 г. после налёта английской авиации в замке возник сильный пожар.

Янтарную комнату вновь демонтировали, упаковали панно в ящики и… надёжно спрятали. Последнее документальное свидетельство – письмо директора городского музея искусств Альфреда Роде своему руководству в Берлин, датированное 2 сентября 1944 г.: «Несмотря на полное разрушение Кёнигсбергского замка… Янтарная комната, за исключением шести цокольных элементов, цела и невредима». Это всё, что известно наверняка.

1504696673244098628

Искать янтарное сокровище начали сразу после победы. В подвалах и подземельях Кёнигсберга советским солдатам и музейным работникам удалось найти немало украденных нацистами ценностей, но никаких следов Янтарной комнаты обнаружено не было. Рассчитывали на содействие Альфреда Роде, но он темнил: ссылался на контузию, плохую память и т.п. Казалось, профессор был кем-то смертельно напуган. В конце 1945 г. Роде и его жена исчезли. Ходили слухи, будто их убили те, кто не желал возвращать Янтарную комнату Советскому Союзу. Это было лишь первое звено цепочки загадочных смертей.

1504697055229978892

В 1945 г. в Кёнигсберге майор госбезопасности Иван Курица узнал о человеке, который может указать тайник с сокровищами Янтарной комнаты. Вскочив на мотоцикл, офицер поспешил на встречу со свидетелем. Но кто-то натянул проволоку поперек дороги, мотоциклисту отрезало голову. А того, к кому спешил майор, нашли дома задушенным.

1504697112265423982

Всего через три недели после этой трагедии погибает немецкий писатель Пауль Энке, автор нашумевшей книги «Репортаж о Янтарной комнате». Здоровый 52-летний мужчина скоропостижно скончался от воспаления поджелудочной железы. В конце 1992 г. первый заместитель начальника ГРУ России генерал-полковник Юрий Гусев дал несколько интервью о судьбе Янтарной комнаты.

Среди прочего, он рассказал, что из Лондона в Москву прибыл некий человек с важными документами. На прямой вопрос журналиста генерал ответил уклончиво: «Допустим, я знаю, где находятся Янтарная комната и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам об этом, через неделю ни вас, ни даже меня в живых не будет». Вскоре генерал Гусев погиб в автокатастрофе. Труп англичанина обнаружили в номере московской гостиницы, а привезённые им документы исчезли…

1504697090246674421

Перефразируя оперного Мефистофеля, люди гибнут за янтарь. Версий о судьбе драгоценной комнаты множество: погибла при бомбёжке, спрятана в подземелье, попала в руки американцев и оказалась в США, вывезена нацистами на корабле или подлодке и находится где-то в Южной Америке… Учёные уверяли, что хрупкий янтарный орнамент после стольких потрясений давно превратился в прах. Но 13 декабря 1994 г. на лондонском аукционе «Кристи» была продана янтарная гемма с изображением головы римского воина. Вердикт экспертов не оставил сомнений: это — подлинный элемент декора Янтарной комнаты. Случайность?

1504697184267560616

Но три года спустя немецкая полиция обнаружила в Потсдаме инкрустированный янтарём комод и одну из четырех флорентийских мозаик, украшавших янтарный кабинет Екатерининского дворца. Эти вещи тоже оказались подлинными, 29 апреля 2000 г. Германия возвратила их России. Возвращение ценностей дало российским реставраторам уникальную возможность сравнить оригинал со своей копией.

1504697209267195783

Ведь к тому времени почти 20 лет продолжалась титаническая работа по восстановлению утраченного шедевра. Реставраторы должны были изготовить около полумиллиона деталей декора, используя технику мастеров XVIII века. К счастью, сохранились фотографии Янтарной комнаты, сделанные незадолго до войны, они и служили образцами для реставраторов. И вот появились настоящие фрагменты: насколько же точна работа реставраторов? «Попадание» оказалось стопроцентным: детали оригиналов и копий совпали до мельчайших подробностей. Своей работой российские реставраторы могут гордиться по праву.

150469726421969807

В 2003 г., к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, Янтарная комната была полностью восстановлена. Её вернули на прежнее место – в Екатерининский дворец. Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают полюбоваться на янтарное чудо. По словам специалистов, главное отличие новой комнаты от прежней — цвет. Янтарь оригинала к 1941 г. сильно потускнел от времени, а украшения воссозданной комнаты переливаются множеством ярких, золотистых, радостных оттенков. После успешной реконструкции о «старой» Янтарной комнате стали забывать. Скорее всего, она потеряна для нас навсегда. Быть может, оно и к лучшему: слишком много погибло из-за неё людей, слишком много крови пролилось на потускневший янтарь.

Источник

Тайна Янтарной комнаты. История похищения «восьмого чуда света»

Коллаж © L!FE. Фото © Shutterstock Inc// РИА Новости/Рудольф Кучеров

В середине октября трое немецких исследователей заявили, что пропавшее «восьмое чудо света» может находиться в Саксонии. Леонард Блуме, Гюнтер Экардт и Петер Лор сообщили, что к ним обратился некий «информированный источник», по словам которого несметные богатства находятся в окрестностях пещеры Принца. Исследователи ищут деньги на поиски легендарного клада.

Следы Янтарной комнаты, которую Петру I подарил прусский король Фридрих Вильгельм I в 1716 году, не найдены до сих пор. Стоимость экспонатов, украденных из неё во время Второй мировой войны, оценивается в баснословные суммы. Что это за легендарная комната и где её искать?

Что это за комната

История с «восьмым чудом света» началась в 1699 году. Король Пруссии Фридрих I решил перестроить Большой королевский дворец в Берлине. Сделать «что-нибудь этакое» поручили главному архитектору королевства Андреасу Шлютеру.

Специалист придумал тогда прорыв в мире архитектуры и дизайна — он решил изготовить целую комнату из янтаря. Идею король поддержал, и мастер принялся за дело.

Комната была наполовину готова, когда из-за интриг своего соперника, Эозандера фон Гёте, Шлютера в 1706 году отстранили от постройки дворца. И хотя он оставался придворным скульптором, работ по Янтарной комнате уже никаких не проводил. Позже их думали начать заново, возвращались к этому вопросу, передумывали. Так продолжалось до 1713 года, пока Фридрих I не умер. Его сыну, который стал королём, эта комната не нравилась и была не нужна.

997ca15ca1b4573391746f0c431699fe

Резьба по янтарю. Воссоздание Янтарной комнаты Большого Екатерининского дворца. Фото © РИА Новости/Рудольф Кучеров

Приключения комнаты в России

В столицу янтарный кабинет везли аж на 18 телегах через Кёнигсберг, Мемель и Ригу. В Петербурге необычную комнату должен был распаковать Александр Меншиков.

Приближённый Петра I славился в том числе своими хитростью, вороватостью и любовью к деньгам. И почему-то именно при нём таинственно пропала половина деталей из дипломатического подарка. Поэтому комнату собрать пока не представлялось возможным.

«Восьмое чудо света» так и находилось в Летнем дворце Петра I, пока на престоле не оказалась дочь российского императора Елизавета Петровна в 1741 году. Она решила перевезти комнату в свою резиденцию. Обер-архитектор Бартоломео Растрелли собрал «мозаику», дополнив недостающие части зеркальными пилястрами и росписями панно «под янтарь». Так «отремонтированная» комната оказалась в Царском Селе. Окончательно она приобрела свой вид лишь к 1770 году, когда Екатерина II распорядилась вновь отреставрировать комнату.

ec1515b7d65bf5ee0a643295975e3719

Макет Янтарной комнаты, выполненный по фотографиям довоенного времени. Репродукция. Фото © РИА Новости/В. Барановский

Она стала одним из достояний русского двора. Как пишут историки, иностранцы стремились попасть в резиденцию.

— Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплён богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму — от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря, — писал французский поэт Теофиль Готье в середине XIX века.

Комната так и находилась в Екатерининском дворце даже после падения монархии. С 1930-х годов туда водили экскурсии. Советские скульпторы даже реконструировали достопримечательность.

Под защитой бумаги

Янтарная комната была одним из тех объектов, которые советские власти не смогли эвакуировать во время Великой Отечественной войны. Дело в том, что она слишком хрупкая и перевозка рисковала обернуться полным разрушением. Для более-менее безопасной транспортировки попросту не было времени.

Янтарное достояние законсервировали, оклеив бумагой, марлей и ватой. Однако, когда в Ленинград пришли немцы, они решили комнату перевозить. Летом 1942 года детали достопримечательности вместе с другими музейными экспонатами отправили по распоряжению одного из ближайших сподручных Гитлера — гауляйтера Эриха Коха — в Кёнигсберг (нынешний Калининград).

77ba670092269692a571a3db12bc5858

Здание Александровского дворца после освобождения города Пушкина советскими войсками. Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости/Борис Кудояров

Вениамин Дмитриев и Валентин Ерашов в своей книге «Тайна Янтарной комнаты» передают рассказы музейных работников, видевших это воочию.

— (Немецкие) солдаты бережно несли продолговатый ящик. Они ступали осторожно, еле передвигая ноги, почти не отрывая подошвы сапог от ступеней, и всё-таки офицер прикрикнул на них: «Осторожно! Это янтарная комната», — отмечается в книге.

Однако, когда после войны стали восстанавливать музейные экспонаты, её нигде не оказалось. Археологи, а потом и так называемые чёрные копатели исследовали Кёнигсберг и Калининград вдоль и поперёк. По самой распространённой версии, её вывезли за несколько дней до капитуляции Кёнигсберга в апреле 1945 года.

Проклятие Янтарной комнаты

2f96d8d8efb5059ebd130ba1a4189965

Разрушенная парадная лестница Екатерининского дворца. Фото © РИА Новости

Не исключено, что Янтарная комната сначала была искусно спрятана в самом Королевском замке. Однако в 1968 году его уничтожили (в том же году, когда Штейн мигрировал), поэтому, если данная версия верна, то проверить это будет практически невозможно.

Тем временем Кох решил действовать самостоятельно. Он обратился к руководству колонии с таким заявлением: «Я готов после амнистии уехать к себе на родину через Калининград, а в Калининграде предпринять всё возможное, чтобы Янтарная комната была найдена», — сказал он.

Однако польские власти, как указывают историки, рассказали советской стороне об этом только после его смерти в 1986 году.

В 1992 году западная пресса подробно писала об убийстве первого заместителя начальника ГРУ Генштаба Министерства обороны России генерал-полковника Юрия Гусева. В России же считается, что 57-летний чиновник погиб в результате автокатастрофы в ноябре 1992 года.

53016e42a322e85295be44a8f0e7ce04

Государственная комиссия проводит расследование у Королевского замка в Кёнигсберге, где с 1942 по 1944 годы в последний раз экспонировалась пропавшая Янтарная комната XVIII века. Коллаж © L!FE. Фото © РИА Новости// Shutterstock Inc

За несколько дней до этого он рассказал в интервью, что знает о местонахождении Янтарной комнаты, но говорить о том, где она находится, не будет. В целях безопасности.

Где ищут Янтарную комнату

Поиски Янтарной комнаты не прекращаются уже более полувека. Где исследователи ищут клад.

Бытует мнение, что комнату хотели вывезти, но не успели. В 1958 году в газете «Калининградская правда» была опубликована статья о том, что в одном из секретных бункеров города может быть спрятана Янтарная комната. Не исключалось, что она находится под улицами Шевченко и Пролетарской (бывшими Юнкерштрассе и Французишенштрассе).

Янтарную комнату также искали в бункере под одной из кёнигсбергских кирх — на Понарте.

Также поиски велись и ведутся на месте некогда существовавшего Королевского замка. Хотя после пожара в апреле 1945 года учёные проводили специальные экспертизы и не обнаружили никаких следов янтаря. В 2010 году в одном из городских фортов даже обнаружили ход в подземелье и 20-сантиметровый фрагмент янтаря. Поиски продолжили, но здесь ничего больше не было. Позже представители царскосельского музея заявили, что этот фрагмент принадлежит более позднему периоду.

Кроме того, в 2015 году под гостиницей «Калининград» археологи обнаружили ещё один «ход», где были сундуки и следы от обёрточной бумаги. Однако дальнейшие поиски пока ни к чему не привели.

В 2015 году кладоискатели заявили, что в окрестностях замка Ксенж — в районе города Валбжих — обнаружили поезд с нацистским золотом. За геоданные они потребовали 10% стоимости сокровищ, если их найдут. По оценкам историков, в поезде было сокровищ на 500 миллионов долларов.

После этого в городе началась настоящая золотая лихорадка. Кладоискатели со всей Европы были уверены, что Янтарную комнату вывозили в этом же поезде или соседним составом. Начались раскопки. Но до настоящего момента не найдено ничего.

Дело в том, что при обследовании одного из туннелей бункера с помощью георадара нашли пустоты в грунте. Выяснилось, что это замурованное помещение под землёй. Специалисты пробурили два глубоких отверстия в одном из фундаментов, но найти так ничего и не смогли.

Янтарную комнату искали в заброшенном туннеле в городе Вупперталь по инициативе местного пенсионера Карла-Хайнса Кляйне. Он взял с собой пару приятелей, и все отправились в заброшенный лаз. Правда, в конце туннеля они наткнулись лишь на летучих мышей.

Ещё одним местом называется Дрезден. Как заявили исследователи, на стенах в пещере Принца они обнаружили следы от стальных кабелей, которые использовались для опускания грузов на глубину. По данным георадара, под пещерами скрывается система тайных тоннелей, где и могли спрятать несметные богатства.

Германия является пока единственной страной, где поиски сокровищ из Янтарной комнаты увенчались успехом. Флорентийскую мозаику «Обоняние и осязание», которая была изготовлена по указу Екатерины II, нашли в Бремене в 1997 году. Как оказалось, один немецкий солдат украл её «в качестве сувенира» во время вывоза всей комнаты в Кёнигсберг. Фашист передал её немецкому нотариусу, последний пытался мозаику продать. В 1997 году её конфисковали немецкие власти, а мужчина пошёл под суд. Через три года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал тогда исполняющему обязанности президента РФ Владимиру Путину найденные фрагменты. В Россию также вернулся уникальный янтарный комод.

Немец Вильгельм Крафт, который воевал на стороне фашистов, в начале 2000-х заявил, что ценность закопали в районе деревни Асаа. Сюда же якобы вывозили украденные реликвии из русских церквей. Деревню быстро наводнили туристы. Однако поиски так ни к чему и не привели.

В городе Линц, где родился Адольф Гитлер, энтузиасты также искали клад. Но версия о его наличии там основана лишь на том, что фюрер мечтал организовать на своей малой родине огромный музей и собрать в нём уникальные ценности. Особое место отводилось как раз Янтарной комнате.

Многие кладоискатели уверены, что даже если комната и сохранилась, то уже попросту превратилась в пыль. Дело в том, что янтарь является очень хрупким материалом, сам объект приходилось постоянно реставрировать. Но этот факт больше 70 лет не останавливает ни одного кладоискателя.

Источник

Янтарная комната: судьба шедевра

Янтарный кабинет в 1717 был подарен Фридрихом Вильгельмом I Российскому Императору Петру I.

bl 076

bl 070

bl 073

Король Фридрих Вильгельм I

Позднее, распаковав подарок, Петр разочаровался. Янтарный кабинет не был завершённым и состоял из частей, это была незаконченная работа. Его нельзя было использовать для отделки помещений, не хватало многих деталей. Так и не увидел Петр собранного кабинета. Многие годы панели и детали хранились в различных хозяйственных помещениях. О кабинете знали, его показывали Анне Иоанновне, но так работу никто и не закончил. Хранились панели в кладовых Камерцалмейстерской конторы при старом Летнем дворце.

Существует версия, что иногда их просто выставляли, приставив к стенам внутри помещений Зимнего дворца для любования янтарём.

Лишь в 1743 о кабинете вспомнили. Архитектор императрицы Елизаветы Петровны в Зимнем дворце Франческо Бартоломео Растрелли создавал в императорских покоях уникальный архитектурный стиль. Позднее многие его работы станут величайшими произведениями искусства в архитектуре и декоре. Он назначал и подбирал мастеров, претворял в жизнь архитектурные проекты, делал покои уникальными.

bl 069

Франческо Бартоломео Растрелли

Так дело о янтарном кабинете вновь открыли. Распоряжение о его установке в Зимнем дворце получил мастер Александр Мартелли. Проведя инспекцию и составив описание кабинета, составили список его деталей и частей.

bl 079

Мартелли взялся восстанавливать отпавшие детали с панелей. Он дополнял отсутствующие фрагменты новыми и собирал финальный вариант в указанном месте дворца.

Стекла доставили и поставили, в докладе императрице сказано: «Вышеперечисленные поставленные Мишелем стекла мерами и в толщине по стиле его контракта сходственны».

bl 074

Четвертая рама была изготовлена в стиле героических поступков «Ея Российского императорского величества». И в 1745 году прибыла в Петербург.

Так как размеры снимали в тайне, без ведома архитектора, случилась ошибка. Доставленная рама оказалась не размерной проекту. Пришлось в скором порядке доделывать. Шесть недель мастер Яков Зур исправлял ошибку.

bl 078

Императрица Елизавета Петровна

Елизавета Петровна осталась довольна презентом. Четвертая рама отличалась от остальных, со временем стили исполнения изменились, дополнения зеркалами резьбой, роспись были несколько другими. Старение янтаря также повлияло на цветовую гамму. И тем не менее многострадальный янтарный кабинет в 1746 году, через двадцать девять лет, предстал в своём прекрасном виде, единственном в мире художественным янтарным сокровищем.

В 1753 году Елизавета затеяла очередной ремонт, проводилась полная реконструкция помещений дворца, кабинет вновь разобрали.

В 1754 году реконструированный Зимний дворец предстал в новой красе. Обновлённый Янтарный кабинет смонтировали, в нем продолжились государственные приемы. Но это продлилось не долго.

Пройдет еще немного времени и он превратится в Янтарный зал.

В 1753 году после многолетних перестроек, перепланировок и различных реконструкций был возведён Царскосельский дворец (существенные изменения и перепланировки делались шесть раз). Требовались новые богатые убранства, для яркого выражения «славы всероссийской» велись отделочные работы. Императрица пожелала «убрать одну камору каменьями по всем четырём стенам».

bl 080

В 1755 году начались работы по установке Янтарного зала. Помещение Царскосельского дворца было значительно больше, чем в Зимнем дворце, Растрелли добавил новые элементы.

Что изменили? Другой ритм расстановки янтарных панно, добавили еще четыре пилястры и две полупилястры. Над тремя дверями три резных десюдепорта позолоченных, картины заменили флорентийскими мозаиками из цветных камней. Мозаики-аллегории, изображавшие пять чувств: «Вкус», «Зрение», «Слух», «Осязание и обоняние».

bl 066

Временно верхняя часть в промежутке от панелей до потолка была затянута холстом на подрамниках, разрисована под вид янтаря и декорирована золочеными орнаментами и скульптурами. Возле пилястр установили подсвечники, зажжённые свечи с помощью зеркал создавали невообразимый эффект. Помещение зажигалось огненно золотистым свечением, отблеск янтаря поражал своей красотой каждого присутствующего.

Мастеров торопили, императрица постоянно напоминала «О скорейшем исполнении янтарного зала».

Были в реставрационной команде и русские ученики: Герасим Козловский, Никита Савин, Александр Михайлов. Так Царское Село стало янтарной столицей России. Помимо реставрации и дополнений в янтарном зале, мастерам привозили изделия из янтаря для ремонта из дворцовых коллекций. По данным Царскосельской мастерской за четыре года она израсходовала около пятисот килограммов превосходного отборного янтаря. Работы продолжались день и ночь, при свечах, коптилках, порой приходилось получать новые задания, не закончив предыдущее.

В 1764 году в янтарном зале создали деревянный художественный паркет. Он состоял из следующих пород деревьев: «Ореховое дерево, палисандр, красный сандал, амарант, лимонное дерево, дуб и ясень».

В 1765 году в почти обновлённом зале отмечали день рождения императрицы Екатерины.

bl 065

Янтарная комната, фото, 1917 год

Источники утверждают, что и при Екатерине II Янтарная комната пользовалась большим успехом. Это было её любимое место вечерних собраний.

Первый раз основательной реставрации Янтарная комната подверглась в 1830-1833 годах. Обновили позолоченные детали, восстановили недостающие отвалившиеся пластины, отремонтировали флорентийские мозаики. Со всех стен были сняты панно, пилястры, элементы декора. Это была самая дорогая её реставрация.

bl 067

Янтарная комната, 30-е годы XX в.

Справка! Потолок (или плафон) янтарного зала был расписан аллегоричным рисунком, который символизировал «мудрость, оберегающую юность от соблазнов любви» (утрачена в 1941 г. в связи с разрушением Екатерининского дворца немецко-фашистскими захватчиками). Видите, как давно мастерами художниками 18 века была проявлена забота о нравственном воспитании поколений? И всё это было запечатлено на потолке самого знаменитого янтарного шедевра.

За последние почти пятьдесят лет в комнату внесли большое количество изменений, её дополнили мебелью, в витринах расположили ларцы, чаши, кубки, шахматы, сделанные из янтаря, все предметы были подарены, дабы порадовать её Величество.

В 1918 году вновь потребовался ремонт, но сложная обстановка в России не позволила это сделать.

Лишь в 1933-1935 годах И.В. Крестовским был произведена подклейка и укрепление отдельных мест облицовки.

bl 075

Следующие масштабные реставрационные работы были намечены на лето 1941 года. Но им не суждено было сбыться. Началась Великая Отечественная война, после которой Янтарная комната навсегда исчезла, и до сих пор о неё ничего не известно.

Если в начале Янтарную комнату могли собирать и реконструировать только иностранные мастера, то позднее в услугах иностранцев более не нуждались.

Мастеровая школа была на высоком уровне, а сами мастера создавали неповторимые вещи в декоре и обстановке дворцовых ансамблей.

Тяжёлый 1941 год: похищение века

Около 188 лет Янтарная комната находилась в Екатерининском дворце. Её посещали, ей восхищались. На ряду с другими достоинствами и убранствами Екатерининского дворца, Янтарная комната продолжала быть в высоком почёте среди ценителей прекрасного. Это не уберегло её от похищения «другими ценителями» в 1941 году.

bl 071

22 июня Гитлеровская Германия напала на Советский союз. До 17 сентября работниками музея осуществлялась эвакуация ценностей из музеев г. Пушкина. В том числе и из Екатерининского дворца. Предметы упаковывали в ящики. Это были вазы, картины фарфор, книги, статуэтки, предметы мебели, царские одежды, золочёная посуда. Ценности отправляли в эвакуационные центры. Некоторые экспонаты (статуи), которые невозможно было эвакуировать, попросту закапывали в тайниках, садах и парках. Никогда ещё сотрудники музея так не торопились, подгоняла работу нарастающая орудийная канонада. Но прежде ведь никто не определял, что эвакуировать в первую очередь? А что во вторую? Время истекало, немецко-фашистские войска с боями подходили к г. Пушкину. А ведь многие предметы еще стояли в залах дворца.

Настал черёд и Янтарной комнаты.

Сотрудники музея приступили к снятию янтарных панелей и элементов декора. Но выяснилось, что без повреждений это сделать нельзя. Янтарные плитки начали отваливаться, попытка бережного демонтажа оказалась невозможной. Необходимо длительное время и определенный план работ для снятия всех панелей, к сожалению, времени на это уже не было. Единственное, что смогли сделать, это проклеить все панели бумагой и закрыть их чехлами из ватина. Окна заколотили досками в два слоя промежуток между ними засыпали песком, как и уникальный паркет.

17 сентября сотрудники музея покинули Пушкин, оставив Янтарную комнату и другие произведения искусства. Многое пришлось оставить.

Сколько же удалось вывезти? Известно, из 42 тыс. 172 экспонатов удалось эвакуировать 12 тыс. 021, это менее 30%.

Обстановка в Екатерининском дворце 29 сентября 1941 года

Докладывают офицеры вермахта.

bl 072

bl 081

После осмотра офицеры искусствоведы 18 армии группы «Север», групенляйтер Пенсген и полковник Эрнст-Отто Сольмс-Лаубах постановили о сборе и эвакуации ценностей. Они и прибыли только с этой целью. Многие комнаты наспех заколотили для противодействия разграбления солдатами. В течении 36 часов Янтарную комнату и другие предметы искусства запаковали при помощи солдат транспортного батальона. По отдельным данным ценностей набралось 18 грузовиков! Все было тщательно запаковано и отправлено в Ригу. Рига являлась центром сортировки и местом временного хранения ценностей.

Все ценности вывозились и тщательно сортировались. В первую очередь для личной коллекции Гитлера, который позднее собирался создать музей всех времён и народов, а также пополнения коллекций чиновников рангом пониже. Существует оперативная картотека «Z», в которой видны масштабы хищений музейных ценностей и шедевров.

Как вывозились ценности

bl 083

В материалах штаба А. Розенберга, к сожалению, места дислокации указаны не всегда. Вывоз осуществлялся через Киев, Ригу, Таллин, Вильнюс, Кенигсберг.

Сильно пострадали царские дворцы-музеи пригородов Ленинграда. Из Павловского дворца вывезено богатейшее убранство царских покоев: мебель, гобелены, паркет, книги, собрание античных монет и т.д. Из Петергофа отправлены в Германию десятки тысяч экспонатов, среди них 4 950 образцов мебели русской и западноевропейской работы ХVIII – XIX вв., фарфор той же эпохи, скульптуры, картины, библиотека. Имеются немецкие источники, свидетельствующие об основных акциях по вывозу предметов старины и редких книг из дворцов-музеев пригородов Ленинграда различными немецкими подразделениями (гражданскими и военными). Особенно впечатляет отчет группы «Ингерманланд» (доктора Вудер, Штеве, Эсер, Шпеер, фон Крузенштерн) об инспекторской поездке в ноябре 1941 г.

Данные картотеки «Z» о Янтарной комнате

bl 082

Картотека «Z» оперативного штаба «Рейхслятер Розенберг», карточка: Р36 412.

Перевод текста на фото:

Царское Село, Большой Екатерининский дворец, Янтарный кабинет.

Руководитель осмотра: д-р Вундер, 3.12.41.

Янтарный кабинет из Берлинского дворца, привезенный Петром Великим в Россию. Он был демонтирован, янтарные фрагменты находятся в настоящее время в художественных собраниях Кёнигсбергского дворца.

Янтарная комната вывезена в Кёнигсберг. Существует огромное количество публикаций на тему ценностей, музейных сокровищ, вывезенных нацистами из Советского Союза. Но если не разбираться в деталях, то сразу и не понять масштабы грабежа.

В этих цифрах отражена вся деятельность нацистских организаций, занимавшихся хищениями из музеев Советского союза.

Вот еще: «Оперативному штабу Розенберга для вывоза ценностей из музеев Советского Союза понадобилось 1 тыс. 418 железнодорожных вагонов. Морским путем было переправлено ценностей общим весом 427 тонн.»

Создан сводный каталог похищенных музейных ценностей и он составил 39 томов. В них обозначены более одного миллиона предметов искусства.

Вернёмся к Янтарной комнате.

Наряду с другими сокровищами, она прибыла на новое место. Нельзя сказать, что прибыла целой, или что по дороге ничего не пропало. И всё же её доставили в Кёнигсберг.

Любитель янтаря и фанатик янтарных произведений искусства Альфред Роде опубликовал новость о Янтарной комнате в журнале «Пантеон». Некоторые фотографии были опубликованы в 1942 году. Альфред Роде находился «рядом с Янтарной комнатой» до весны 1945 года.

bl 086

Фрагмент публикации о Янтарной комнате в Кёнигсберге

Версии, догадки, тайны

Полный состав фрагментов Янтарной комнаты, похищенных нацистами во время Великой Отечественной войны:

bl 077

Панели нижнего ряда:

Постаменты под пилястры:

Мозаичные заполнения между пилястрами на северной и южной стенах:

Угловые мозаичные заполнения:

Данные приведены по обмерам автора проекта воссоздания Екатерининского дворца архитектора А. А. Кедринского.

Вместе с янтарными панелями были похищены:

Суммарно это примерно 450 кг янтаря, 4 флорентийские мозаики, около 2 тонн золота, подсвечники пилястры и зеркала.

Любопытные свидетельства. Состав элементов Янтарной комнаты, прибывшей в Кенигсберг в ноябре 1941 года, можно было бы узнать из дарственной книги, найденной 25 апреля 1945 года в одной из комнат первого этажа южной части Орденского замка Кенигсберга. Вот как об этом говорится в акте, составленном комиссией, в которую входили: профессор Д. Д. Иваненко, старший инструктор политотдела 50-й армии майор И. Д. Кролик и военный переводчик лейтенант В. И. Малахов: «. В одной из сравнительно сохранившихся комнат замка обнаружена дарственная книга художественного отдела замка-музея, содержащая инвентаризационную опись различных предметов, принадлежащих к собраниям музеев. На странице 141 под номером 200 от 5 декабря 1941 года в дарственную книгу занесена Янтарная комната из Царского Села, насчитывающая 143 предмета: зеркала, консольные столики (в составе Янтарной комнаты был всего один консольный столик). Стенные панели, а также три ящика с янтарем. Запись произведена чернилами. Кроме того, в книге имеется специальный вкладыш, отпечатанный на пишущей машинке и представляющий из себя акт на прием Янтарной комнаты от Государственного управления по делам музеев, также содержащий описание Янтарной комнаты. Подпись принявшего сделана чернилами и неразборчива. Другие следы похищенной немцами Янтарной комнаты из Царского Села установить не удалось. Подписи».

Мы примерно знаем некоторые эпизоды. Теперь зададим несколько главных вопросов:

Разберемся во всем по порядку.

Кто проводил розыски Янтарной комнаты

Сразу же после штурма Кенигсберга, в середине апреля 1945 года, в руинированный фронтовой город приехало несколько поисковых групп — из Москвы, Воронежа, Вильнюса и Ленинграда. Естественно, они не имели никаких сведений о Янтарной комнате, кроме тех, что она до войны находилась в Екатерининском дворце города Пушкина. К сожалению, искателей не координировал и не контролировал какой-либо центр, они не имели соответствующих прав и полномочий, минимального технического и транспортного оснащения, да и состав их оставлял желать лучшего. Они были разобщены, не имели навыков поисковой работы и ее документирования. Все это привело к бессистемности, параллелизму и многократному повторению пройденного другими, а поисковая деятельность всецело зависела от «доброты» и возможностей местных комендатур.

И все же они работали и даже в таких условиях находили большое количество культурных ценностей, в том числе и из оккупированных областей СССР. Большинство из найденного оценивалось не по шкале художественного мастерства авторов произведений, а ящиками, тюками, мешками, рулонами, вагонами или вообще безымянными единицами. Документирование находок почти не проводилось.

bl 468

Обнаруженные художественные ценности перед отправкой в СССР

Впервые вопрос о местонахождении Янтарной комнаты в Кенигсберге поднял сотрудник московского Исторического музея профессор А. Я. Брюсов. Он работал в составе поисковой бригады от Комитета по делам культпросветучреждений при Совнаркоме РСФСР под руководством Т. А. Беляевой. В составе его группы находился доктор Альфред Роде, которому удалось убедить профессора в гибели комнаты при пожаре. Летом 1945 года поиски не проводились. В последующие годы поиском только Янтарной комнаты также никто не занимался. Задача ставилась шире — поиск Янтарной комнаты и других культурных ценностей, утраченных в годы войны.

Перечень комиссий, экспедиций и групп, занимавшихся поисковой деятельностью (Поиски Янтарной комнаты) в 1945-1960 гг.:

Как видно из этого списка, ценности искали.

С 1961 по 1967 год организованных поисков Янтарной комнаты и других ценностей на территории Калининградской области не проводилось.

Первые материальные фрагменты Янтарной комнаты были обнаружены А. М. Кучумовым и С. В. Трончинским в руинах Орденского замка Кенигсберга в апреле 1946 года. Ими оказались обесцветившиеся от высокой температуры и обгоревшие флорентийские мозаики — как теперь стало известно, «Слух», «Вкус» и «Зрение». Эти находки не явились убедительным доказательством того, что она сгорела. Мозаики были сложены отдельно и имели съемные приспособления. Других следов гибели Янтарной комнаты в огне пожара обнаружено не было.

bl 068

Руины Королевского замка

Распоряжением Совета Министров РСФСР № 526р от 11 марта 1967 года была образована комиссия по розыску Янтарной комнаты и других ценностей, похищенных гитлеровцами из советских музеев. В состав комиссии вошли представители Министерства культуры РСФСР, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства внутренних дел СССР, Калининградского облисполкома и командования калининградского гарнизона. Председателем комиссии был назначен заместитель министра культуры РСФСР В.М. Стриганов. Во исполнение распоряжения Совета Министров РСФСР, приказом Министра культуры РСФСР № 161 от 15 марта 1967 года была создана рабочая группа по организации поисков Янтарной комнаты и других ценностей. Рабочая группа вела свои исследования в Калининграде с 17 по 26 марта 1967 года. В ее докладной записке был дан анализ работы предшествующих комиссий, групп и бригад. При этом отмечалось, что «. поиски Янтарной комнаты и других ценностей велись бессистемно, непланово, без надлежащей научной и технической базы, поверхностно, кустарно и разрозненно. Эти работы напоминали больше кладоискательство, а не целеустремленную работу по нахождению и возвращению советскому народу похищенных у него во время войны национальных сокровищ. »

bl 084

Поиски культурных ценностей в Калининграде

Поздно обратили внимание на необходимость создания профессионального подразделения по розыску ценностей.

Со временем не стало многих свидетелей, очевидцев, участников тех далеких событий.

Интенсивная застройка до неузнаваемости меняла город и скрывала вероятные места тайников.

Проседали и разрушались подвалы, полуразрушенные здания, затягивался земляной покров растительностью в местах вероятных тайников.

Властные структуры не использовали время нахождения на территории немецкого населения, а ведь некоторым из них удалось прожить в области до 50-х годов.

Секретность региона и делопроизводства тоже сыграли свою отрицательную роль. Сколько в спецхранах документов? Сколько описей трофейных послевоенных команд? Кто их составлял? Где они теперь? Когда их рассекретят? Что в этих описях перечислено?

Закрытая Калининградская область также стала причиной некоторых неудач, таких как запрет на пребывание в городе и области иностранных граждан, которые могли бы пролить свет и о многом рассказать.

Закрытые иностранные архивы и напряжённая политическая обстановка в мире не позволила продолжить работу с иностранными источниками сведений, которые могли быть полезны в некоторых вопросах.

В добавок вездесущая низкая зарплата сотрудников экспедиции, слабая оснащенность, частая текучка кадров не способствовали продвижению дела.

Единственным существенным плюсом экспедиции был обязательный профессиональный документооборот и делопроизводство. Хотя бы кто-то зафиксировал и предпринял попытку вести архив и документировать версии и информацию от заявителей. Тысячи листков, где-то напечатанных на пишущей машинке, где-то от руки. Схемы, чертежи, данные о объектах, письма свидетелей и даже длительная переписка. На многие места выезжали на рекогносцировку с фотофиксацией объектов. Всё смогли задокументировать, разделить по папкам и сохранить. Огромная работа была проделана, но, к сожалению, это всё, что можно сказать.

Другие версии

Почему при обнаружении обгорелых остатков якобы флорентийских мозаик из Янтарной комнаты, разбросанной мебели, сломанных нескольких картин мы не можем предположить, что её уничтожили, она сгорела, её разрушили? Вот почему? Пепел на анализ никто там не брал, досконально стены и пол тоже не проверяли. Во всяком случае, ни одного документа на этот счет нет. Какие-то обгорелые дверные петли или похожие на них элементы не говорят о том, что комната не могла сгореть. Но почему она не могла сгореть? Эту версию не опровергли, но и не подтвердили.

Что мы имеем: кучу разрозненных показаний, в каждом из которых фигурирует Янтарная комната.

Первые поисковые бригады смогли собрать огромное количество ценных предметов и вернуть их в Советский Союз. Значит, есть вероятность того, что специалисты могли видеть разбитые детали, какие-либо предметы из Янтарной комнаты, которые не смогли спрятать или вывезти нацисты. Может видели, но не знали? Или даже не смотрели? Одни вопросы, и они без ответов.

Такова длинная и многогранная судьба Янтарной комнаты.

Напоследок пара интересных сведений. За последние четыре десятилетия некоторые отдельные части из обстановки Янтарной комнаты были обнаружены на территории Германии. Они были похищены до её появления в Кёнигсберге. Но это уже совсем другая история.

Лица которые принимали участие в судьбе Янтарной комнаты:

Источники:

Источник

Adblock
detector