янтарная комната фото высокого разрешения

Зловещие загадки Янтарной комнаты

Тайну исчезновения Янтарной комнаты пытались разгадать многие. Тот, кто приближался к разгадке слишком близко – трагически погибал. Французский поэт Теофиль Готье, посетивший Россию в середине XIX века, не скрывал восторга, описывая Янтарную комнату: «Глаз, не привычный видеть янтарь в таком количестве, захвачен и ослеплен богатством и теплотой тонов, которые пробегают всю гамму — от пылающего топаза до светло-лимонного… когда солнце освещает стены и проникает своими лучами в прозрачные прожилки янтаря».

Что говорить, уникальный подарок преподнёс Петру I прусский король Фридрих-Вильгельм. Но, спустя столетия, властители «третьего рейха» назовут его щедрый дар «ошибкой, которую нужно исправить».

1504697356139043849

1940 г., Германия полна надежд на скорый передел мира. Министр пропаганды Геббельс приказал искусствоведам подготовить список германских культурных ценностей, оказавшихся у иностранцев. Включили в список и Янтарную комнату. Оккупировав город Пушкин осенью 1941 г., фашисты начали «работу над ошибками»: демонтировали Янтарную комнату, которую не успели эвакуировать советские музейщики, и вывезли её в Кёнигсберг. Украденные янтарные панно разместили в одном из залов Королевского замка. Но нацисты недолго любовались своим трофеем: в августе 1944 г. после налёта английской авиации в замке возник сильный пожар.

Янтарную комнату вновь демонтировали, упаковали панно в ящики и… надёжно спрятали. Последнее документальное свидетельство – письмо директора городского музея искусств Альфреда Роде своему руководству в Берлин, датированное 2 сентября 1944 г.: «Несмотря на полное разрушение Кёнигсбергского замка… Янтарная комната, за исключением шести цокольных элементов, цела и невредима». Это всё, что известно наверняка.

1504696673244098628

Искать янтарное сокровище начали сразу после победы. В подвалах и подземельях Кёнигсберга советским солдатам и музейным работникам удалось найти немало украденных нацистами ценностей, но никаких следов Янтарной комнаты обнаружено не было. Рассчитывали на содействие Альфреда Роде, но он темнил: ссылался на контузию, плохую память и т.п. Казалось, профессор был кем-то смертельно напуган. В конце 1945 г. Роде и его жена исчезли. Ходили слухи, будто их убили те, кто не желал возвращать Янтарную комнату Советскому Союзу. Это было лишь первое звено цепочки загадочных смертей.

1504697055229978892

В 1945 г. в Кёнигсберге майор госбезопасности Иван Курица узнал о человеке, который может указать тайник с сокровищами Янтарной комнаты. Вскочив на мотоцикл, офицер поспешил на встречу со свидетелем. Но кто-то натянул проволоку поперек дороги, мотоциклисту отрезало голову. А того, к кому спешил майор, нашли дома задушенным.

1504697112265423982

Всего через три недели после этой трагедии погибает немецкий писатель Пауль Энке, автор нашумевшей книги «Репортаж о Янтарной комнате». Здоровый 52-летний мужчина скоропостижно скончался от воспаления поджелудочной железы. В конце 1992 г. первый заместитель начальника ГРУ России генерал-полковник Юрий Гусев дал несколько интервью о судьбе Янтарной комнаты.

Среди прочего, он рассказал, что из Лондона в Москву прибыл некий человек с важными документами. На прямой вопрос журналиста генерал ответил уклончиво: «Допустим, я знаю, где находятся Янтарная комната и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам об этом, через неделю ни вас, ни даже меня в живых не будет». Вскоре генерал Гусев погиб в автокатастрофе. Труп англичанина обнаружили в номере московской гостиницы, а привезённые им документы исчезли…

1504697090246674421

Перефразируя оперного Мефистофеля, люди гибнут за янтарь. Версий о судьбе драгоценной комнаты множество: погибла при бомбёжке, спрятана в подземелье, попала в руки американцев и оказалась в США, вывезена нацистами на корабле или подлодке и находится где-то в Южной Америке… Учёные уверяли, что хрупкий янтарный орнамент после стольких потрясений давно превратился в прах. Но 13 декабря 1994 г. на лондонском аукционе «Кристи» была продана янтарная гемма с изображением головы римского воина. Вердикт экспертов не оставил сомнений: это — подлинный элемент декора Янтарной комнаты. Случайность?

1504697184267560616

Но три года спустя немецкая полиция обнаружила в Потсдаме инкрустированный янтарём комод и одну из четырех флорентийских мозаик, украшавших янтарный кабинет Екатерининского дворца. Эти вещи тоже оказались подлинными, 29 апреля 2000 г. Германия возвратила их России. Возвращение ценностей дало российским реставраторам уникальную возможность сравнить оригинал со своей копией.

1504697209267195783

Ведь к тому времени почти 20 лет продолжалась титаническая работа по восстановлению утраченного шедевра. Реставраторы должны были изготовить около полумиллиона деталей декора, используя технику мастеров XVIII века. К счастью, сохранились фотографии Янтарной комнаты, сделанные незадолго до войны, они и служили образцами для реставраторов. И вот появились настоящие фрагменты: насколько же точна работа реставраторов? «Попадание» оказалось стопроцентным: детали оригиналов и копий совпали до мельчайших подробностей. Своей работой российские реставраторы могут гордиться по праву.

150469726421969807

В 2003 г., к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, Янтарная комната была полностью восстановлена. Её вернули на прежнее место – в Екатерининский дворец. Сотни тысяч туристов ежегодно приезжают полюбоваться на янтарное чудо. По словам специалистов, главное отличие новой комнаты от прежней — цвет. Янтарь оригинала к 1941 г. сильно потускнел от времени, а украшения воссозданной комнаты переливаются множеством ярких, золотистых, радостных оттенков. После успешной реконструкции о «старой» Янтарной комнате стали забывать. Скорее всего, она потеряна для нас навсегда. Быть может, оно и к лучшему: слишком много погибло из-за неё людей, слишком много крови пролилось на потускневший янтарь.

Источник

Новая версия местонахождения Янтарной комнаты

260490 original

260873 original

Резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарный убор. Реставрация проводилась в 1833, 1865, 1893-1897, 1933-1935 годах. Серьёзная реставрация намечалась на 1941 год, однако реализовать проект помешали Великая Отечественная война.

Во время Великой Отечественной войны дворец оказался на оккупированных территориях и Янтарная комната была вывезена немецкими войсками. Во время штурма Кёнигсберга советскими войсками в апреле 1945 года Янтарная комната бесследно исчезла. Её дальнейшая судьба до сих пор остаётся загадкой. Естественно, существует множество версий о предположительном её местонахождении.

261277 original

Есть большая вероятность, что Янтарная комната спрятана в подземном убежище в Германии, рассказал РИА Новости немецкий поисковик-любитель, профессор химии Карл-Хайнц Кляйне, добавив, что в случае обнаружения шедевра его группа намерена передать его России.

Ранее директор музея Второй мировой войны в Мамерках на северо-западе Польши Бартоломей Плебаньчик заявил, что сотрудникам музея удалось обнаружить вход в тоннель, в котором может быть спрятана Янтарная комната. Предполагается, что тоннель будет открыт в конце июня.

Группа Кляйна около десяти лет ведет исследования в немецком городе Вупперталь, где, по версии энтузиастов, и теряются следы Янтарной комнаты. Ее исчезновение прямо связывают с личностью местного уроженца, обер-президента Восточной Пруссии и рейхскомиссара Украины Эриха Коха.

По словам Кляйне, домовладельцы довольно неохотно идут на контакт с поисковиками, если выясняется, что под их зданием когда-то располагался бункер, потому что «это означает дополнительное беспокойство».

261277 original

В 1981 году были начаты работы по реконструкции Янтарной комнаты (в период с 1981 по 1997 год проводились под руководством Александра Журавлёва).

Над научной реконструкцией шедевра камнерезного искусства трудились специалисты специально созданной «Царскосельской янтарной мастерской»: искусствоведы, химики, криминалисты, историки, реставраторы. Несколько лет ушло на разработку проекта, научной концепции, воссоздание рецептур, технологий обработки янтаря, подготовку рабочего коллектива. В 1990-е годы работа была приостановлена из-за нехватки финансирования и проблем с поставками сырья.

В 2003 году, к 300-летию Санкт-Петербурга, Янтарная комната была восстановлена в полном объёме (из калининградского янтаря), в том числе на деньги немецкой стороны (компания E.ON Ruhrgas). В настоящее время доступна для посещения в Екатерининском дворце.

260843 original

Реконструированная Янтарная комната

Основатель, совместно с Юлианом Семёновым, Международного комитета по поиску Янтарной комнаты барон Эдуард фон Фальц-Фейн отмечал:

«Искали 20 лет, потратили на экспедиции по всему миру невероятные деньги, собрали громадный архив, чтобы потом узнать, что комната сгорела».

Посещавший старую комнату, он высказал мнение, что восстановленная комната сделана лучше, чем прежняя.

Янтарная комната. Экскурсии по Петербургу. Утро на 5

Источник

Зловещая тайна Янтарной комнаты (4 фото)

Тайну исчезновения Янтарной комнаты пытались разгадать многие. Тот, кто приближался к разгадке слишком близко – трагически погибал.

5870d72b resizedScaled 740to696

1940 г., Германия полна надежд на скорый передел мира. Министр пропаганды Геббельс приказал искусствоведам подготовить список германских культурных ценностей, оказавшихся у иностранцев. Включили в список и Янтарную комнату. Оккупировав город Пушкин осенью 1941 г., фашисты начали «работу над ошибками»: демонтировали Янтарную комнату, которую не успели эвакуировать советские музейщики, и вывезли её в Кёнигсберг. Украденные янтарные панно разместили в одном из залов Королевского замка. Но нацисты недолго любовались своим трофеем: в августе 1944 г. после налёта английской авиации в замке возник сильный пожар. Янтарную комнату вновь демонтировали, упаковали панно в ящики и… надёжно спрятали. Последнее документальное свидетельство – письмо директора городского музея искусств Альфреда Роде своему руководству в Берлин, датированное 2 сентября 1944 г.: «Несмотря на полное разрушение Кёнигсбергского замка… Янтарная комната, за исключением шести цокольных элементов, цела и невредима». Это всё, что известно наверняка.

Искать янтарное сокровище начали сразу после победы. В подвалах и подземельях Кёнигсберга советским солдатам и музейным работникам удалось найти немало украденных нацистами ценностей, но никаких следов Янтарной комнаты обнаружено не было. Рассчитывали на содействие Альфреда Роде, но он темнил: ссылался на контузию, плохую память и т.п. Казалось, профессор был кем-то смертельно напуган. В конце 1945 г. Роде и его жена исчезли. Ходили слухи, будто их убили те, кто не желал возвращать Янтарную комнату Советскому Союзу. Это было лишь первое звено цепочки загадочных смертей.

57f5ecbd

В 1945 г. в Кёнигсберге майор госбезопасности Иван Курица узнал о человеке, который может указать тайник с сокровищами Янтарной комнаты. Вскочив на мотоцикл, офицер поспешил на встречу со свидетелем. Но кто-то натянул проволоку поперек дороги, мотоциклисту отрезало голову. А того, к кому спешил майор, нашли дома задушенным.

Всего через три недели после этой трагедии погибает немецкий писатель Пауль Энке, автор нашумевшей книги «Репортаж о Янтарной комнате». Здоровый 52-летний мужчина скоропостижно скончался от воспаления поджелудочной железы.

d384fb6e

В конце 1992 г. первый заместитель начальника ГРУ России генерал-полковник Юрий Гусев дал несколько интервью о судьбе Янтарной комнаты. Среди прочего, он рассказал, что из Лондона в Москву прибыл некий человек с важными документами. На прямой вопрос журналиста генерал ответил уклончиво: «Допустим, я знаю, где находятся Янтарная комната и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам об этом, через неделю ни вас, ни даже меня в живых не будет». Вскоре генерал Гусев погиб в автокатастрофе. Труп англичанина обнаружили в номере московской гостиницы, а привезённые им документы исчезли… Перефразируя оперного Мефистофеля, люди гибнут за янтарь.

Возвращение ценностей дало российским реставраторам уникальную возможность сравнить оригинал со своей копией. Ведь к тому времени почти 20 лет продолжалась титаническая работа по восстановлению утраченного шедевра. Реставраторы должны были изготовить около полумиллиона деталей декора, используя технику мастеров XVIII века. К счастью, сохранились фотографии Янтарной комнаты, сделанные незадолго до войны, они и служили образцами для реставраторов. И вот появились настоящие фрагменты: насколько же точна работа реставраторов? «Попадание» оказалось стопроцентным: детали оригиналов и копий совпали до мельчайших подробностей. Своей работой российские реставраторы могут гордиться по праву.

86f43e71

Источник

Встреча с Петербургом через четверть века. Обретение янтарной комнаты

Поедем в Царское Село!

Там улыбаются мещанки,

Когда уланы после пьянки

Садятся в крепкое седло…

Поедем в Царское Село!

Казармы, парки и дворцы,

А на деревьях — клочья ваты,

И грянут «здравия» раскаты

На крик — «здорово, молодцы!»

Казармы, парки и дворцы…

(Осип Мандельштам)

В Петербург мы собрались достаточно быстро, за несколько дней. В начале марта появилась возможность и было решено — пора. Пора было так давно, что даже стыдно перед самим собой. Ведь как бывает — поездка откладывается из года в год по различным причинам. Причины эти уважительные, дела ждут решения неотлагательные, или просто так кажется, но впоследствии часто происходит переоценка. К тому же сколько их — прекрасных дальних стран, которые хочется увидеть хоть разок… Логика шепчет — в Петербурге вы когда-то были, да он ведь сравнительно недалеко от Москвы, в него всегда успеется, вот сейчас только Грецию исследуем, а весной Китай, ну как же без него? А потом Швейцария и Индия уже давно находятся в планах. Но пандемия последние планы грубо растоптала своей инфицированной пятой, и они были отложены на неопределенное время. Зато стали больше ездить по родной провинции, ведь и на родине много чудесных мест. Зимой прошли сообщения об открытии музеев после карантина, у нас появилась свободная весенняя неделя… ну, конечно же, в Питер, сколько можно откладывать!

Понятно, что в это время года прекрасные парки Петергофа, Царского села и Павловска не поделятся своей удивительной красотой, зато можно насладиться музеями, которые обещают быть относительно свободными, ну хотя бы без толп вездесущих и всепроникающих китайцев. Расчет оправдался — нельзя сказать, что музеи были безлюдными, публика имела место быть, но все-таки было гораздо свободней, чем в обычные, не пандемийные времена. За восемь дней удалось осуществить почти все запланированное, посетить Золотую и Бриллиантовую кладовую Эрмитажа и полюбоваться частью его основной экспозиции. Ведь Эрмитаж — это отдельное музейное государство. Не знаю, сколько времени надо ценителю, чтобы осмотреть все его богатства — неделю, месяц или больше? В любом зале музея можно надолго зависнуть около заинтересовавшего экспоната, не замечая времени…

Кроме того, мы побывали в Русском музее (Михайловский дворец и корпус Бенуа), включая его филиалы — Михайловский (инженерный) замок, Мраморный дворец и Строгановский дворец. Ознакомились с Шереметевским и Юсуповским дворцом, музеем Фаберже, интереснейшей экспозицией Эрмитажа в здании Главштаба. В пригородах посетили Екатерининский дворец, Константиновский дворец и Большой дворец Петергофа. Единственное, что не удалось увидеть из запланированного — Музей прикладного искусства Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Он находится в действующем учебном заведении, туда можно попасть только с экскурсией, на которую оказалось трудно записаться в нужное нам время. В общем, вопреки заветам Шнурова, мы приехали в Питер не пить, а по музеям ходить))

Прибыв в город музеев на скоростном Сапсане, мы поселились в очень удачном месте — на Большой Конюшенной улице в мини-отеле Residence Turgenev, откуда до всех запланированных к посещению городских музеев было рукой подать — от 10 до 25 минут пешком.

Источник

Приоткрытая тайна Янтарной комнаты. Часть 1

О тайне янтарной комнаты написаны тысячи статей и книг, снято много документальных фильмов, предполагала, что на просторах «Ярмарки Мастеров» найдется немало публикаций на эту тему.

Порылась, не нашла ни одной, чему была удивлена и решила опубликовать эту почти фантастическую историю по материалам книги Дины Якшиной «Прогулки по Кенигсбергу»

Тайна Янтарной комнаты гораздо удивительнее, чем принято считать. Пожалуй, сегодня о Янтарной комнате знают все: от тихих «ботаников», долгие часы корпящих над книгами, до крутых пацанов, прикидывающих, сколько бы она могла стоить, если бы ее вдруг взять да найти.

no avatar

За сорок пять лет (с 1945 по 1990 год — позже комнату искать практически перестали) было проработано более 250 версий ее нынешнего местонахождения. Настоящий поисковый бум вспыхнул в 1967 году — после того, как отбывавший заключение в варшавской тюрьме нацистский военный преступник Эрих Кох сообщил польскому журналисту, что Янтарная комната, вопреки утверждениям директора художественных собраний Королевского замка Альфреда Роде, не погибла во время пожара в августе 1944 года. Правда, где именно она находится, Кох не сказал. Но и этого хватило.

Известно, что на рубеже XVII-XVIII веков Янтарную комнату (точнее, кабинет) задумал выдающийся прусский архитектор и скульптор Андреас Шлютер. За изобретательность, с которой он использовал в своих проектах нетрадиционные строительные материалы: минералы, редкие горные породы, экзотическую древесину, кирпич разной степени обжига и т.д., и т.п. — его называли «северным Микел­анджело». Вдохновленный великолепием французского Версаля, Андреас Шлютер, приглашенный для реконструкции Большого королевского дворца в Берлине, решил воспользоваться для облицовки стен кабинета Фридриха I огромными запасами янтаря, скопившимися в дворцовых кладовых. По одной из версий, Шлютер взял за основу композиции три роскошные рамы из янтаря (в них были вставлены зеркала). Рамы эти создавались мастерами-янтарщиками в Кенигсберге, где существовала специальная ремесленная гильдия.

no avatar

no avatar

Зеркала предполагалось окружить янтарными панелями, украшенными гравировкой на прозрачных янтарных пластинках, миниатюрной резьбой, медальонами-барельефами из тонированной слоновой кости, мозаичными панно, выполненными из кусочков солнечного камня различных оттенков, от светло-прозрачного (так называемый оттенок левантийского золота) до темно-желтого. С помощью особых технологий (прокладок из цветной фольги) янтарю придавался невероятный блеск, а цвет его должен был не меняться с годами (хотя обычно янтарь темнеет. Запомните эту деталь! Доктор Роде, принимавший похищенную из Царского Села «Янтарную комнату», знал, что по насыщенности цвета она будет такой же, как и в момент ее создания. Отличить копию от подлинника по цвету и состоянию янтаря было практически невозможно!).

Король Фридрих I и его венценосная супруга София-Шарлотта пришли в восторг от замысла Андреаса Шлютера. В 1701 году архитектор пригласил в Берлин своего коллегу из Копенгагена Готфрида Вольфрама. Работа закипела. Через шесть лет Янтарный кабинет был почти наполовину готов.

Но. в результате дворцовых интриг Шлютера сняли с должности главного архитектора королевского двора. Изгнанный из страны, он подался сначала в Дрезден, а потом в Россию. Петр I пожаловал его высочайшим званием «баудиректора» царского двора. Чуть больше года Шлютер занимался проектированием будущих дворцов «Северной Пальмиры», а затем тихо скончался. Вполне возможно — не снеся разлуки со своим любимым детищем — недостроенным Янтарным кабинетом. Тем временем кабинет (точнее, его фрагменты) был перенесен из берлинского дворца в замок Шарлоттенбург. К работе над янтарными панно по эскизам Шлютера приступает новая «бригада» мастеров.

Еще шесть лет — и кабинет можно было бы показывать наслышанной о «восьмом чуде света» Европе, но. Фридрих I умер. А его сын Фридрих-Вильгельм I, отличавшийся великой скупостью и любовью только к одной вещи на свете — армейским церемониалам, — немедленно прекратил финансирование работ по созданию Янтарного кабинета. Мастеров он уволил, а все фрагменты, созданные за тринадцать лет, распорядился сложить в ящики и поместить в берлинский Цейхгауз.

no avatar

no avatar

Но патологический скупердяй и «фельдфебель на троне» Фридрих-Вильгельм I дураком отнюдь не был. Не собираясь больше тратиться на предмет «возмутительной роскоши», он припас его в расчете на дипломатический презент с далеким прицелом. «Целился» он на восток: в «дикой стране» России происходили архиважные события. Россия строила мощный флот, Петр I «рубил окно» в Европу и указывал Швеции то место, которое теперь она должна была занимать. Европейские монархи не отказывали себе в удовольствии представить в лицах, как царь Петр бьет под Полтавой «мальчишку Карла». С Россией были вынуждены считаться, на нее поглядывали с испугом и уважением. А Петр I, скоростными темпами «цивилизуя» страну, уже создал свою знаменитую Кунсткамеру и постоянно пополнял ее новыми произведениями искусства.

Петр I, пригревший изгнанника Шлютера при своем дворе, знал о создаваемом Янтарном кабинете. А Фридрих-Вильгельм I, искавший союза с Россией, знал, что Петр об этом знает. Итог был вполне предсказуем: когда осенью 1716 года российский император совершил визит в Берлин (неожиданный для Фридриха-Вильгельма), король, лихорадочно соображая, как ему подостойнее принять Петра и при этом поменьше потратиться, вспомнил о Янтарном кабинете. Панели извлекли из Цейхгауза, достали из ящиков. А чтобы Петр I, не приведи Господи, не обиделся (как правило, иностранным коронованным особам дарились произведения из янтаря, выполняемые в Кенигсберге по ОСОБОМУ, индивидуальному заказу, а тут. не то б/у, не то «полуфабрикат»), король, скрепя сердце, присовокупил к кабинету свою прогулочную яхту «Либурника».

Петр I с собой ответных подарков не имел. И смог разве что пожаловать придворной кухне несколько золотых монет, а дворцовому коменданту — одного соболя. Правда, через полтора года он презентовал Фридриху-Вильгельму. пятьдесят пять русских гренадеров ростом более двух метров каждый, чем привел прусского короля, подбиравшего для своей гвардии гигантов по всей Европе, в состояние полнейшей эйфории.

А вот сам Петр в подарках прусского короля был уже разочарован изрядно: яхта оказалась дряхлой и еле-еле «приползла» в Петербург после нескольких ремонтов в пути, а янтарные панели, доставленные в «Северную Пальмиру», были разрозненными и не совсем готовыми. Употребить их в таком виде для отделки стен оказалось невозможно. А тратиться на продолжение работ Петр I тоже посчитал «непозволительной роскошью». Панели были фрагментарно расставлены на задворках Летнего дворца Петра — и забыты там почти на три десятилетия.

Вспомнила о Янтарном кабинете императрица Елизавета Петровна, сделавшая своей официальной столичной резиденцией Зимний дворец. Работавший в то время на славу России архитектор Бартоломео Франческо Растрелли попытался разместить сей кабинет в Зимнем дворце.

no avatar

Процесс размещения был сопряжен с неимоверными трудностями: почти полтора года Растрелли заказывал по всей Европе зеркальные стекла «доброй работы» — и получал ответ, что «стекол вышеописанного размера сделать невозможно». В конце концов, зеркальные пилястры удалось изготовить во Франции. Потом возникла проблема закупки недостающего янтаря. Потом. понадобилась четвертая янтарная рама, которая сочеталась бы с теми тремя, что были выполнены в XVII веке кенигсбергскими мастерами. О затруднениях с изготовлением рамы узнал король Пруссии Фридрих II. А поскольку именно в это время Фридрих добивался союза с Россией, он. презентовал Елизавете недостающую раму, заказав ее все в том же Кенигсберге у трех мастеров янтарных дел! Еще шесть недель злополучную раму, оказавшуюся чуть длиннее и уже оставленного для нее «окна», кенигсбергский мастер Якоб Зур «подгонял» прямо на месте.

. С января 1776 года Янтарный кабинет стал главным украшением Зимнего дворца. Но ненадолго. В 1753 году у императрицы Елизаветы Петровны возникла новая идея: перенести Янтарный кабинет из Зимнего дворца в Царское Село, для чего создать там специальную парадную комнату. (Вообще-то Елизавета Петровна мечтала об агатовой комнате, но на Петергофской гранильной фабрике агат отсутствовал, а заказывать его в промышленных количествах на Урале, и потом везти не одну тысячу верст — было дороговато даже для Елизаветы Петровны, казенных средств особо не считавшей. Вот и пришла ей на ум Янтарная комната). Кабинет в Зимнем дворце разобрали, «76 гвардейцев, силачей и аккуратистов» за шесть дней бережно, на руках, перетащили его в Царское Село. Где Янтарной комнате и предстояло находиться следующие двести лет.

no avatar

no avatar

no avatar

no avatar

no avatar

После Октябрьской революции 1917 года Екатерининский дворец в городе Пушкине (бывшем Царском Селе) стал музейным комплексом, открытым для поклонников искусства.

. А вот теперь — обещанная сенсация. По сведениям, скрупулезно собранным царскосельским краеведом Федором Морозовым (который расспросил десятки свидетелей и проштудировал сотни архивных документов и исторических трактатов), сразу после подписания Германией и СССР пакта о ненападении Сталин вызвал в Кремль целую делегацию деятелей советской культуры во главе с Алексеем Николаевичем Толстым (автором романа “Петр I”). И поинтересовался, что можно было бы подарить Германии, чтобы символизировать самые искренние намерения СССР соблюдать все условия соглашения, в частности, и советско-германскую дружбу вообще.

Ответ требовался немедленный. Толстой, гордившийся своей «фамильной чертой» — умением находить выход там, где таковой не предусмотрен, — сориентировался молниеносно: Янтарную комнату! Она была подарена Петру I прусским королем — почему бы и не вернуть ее немцам? А себе — изготовить копию. (Кстати, если верить современникам Толстого, сам он был один в один Алексашка Меньшиков: отчаянный враль, плут, авантюрист, забубенная головушка — и одареннейшая личность. Может, именно поэтому так убедительно хорош Алексашка в романе. )

Федор Иванович Морозов пришел к выводу: за полтора-два года до начала Великой Отечественной войны группа советских реставраторов во главе с А.О. Барановским изготовила КОПИЮ Янтарной комнаты в масштабе один к одному. Копию эту и вывезли немцы, а подлинник в 1941 году достался американскому миллиардеру, «другу СССР» Арманду Хаммеру, оказавшему советскому правительству важные услуги в первые месяцы войны.

no avatar

Анатолий Осипович Барановский был мастером высочайшего класса. В 1912-1917 годах он работал в Екатерининском дворце, в частности, в Янтарной комнате, попутно выполняя частные царские заказы по изготовлению сувениров из янтаря для очень важных персон. Правда, Толстой не знал его нынешнего адреса, но. на поиски реставратора были брошены сотрудники НКВД. И через пару дней Толстой был доставлен на дачу Сталину в Кунцево уже на пару с Барановским.

Барановский приступил к работе в 1940 году. Камеронова галерея Екатерининского парка, где располагалась мастерская, была окружена двойным кордоном сотрудников НКВД. Чекисты стерегли и вход на первый этаж галереи. Толстой добывал для реставратора лучшие снадобья, поддерживающие здоровье, впрочем, тот практически не болел. Барановский работал азартно. Он, изголодавшийся по настоящему искусству, творил шедевр.

no avatar

Но. «посмотреть и проконтролировать», как ведутся работы, то и дело наезжали члены «советских и партийных комиссий». Которые заказывали для себя янтарные сувениры: ожерелья, перстни, табакерки. один «эстет» заказал даже ларец! Барановский не спорил. Не зря же он, «старорежимный» специалист, умудрился выжить при советской власти! И даже репрессии его, лично знакомого с царской фамилией, не коснулись! Большого ума был человек. И редкой везучести. Но вскоре в разговоре с Толстым Сталин выразил неудовольствие падением темпов работ и все возрастающим расходом янтаря (который приходилось приобретать за валюту). Испугавшись, Толстой рассказал про многочисленные «комиссии». Буквально со следующего дня визиты «проверяющих» прекратились. Барановский повеселел. А через некоторое время узнал, что из наезжавших в его мастерскую “товарищей” не уцелел НИКТО.

Барановского хватил первый инфаркт.

Второй инфаркт приключился с ним в мае 1941 года. Когда выполненные Барановским и его учениками панели были собраны, оказалось, что копия. лучше оригинала! Цветовые соотношения, изящество форм, изысканность тончайшей резьбы — все было божественно великолепно, но Барановский сделал СВОЮ Янтарную комнату. Что является непростительным прегрешением для искусного реставратора.

no avatar

. Тем не менее, 2 июня подлинная Янтарная комната была разобрана, а ее место заняла копия. Барановский руководил процессом, сидя в центре зала в большом кожаном кресле. Он был так слаб, что еду ему приносили прямо к креслу. 11 июня во дворце работала комиссия НКВД, выявившая большую недостачу янтаря: пропало свыше 700 килограммов. Предположительно, столько ценного сырья ушло на сувениры. Но все, кто был повинен в растрате, свое уже получили.

. Барановского, который после двух инфарктов таял, как свеча, было решено отправить на лечение в Сочи. Последнее письмо жене он написал 19.06.1941 года. Как сложилась его дальнейшая судьба, неизвестно.

Источник

Adblock
detector