янтарная комната открыта для посещения

Янтарная комната

Из Портретного зала можно пройти в Янтарную комнату — жемчужину Екатерининского дворца, вполне обоснованно называемую одним из чудес света.

Возникновение Янтарной комнаты овеяно легендами и мифами. Ее замысел приписывали немецкому архитектору и скульптору А. Шлютеру (1664–1714), который, как считалось, спроектировал ее для Литценбурга — пригородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты. Некоторые авторы утверждали, что янтарные панели так и не были установлены в Берлине и перешли в качестве подарка к российскому императору Петру I неполными, так что собрать их в Санкт-Петербурге сразу не удалось. Вновь обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства.

Курфюрсты Бранденбургские, владевшие Пруссией — европейским центром янтарного промысла — с 1618 года, использовали «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, в качестве материала для драгоценных дипломатических подарков другим князьям. Это дало толчок к стремительному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого и стала Янтарная комната. Период ее создания совпадает с общим расцветом немецкого и, в частности, прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.

Курфюрст Фридрих III (1657–1713), в 1701 году коронованный как король Пруссии Фридрих I, сразу после вступления на престол взялся за перестройку своей столицы, и прежде всего королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII столетий. Его супруга, королева София-Шарлотта, еще до этого вынашивала планы относительно принадлежавшего ей небольшого летнего дворца Литценбурга, построенного в 1695–1699 годах И.-А. Нерингом и М. Грюнбергом. По замыслу хозяйки, он должен был превратиться в изысканное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года проект, представленный архитектором И.-Ф. Эозандером королевской чете, был утвержден, и мастер стал любимым архитектором королевы.

Сегодня известно, что именно Эозандер является автором проекта оформления Янтарного кабинета, долгое время считавшегося созданием Шлютера. Два любимых дворца прусского короля, с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — Литценбург (с 1709 — Шарлоттенбург) и Ораниенбург — стали с 1707 года, после ухода Шлютера с поста дворцового зодчего, исключительно сферой деятельности Эозандера.

Первоначально комната с янтарными панелями предназначалась для дворца Литценбург — личной резиденции королевы; к мысли о ней, по всей видимости, королевскую чету подтолкнул не только визит по случаю коронации Фридриха I в Кенигсберг — столицу янтарного промысла, но и преподнесенный ему тогда подарок — две большие янтарные рамы.

Возможно, замысел родился у самой Софии-Шарлотты, отличавшейся широкими познаниями, разносторонними интересами, глубоким пристрастием к искусству и музыке. Проект Янтарного кабинета наверняка должен был исполнить ее любимый зодчий Эозандер, который руководил всеми работами по расширению Литценбургского дворца.

Для реализации амбициозной идеи в сентябре 1701 года был приглашен из Копенгагена резчик по янтарю и слоновой кости Г. Вольфрам. Однако летом 1706 года между ним и Эозандером вспыхнул конфликт: по словам придворного архитектора, Вольфрам работал слишком медленно и не придерживался утвержденного проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига (нынешний Гданьск) Э. Шахт и Г. Турау, приступившие к работе над янтарными панелями в 1707 году и в течение шести лет трудившиеся над уникальной отделкой.

В 1709 году, когда София-Шарлотта скончалась, Янтарная комната еще не была завершена, однако Фридрих I остановил работы и принял решение украсить янтарными панелями галерею в другом дворце — Ораниенбурге. Судя по всему, король прекратил строительство в Литценбурге, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его супруги. Стены зала, предназначавшегося для янтарных панелей, украсили дамастом и золотым галуном; Красную дамастовую комнату можно видеть во дворце и сегодня. Именно с тех пор в память о Софии-Шарлотте Литценбург стал называться Шарлоттенбургом.

Тем временем король поручил Эозандеру расширение дворца в Ораниенбурге с устройством Янтарной галереи, превосходящей по размерам предыдущий проект (30 метров длиной). Инвентарная опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде задуманной галереи, а обнаруженный немецкими исследователями рисунок 1700-х годов изображает ее часть, в декоре которой узнаются многие элементы будущей Янтарной комнаты. Однако, несмотря на продолжавшиеся работы, галерея не была завершена до смерти Фридриха I (1713), и в Ораниенбурге янтарные панели также не были установлены.

Еще при жизни Фридриха I готовые панели для Янтарной галереи осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин (в 1712 или 1713 году) Петр I. Российский император не скрывал своего восхищения и желания иметь подобное уникальное творение у себя на родине.

Наследник первого прусского короля Фридрих-Вильгельм I (1688–1740, правил с 1713), вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввел строгую дисциплину, ориентированную на практическую пользу, и прекратил все дорогостоящие работы во дворцах отца. Однако восхищение гостей, видевших янтарные панели, побудило его после вступления на престол вмонтировать их в один из кабинетов парадных покоев Берлинского королевского замка. Таков последний и единственный точно подтвержденный эпизод пребывания янтарного чуда в Берлине до отправки в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены, хотя в каждом из дворцов для них было отведено специальное помещение.

При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет. Петр I писал тогда императрице Екатерине: «К(ороль) подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали». Через два года русский император послал Фридриху-Вильгельму ответный подарок — 55 гренадер исполинского роста и собственноручно исполненный кубок из слоновой кости.

Согласно сохранившейся описи, разобранный Янтарный кабинет был доставлен в Санкт-Петербург через Мемель и Ригу в 18 больших и малых ящиках, содержавших наряду с готовыми панелями большое количество ранее не использовавшихся фрагментов. К документам прилагались наставления по поводу того, каким образом следовало распаковать янтарные украшения перед монтажом.

2 июля 1717 года А. Д. Меншиков осмотрел доставленные и распакованные в соответствии с инструкцией панно в Летнем дворце и сообщил царю об их состоянии: «Кабинет янтарный Вашему величеству от короля прусского подаренный я пересматривал и поставлен в ящиках тех, в коих привезен, в большой палате, где собираются гости, в котором гораздо немного или почти мало, чтоб попортилось. Некоторые маленькие штучки повыпадали, однако ж заклеить, а хотя б иных и не было, то можно вновь ставить. Истинно сказать, что самая диковина, которой на свете подобной не видал».

Поскольку нет свидетельств о том, где Петр I велел установить панели и велел ли вообще, все предположения об их использовании в Зимнем дворце беспочвенны. Документально подтверждено, что его дочь, императрица Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол нашла применение драгоценному подарку из Берлина в строившейся для нее новой зимней резиденции — Третьем Зимнем дворце, где в 1743 году и было приказано разместить янтарный убор. Для починки и исправления янтарных деталей пригласили итальянского мастера А. Мартелли. Однако готовых элементов для украшения нового интерьера не хватало, поэтому архитектор Ф.-Б. Растрелли решил поставить в нем зеркальные пилястры и расписать «под янтарь» дополнительные панно. В 1745 году Фридрих II подарил Елизавете Петровне еще одну янтарную раму, исполненную по проекту А. Рейха, в декоре которой использованы аллегории, прославлявшие русскую императрицу.

Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя по мере реконструкции Зимнего дворца ее не раз переносили с места на место.

В июле 1755 года Елизавета Петровна приказала Растрелли создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Начальнику канцелярии Императорского кабинета В. Фермору поручили бережно разобрать панели в Зимнем дворце и уложить их в ящики. Из Царского Села была прислана специальная команда, которая вручную перенесла ящики из столицы в загородную резиденцию. Так началась новая, почти двухсотлетняя эпоха славы «восьмого чуда света» в России — на своей второй родине.

Отведенный для Янтарной комнаты зал Большого Царскосельского дворца площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры. Растрелли разместил панели симметрично, в среднем ярусе трех стен, разделив их пилястрами с зеркалами и украсив комнату деревянной золоченой резьбой. Для установки панно на стены вновь пригласили мастера Мартелли. Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником И. И. Бельским.

Учитывая хрупкость материала, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы. В 1758 году на эту должность был приглашен из Пруссии Ф. Роггенбук, возглавивший работы по созданию новых янтарных изделий в мастерской Царского Села.

В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашенные в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф и их русские ученики. В это время было изготовлено восемь плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком, восемь филенок под пилястры, а также десюдепорт к средней двери и резные детали карниза, в которые включили фрагменты берлинской работы. На эти панели за четыре года ушло 450 килограммов янтаря, и к 1770 году создание Янтарной комнаты было завершено. Комната приобрела свой окончательный вид.

Янтарный убор, занимавший три стены, был расположен в три яруса. Центральный (средний) ярус составили восемь больших вертикальных панно. В четырех из них установили композиции из цветных камней, исполненные в 1750-х годах во Флоренции в технике флорентийской мозаики по эскизам Д. Дзокки и изображавшие аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. В промежутках расположили высокие зеркальные пилястры. Прямоугольные янтарные панно были помещены в нижнем ярусе комнаты. В северо-восточном углу поставили маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке.

Дополнительное убранство комнаты составили наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий XVII–XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.

Поскольку резкие перепады температуры, печное отопление и сквозняки разрушали янтарь, только в XIX веке трижды проводилась реставрация Янтарной комнаты: в 1833, 1865, 1893–1897 годах. Позднее, в 1933–1935 годах, небольшие реставрационные работы велись скульптором И. Крестовским. На 1941 год была намечена серьезная реставрация памятника.

В первые дни Великой Отечественной войны в Екатерининском дворце началась эвакуация музейных ценностей; из-за хрупкости янтарных панелей решено было их не демонтировать, а произвести консервацию на месте: панно оклеили бумагой, затем марлей, обложили ватой и закрыли деревянными щитами.

Когда в город Пушкин ворвались немецкие части, включавшие специалистов команды «Кунсткомиссион», которая занималась вывозом художественных ценностей, янтарные панно были сняты и отправлены в Кенигсберг. В дарственной книге Кенигсбергского музея под № 200 сохранилась запись о том, что Янтарная комната подарена музею Германским государственным управлением дворцов и садов.

Похищенные янтарные панно и резные позолоченные двери были выставлены в одном из залов Кенигсбергского замка, где находился музей янтаря. Его директор А. Роде в 1944 году писал, что Янтарная комната, вернувшись на свою родину, является лучшим украшением Кенигсберга. Это было последнее место, где демонстрировалась уникальная отделка. В 1944 году, при отступлении немцев, панели снова были разобраны, упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы Янтарной комнаты теряются. Ее поиски пока не дали результатов.

В июле 1979 года Совет Министров РСФСР принял решение о воссоздании янтарных панно, работы над которыми начались в 1983 году по проекту архитектора А. А. Кедринского. Уже через год в Янтарной комнате появился живописный плафон, верхний ярус комнаты, расписанный «под янтарь», и наборный паркет. Участки, занимаемые янтарными панно, временно затянули холстом.

В 1994 году были установлены первые янтарные панели нижнего яруса и угловой столик, воссозданные реставраторами Царскосельской янтарной мастерской. Еще через два года мастера завершили работу над первой флорентийской мозаикой «Зрение». В апреле 2000 года в музей-заповедник вернулись обнаруженные в Германии наборный комод русской работы конца XVIII века и флорентийская мозаика «Осязание и Обоняние», входившие в первоначальное убранство комнаты.

Работа над воссозданием «восьмого чуда света» продолжалась 24 года, и к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей.

Магия шедевра прусского искусства, овеянного множеством легенд, вызвала к жизни «девятое чудо света» – возрожденную Янтарную комнату, которую мы с благодарностью получили из рук российских мастеров.

Источник

Янтарная комната в Царском селе

Фотографии

0 yantarnaya 90 yantarnaya 100 yantarnaya 110 yantarnaya 120 yantarnaya 130 yantarnaya 140 yantarnaya 80 yantarnaya 7 0 yantarnaya 6

Режим работы 2021

Янтарную комнату можно посетить в рамках маршрутов I и II по Екатерининскому дворцу.

Стоимость билетов 2021

В стоимость билета в Екатерининский дворец входит посещение Янтарной комнаты а также билет в Екатерининский парк.

Базовый тариф

Льготный тариф

Бесплатно

Ознакомиться с экспозицией можно

Важно знать

Купить билеты онлайн

Как добраться из Санкт-Петербурга до Янтарной комнаты?

Государственный музей-заповедник «Царское Село» расположен в 25 км к югу от Санкт-Петербурга по адресу:

От Витебского вокзала

От станции метро «Московская»

От станций метро «Звёздная» или «Купчино»

От станции метро «Купчино»

Подробнее

Официальный сайт и контакты

Информационный центр

Где находится Янтарная комната?

Как попасть самостоятельно?

В неё можно пройти из Портретного зала на 2-м этаже, поднявшись по Парадной лестнице, пройдя Выставочные комнаты, Большой зал, Антикамеры, Арабесковый зал, Кавалерскую столовую, Лионский зал, Белую парадную столовую, Малиновую и Зелёную столбовые.

Далее следует Портретный зал – из него попадаете в Янтарную комнату, которую заслуженно называют жемчужиной Екатерининского дворца и 8-м чудом света.

План Екатерининского дворца

ekaterininskiy dvorec. ii etazh

Как посетить без очереди?

История создания

0 yantarnaya komnata do

Всё, что связано с Янтарной комнатой в Царском Селе, овеяно легендами и мифами. Её появление было приписано немецкому архитектору и скульптору Андреасу Шлютеру, который, как ранее полагали, спроектировал её для загородной резиденции прусской королевы Софии-Шарлотты – Литценбурга.

Некоторые историки утверждали, что янтарные панели никогда не устанавливались в Берлине, они были переданы в дар российскому императору Петру I неполными. Поэтому их сразу же не удалось собрать в Санкт-Петербурге.

Однако недавно обнаруженные документы позволяют пролить свет на историю создания этого уникального произведения искусства как Янтарная комната.

Когда появилась Янтарная комната?

Период создания Янтарной комнаты совпадает с общим расцветом прусского искусства на рубеже XVII и XVIII веков.

Владевшие европейским центром янтарной промышленности с 1618 года Курфюрсты Бранденбурга использовали «золото» Балтийского моря (как издавна называли янтарь) в качестве материала для изготовления драгоценных дипломатических подарков другим князьям.

Это дало толчок бурному развитию искусства обработки янтаря, одной из вершин которого стала Янтарная комната.

Кто создал Янтарный кабинет?

Курфюрст Фридрих III, коронованный в 1701 году как король Пруссии – Фридрих I, сразу после своего восшествия на престол предпринял реконструкцию своей столицы и, в первую очередь, королевской резиденции — комплекса зданий XVI–XVII веков.

По замыслу владелицы, он должен был превратиться в элегантное здание с парковым фасадом по версальскому образцу. В декабре 1701 года немецкий архитектор Иоганн Фридрих Эозандер, барон фон Гёте, представил королевской чете проект перепланировки и он был одобрен. Мастер стал любимым архитектором королевы.

Сегодня доподлинно известно, что именно Эозандер является автором Янтарного кабинета, который долгое время считался творением Шлютера. Два дворца, обожаемые прусским монархом и с которыми связана судьба Янтарной комнаты, — это Литценбург (с 1709 года — Шарлоттенбург) и Ораниенбург.

Именно эти 2 объекта с 1707 года, уже после ухода Шлютера с поста дворцового архитектора, стали сферой деятельности Иоганна Фридриха Эозандера фон Гёте.

Для кого строили?

Первоначально отделанная янтарными панелями комната предназначалась для дворца Литценбург – личной резиденции королевы. Идея относительно её создания, по-видимому, была подсказана не только посещением супругами Кёнигсберга, столицы янтарной промышленности, по случаю коронации Фридриха I, но и подарком, преподнесённым ему в то время, — это были 2 большие янтарные рамы.

Всё может быть, что реализации мечты о янтарной комнате принадлежит всецело самой Софии-Шарлотты, которая отличалась широкими познаниями, разнообразными интересами и большой страстью к искусству и музыке. Янтарный кабинет должен был спроектирован её любимым архитектором Эозандером, руководившим всеми работами по расширению дворца Литценбург.

Чтобы претворить в жизнь столь смелый и амбициозный план, в сентябре 1701 года из Копенгагена был приглашён резчик по янтарю и слоновой кости Готтфрид Вольффрам. Но летом 1706 года между ним и Эозандром разгорелся скандал.

По мнению придворного архитектора, Вольффрам работал слишком медленно и не придерживался утверждённого проекта. Датчанина сменили мастера из Данцига – Эрнст Шахт и Готтфрид Турау, которые начали работать над янтарными панелями в 1707 году и работали над уникальным оформлением в течение 6-ти лет.

В 1709 году умерла София Шарлотта. Хотя Янтарная комната ещё не была достроена, вдовствующий король Фридрих I прекратил работы и решил украсить янтарными панелями галерею, но уже в другом дворце — Ораниенбурге.

Он прекратил реконструкцию в Литценбурге, по-видимому для того, чтобы сохранить дворец таким, каким он был при жизни его жены. Стены зала, предназначенного для янтарных панелей, были украшены дамастом и золотым галуном.

С тех пор в память о Софии-Шарлотте – Литценбург стал называться Шарлоттенбургом. Красную дамастовую комнату можно и сегодня увидеть во дворце.

Какова дальнейшая судьба?

Король поручил Эозандеру расширить дворец в Ораниенбурге, построив Янтарную галерею, большую, чем предыдущий проект – длиной 30 метров. Опись Ораниенбургского дворца за 1743 год содержит конкретные сведения о внешнем виде планируемой галереи.

На рисунке 1700-х годов, обнаруженном немецкими исследователями, изображена её часть, в декоре которой можно распознать многие элементы будущей янтарной комнаты. Однако, несмотря на то, что работы не прекращались, галерея не была завершена до смерти Фридриха I в 1713 году.

Янтарные панели также не были установлены в Ораниенбурге.

Кто и когда подарил Петру I?

0 petr pervyy

В 1712 (или 1713) году Пётр I во время одного из своих визитов в Берлин, ещё при жизни Фридриха I, осмотрел готовые панели для Янтарной галереи. Русский царь не скрывал своего восхищения и желания иметь у себя на Родине такое уникальное творение.

Сын и наследник первого прусского короля – Фридрих Вильгельм I, правивший с 1713 года и вошедший в историю как «фельдфебель на троне», ввёл строгую дисциплину, ориентированную на практическую выгоду.

Монарх сразу же прекратил все дорогостоящие работы во дворцах своего отца. Но восторги гостей, видевших янтарные панно, побудили его установить их в одном из кабинетов парадных залов Берлинского королевского замка.

Это последний и единственный точно подтверждённый факт относительно пребывания янтарного чуда в Берлине – перед отправкой в Санкт-Петербург. Ни в Шарлоттенбурге, ни в Ораниенбурге панели не были установлены.

В 1716 году, по дороге во Францию, император Петр I встретился с Фридрихом Вильгельмом I в Габельберге, недалеко от Берлина. Янтарный кабинет вместе с ларцом работы конца XVII века и зеркалом из Кёнигсберга, изготовленным в 1700—1705 годы, Фридрих Вильгельм I подарил Петру I.

Прусский король пожелал преподнести нашему царю в качестве дипломатического подарка и Янтарный кабинет, и яхту «Либурника». Из Берлина Пётр Великий писал своей жене Екатерине:

Король подарил меня изрядным презентом яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чём давно желали.

Янтарный кабинет был упакован и с большими предосторожностями переправлен в Санкт-Петербург в 1717 году.

Янтарная комната в России

Пётр I уделял большое влияние развитию янтарного дела в России, поэтому именно ему прусский король Фридрих Вильгельм подарил знаменитый Янтарный кабинет. Также доподлинно известно о нескольких личных вещах императора, изготовленных из янтаря, таких как шкатулка и зеркало, которые сейчас хранятся в Эрмитаже.

А Янтарный кабинет, привезённый с большими предосторожностями в Россию, к сожалению, так и не был смонтирован при жизни императора Петра Великого.

Размещение в Людских палатах Летнего сада

В Санкт-Петербурге янтарные панели были установлены в так называемых Людских палатах, в нижнем зале. Впоследствии янтарные панно на протяжении многих лет там находились, где располагалась своего рода домашняя «кунсткамера» императора.

«Исправить» кабинет для Третьего Зимнего дворца

В 1743 году Елизавета Петровная поручила мастеру Александру Мартелли «исправить» Янтарный кабинет под присмотром обер-архитектора Бартоломео Растрелли, который ввёл в отделку золочёную деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы.

В 1745 году Фридрих II подарил императрице Елизавете недостававшую в первоначальном декоре кабинета четвёртую раму. Янтарная комната, собранная в 1746 году, стала служить для официальных приёмов.

Перемещение в Царскосельский дворец

В 1755 году Елизавета Петровна решила перевезти Янтарный кабинет в Большой дворец Царского Села и повелела этим заняться Растрелли. С этого же, 1755 года, при Елизавете Петровне начали создавать Янтарную комнату.

Зал, предназначенный для Янтарного кабинета, значительно превышал его размеры. Франческо Растрелли перекомпоновал все детали кабинета. Мастер разместил панели симметрично по среднему ярусу 3-х стен и разделил их пилястрами с зеркалами, а также украсил комнату деревянной золочёной резьбой.

Для установки панно на стены снова пригласили Мартелли. Там, где янтаря не хватило, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником Иваном Бельским. Учитывая хрупкость материала и частые осыпи янтаря, для комнаты был выделен специальный смотритель, который постоянно выполнял небольшие реставрационные работы.

В 1758 году на эту должность был приглашён из Пруссии Фёдор Роггенбук. Он же возглавил работы по созданию новых янтарных изделий в янтарной мастерской Царского Села.

Оформление в роскоши нового зала

В 1763 году императрица Екатерина II издала указ о замене расписных холстов в комнате на янтарное панно и изготовление янтарных панелей нижнего яруса стен. Вместе с Роггенбуком к работе приступили его сын Иоганн, а также ранее приглашённые в Россию К. и Г. Фриде, И. Вельпендорф, и их русские ученики. Было изготовлено 8 плоских щитов нижнего яруса с наборным рисунком. За 4 года было использовано 450 килограммов янтаря.

К 1770 году создание Янтарной комнаты завершилось. В период правления Екатерины II, Янтарный кабинет при участии и контроле Растрелли преобразился, превратившись в знаменитую богатую Янтарную комнату Екатерининского дворца в Царском Селе, значительно увеличившись в размерах и роскоши.

В 4-х из них установили картины из цветных камней, исполненные в 50-х годах ХVIII века во Флоренции в технике флорентийской мозаики по проекту художника Джузеппе Дзокки и изображавшие 5 природных чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. Расстояние между большими панно занимали высокие зеркальные пилястры. Нижний ярус комнаты покрывали прямоугольные янтарные панно.

В юго-западном углу был вмонтирован маленький янтарный столик на изящно изогнутой ножке. Убранство комнаты состояло из наборных янтарных комодов русской работы и китайского фарфора. В Янтарном кабинете, в застеклённых витринах хранилось одно из самых значительных в Европе собраний янтарных изделий ХVII-XVIII веков немецких, польских и петербургских мастеров.

Довоенные реставрации в комнате

Петербургский климат с резкими перепадами температуры, печное отопление и сквозняки во дворце разрушали убранство Янтарной комнаты. Её реставрация проводилась в 1833, 1865, 1893-1897, 1933-1935 годах.

В 1933-1935-х годах небольшие реставрационные работы велись скульптором Игорем Крестовским. В 1941 году планировалась серьёзная реставрация комнаты, но война помешала реализации проекта.

0 1859. ekaterininskiy dvorec yantarnaya komnata

Тайна исчезновения «8-го чуда света»

До сих пор остаётся неразгаданной загадка исчезновения знаменитой Янтарной комнаты из Екатерининского дворца. То, что мы видим сегодня в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» — это блестяще созданная копия.

Подлинная Янтарная комната была вывезена фашистами из Екатерининского дворца осенью 1941 года. Вместе с немецкими частями, ворвавшимися в Царское Село, прибыли специалисты из команды «Кунсткомиссион». Оккупанты демонтировали и отправили панно в Кёнигсберг. Похищенные янтарные панно и двери были смонтированы в одном из залов 3-го этажа Кёнигсбергского замка.

При отступлении немцев панно снова были разобраны и не позднее 6 апреля 1945 года вывезены в неизвестном направлении. С этого времени следы комнаты теряются. Её поиски пока безрезультатны, однако некоторые фрагменты убранства Янтарной комнаты удалось возвратить.

Как нацисты похитили Янтарную комнату?

В начале Великой Отечественной войны музейные ценности из Екатерининского дворца были вывезены в Новосибирск. Янтарную комнату решили не трогать. Долго не проводили реставрацию и панели были хрупкими, они могли быть повреждены при демонтаже. Сотрудники музея произвели её консервацию на месте.

Чтобы защитить янтарные панно от взрывной волны, их оклеили сначала бумагой, затем марлей и ватой. Фашисты, захватив Екатерининский дворец, ограбили его и похитили Янтарную комнату. По официальной версии, двое суток нацистам потребовалось, чтобы демонтировать панели.

Куда перевезли ценность Царского Села?

По некоторым данным, с 1942 года по весну 1944 года немцы собрали панели Янтарной комнаты и установили в одном из залов Королевского замка в Кёнигсберге. Там помещение было по размерам существенно меньше, чем зал в Екатерининском дворце. Поэтому, с тех пор какая-то часть янтарных панелей хранилась отдельно.

В августе 1944 года после налёта английской авиации в замке случился пожар. Но считается, что панели при этом почти не пострадали. По свидетельству очевидцев, янтарные панно упаковали в ящики и сложили в одном из залов замка. Они хранились там вплоть до начала штурма города Советской Армией.

Дворец отвоевали 9 апреля 1945 года, а 11 апреля, как было установлено много лет спустя, начался пожар. Но Янтарной комнаты там уже не было.

Где находится оригинал сейчас?

В настоящее время местонахождение подлинной Янтарной комнаты неизвестно. Некоторые исследователи считают, что она хранится в пещерах возле Дрездена или в туннелях в Польше.

Из оригинальных элементов Янтарного кабинета в Россию вернулись только янтарный комод и флорентийская мозаика, которые были украдены немецким офицером во время вывоза ценностей из Екатерининского дворца.

Янтарная комната: фото до войны

0 yantarnaya komnata do voyny

Всё началось раньше – рассказали в музее

Известно, что Янтарную комнату в Екатерининском дворце похитили нацисты, оккупировавшие Царское Село. Они разобрали её, упаковали в коробки и вывезли в Кёнигсберг. Там они заново её собрали. Потом она бесследно исчезла.

Но задумали её украсть немцы раньше.

В конце 30-х годов ХХ века в Советском Союзе побывала группа немецких искусствоведов под руководством ведущего эксперта Нильса фон Хольста, который руководил внешними связями берлинских музеев.

К началу Великой Отечественной войны у немецких экспертов был готов тайный список культурных ценностей из музеев СССР для вывоза в Германию.

0 yantarnaya komnata do voyny2

Заместитель директора по научной работе Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ираида Куртовна Ботт рассказывает:

Янтарная комната значилась под номером один в списке из 60 предметов, которые немцы собирались вывезти из Пушкина, потом этот список был ими расширен. И уже 29 сентября 1941 года, через 12 дней после начала оккупации, в Екатерининском дворце появились два «военных искусствоведа», задачей которых был контроль за вывозом. Янтарную комнату демонтировали шесть человек из строительной роты под руководством унтер-офицера, упаковали и вывезли, это произошло к 10 октября 1941 года.

Похищением Янтарной комнаты руководил офицер, граф, полковник немецкой армии и доктор искусствоведения Эрнст-Отто фон Сольмс-Лаубах. В марте 1942 года в немецкой прессе появились статьи с фото интерьеров Янтарной комнаты из Царского Села, в них сообщалось, что она находится в Кёнигсберге.

0 yantarnaya komnata do voyny3

Ираида Ботт продолжает:

Немцы смогли её собрать, об этом факте мы знаем по фотографиям из немецкого журнала «Пантеон», опубликованным ранней весной 1942 года. У них было несколько месяцев на реставрацию янтарных панно, были специалисты, и в том числе сам Сольмс был искусствовед с серьёзным образованием, даже участвовал в реставрации икон в Пскове. Они смогли прикрепить кусочки янтаря, отходившие от деревянной основы. Позднее, для полноты впечатления, они потребовали прислать из Екатерининского дворца три двери из этого интерьера. Эти фотографии интересны ещё одной особенностью: по ним мы узнали, что одна из четырех флорентийских мозаик Янтарной комнаты — «Осязание и обоняние» пропала в процессе транспортировки из Пушкина в Кёнигсберг, и нашли её только в 1990-х годах.

К сожалению, не сохранились свидетельства того, как вывозили Янтарную комнату.

Замдиректора по научной работе Государственного музея-заповедника «Царское Село» сообщает:

Свидетельства не сохранились. Не было очевидцев, которые оставили бы свой рассказ «Как я участвовал в демонтаже». Мы знаем о том, что сюда прибыли немецкие специалисты-искусствоведы, они были офицерами, их задачей было оценить, отобрать произведения искусства и подготовить их к отправке в Германию.

Почему наши не стали демонтировать панели? Потому что их попытались снять — и они посыпались, так как свойства клея к этому моменту утратились. Комнату в 1941 году хотели поставить на реставрацию, но война помешала. Кусочки этих мозаик уже осыпались, и если бы их стали в спешке демонтировать, то просто увезли бы в мешке фрагменты этих панелей. Поэтому оставили их, проклеили.

Как известно, в апреле 1945 года Янтарная комната как в воду канула. Постоянно появляются новые версии о её местонахождении, но пока ни одна не подтвердилась.

0 yantarnaya komnata do voyny4

Ираида Куртовна подчеркивает:

Многие верят, и даже мы порой ждём, что от этих интерьеров что-нибудь будет найдено. Мы каждую информацию о якобы обнаружении места, где спрятали Янтарную комнату, обсуждаем. Но уже так не реагируем, как прежде. В то, что она может быть в разных местах, мы тоже верим.

Не исключают музейные сотрудники и тот факт, что в случае обнаружения подлинной Янтарной комнаты, может оказаться, что её элементы уже в плачевном состоянии — с учётом их довоенного состояния и условий хранения, которые были, вероятнее всего, далеки от идеальных.

Интерьеры Янтарной комнаты в Екатерининском дворце восстановили российские реставраторы к 300-летию Санкт-Петербурга. Её открыли 31 мая 2003 года. Специалистам пришлось заново создавать убранство по сохранившимся историческим изображениям из янтаря, доставленного из Калининграда.

6 тонн отборного янтаря и почти 8 миллионов долларов было затрачено на работы по возрождению Янтарного кабинета, которые длились почти четверть века.

0 1910. yantarnaya komnata

Замдиректора музея-заповедника отмечает:

Сегодняшняя Янтарная комната — это научная реконструкция, объединившая усилия специалистов самых разных профессий, которые помогли восстановить и высоту рельефа, и характер материала. И мы нашли утраченный с годами способ окрашивания янтаря. Мы сейчас считаем, что это реконструкция научная и очень близко соответствующая тому, что было.

В наши дни Янтарная комната в Царском Селе является центром притяжения для туристов во всего мира. Её посещают до 3-х с половиной человек в год.

Фото Янтарной комнаты после войны

0 yantarnaya komnata foto posle voyny

0 yantarnaya komnata foto posle voyny2

Как воссоздавали Янтарную комнату?

Восстановлением этого шедевра начали заниматься ещё в советское время, с 1981 года. Воссоздание Янтарной комнаты проводилось Александром Александровичем Журавлёвым, членом Мирового совета янтаря Союза художников России.

Основание Царскосельской янтарной мастерской

Под его руководством работали искусствоведы, криминалисты, реставраторы, химики, историки. Для этих целей была основана «Царскосельская янтарная мастерская».

Специалисты несколько лет воссоздавали утраченные рецепты и технологии обработки янтаря. К 1990 году возникли сложности с финансированием, поэтому реконструкция была приостановлена, но затем работы продолжились.

Возвращение мозаики «Обоняние и осязание»

На фоне античных руин представлена галантная стена, аллегорически изображающая 2 из 5-ти человеческих чувств — обоняние и осязание. Сидящая на камнях у парапета молодая женщина вдыхает аромат подносимого ей юношей цветка. Левой рукой она поддерживает корзину с цветами, стоящую рядом с ней на камне.

Поблизости расположилась другая сидящая пара, нежными прикосновениями друг к другу демонстрирующая радость осязания.

На переднем плане обнюхиваются 2 большие породистые собаки, а на заднем — раскидистое дерево, горы и зеленовато-голубые небеса. Мозаика помещена в бронзовую раму, углы которой декорированы бронзовыми же веточками с ягодками из драгоценных камней.

0 mozaiki obonyanie i osyazanie

Немец передал её на временное хранение некоему нотариусу, который попытался её продать, но в 1997 году немецкие власти конфисковали её, а его самого судили. Право владения мозаикой признали за его дочерью.

Владелица отказалась от претензий на картину и передала все права на «Обоняние и осязание» городу Бремену, который, в свою очередь, передал мозаику музею-заповеднику «Царское Село».

29 апреля 2000 года министр по делам культуры ФРГ Михаэль Науман передал исполняющему обязанности президента РФ Владимиру Путину фрагменты подлинной Янтарной комнаты, созданной в Царском Селе.

Вместе с флорентийской мозаикой возвратили и янтарный комод, изготовленный в 1711 году берлинскими ремесленниками и занимавший одно из центральных мест в меблировке Янтарной комнаты до войны.

При сравнении 2-х мозаик, возвращённого оригинала и копии, созданной реставраторами, можно найти лишь незначительные расхождения. Специалистам Царскосельской янтарной мастерской удалось практически воссоздать школу флорентийских мозаичников XVIII века.

Восстановление в нашем веке

В феврале 2002 года в Царском Селе завершился очередной этап реконструкции Янтарной комнаты: в Екатерининском дворце на южной стене главного зала были установлены 2 больших янтарных панно.

В центральную янтарную раму вмонировали картину из цветных камней «Обоняние и осязание», выполненную в технике флорентийской мозаики.

К 13 мая 2003 года восстановление Янтарной комнаты в Екатерининском дворце было завершено. Работы от царскосельских реставраторов были приняты Российско-германским экспертным советом с оценкой «отлично».

Когда открыли Янтарную комнату?

Воссозданный кабинет был открыт к 300-летию Санкт-Петербурга – в 2003 году.

В последний день месяца и весны, 31 мая 2003 года, в заключительный день основных торжеств в честь 300‑летия города на Неве, торжественно открыли Янтарную комнату в Екатерининском дворце ГМЗ «Царское Село».

3 июня 2003 года в Янтарную комнату Екатерининского дворца попали все желающие.

Убранство: фото

0 yantarnaya 0

0 yantarnaya 2 0

0 yantarnaya 3 0

0 yantarnaya 4 0

0 yantarnaya 5 0

Ещё всё самое интересное

Экскурсии с посещением Янтарной комнаты

Маршрут I

В осмотр I маршрута Екатерининского дворца включены: Парадная лестница, Большой зал, I Антикамера, Кавалерская столовая, Белая Парадная столовая, Малиновая столбовая, Зелёная столбовая, Портретный зал, Янтарная комната, Картинный зал, Малая Белая столовая, Китайская гостиная Александра I, Буфетная, Зелёная столовая, Официантская, Стасовская лестница.

Маршрут II

В осмотр II маршрута Екатерининского дворца включены: Туалетная, Лионский зал, Арабесковый зал, III Антикамера, II Антикамера, I Антикамера, Большой зал, выставочная комната, Парадная лестница, выставка «Романовы в Царском Селе», Янтарная комната, Картинный зал, выставка «Памятные комнаты Александра I», Парадный кабинет Александра I, Сводчатая проходная, Овальная передняя, Зелёная столовая, Официантская, Стасовская лестница.

Продажа билетов онлайн по сеансам. Продажа билетов начинается за 7 дней до планируемой даты посещения. Нераспроданные билеты на текущую дату поступают в продажу в кассы у главного входа в Екатерининский парк. Продажа именных билетов только при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность.

Видео экскурсия

Источник

Adblock
detector