янтарная комната в кремле москве

Ушла в песок: почему не удается найти Янтарную комнату

RIAN 173182.HR .ru

80 лет назад, в октябре 1941 года, из Екатерининского дворца в городе Пушкин под Ленинградом немецкими оккупантами был похищен шедевр декоративно-прикладного искусства XVIII века — Янтарная комната. Весной 1945 года произведение, перевезенное в Кенигсберг, бесследно исчезло. Часть историков всё больше впадают в пессимизм: если Янтарная комната и найдется, то она будет в непригодном для экспонирования состоянии, предположили собеседники «Известий». Однако калининградские специалисты считают, что искать в первую очередь нужно там, где произведение исчезло — то есть в границах их города.

Искусствоведы в штатском

14 октября 1941 года в документах 50-го армейского корпуса вермахта была сделана запись о транспортировке из захваченного гитлеровцами города Пушкин произведений искусства, в том числе облицовки Янтарной комнаты Екатерининского дворца.

К приходу немцев значительная часть ценностей Царского Села была эвакуирована в Новосибирск — в соответствии с эвакуационным планом 1936 года. Такие планы были разработаны в каждом музее, тем более в ленинградских — до 1940 года финская граница проходила всего в 32 км от города. Янтарная комната в том плане не значилась.

Ekaterininskij dvorets posle vojny

2020 10 01T133924Z 975092799 RC2P9J9LXSWN RTRMADP 3 POLAND SHIPWRECK.JPG

По предположению старшего научного сотрудника Института всеобщей истории РАН доцента Дмитрия Суржика, Янтарную комнату было решено не трогать из-за ее хрупкости. Начальник отдела по связям с общественностью музея-заповедника «Царское село» Ирина Начарова уточнила, что уже до войны драгоценное убранство нуждалось в реставрации — янтарь осыпался. Правда, в эвакуационном плане 1938–1939 годов Янтарная комната упоминалась, но этот документ был утерян. Музейные работники обернули янтарные панно и предметы в бумагу, затем в марлю и вату и оставили на месте.

Не имея санкции на эвакуацию столь значимого произведения искусства, его решили оставить на месте. Никто не предполагал, что немцы будут продвигаться так быстро, — сказал Дмитрий Суржик. — К тому же в штате музея на июль 1941 года оставалось всего пять человек. Эвакуировать такую хрупкую и объемную вещь они не могли физически.

Немцы вошли в Пушкин 18 сентября с заранее подготовленным планом хищения культурных ценностей.

— В конце 1930-х в СССР прибыла кунсткомиссия — группа немецких искусствоведов под руководством Нильса фон Хольста, который управлял внешними связями берлинских музеев, — рассказал «Известиям» Дмитрий Суржик. — По итогам работы, в частности, этой комиссии министр пропаганды Йозеф Геббельс приказал подготовить список германских культурных ценностей, которые, с его точки зрения, незаконно оказались у иностранцев. Янтарную комнату прусский король Фридрих I подарил российскому императору Петру I, а советская власть не имеет к императору никакого отношения — такая была логика.

Screenshot 2

Янтарная комната попала в список из 60 предметов, которые было приказано доставить в рейх.

29 сентября в оккупированный Пушкин приехали два искусствоведа, которые лично руководили демонтажем и транспортировкой произведения. Эту работу выполнили шесть солдат из строительной роты под командованием унтер-офицера.

Спустя некоторое время изображение Янтарной комнаты появилось на немецких пропагандистских фотографиях — ее доставили на «родину», в Восточную Пруссию, и сделали экспонатом музея в бывшем королевском замке в Кенигсберге.

Потери и находки

Точную дату и обстоятельства исчезновения Янтарной комнаты из кенигсбергского замка установить не удается: известно лишь, что это произошло в период с 19 февраля по 5 апреля 1945 года.

Часть доставленного из Пушкина в Кенигсберг янтарного убранства оставалась нераспакованной — по оценке замдиректора Калининградского областного историко-художественного музея Анатолия Валуева, порядка 20%. Фридрих подарил Петру свой янтарный кабинет, который размещался в замковом зале, где потолки были ниже, чем в Екатерининском дворце в Царском селе.

Источник

В Москве появится своя Янтарная комната

Также к 9 Мая планируется открытие двух экспозиций, посвящённых истории Великой Отечественной войны.

Янтарная комната Екатерининского дворца. Фото © ТАСС / Мария Колосова

В Москве в 75-ю годовщину Великой Победы появится трёхмерная экспозиция, посвящённая военным событиям. Её готовит команда творческой мастерской «Невский баталист». В числе прочего художники и скульпторы воссоздадут интерьеры Янтарной комнаты, которую в годы войны вывезли из Екатерининского дворца в Царском Селе, сообщает газета «Петербургский дневник».

— Мы обратились в музей и воссоздали по архивным фотографиям, слепкам архитектурного убранства Янтарную комнату. При помощи пластика и различных колеров воспроизвели Янтарную комнату, разграбленную фашистами. Там же будут багеты с мерцающими картинами, утраченными в ходе этого грабежа, — рассказал автор трёхмерных панорам Дмитрий Поштаренко.

Также авторы представят ещё две композиции. Одна из них посвящена первым дням Великой Отечественной войны в Брестской крепости и представляет собой реконструкцию интерьеров и помещений того времени.

Вторая экспозиция стоит отдельной темой и напоминает об уничтожении гитлеровцами российского культурного наследия. Она рассказывает о разграблении памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Скульпторы воссоздадут момент минирования Софийского собора, а также покажут сцены, как немцы делали сувениры из окладов вынесенных из храма икон.

Открыть выставку предполагают к 9 Мая, но работы над ней завершатся уже в апреле. Также у мастерской «Невский баталист» есть несколько масштабных проектов, например, реконструкция битвы на Курской дуге. Работу над ней планируют завершить в 2023 году.

Источник

Янтарная комната в кремле москве

Парадный вестибюль Оружейной палаты

Организаторы: Федеральное государственное учреждение «Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль»

Янтарь – один из самых древних и любимых драгоценных камней. Почти десять тысяч лет – возраст резной подвески, наиболее раннего из известных ювелирных украшений из янтаря эпохи мезолита.

Расцвет янтарного искусства в Европе приходится на конец XVI – середину XVIII столетия. Разнообразные художественные изделия из этого материала создают на территории Северной Германии, Польши, Прибалтики.

В моде был янтарь самых разных оттенков, нередко в сочетании с деталями из дерева и оправой из ценных металлов. Мастера формировали крупные изделия из отдельных орнаментированных пластин или объемных фрагментов, которые склеивались или нанизывались на металлический штифт. Подобные произведения имелись в сокровищницах европейских монархов, ставших основой известных музеев, в том числе Оружейной палаты и Государственного Эрмитажа.

К числу наиболее распространенных в XVII столетии произведений из янтаря, предназначенных для оформления парадного интерьера, относятся подсвечники для одной свечи. Представленные на выставке две пары из фондов Музеев Московского Кремля – редкие образцы, отличающиеся изяществом формы и изысканным декором. Они составлены из прозрачных точеных деталей темного янтаря с декором в виде листьев аканта, витых долов и корзиночек. Из смолы золотисто-красного и желто-медового оттенков изготовлены патриарший посох и Распятие с Предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Вероятно, это Распятие оказалось в царской казне в 1667 году среди прочих дипломатических даров, направленных в Москву королем Яном Казимиром.

Уникальным произведением является янтарный чайник. Он по конструкции сродни старинному самовару или современному термосу. Основа его декоративного решения представляет собой сопоставление разных материалов. Здесь присутствуют пластины из непрозрачного ярко-желтого янтаря с природным рисунком, а также серебряная оправа и крышка с яркими, но лишь частично сохранившимися эмалями. Сочетание янтаря с эмалевым декором на драгоценной оправе – прием, хорошо известный ювелирам, работавшим в XVII веке. Пример тому – четыре рассольника, изящный футляр для ножниц, а также плоская табакерка работы немецких мастеров из собрания кремлевских музеев.

Впервые в стенах Оружейной палаты демонстрируются более сорока экспонатов из трех крупнейших музеев Калининграда: Калининградского музея янтаря, Музея Мирового Океана, Калининградской художественной галереи. Несомненный научный интерес представляют реконструкции изделий из янтаря XVI-XVIII вв., которые хранились до Второй Мировой войны в различных художественных собраниях Кёнигсберга. Наборный ларец с четырьмя вставными шкатулками, пара традиционных подсвечников соседствуют в витрине с выразительной фигурой «Странника». Высококвалифицированная работа по возрождению утраченных памятников была выполнена мастерами «Царскосельской янтарной мастерской».

Долгие годы янтарь использовался как ювелирный камень. Калининградские мастера делали из него зрелищные гарнитуры, броши, колье, кулоны, получившее признание на многих российских и международных выставках. Изысканностью и тонким проникновением в неповторимое своеобразие материала покоряют работы молодой художницы Н. Лапинус. Органичную слитность природной формы янтаря и дизайна оправы автор создает в гарнитуре “Зимушка”.

Сегодня главным направлением в работе с «солнечным» камнем становится резьба, создание объемных форм. В камеях, пластических композициях, кубках, флаконах, шкатулках и других изделиях более полно раскрывается красота янтаря, его своеобразие и богатые пластические возможности.

В экспозицию также включены крупные раритетные куски природного янтаря.

Источник

Алмазный фонд

MskGuide.ru 130371mid2

Среди достопримечательностей Москвы одно из главных мест занимают музеи. Удивительные экспонаты можно увидеть, если Вы посетите Алмазный фонд Московского Кремля, который представляет собой российскую коллекцию ювелирных изделий, расположенную в здании Государственной Оружейной палаты.

Режим работы Алмазного фонда в 2021 году

С 28 октября для посещения музеев Москвы необходимо предъявить QR-код: о вакцинации, о перенесённом COVID-19 в течение полугода, или отрицательный ПЦР тест, сделанный не более чем 72 часа назад.

Цена билетов в Алмазный фонд в 2021 году

Экскурсии в Алмазный фонд Московского Кремля

Перед входом в залы Алмазного фонда посетителей проверяют на металлоискателе. Входить в зал с телефонами, фото- и видеоаппаратурой нельзя. Все вещи необходимо сдать на вешалку. Посетители останавливаются у витрины, и экскурсовод рассказывает об экспонатах. Затем все подходят ближе к витрине и рассматривают драгоценности. Продолжительность экскурсии — 40 минут.

История Алмазного фонда Московского Кремля

Алмазный фонд был создан при Петре Первом, когда в 1719 году он определил регламент, согласно которому ценные предметы, в первую очередь коронационные регалии, принадлежали государству и хранились в казне, в сундуке за тремя замками. Только когда три должностных лица (камер-президент, камер-советник и царский рентмейстер), каждый из которых имел ключ от одного замка, собирались вместе, они могли достать драгоценные предметы для торжественных церемоний. Палата, построенная для хранения ценностей, называлась Алмазным фондом, а позже — Алмазной комнатой. Бояре охраняли казну и отвечали за ценности животом и головой. С течением времени фонд пополнялся, некоторые украшения переделывались, другие продавались. Устав менялся, но порядок хранения ценностей оставался неизменным.

В годы правления Романовых комната, в которой хранились драгоценности, называлась Бриллиантовой. С началом Первой мировой войны возникла угроза над ценностями. Поэтому коллекция была перевезена из Петербурга в Оружейную палату Москвы, где она хранилась до января 1922 года. Комиссия по экспертизе и отбору ценностей часть драгоценностей передала музеям, другие — в Государственное хранилище ценностей — Гохран, которое стало преемником царской казны. В 1925 году впервые драгоценности были выставлены в Доме союзов. В 1927 и в 1933 годах по решению Совнаркома многие из них были проданы. Наиболее ценные экспонаты музея были представлены на выставке, посвященной 50-летию Октября в 1967 году. Благодаря своей популярности по решению Правительства выставка стала постоянной.

Экспозиция Алмазного фонда Московского Кремля

Алмазный фонд содержит уникальную коллекцию ювелирных изделий, а также алмазов и бриллиантов. В течение всей своей истории она пополнялась редкими самоцветами, орденскими знаками и другими драгоценными изделиями. Большой вклад в коллекцию внесла экспериментальная ювелирная лаборатория, выполнявшая реставрацию разрушавшихся ценностей, в том числе Большой и Малой императорских корон и других предметов императорской семьи. Так, более ста предметов вошли в представляемую экспозицию.

Экспонаты музея демонстрируются в двух залах. В первом представлены драгоценности — алмазы, бриллианты, самородки и ювелирные изделия. В первой витрине расположена коллекция драгоценных и полудрагоценных камней с территории бывшего Советского Союза. Во второй витрине можно увидеть карту России из бриллиантов. Далее демонстрируются алмазы-гиганты и способы огранки алмазов. Также в зале представлено современное искусство. В центре — самородки золота и платины — известные «Большой треугольник», «Верблюд» и «Мефистофель». Во втором зале можно увидеть исторические ценности.

Экспонаты Алмазного фонда Московского Кремля

Среди самых известных экспонатов — императорские символы власти, главные из которых Корона, Держава и скипетр.

Корона Екатерины II, изготовленная в 1762 году для ее коронации, является символом всей коллекции музея. Она украшена 5000 бриллиантами и 75 жемчужинами. На вершине её — тёмно-красная шпинель (398,72 кар). Длина нижней окружности короны — 64 см. Высота с крестом — 27,5 см.

Золотая Держава — гладкий полированный шар, внутри полый, обвитый бриллиантовой гирляндой. В месте соединения поясков — индийский алмаз в 42,92 карата. Венчает Державу сапфир цейлонского происхождения в 200 карат. Весит Держава — 861 грамм, высота с крестом — 24 см.

Скипетр (жезл, символ власти) со знаменитым алмазом «Орлов» был подарен фаворитом Екатерине II графом Орловым на её именины вместо обыкновенного букета цветов. Эти три реликвии — Алмаз «Орлов» в скипетре, синий сапфир в державе и алая шпинель в короне символизируют цвета Российского флага — белый, синий, красный.

Среди других экспонатов — изготовленный для корсажа платья Елизаветы Петровны в 1760 году «Большой букет» из бриллиантов и изумрудов. Всемирно известный камень Алмаз «Шах» — один из самых старых индийских алмазов. На нем сохранились исторические надписи.

Ордена, представленные в экспозиции, выполнены из золота, с обилием драгоценных камней. Орден Святого апостола Андрея Первозванного (покровителя России) был учрежден Петром I в 1698 году. Император награждал им за воинские и гражданские заслуги. Он состоит из креста, звезды и ленты, а для торжественных случаев — цепи.

Все современные работы выполнены специально для музея, поэтому отличаются красотой и высоким качеством работы. Среди них — брошь с черным бриллиантом и диадема «Русская красавица», изготовленная из платины и украшенная 1000 бриллиантами и 25 жемчужинами.

Алмазный фонд Московского Кремля является одним из самых посещаемых среди музеев города Москвы.

Телефон Алмазного фонда

Официальный сайт Алмазного фонда Московского Кремля

Выставка Алмазный фонд принадлежит Гохрану России. Информацию о выставке можно узнать на сайте Гохрана:

При подготовке раздела использованы фотографии сайта Гохран России.

Источник

Тайна роскошных покоев: куда исчезла Янтарная комната

2020 10 01T133924Z 975092799 RC2P9J9LXSWN RTRMADP 3 POLAND SHIPWRECK.JPG

Фрагменты Янтарной комнаты могут находиться на затонувшем в Балтийском море немецком пароходе. По крайней мере такую версию озвучил польский водолаз, который работает сейчас на месте и исследует судно. Какие только версии не выдвигались после исчезновения Янтарной комнаты: одни говорили, что искать нет смысла, потому как всё давно сгорело; другие считают, что панели с янтарем пошли ко дну вместе с лайнером «Вильгельм Густлофф» или спрятаны в тайниках. Есть даже версия о неизвестном американском миллиардере, который прибрал шедевр к рукам в счет уплаты долга. О том, что могло случиться с Янтарной комнатой, — в материале «Известий».

В пучине морской

«Если Германия хотела отправить Янтарную комнату через Балтийское море, то пароход «Карлсруэ» был их последней возможностью», — цитирует телеканал «Звезда» польского водолаза Томаша Стахура, который работает на месте гибели немецкого парохода.

«Янтарную комнату видели последний раз в Кенигсберге. Оттуда пароход «Карлсруэ» отправился в последний рейс с большим грузом…» — замечает в разговоре с журналистами Томаш Стахура. Совпадение? Польские водолазы допускают, что нет.

2020 10 01T133921Z 1602463644 RC2P9J92FQZO RTRMADP 3 POLAND SHIPWRECK.JPG

Внутри затонувшего немецкого парохода «Карлсруэ»

Судно с тоннами груза на борту затонуло 13 апреля 1945 года в нескольких десятках километрах к северу от Устки. Это случилось во время эвакуации немцев из Восточной Пруссии. Пароход спешно покидал Пилаву (сейчас это Балтийск), когда его настигли советские бомбардировщики — судно за три минуты ушло под воду, из 1083 человек спаслись около 100. Уходил корабль в пучину морскую вертикально, ударившись носом о дно, а весь груз отбросило вперед.

TASS 715252

«Он лежит на глубине 88 м. Практически цел. В его трюмах мы обнаружили военные машины, фарфор и множество ящиков с пока неизвестным содержимым», — говорит Томаш. И кто знает, вдруг неизвестное содержимое окажется одним из самых разыскиваемых шедевров.

Янтарную комнату уже давно окрестили «восьмым чудом света», которое все ищут, да так и не могут отыскать, — как золото Колчака. Янтарный кабинет, подаренный еще в 1716 году королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом I российскому государю Петру I, какое-то время пылился в ящиках — размеры изначального кабинета оказались гораздо меньше петровских покоев, деталей не хватало. В 1743 году богатым декором заинтересовалась Елизавета Петровна — под руководством Бартоломео Растрелли комнату собрали, дополнили зеркальными пилястрами и росписями панно «под янтарь». Позже Янтарную комнату перенесли в Екатерининский дворец в Царском Селе.

TASS 931676

Почему музейные сотрудники решили не вывозить сокровище в 1941 году? Возможно, не хватило времени или же боялись повредить драгоценное убранство. Так или иначе, Янтарную комнату попытались спрятать: стены укрыли марлей, ватой и заклеили обоями. Впрочем, маскировку немцы раскусили — всего за 36 часов панели разобрали и увезли в Кенигсбергский (Королевский) замок. А в 1945 году Янтарная комната исчезла.

Томаш Стахура уточняет, что «Карлсруэ» участвовал в операции «Ганнибал» — эвакуации морским путем немецких жителей из Восточной Пруссии. Тогда же были потоплены корабли «Гойя», «Штойбен» и «Вильгельм Густлофф». К слову, «Густлофф», атакованный подлодкой «С-13» под командованием Александра Маринеско, также подозревали в перевозке Янтарной комнаты, но эта версия не нашла подтверждения.

Бункер Ляша — надежда наша?

Калининградский историк Сергей Трифонов считает, что фрагменты Янтарной комнаты могут лежать в бункере-блиндаже последнего коменданта Кенигсберга Отто Ляша. Когда-то бункер соединялся с Королевским дворцом подземными ходами — по ним и могли вынести части комнаты.

RIAN 2248398.HR .ru

Командный бункер последнего немецкого военного коменданта Кенигсберга Отто фон Ляша

Несколько лет Трифонов изучал подвал бункера: проделывал отверстия в стенах, через которые пропускал зонд с видеокамерой. Так и обнаружил заполненную водой комнату, а в ней — несколько деревянных ящиков. Увы, хода в помещение нет, так что приходится гадать. Подогревают интерес и знаки на воротах одной из частей бункера.

GettyImages 143053119 1

«На них — 88 рун. Самое любопытное, что когда эти руны были переведены и трактованы бельгийскими специалистами, отдельные из них показали, что это самая настоящая сокровищница, защищенная этими руническими знаками», — говорит исследователь.

Историк Третьего рейха Константин Залесский считает, что если что-то где-то и прячут, то рано или поздно об этом всё равно узнают — утечка информации бывает всегда: «Потому что один человек не может спрятать ящики, а убивать тех, кто спрятал (как это делали пираты), в XX веке уже было не положено».

«На самом деле, если рассуждать логически, то спрятать Янтарную комнату в бункере Ляша может только полный идиот, — говорит историк в беседе с «Известиями». — Бункер Ляша — первое, что советские войска обязательно возьмут и проверят: это бункер руководителя укрепрайона, поэтому что-то прятать в нем совсем не с руки».

Некоторые считают, что Янтарная комната так и не покинула Кенигсбергский замок. Константин Залесский замечает, что в подвалах, катакомбах крепости можно было спрятать всё что угодно. Как и в шахтах. Но, по его словам, если немцы что-то и прятали, то для того, чтобы сохранить, укрыть от бомбежки, а затем забрать.

19600114 baf k09 393

«Обычно всё фиксировалось: офицер должен был получить приказ, составить акт. Кто же ему даст сокровища, если не под расписку? И наши, и американцы обнаружили большинство схронов в 1945–1946 годах не потому, что где-то нашли, а потому, что документы получили: там и там, в такой-то шахте картины из такой-то галереи».

Янтарные сезоны Польши

Периодически отыскать Янтарную комнату пытаются в Польше — в окрестностях деревни Мамерки. Так в июне прошлого года сотрудники Музея Второй мировой войны нашли засыпанный землей люк, который вел в неизвестное подземное помещение. В сердцах музейщиков затеплилась надежда — не всё же время в Мамерках показывать лишь копию Янтарной комнаты (а такая у них есть), пора найти оригинал.

«Мы нашли этот лаз при помощи мощного георадара. На этом месте выросло дерево, которое не давало возможности открыть люк», — пояснял журналистам представитель музея Бартоломей Плебанчик.

yantarnaya

Сотрудники Музея Второй мировой войны в польском городе Мамерки вскрывает подземный лаз, где предположительно может находиться Янтарная комната

RIAN 5708160.HR .ru

Впрочем, дерево погибло напрасно: на поверку ход оказался техническим колодцем, чистым и хорошо сохранившимся. Сокровищ там нет, но музейщики унывать не собираются.

«Впереди у нас еще 199 гектаров леса. У нас есть самый современный георадар и время. Возможно, это займет год или пять лет. Но мы продолжим систематически исследовать фрагменты леса и наши поиски», — не сдается Плебанчик.

Константин Залесский обращает внимание на интересную «сезонность» поисков Янтарной комнаты в Польше — «обычно это происходит осенью или ближе к лету».

«Это всё идет для привлечения туристов. Правда, сейчас там всё закрыто (все-таки коронавирус), но в принципе такие новости нужны для оживления интереса со стороны туристов (что в Польше можно что-то найти)», — говорит «Известиям» историк.

Вероятно, как хорошо продаются «замки с привидениями», так и слухи о знаменитой находке польский злотый в бюджет добавляют.

RIAN 1005475.HR .ru

«Это бизнес. Причем как и на уровне гмина, так и на уровне государства. Если немцы поедут в Польшу как туристы, то это хороший приток средств. Деньги от туризма прежде всего получают гмины — местная администрация. Если у них есть деньги, то у польского государства не болит голова».

Сгинула в кострах войны

В начале 2000-х британские исследователи выдвинули новую версию о том, что могло произойти с Янтарной комнатой. Изучив архивные документы, в том числе дневники и отчеты последнего хранителя комнаты Анатолия Кучумова, авторы пришли к выводу, что шедевр сгорел в одном из залов Королевского замка — пожар якобы устроили советские солдаты.

В качестве доказательства приводился разговор Кучумова с Паулем Фейерабендом — управляющим баром в бывшей камере пыток Кенигсбергского замка. Фейерабенд вспоминал, что упакованная Янтарная комната тогда находилась в Рыцарской зале.

TASS 32932

Развалины Кенигсбергского замка

«В полдень 10 апреля, когда я покидал замок, мой ресторан был занят артиллерийскими частями Красной армии. Винный погреб и Рыцарская зала не были разрушены, однако когда я вернулся из Элбинга, где лежал в госпитале, то узнал от управляющего замком, что и зала, и ресторан сгорели дотла», — рассказывал управляющий.

Но Кучумов не включил это свидетельство в свой отчет. По версии британцев, он чувствовал за собой вину за то, что не смог спасти шедевр от фашистов, поэтому пытался поддержать «миф» об исчезновении сокровища.

Британская версия наделала много шума. На тот момент глава Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой назвал заявление абсурдным и опаснейшим, направленным на пересмотр истории.

В одном из интервью куратор проекта по восстановлению Янтарной комнаты Татьяна Жиркова отмечала, что, к сожалению, очень мало документальных материалов, поэтому версии продолжают появляться, бывают в том числе и совсем фантастические. Например, что немцам досталась копия Янтарной комнаты, которую изготовили по заказу Сталина, а подлинник спрятан в тайниках.

По словам Татьяны Жирковой, несмотря на множество предположений, «правдой можно считать только то, что подтверждено документально». Куратор рассказывала, что когда-то ей в руки попадались воспоминания Анатолия Кучумова, записанные его сыном, но в них не было ни слова о том, что Янтарную комнату обнаружили в 1945 году, а затем она погибла в огне.

2 19

«Странно, как можно ссылаться на дневники Кучумова, мы никогда не слышали, что они вообще каким-то образом попали за границу и где-то были обнародованы», — замечала Татьяна Жиркова.

Впрочем, версия о том, что янтарный шедевр был уничтожен, но во время бомбардировки Кенигсберга британской авиацией, также существует.

В счет уплаты долга

И если Янтарную комнату не уничтожили, то почему не могли продать? В 2018 году историк и писатель Александр Мосякин, живущий в Латвии, заявил, что после войны янтарные панели увезли в США. В качестве аргумента исследователь приводил «допрос от 2 апреля 1946 года директора ресторана «Блюдгерихт» (уже упомянутого Пауля Фейерабенда).

«По его словам, 9 апреля 1945 года янтарные панели и всё имущество Орденского зала Королевского замка оказалось в руках советских властей! По документам янтарные панели вывозили как немецкую ценность в восточный Берлин, а в 1950-м году ее передали американцам! Я полагаю, что в уплату по ленд-лизу», — рассказывал журналистам Александр Мосякин.

RIAN 790020.HR .ru

Янтарная комната Екатерининского дворца. Репродукция фото 1930-х годов

Исследователь отмечал, что помещение в Королевском замке было на треть меньше, чем в Царском Селе. Перед налетом союзных войск на Кенигсберг комнату разобрали, а «излишки» янтарных панелей положили повыше — именно они поплавились во время пожаров, остальное якобы уцелело.

Константин Залесский замечает, что в масштабе долгов Советского Союза по ленд-лизу стоимость Янтарной комнаты ничтожна, а продажа не оправдана: «Значение Янтарной комнаты как культурного явления значительно больше, чем эффект при ее возможной продаже».

1575039779

В народе ходила и такая версия: Янтарная комната могла достаться некоему американскому миллиардеру опять же в счет уплаты долга по ленд-лизу.

«Сложно представить, что кто-то вывез Янтарную комнату, оборудовал ее на своем ранчо и никто об этом не узнал. Причем миллиардер бы уже умер, а наследники тратились на поддержание температурного режима и хороших условий только для того, чтобы никому не показывать? Чтобы даже слуга не знал и на старости лет, уволившись из этого поместья, не рассказал своему внуку, что он видел Янтарную комнату, а внук не продал эту информацию журналистам? Это что-то нереальное», — считает Константин Залесский.

TASS 931677

Фрагмент Янтарной комнаты

Вероятно, все уже порядком подустали от бесконечных версий и предположений (а железных аргументов так и нет), но в безуспешных поисках можно отыскать и плюсы. Как рассказывал барон Эдуард фон Фальц-Фейн, который вместе с писателем Юлианом Семеновым в свое время основал Международный комитет по поиску Янтарной комнаты, за время работы комитета попутно удалось вернуть сотни культурных ценностей. Приводил один пример: из Баварии в СССР вернулись ценнейшие артефакты, в том числе 800 икон. Выходит, всё не зря.

Источник

Adblock
detector