японская игрушка дарума поле чудес

Японский Фукурума — прототип русской Матрешки? (15 фото)

С самых первых попыток найти внятные ответы оказалось невозможным – сведения о матрёшке оказались довольно запутанными. Так, например, существуют «Музеи матрёшки», в СМИ и в сети Интернет можно прочесть множество интервью и статей на эту тему. Но музеи или экспозиции при музеях, а также многочисленные публикации, как выяснилось, посвящены, в основном, различным художественным образцам матрёшки, изготовленным в разных регионах России и в разное время. Но мало что сказано об истинном происхождении матрёшки.

Для начала напомню основные версии-мифы, исправно переписываемые под копирку и кочующие по страницам различных изданий.

Часто повторяющаяся общеизвестная версия: появилась матрёшка в России в конце 19 века, придумал её художник Малютин, выточил токарь Звездочкин в мастерской «Детское воспитание» Мамонтова, а прообразом русской матрёшки послужила фигурка одного из семи японских богов удачи – бога учёности и мудрости Фукурумы. Он же Фукурокуджу, он же Фукурокудзю (в разных источниках указана разная транскрипция имени).

Ещё одна версия появления будущей матрёшки в России – якобы первым вырезал подобную игрушку некий русский православный монах-миссионер, побывавший в Японии и скопировавший составную игрушку с японской. Сразу оговоримся: точных сведений, откуда взялась легенда о мифическом монахе – нет, и ни в одном источнике конкретной информации не существует. Более того, какой-то странный монах получается с точки зрения элементарной логики: стал бы христианин копировать языческое, по сути, божество? Зачем? Игрушка понравилась? Сомнительно, хотя с точки зрения заимствования и желания переделать на свой лад, возможно.

Японская кукла Фукурума:

Версия третья – японскую фигурку будто бы привезли с острова Хонсю в 1890 году в подмосковную усадьбу Мамонтовых в Абрамцево.

«Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку. Разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку чёрного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна – с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца – и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.
Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину. Первую матрёшку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Но, во-первых, токарь Звездочкин не работал до 1905 года в Сергиево-Посадских мастерских! Об этом будет рассказано ниже. Во-вторых, другие источники говорят о том, что «родилась она (матрёшка – прим.) именно здесь, в Леонтьевском переулке (в Москве – прим.), в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней – еще одна…»

Вот уже и создалась путаница, по принципу «кто, где и когда был, иль не был». Пожалуй, наиболее кропотливое, тщательное и взвешенное исследование провела Ирина Сотникова — статья «Кто придумал матрёшку». Аргументы, которые приводит автор исследования, наиболее объективно отображают реальные факты появления такой необычной игрушки, как матрёшка, в России.

Японская кукла Дарума:

О точной дате появления матрёшки И. Сотникова пишет следующее: «…иногда появление матрёшки датируют 1893-1896 годами, т.к. эти даты удалось установить по отчетам и докладам Московской губернской земской управы. В одном из таких отчетов за 1911 год Н.Д. Бартрам 1 пишет о том, что матрёшка появилась на свет около 15 лет назад, а в 1913 году в докладе Бюро кустарному совету он сообщает, что первая матрёшка была создана 20 лет назад. То есть опираться на такие приблизительные сообщения довольно проблематично, поэтому во избежание ошибки обычно называется конец 19 века, хотя есть упоминание и 1900 года, когда матрёшка завоевала признание на Всемирной выставке в Париже, и за границей появились заказы на её изготовление».

Далее следует весьма любопытное замечание о художнике Малютине, о том, являлся ли он на самом деле автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина».

Японская кукла Дарума:

Что касается происхождения нашей русской матрёшки от японского Фукурумы, то и здесь Звездочкин о Фукуруме ничего не упоминает. Теперь следует обратить внимание на немаловажную деталь, почему-то ускользающую от других исследователей, хотя видно это, как говорится, невооружённым глазом – речь идёт о некоем этическом моменте. Если брать за основу версию «происхождения матрёшки от мудреца Фукурумы», возникает довольно странное ощущение – ОНА и ОН, т.е. русская матрёшка, мол, произошла от него, от японского мудреца. Подозрительным образом напрашивается символическая аналогия с ветхозаветной сказкой, где Еву создали из ребра Адама (т.е. она произошла от него, а не наоборот, как это происходит естественным образом в природе).

Вернёмся к исследованию Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звездочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. Кстати, на парижской выставке Мамонтовы получили бронзовую медаль за игрушки».

А что же с формой игрушки и заимствовал ли Звездочкин идею будущей матрёшки, или нет? Или всё-таки первоначальный эскиз фигурки создал художник Малютин?

«Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.
Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера»

Японская кукла Фукурума:

Теперь о прототипе матрешки. А был ли Фукурума? Некоторые сомневаются, хотя почему тогда появилась эта легенда, да и легенда ли? Вроде бы деревянный божок до сих пор хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде. Возможно, это тоже одна из легенд. Кстати, сам Н.Д. Бартрам, директор Музея игрушки, сомневался в том, что матрёшка «заимствована нами от японцев. Японцы большие мастера в области токарных игрушек. Но их всем известные «кокеши» в принципе своего построения на матрёшку не похожи».

Кто же такой наш загадочный Фукурума, добродушный лысый мудрец, откуда он все-таки взялся? …По традиции японцы на Новый год посещают храмы, посвященные божествам удачи, и приобретают там их маленькие статуэтки. Может быть, легендарный Фукурума содержал внутри себя шесть остальных божеств удачи? Это только наше предположение (достаточно спорное).

В.П. Звездочкин совсем не упоминает Фукуруму – фигурку святого, которая раскладывалась на две части, затем появлялся другой старичок и так далее. Заметим, что в русских народных промыслах разъёмные деревянные изделия также пользовались большой популярностью, например, всем известные пасхальные яйца. Так что был Фукурума, не было его, узнать затруднительно, да не так уж и важно. Кто его теперь помнит? А вот нашу матрешку знает и любит весь свет!»

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матрёша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся. То есть теоретически матрешка могла бы называться и мотькой (или муськой). Звучит, конечно, странно, хотя чем хуже, например, «марфушка»? Тоже хорошее и распространенное имя — Марфа. Или Агафья, между прочим, популярная роспись по фарфору называется «агашка». Хотя согласимся, что «матрёшка» название очень удачное, кукла действительно стала «знатной».

Само имя Матрона действительно означает «знатная женщина» в переводе с латыни, и включено в Православный церковный календарь. Но, что касается утверждения многих исследователей о том, что Матрёна – женское имя, очень любимое и распространённое в среде крестьянства в России, то и здесь имеются любопытные факты. Некоторые исследователи попросту забывают, что Россия большая. А это значит, что одно и то же имя, или один и тот же образ могут заключать в себе как положительное, так и отрицательное, иносказательное значение.

Так, например, в «Сказках и преданиях Северного края», собранных И.В. Карнауховой, есть сказка «Матрёна». В которой повествуется о том, как баба по имени Матрёна чуть было не умучила чёрта. В публикуемом тексте прохожий-горшечник избавляет чёрта от ленивой и вредной бабы и, соответственно, в дальнейшем пугает ею чёрта.
В данном контексте Матрёна является неким прообразом злой жены, которую боится сам чёрт. Подобные описания встречаются и у Афанасьева. Сюжет о злой жене, популярный на Русском Севере, неоднократно записывался экспедициями ГИИС в «классических» версиях, в частности, от А.С. Крашанинниковой, 79 лет, из д. Мешкарево Повенецкого уезда.

На одном из форумов на тему культуры, в частности, развёрнутой в сети Интернет, прозвучало буквально следующее: «Прототип русской матрешки (имеет ещё и индийские корни) – японская деревянная кукла. За образец взяли японскую игрушку – даруму, куклу-неваляшку. По своим истокам она представляет собой изображение древнего индийского мудреца Дарумы (санскр. Бодхидхарма) в V веке перебравшегося в Китай. Его учение в средние века широко распространилось в Японии. Дарума призывал к постижению истины через молчаливое созерцание, и в одной из легенд он – пещерный затворник, располневший от неподвижности. По другой легенде, от неподвижности у него отнялись ноги (отсюда безногие скульптурные изображения Дарумы):

Тем не менее, матрёшка сразу снискала небывалое признание как символ русского народного искусства.
Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме»

С последним трудно не согласиться – чем больше мест в матрёшке, т.е. чем больше внутренних фигурок, одна меньше другой, тем больше можно положить туда записочек с желаниями и ждать, когда они исполняться. Это своего рода игра, и матрёшка здесь выступает в роли очень обаятельного, милого, домашнего символа, настоящего произведения искусства.

Что касается восточного мудреца Дарумы (вот ещё одно имя «предшественника» матрёшки!) – честно говоря, располневший от неподвижности, да ещё с отнявшимися ногами «мудрец» крайне плохо ассоциируется с русской игрушкой, в которой каждый человек видит позитивный, нарядный символический образ. И ведь благодаря этому прекрасному образу наша матрёшка пользуется огромной известностью и популярностью практически во всём мире. Речь вовсе не идёт о «матрёшках» в виде политических деятелей мужского (!) пола, карикатурными ликами которых предприимчивые кустари в девяностые годы наводнили весь Старый Арбат в Москве. Речь идёт, прежде всего, о продолжении старых традиций разных школ в росписи русской матрёшки, о создании разных по количеству (так называемой, «местности») матрёшек.

В процессе работы над этим материалом возникла необходимость задействовать и смежные источники, не только посвящённые теме русской народной игрушки. Не стоит забывать, что в древности, и не только на Руси, различные украшения (женские и мужские), предметы обихода, а также игрушки, вырезанные из дерева или сделанные из глины, играли роль не просто предметов, скрашивающих быт – но являлись ещё и носителями определённой символики, имели какой-то смысл. А само понятие символизма тесно переплеталось с мифологией.

Так, удивительным образом встретилось совпадение имени Матрона, перекочевавшего (по общепринятой версии) из латинского в русский язык, с древнеиндийским образами:
МАТРИ (др.-инд. «мать»), ударение ставится на первый слог – в индуистской мифологии божественные матери, олицетворяющие созидательные и губительные силы природы. Идея активного женского начала получила широкое признание в индуизме в связи с распространением культа шакти. Матри рассматривались как женские персонификации творческой энергии великих богов: Брахмы, Шивы, Сканды, Вишну, Индры и т.д. Число Матри колебалось от семи до шестнадцати; в некоторых текстах о них говорилось как о «великом множестве».

Вам ничего это не напоминает? Матрёшка – она же «мать», которая символизирует собой, по сути, СЕМЬЮ, да ещё состоящую из разного количества фигурок, которые символизируют детей разного возраста. Это уже не просто совпадение, а доказательство общих, индоевропейских корней, что имеет прямое отношение и к славянам.

Отсюда можно сделать следующий вывод: образно говоря, если символическое «путешествие» необычной деревянной фигурки начинается в Индии, затем получает своё продолжение в Китае, оттуда фигурка попадает в Японию, а уже затем «неожиданно» находит своё место в России – утверждение о том, что наша русская матрёшка была скопирована с фигурки японского мудреца, несостоятельно. Хотя бы потому, что сама фигурка некоего восточного мудреца не является исконно японской. Вероятно, гипотеза об обширном расселении славян и распространении их культуры, которая оказала впоследствии своё влияние на культуры других народов, в том числе проявившая себя и в языке, и в божественном пантеоне имеет под собой общую для индоевропейской цивилизации основу.

Сюжет мрачен сам по себе, т.к. связан со смертью. Но здесь речь идёт о символическом значении – где спрятана истина? Дело в том, что этот, практически идентичный мифологический сюжет встречается не только в русских сказках, да ещё в разных вариантах, но и у других народов! «Очевидно, что в этих эпических выражениях таится мифическое предание, отголосок доисторической эпохи; иначе как бы могли возникнуть у разных народов столь тождественные сказания? Кощей (змей, великан, старый чародей), следуя обычному приему народного эпоса, сообщает тайну своей смерти в форме загадки; чтобы разрешить её, нужно подставить метафорические выражения общепонятными».

Это наша философская культура. И поэтому высока вероятность того, что мастер, выточивший матрёшку, помнил и хорошо знал русские сказки – на Руси часто проецировался миф на реальную жизнь.

Другими словами, одно в другом спрятано, заключено – и чтобы найти истину, необходимо дойти до сути, открыв, одну за другой, все «шапочки-нахлобучки». Может быть, именно в этом и заключается истинный смысл такой замечательной русской игрушки, как матрёшка – напоминание потомкам об исторической памяти нашего народа?

Источник

Японская дарума – прототип русской матрешки?

23973 47204

Дарума – японская кукла-неваляшка. Но это не просто детская игрушка, а артефакт, при помощи которого жители Страны Восходящего Солнца осуществляют ритуалы на исполнение желаний. В японской синкретической мифологии она олицетворяет Бодхидхарму — божество, приносящее счастье.

Традиция изготовления этих кукол пришла из Китая в эпоху династии Эдо. Распространением игрушек занимались в основном нагасакские торговцы, принадлежавшие к дзэн-буддистской школе Обаку.

Собственно, само имя Дарума полностью произносится как Бодайдарума и является японским вариантом имени Бодхидхармы. Речь идет об индийском монахе, в VI в. основавшем буддийскую школу чань (или дзэн). В Китае он также известен под именем Дамо. Как гласят мифы, девять лет Бодхидхарма провел в горах Суньшань, в созданном им пещерном монастыре Шаолинь. В течение этого времени он постоянно предавался медитации, глядя на голую стену перед собой, пока не обрел просветление. Это привело к атрофии конечностей и зрения. Именно поэтому кукла, изображающая божество, не имеет рук и ног, а ее глаза лишены зрачков.

С Бодхидхармой связана также легенда о появлении чая. Рассказывают, что однажды, борясь со сном, Бодхидхарма вырвал себе веки и бросил их на склон горы Ча. На этом месте выросло растение, которое впоследствии стали называть чаем. Листья его помогают человеку взбодриться и не испытывать сонливости.

В Японии куклу-даруму изготавливают из дерева, папье-маше или бумаги. Обычно ее окрашивают в красный цвет (в Средневековье считалось, что он отпугивает демонов, вызывающих оспу), реже в зеленый, желтый или белый цвета. Кукле пририсовывают бороду и усы, так как Бодхидхарма все-таки был божеством мужского пола. Центр тяжести у игрушки смещен книзу, поэтому, если ее наклонить, она возвращается в вертикальное положение. Эта особенность свидетельствует о духовном упорстве владельца куклы в достижении своих целей.

Основная функция дарумы – ритуальное применение. Ритуал проводят под Новый год. Владелец загадывает желание и рисует зрачок в одном из глаз куклы, а на ее подбородке пишет свое имя. Затем в течение года даруму хранят дома на видном месте, рядом с другими ритуальными предметами, к примеру, домашним алтарем буцуданом. Если за этот год загаданное желание сбывается, даруме дорисовывают второй глаз. Если нет – куклу относят в тот самый храм, где она была приобретена (на ней всегда стоит печать храма), сжигают там и покупают новую. Сжигание символизирует очищение и означает, что человек не отказался от своей цели и ищет новые способы ее реализации.

Впрочем, есть версия, согласно которой прообразом матрешки стала не дарума, а статуэтка японского мудреца Фукурумы, состоявшая из нескольких вложенных одна в другую фигурок. Тем более – дарумы были безглазыми, а где вы видели матрешек без зрачков?

Однако матрешки не очень подходили для игры. В советское время в нашей стране обрели популярность неваляшки (или их мужской вариант – Ванька-встанька). Обычно это была первая игрушка в жизни ребенка после погремушек. Детишек привлекал яркий цвет, кроме того, форма игрушки была безопасна для малышей. Но самое главное – неваляшку можно было безнаказанно ронять – она тут же вновь принимала прежнее положение…

В конце 90-х гг. прошлого столетия несколько правозащитных организаций подняли шум вокруг дарум, утверждая, что безглазые игрушки являются намеком на дискриминацию слепых. С тех пор средства массовой информации больше не демонстрируют изображений дарум без зрачков. Из соображений политкорректности была упразднена и традиция, когда во время политических выборов кандидат рисовал в одном из глаз дарумы зрачок, а в случае победы пририсовывал второй…

Кстати, говорят, что и русские матрешки могут исполнять желания. Для этого нужно положить внутрь записочку с изложением того, чего вы хотите. Можно также положить несколько записочек – по числу вложенных фигурок… И ждать результата.

Источник

Дарума

«Семь раз упади, восемь – поднимись», – гласит японская пословица. Жители Страны восходящего солнца уверены, что после каждой неудачи человек имеет достаточно сил, чтобы подняться и идти вперёд. Олицетворением этой глубокой мудрости является неваляшка дарума, которая не только упорно принимает вертикальное положение, но и поддерживает своего владельца, исполняя его самые заветные желания.

daruma

Дарума – это японское произношение имени Бодхидхармы, и сама кукла олицетворяет патриарха школы китайского буддизма и вдохновителя японского дзэна. Бодхидхарма поселился в монастыре Шаолинь, передал монахам наработки цигун, походя объяснив императору основной принцип буддизма: «Пустота и никакой сути». Существует легенда, что чай появился именно благодаря Бодхидхарме – борясь со сном, просветлённый вырвал себе веки и забросил их на склон горы Ча, где вскоре выросло растение, из которого стали делать бодрящий напиток. Ещё Бодхидхарма 9 лет провёл в пещере, глядя на пустую стену перед собой – таким образом он осознал истину. Учитель скончался в 540 году и был погребён в монастыре Суншань Шаолиньсы, однако ходили слухи, что его видели после смерти. В японском синкретизме Бодхидхарму приравняли к божеству, исполняющему желания, и стали изображать в виде куклы дарума.

Как выглядит дарума

Традиционная дарума изображает круглого бородатого старичка с пустыми глазницами – по легенде, у Бодхидхармы от многолетних медитаций атрофировались руки и ноги. Центр тяжести у куклы смещён к низу: наклонять и ронять её бесполезно – всё равно вернётся в первоначальное положение, демонстрируя непоколебимость стремлений. Обычно даруму красят в красный цвет, который, по поверьям, отпугивает демонов, но на ярмарках встречаются «старички» всех цветов радуги. Куклу делают только из натуральных материалов, например, из бумаги или дерева, поскольку её использование предполагает ритуальное сжигание…

Дарума – непременный атрибут новогоднего ритуала загадывания желаний. Владелец покупает куклу в храме, пишет на её подбородке своё имя и, загадав желание, рисует в одной пустой глазнице зрачок, чтобы обозначить стремление к мечте. После этого игрушку ставят на видное место – её устойчивость должна поддерживать уверенность хозяина в осуществлении желаемого. Если в течение года загаданное сбывается, то даруме в награду рисуют второй зрачок – пусть тоже смотрит и радуется. В случае неудачи куклу относят в тот же храм, где она была приобретена, и ритуально сжигают. Стоит отметить, что это не наказание огнём – таким образом владелец дарумы даёт понять богу, что не отказывается от своего желания, а просто ищет другие пути его реализации.

Русская игрушка с японскими генами

Неваляшка дарума стала прообразом знаменитой матрёшки – у самого популярного русского сувенира японские гены! В XIX веке художнику Сергею Малютину показали заморские чудеса из дальних стран, среди которых были игрушки из Японии. Мастера заинтересовали дарума и божок Фукурума, внутри которого скрывалось ещё несколько фигур. Он задался целью создать нечто подобное. Разумеется, повторять японских персонажей он не стал, вдохновившись образом простой русской крестьянки. Сегодня о японском происхождении мало кто вспоминает – матрёшка считается неизменным русским брендом.

По всей Японии к началу Нового года устраивают многолюдные ярмарки, где можно приобрести куклу и попытать счастья. Дарума сама по себе – не автомат по раздаче благ, который достаточно поставить на полку. Задача куклы – напоминать о стойкости и непоколебимости устремлений. Удача в жизни сопутствует «неваляшкам» – то есть тем, кто неизменно встаёт на ноги после ударов судьбы, вне зависимости от степени тяжести обстоятельств.

Дом Японии в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

kimono3

Улица Мира – начало путешествия по ЭТНОМИРу! Оригинальные фасады всех домов Улицы Мира созданы с учётом архитектурных традиций той или иной страны. Фасадная часть, интерьер внутреннего пространства – цветовая гамма, мебель, предметы интерьера – всё помогает окунуться в атмосферу удивительной незнакомой культуры, понять и прочувствовать неповторимость каждой страны. Здесь проводится множество интересных мастер-классов и экскурсий. Одна из них – обзорная экскурсия по кварталу «Вокруг света. Европа и Северная Америка».

Экскурсовод проведёт вас по самым любопытным уголкам Улицы Мира и расскажет об особенностях культуры и быта каждый страны, о традициях и привычках их жителей.

Источник

Adblock
detector