яшмовая комната в екатерининском дворце

Реставрация Агатовых комнат

26 сентября 2013 года в Государственном музее-заповеднике «Царское Село» открылись после реставрации Агатовые комнаты павильона «Холодная баня» – архитектурный шедевр XVIII века. Масштабные работы велись в соответствии с соглашением о сотрудничестве, подписанным между ОАО «Российские железные дороги», Благотворительным фондом «Транссоюз» и ГМЗ «Царское Село». Специалисты Царскосельской янтарной мастерской начали работы в 2010-м. За три года возрождены все семь интерьеров Агатовых комнат, которые создавались в течение семи лет. Акт о завершении реставрационных работ директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова и директор благотворительного фонда «Транссоюз» Владимир Чернышов подписали в присутствии министра культуры РФ Владимира Мединского и президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина. Почетные гости первыми осмотрели возрожденные интерьеры.

Агатовые комнаты – апартаменты императрицы Екатерины II, сохранившие подлинную историческую отделку до наших дней. Они уникальны как в художественном, так и в техническом отношении и не имеют аналогов не только в России, но и в мире. По указу венценосной заказчицы (Екатерина II лично наблюдала за отделкой этих интерьеров и вносила коррективы в проект) придворный архитектор Чарльз Камерон в 1780-х годах создал во втором этаже павильона «Холодная баня» неповторимые изысканные интерьеры – помещения для отдыха и развлечений, ставшие личными покоями императрицы, в которых она в утренние часы просматривала государственные документы, отвечала на письма, занималась литературными трудами. На первом этаже располагались помещения для водных процедур.

Это памятник с удивительной судьбой, вобравшей счастливые и трагические моменты истории. Архитектурный гений шотландца Чарльза Камерона виртуозно соединил два увлечения его современников: античностью и минералогией. Агатовые комнаты – пример творческого переосмысления образа римских терм и античных вилл, доминанта царскосельской «греко-римской рапсодии» – архитектурного ансамбля Терм Камерона, который включает также Висячий сад, Галерею и Пандус. Агатовые комнаты отделаны разными видами уральской яшмы. В отличие от мрамора она обладает гораздо большей плотностью и чрезвычайно трудна в обработке, а ее насыщенный цвет сужает возможности применения в интерьере. Тем не менее, Камерону удалось создать произведение, которое поэт Гавриил Державин назвал «Олимпу равным».

Во время нацистской оккупации Агатовые комнаты уцелели, фашисты устроили здесь клуб. При отступлении захватили только то, что располагалось на высоте человеческого роста – в том числе яшмовые вазы, скульптуру, бронзовые барельефы. Пострадали живопись, лепка, наборные паркеты. В 1948-м, после первоочередных восстановительных работ, Агатовые комнаты открылись для посетителей, а в начале XXI века стало понятно, что шедевр погибает и может быть безвозвратно утрачен.

Спасти Агатовые комнаты удалось благодаря государственно-частному партнерству: сочетанию деятельной, искренней поддержки благотворителей – ОАО «Российские железные дороги» и Благотворительного фонда «Транссоюз» (76 процентов от общей суммы), средств федерального бюджета, направленных на покупку и реставрацию предметов убранства (21 процент, свыше 85 млн рублей), и собственных средств музея (3 процента). Общая сумма, потраченная на возрождение Агатовых комнат, – более 405 млн рублей, из них большую часть (272 млн рублей) выделили ОАО «РЖД» и БФ «Транссоюз».

При возрождении шедевра музей отказался от общепринятой российской практики воссоздания утраченных фрагментов и использовал методику консервации и реставрации с минимальным восполнением утрат (в соответствии с Венецианской хартией по консервации и реставрации памятников и достопримечательных мест). Главная задача мастеров заключалась в том, чтобы максимально сохранить подлинность отделки интерьеров. Каждый шаг реставраторов обсуждался на реставрационных советах с участием ведущих петербургских специалистов. И почти каждое решение рождалось в жарких дискуссиях. Спектр работ был огромным: консервация и реставрация позолоты, живописных вставок, скульптуры, каменной облицовки стен, реставрация паркета и бронзового декора.

Особенно горячие споры развернулись по поводу реставрации мраморных каминов Большого зала, один из которых был привезен из Италии, а второй изготовлен по его образцу в мастерской Шарлеманя. Во время войны мраморные рельефы с них были утрачены. Эксперты решили обратиться к их аналогам – чудом сохранившемуся фризу камина из Опочивальни Александровского дворца и выполнить копии рельефов в современном материале. Второй камин было решено оставить таким, каким он дошел до наших дней – со следами креплений и рельефных фигур как свидетельство той войны.

Для специалистов Царскосельской янтарной мастерской этот объект оказался даже сложнее, чем легендарная Янтарная комната. «Это прорыв в российской реставрации» – таков был вердикт Реставрационного совета, принимавшего работы в Агатовых комнатах. Благодаря консервационной методике реставрации Агатовые комнаты предстают перед нами почти такими, какими их видела Екатерина II и ее современники. Сохранены не только элементы отделки семи интерьеров, неповторимое сочетание «цветных каменьев», но и «патина времени» памятника с более чем двухсотлетней историей.

Работы велись в строгом соответствии с графиком. В декабре 2011-го были открыты Агатовый кабинет и Библиотека, в октябре 2012-го – Большой зал. Затем специалисты Царскосельской янтарной мастерской завершили возрождение еще четырех интерьеров – Яшмового и Овального кабинетов, Кабинетца и Лестницы. К окончанию реставрационных работ на первом этаже павильона «Холодная баня» открылась выставка, посвященная возрождению шедевра.

Агатовые комнаты – технологически чрезвычайно сложный реставрационный объект. Тем не менее, именно здесь впервые музей решил открывать залы для посетителей по мере их готовности, не дожидаясь завершения всего комплекса работ. С апреля 2012 года в павильоне работает Детский центр.

Источник

Агатовые комнаты

Отделке парадных помещений второго этажа Холодной бани Ч. Камерон придавал особое значение: интерьеры Агатовых комнат декорированы мрамором, росписями, золоченой бронзой, наборными паркетами, цветной уральской и алтайской яшмой, которую российские мастера XVIII века обрабатывали с исключительным мастерством.

Месторождения твердых цветных камней были открыты на Урале уже в XVI веке, однако в то время еще не знали способов их обработки. Большой интерес к использованию «цветных каменьев» в отделке дворцовых интерьеров проявлял император Петр I, заложивший основу для развития камнерезного дела в России. По его указу в 1725 году в пригороде Санкт-Петербурга — Петергофе — открылась первая в России гранильная фабрика, где начали изготавливать изделия из цветных камней и обучать мастеров камнерезного искусства.

В середине XVIII века среди российской аристократии распространилось увлечение минералогией. В 1765 году по указу императрицы Екатерины II на Урал отправилась экспедиция во главе с Я. Данненбергом, открывшая новые месторождения яшмы, агатов, сердоликов и других минералов. К началу 1780-х годов на русских гранильных фабриках была разработана технология получения изделий из твердых самоцветов, и давняя мечта об украшении дворцовых залов природным цветным камнем стала осуществимой.

Камерон построил Холодную баню в 1780-1781 годах и в 1782-м приступил к отделке.

Весной 1783 года он получил распоряжение Екатерины II изменить замысел отделки двух кабинетов во втором этаже Холодной бани и подготовить проект их яшмового убранства. В соответствии с новым проектом стены кабинетов были обрублены на девять сантиметров и покрыты известняковыми плитами, облицованными яшмой в технике «русской мозаики». Особую трудность представляли заключительные работы — шлифовка и полировка цветного камня, призванные выявить яркость красок и сочность тонов. Полировщикам требовалось довести до стеклянного блеска около двухсот квадратных метров стен, наличников и карнизов. Эта работа была вручную осуществлена русскими мастерами.

Поскольку широко использованная в отделке уразовская яшма называлась «мясным агатом», название «Агатовые комнаты» со временем закрепилось за всем павильоном, хотя нижний этаж и продолжал называться Холодной баней.

В годы Великой Отечественной войны и оккупации искусственный мрамор и яшмовая облицовка на стенах и дверных полотнах Агатовых комнат сильно пострадали. Значительная часть позолоченных бронзовых орнаментов, украшавших стены и двери всех помещений, часть бронзовых ветвей-светильников и бронзовые медальоны с пьедесталов в Большом зале, бронзовые рашеттовские барельефы со стен Яшмового кабинета были утрачены. Бесследно исчезли многие мраморные скульптуры и шесть яшмовых ваз. Однако, несмотря на большие потери, отделка Агатовых комнат в основном сохранилась с XVIII века и является образцом уникальной, не имеющей аналогов в истории мирового искусства художественной традиции.

Реставрационные работы в Агатовых комнатах были завершены в сентябре 2013 года.

Источник

Агатовые комнаты

Сообщите нам номер телефона, который подключен к WhatsApp и мы свяжемся с Вами в кратчайшие сроки

Агатовые комнаты

2

Изящное классическое строение конца восемнадцатого века, возведенное для императрицы Екатерины Второй архитектором из Шотландии Чарльзом Камероном, располагается рядом с Екатерининским дворцом в городе Пушкине. Унаследовав от своей предшественницы Елизаветы Петровны огромный роскошный летний дворец в Царском Селе, Екатерина решила использовать его для официальных торжеств, а для размещения личных покоев со временем построить здание совершенно в другом вкусе. Камерон, знаток Античности и последователь великого теоретика классической архитектуры Андреа Палладио, разработал для императрицы комплекс построек, ныне носящий общее название Агатовые комнаты. Ансамбль, возведенный в стиле античных терм, стало, по словам самой августейшей хозяйки Екатерины, настоящей «греко-римской рапсодией» в наших северных широтах.

История строительства Агатовых комнат

Работа над комплексом шла с 1780 по 1788 год. Архитектор Камерон взял за образец древнеримские термы императора Константина. Ансамбль объединяет несколько построек: Камеронову галерею, Висячий сад, Пандус и Холодную баню. Второй этаж Холодной бани, собственно, и получил название Агатовых комнат. Висячий сад – небольшой садик, разбитый для императрицы на уровне второго этажа; это пространство соединяется с открытым Пандусом, который ведет вниз, в большой Екатерининский парк; и также с Камероновой галереей – строением, напоминающим древнегреческий храм. Галерея тоже была предназначена для прогулок императрицы на свежем воздухе. Непосредственно двухэтажное здание Холодных бань – это личные покои императрицы. Первый этаж – «SPA-комлекс» восемнадцатого века, предназначенный для водных процедур, второй этаж – шесть великолепно отделанных жилых помещений. Наружная отделка здания строится на игре контрастов. Первый этаж выложили грубыми массивными плитами и блоками пористого серого известняка, создающего иллюзию далекой древности. Светлые гладкие желтые стены второго этажа, украшенные колоннадой и скульптурой в нишах, смотрятся, напротив, легко и изящно. Строительство здания Холодной бани заняло только два года, в 1782 году Камерон начал внутреннюю отделку помещений, которая длилась гораздо дольше. Екатерина пожелала использовать в облицовке комнат второго этажа настоящие уральские самоцветы.

1

Особенности интерьера и декора Агатовых комнат

Название комнат определило использование в их декоративном убранстве большого количества полудрагоценных горных пород, добытых на Алтае, Урале и в Карелии. Это различные виды яшмы, порфира, мрамора. Яшма насыщенного темно-красного цвета с тонкими белыми прожилками в восемнадцатом веке называлась «мясным агатом»; самые впечатляющие залы павильона выложены панелями из этого камня. Подобная отделка залов пластинами из горной породы не имела аналогов ни в России, ни в Европе. В отличие от Янтарной комнаты, где использовался окрашенный и обработанный янтарь, самоцветы Агатовых комнат имеют подлинный природный цвет. Месторождения яшмы были открыты на Урале еще в шестнадцатом веке, но в те времена еще не существовало технологии ее обработки. Петр Великий основал первую в России гранильную фабрику в Петергофе, где делали изделия из цветного камня и обучали мастеров. В 1765 году, на волне всеобщего увлечения минералогией, Екатерина Вторая отправила экспедицию на Урал, где обнаружили новые месторождения яшмы. Русские мастера открыли секрет обработки яшмы в 1780-х годах. Уникальные залы Агатовых комнат, облицованные самоцветами – вершина русского камнерезного искусства.

Изящная лестница, ведущая на первый этаж, имеет уникальную конструкцию. Ступени ее крепятся только с одной стороны, в стене, нет никаких поддерживающих колонн, и лестница словно парит в воздухе. Первый этаж имел исключительно практическую функцию – для императрицы был построен банный комплекс с плавательным бассейном и русской парной. Нынче на первом этаже располагается выставка, рассказывающая об истории строительства и реставрации Агатовых комнат. Во время Великой Отечественной войны в Агатовых комнатах был кинотеатр для фашистских офицеров. Поэтому ущерб, нанесенный памятнику, был не столь катастрофический, как в Екатеринининском и Александровском дворцах, и яшмовые панели восемнадцатого века пережили войну. Реставрационные работы в Агатовых комнат завершились в 2013 году.

4

Интересные факты

Вполне возможно, что Екатерина остановила свой выбор на агате и яшме для отделки помещений, руководствуясь не только красотой, но и необычными свойствами, приписываемыми этим минералам. Агат – камень рожденных под знаком Тельца; императрица родилась 21 апреля. Фаворит Екатерины Великой генерал-поручик Александр Ланской родился в марте – яшма считается камнем этого месяца. Роман Екатерины и Ланского развивался с 1780 по 1784 годы; Ланской скончался в Царском Селе скоропостижно летом 1784 года, оставив императрицу безутешной. Среди безликого ряда юных любимцев, составлявших пару Екатерине в ее зрелые годы А. Д. Ланской выделялся образованностью и хорошим вкусом. Он разделял увлечение Екатерины Второй минералогией, коллекционировал минералы, и, можно предположить, принимал активное участие в планировании Агатовых комнат вместе с нею. Память о безвременно ушедшем возлюбленном окружала Екатерину в Царском Селе повсюду. Роскошные паркеты, украшающие Агатовые комнаты, на которые с восхищением смотрят все посетители – подлинные, конца восемнадцатого века. Екатерина распорядилась взять наборные паркеты ценных пород дерева из незаконченного петербургского дома, который она строила для Ланского.

Несмотря на урон, причиненный фашистскими оккупантами, убранство Агатовых комнат сохранилось с екатерининских времен. Яшмовые панели, которых касалась рука Екатерины Великой, бережно законсервированы реставраторами и встречают нас в прежнем великолепии. Мы имеем уникальную возможность любоваться подлинными залами, где жила великая императрица.

Источник

thumb0 234 240573

Холодные бани («Агатовые» комнаты) классицизм

Пушкин. Екатерининский парк, 8

Классический ансамбль Чарльза Камерона, созданный в 1780-1794 гг. в Старом царскосельском парке включает

thumb 475 486891

Камерон. Павильон Агатовые комнаты.
Продольный разрез. [*]
(добавил Mary)

thumb 201 205983

План 2-го этажа.
черт. В.П.Неелова.
([237])

thumb 201 206129

У агатовых комнат.
1912 г. [225]
(добавил Mary)

thumb 201 205982

Старая открытка.
(добавил Mary)

thumb 356 365255

thumb 201 205966

Фото 1987 г. [235]
(добавил Mary)

thumb 234 240569

thumb 201 205980

Строительство павильона началось весной 1780 г.

Постройка Холодных бань была завершена в 1787 г.

thumb 234 240576

thumb 234 240577

thumb 234 240574

thumb 234 240572

thumb 234 240575

thumb 395 405344

thumb 395 405345

thumb 401 410793

thumb 401 410794

thumb 401 410796

thumb 401 410795

thumb 414 424503

Камерон разработал несколько вариантов убранства помещений. Арх. предложил во всех парадных помещениях и на первом этаже покрыть стены искусственным мрамором с росписью орнаментами. Один из вариантов Екатерина II приняла. Однако в период строительства вносились серьезные изменения.

В декоративном убранстве помещений второго этажа Камерон широко использовал золоченую бронзу. Бронзовые орнаменты, каминные приборы, решетки, таганы, осветительная арматура Агатовых комнат и Екатерининского дворца выполнены по рисункам Камерона. Подрядчиком по худ. бронзе был Иосиф Басселье (содержатель часовой фабрики) и медных дел мастер Шперлинг.

В 1784 г. Камерон сделал рисунки полов и дверей для Холодных бань. Двери на втором этаже представляли собой сложный набор арабесок из разных пород дерева, украшеный перламутром. Но высокая их стоимость привела к тому, что для убранства комнат были использованы полы, выполненные по проекту Ю.М.Фельтена, из недостроенного дома А.Д. Ланского (на Дворцовой пл. напротив Зимнего дворца). В 1785 г. Камерон подготовил проект их использования. Полы дома Ланского использованы в Овальном зале, двух яшмовых комнатах и Овальном кабинете. В Кабинетце и Библиотеке сделаны полы по рис. Камерона. Столярные работы выполнил мастер Иоганн Шпонгольц.
Для дверей Камерон разработал новый упрощенный проект (сохранилась одна из трех дверей в Большом зале). Двери яшмовых комнат с одной стороны отделаны камнем.

Одновременно производились работы и на первом этаже. Первоначальный проект интерьеров, одобренный Екатериной II, предполагал сделать убранство не менее богатым, чем в залах второго этажа. Но в разгар строительства заказчица решила отказатьсься от дорогостоящего проекта. Переработанный Камероном проект исключал всю художественную отделку кроме двух мраморных каминов. Несмотря на все упрощения строительство Холодных бань обошлось в 463 560 рублей.

Источник

Adblock
detector