является ли баня капитальным строением

Нужна ли регистрация бани?

Имеется в собственности земельный участок в СНТ (земли сельхозназначения для дачного строительства). В прошлом году начали строить на нем баню 6х9 м на столбчатом фундаменте, с комнатой отдыха, парной и ванной комнатой. В скором времени строительство закончится. Нужно ли регистрировать баню как объект недвижимости? Продавать участок не планируем, хотим в дальнейшем на нем строить жилой дом.

KuchinaM

Согласно ст. 131 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) право собственности на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

К недвижимым вещам относятся земельные участки и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительств (ст. 130 ГК РФ).

Для отнесения объекта к недвижимому имуществу определяющими факторами являются:

1) при наличии фундамента у постройки невозможно ее отделение от него и дальнейшее свободное перемещение без причинения объекту несоразмерного вреда;

2) наличие подведенных коммуникаций;

3) объект представляет собой цельное сооружение и не может быть разобран на части и перемещен в иное место.

Ваша баня не является временной постройкой, так как, во-первых, она имеет фундамент и ее отдельное перемещение невозможно, во-вторых, в ней есть ванная комната и парная, что потребует для ее нормально функционирования подведение водопровода и иных инженерных сетей. Следовательно, ваша баня может быть отнесена к объекту недвижимости и должна быть зарегистрирована.

Помимо этого, ее регистрация как объекта недвижимости даст вам в будущем возможность распоряжаться ею в полной мере, т.е. вы сможете продать ее с участком земли, на котором она стоит отдельно от всего другого участка, подарить ее, застраховать и производить ряд других действий.

Обратим ваше внимание на налог на имущество физических лиц в отношении хозяйственных построек. Для хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, налоговая ставка составляет 0,1% от кадастровой стоимости, указанной в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (пп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ), при этом она может быть понижена до 0 в определенных случаях

В частности, в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 407 НК РФ налоговая льгота предусмотрена для физических лиц — в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. м и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства и не используются в предпринимательской деятельности.

При этом согласно п. 3 ст. 407 НК РФ налогоплательщик имеет право освободить от уплаты налога только один объект налогообложения каждого вида, какой именно он выбирает сам.

Ваша баня является хозяйственным строением и ее площадь не превышает 50 метров, следовательно, на нее может быть распространена данная налоговая льгота, для ее получения Вам необходимо предоставить в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также документы, подтверждающие Ваше право на налоговую льготу.

Источник

Нормы законодательства о строительстве бани на собственном участке

Каждый владелец собственного участка со временем задается вопросами его благоустройства. Кроме коттеджа, дачного домика или иного жилого сооружения возводятся хозяйственные или иные постройки. Часто на приусадебном или дачном участке хозяева строят баню. В процессе планирования возведения такого объекта важно рассмотреть требования действующего законодательства. В статье собраны основные положения, касающиеся вопроса строительства бани на собственном участке в 2019 году.

thumb 585

Содержание

Регистрировать или не регистрировать?

В России на сегодняшний день законодательство затрагивает одновременно несколько отраслей права, отвечая на вопрос, нужно ли регистрировать баню. Важно учесть требования жилищного, гражданского, налогового, земельного законодательства, актуального в 2019 году. В соответствии со ст. 131 ГК РФ, недвижимое имущество требует обязательной государственной регистрации. Но при этом также стоит учесть, что баня может рассматриваться как:

Временная постройка. В этом случае регистрация не требуется.

Недвижимое имущество. Регистрация обязательна.

Сложность в том, что определить, какими признаками обладает баня, тяжело. Согласно ст. 130 ГК РФ, существует 2 основных признака недвижимого имущества:

Иными словами, если постройка не является временной, у нее есть фундамент, подведены коммуникации, есть прочные опорные конструкции, регистрация обязательна. В большинстве случаев баню на участке нужно регистрировать.

Новые правила регистрации

С 1 марта 2019 года в силу вступили новые правила регистрации собственности, закрепленные в законе № 340-ФЗ. Узаконить капитальную постройку можно только после согласования строительства (планируемого или завершенного) в органах местной администрации. Если строительные работы не были завершены до 1 марта 2019 года, уведомлять местные власти следует в обязательном порядке.

Разрешительную документацию придется получить, если баня совмещается с коттеджем или иным жилым строением. Если на участке планируется построить коммерческую баню, ее регистрация также является обязательной.

thumb 585

На каком участке допускается строительство бани

Запланировать строительство бани можно на следующих типах участков:

Для будущей застройки готовится проект. После его рассмотрения принимается решение о необходимости регистрации. Только после получения соответствующей документации собственник сможет на законных основаниях совершать необходимые действия с недвижимым имуществом (продажа, дарение, передача в наследство и прочее).

Основные требования к постройке

При планировании и возведении бани необходимо руководствоваться строительными, санитарными нормами, противопожарными правилами. В противном случае эксплуатация объекта будет небезопасной. Основные правила оговорены в СНиП 30-02-97 с изменениями, актуальными в 2019 году. Баня должна соответствовать следующим требованиям:

thumb 585

Желательно выбрать для строительства бани возвышенный участок. Это предотвратит подтопление конструкции. В процессе подготовки плана сооружения учитывается расположение коммуникаций на участке. Под баней не должно проходить электросетей, газо-, водопроводов или иных инженерных систем.

Требования пожарной безопасности

В бане работает нагревательное оборудование, поэтому при возведении и обустройстве объекта важно четко выполнять требования пожарной безопасности. Чтобы избежать возгорания, порчи имущества, нанесения вреда здоровью или возникновения угрозы жизни людей, важно учесть следующее:

thumb 585

Порядок регистрации

Независимо от расположения бани (в населенном пункте или СНТ), собственник должен выполнить ряд последовательных действий:

Если собственник участка желает ускорить процесс регистрации, можно направить соответствующие документы в Росреестр после завершения строительства самостоятельно.

Стоит учесть, что основанием для отказа может быть нарушение строительных норм и правил, отсутствие в обращении прикрепленной соответствующей документации. В этом случае узаконить постройку можно только в судебном порядке.

Пакет документов

Чтобы зарегистрировать баню на собственном участке, потребуется собрать пакет документов. В него включаются:

Что будет с незарегистрированными постройками

Если после 1 марта 2019 года на участке будет незарегистрированная постройка или процесс возведения бани начнется без уведомления местной администрации, объект приравнивается к самовольной постройке. Эксплуатация ее незаконна. Тем более продать, подарить, передать по наследству участок с таким объектом нельзя.

thumb 585

Придется пройти процедуру узаконивания бани. Здание должно соответствовать установленным законодательством требованиям. В некоторых случаях сделать это практически невозможно (нельзя передвинуть постройку, чтобы она находилась на соответствующем расстоянии от разных объектов).

Узаконивание проводится в судебном порядке. Проводится соответствующая экспертиза. Собственник получает предписания, которые нужно выполнить для узаконивания постройки. Если он отказывается выполнять их, применяются административные воздействия. Собственник должен будет снести постройку за свой счет. Неисполнение требований влечет за собой наложение штрафа.

В первом чтении был принят законопроект № 301854-7, предусматривающий ответственность за несоблюдение требований градостроительного кодекса. Если закон будет утвержден, собственники участка с самостроем будут платить штраф в размере от 2 до 5 тыс. руб. Если в установленные сроки предписания суда не будут исполнены, придется заплатить от 20 до 50 тыс. руб. Снос строения производится за счет собственника участка.

Выполняя установленные требования, удастся не только узаконить баню, но и обеспечить безопасные условия ее эксплуатации. Постройка не будет мешать соседям, в ней будет комфортно отдыхать с друзьями или родными. Желая продать участок, подарить его или передать в наследство, у вас не возникнет никаких проблем с законом.

Прочитайте, почему наши пользователи не рекомендуют делать баню в доме (мы нашли восемь веских аргументов), и как сделать простую вентиляцию в бане своими руками: готовые схемы, расчеты, дедовские методы, которые актуальны и по сей день. А еще у нас есть классный ролик про Живую баню, где профессиональный банный мастер рассказывает все секреты легкого пара.

Источник

Является ли баня капитальным строением

obespechenie zhilischnyh prav grazhdan tekuschie rezultaty raboty i plany pravitelstva

p1110798(1)(1)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

gor doc obzorОбзор документа

Письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 13 апреля 2020 г. № 3215-АБ/20 “Об объектах вспомогательного использования”

В связи с обращениями граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, кадастровых инженеров по вопросам, возникающим в связи с созданием объектов вспомогательного использования, их государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на них, Росреестр сообщает.

1. О критериях отнесения объектов к числу вспомогательных зданий, строений, сооружений.

под зданием понимается результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных;

под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

Согласно части 10 статьи 4 Закона N 384-ФЗ к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся:

здания и сооружения временного (сезонного) назначения;

здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения;

здания и сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, в отличие от положений ГрК РФ Закон N 384-ФЗ позволяет относить к числу объектов вспомогательного использования здания и сооружения, но при этом не упоминает строения, конкретизируя цель создания зданий и сооружений вспомогательного использования в виде необходимости их наличия для создания основных зданий и сооружений.

Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87, предусмотрено, что:

раздел 2 «Схема планировочной организации земельного участка» должен содержать в текстовой части в том числе зонирование территории земельного участка, предоставленного для размещения объекта капитального строительства, обоснование функционального назначения и принципиальной схемы размещения зон, обоснование размещения зданий и сооружений (в том числе основного и вспомогательного назначения) объектов капитального строительства для объектов производственного назначения (подпункт «з» пункта 12);

раздел 6 «Проект организации строительства» должен содержать в графической части в том числе календарный план строительства, включая подготовительный период (сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, выделение этапов строительства) (подпункт «х» пункта 23);

раздел 5 «Проект организации строительства» должен содержать в текстовой части в том числе перечень специальных вспомогательных сооружений, стендов, установок, приспособлений и устройств, требующих разработки рабочих чертежей для их строительства (при необходимости) (подпункт «е» пункта 38).

Таким образом, создание зданий и сооружений вспомогательного использования может (должно) предусматриваться в проектной документации объектов капитального строительства.

Пунктом 3 Требований N 1175 установлено, что размещение строений и сооружений временного назначения и (или) вспомогательного использования внутри и на территории объектов капитального строительства определяется проектной документацией.

Сводом правил N 31-115-2008 «Открытые физкультурно-спортивные сооружения. Часть 4. Экстремальные виды спорта», утвержденным приказом ОАО «ИОЗ» от 28 августа 2008 г. N 12в, приказом Международной академии футбольной и спортивной индустрии от 15 сентября 2008 г. N 9, предусмотрено, что здания и помещения вспомогательного назначения при спортивных трассах или сооружениях проектируются в соответствии с положениями СНиП 31-06-2009 и СП 31-115-2006, а также нормативными документами, соответствующими назначению здания.

Минстроем России согласована следующая позиция (письмо от 16 марта 2020 г. N 9394-ДВ/08):

учитывая, что под объектами вспомогательного использования следует понимать объекты, предназначенные для обслуживания и эксплуатации основного объекта и не имеющие возможности самостоятельного использования для иной деятельности, представляется, что возведение таких объектов возможно при наличии на земельном участке основного объекта, для обслуживания которого планируется возведение объекта вспомогательного использования;

при наличии выданного уполномоченным органом или организацией разрешения на строительство основного объекта застройщик может самостоятельно определять очередность строительства объектов на участке (в частности, построить объект вспомогательного использования до основного в соответствии с проектной документацией);

согласно частям 1 и 2 статьи 37 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне;

в этой связи допустимость возведения объектов вспомогательного использования должна обеспечиваться правилами землепользования и застройки, при соблюдении предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Учитывая изложенное, также необходимо отметить, что объекты вспомогательного использования возводятся на одном земельном участке с основным объектом.

Учитывая изложенное, по мнению Росреестра, не могут быть отнесены к числу объектов вспомогательного использования объекты капитального строительства, имеющие одинаковую функцию с основными (главными) объектами (так, при наличии на земельном участке здания торгового центра в качестве основного объекта не может считаться объектом вспомогательного использования другой объект с аналогичным назначением и разрешенным использованием, к примеру являющееся объектом капитального строительства здание магазина, имеющее меньшие в сравнении со зданием торгового центра параметры, расположенное на этом же земельном участке).

2. Об отнесении объектов вспомогательного использования к недвижимому имуществу.

ГрК РФ определено понятие некапитальных строений, сооружений как строений, сооружений, не имеющих прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киоски, навесы и другие подобные строения, сооружения) (пункт 10.2 статьи 1 ГрК РФ).

Таким образом, строения, сооружения вспомогательного использования в зависимости от их соответствия положениям статьи 130 ГК РФ могут являться или не являться объектами недвижимости.

Одновременно тот факт, что объект вспомогательного использования может являться некапитальным строением или сооружением, следует учитывать и в ходе кадастровой деятельности, учитывая, что согласно пункту 2 части 2 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» кадастровый инженер обязан отказаться от заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ в случае, если объект недвижимости, в отношении которого заказчик кадастровых работ предполагает выполнение таких работ, не является объектом недвижимости, в отношении которого осуществляется кадастровый учет в соответствии с Законом N 218-ФЗ, а за внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в технический план кадастровый инженер несет предусмотренную законом ответственность (статья 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 170.2 Уголовного кодекса Российской Федерации).

правообладатель садового земельного участка имеет право возведения на таком земельном участке хозяйственных построек, в том числе временных, то есть не относящихся к недвижимому имуществу, к примеру теплиц или навесов;

правообладатель огородного земельного участка имеет право создания на данном земельном участке исключительно объектов, не являющихся объектами недвижимости.

С учетом предусмотренных Законом N 217-ФЗ положений такие объекты, как теплицы или навесы, расположенные на садовых или огородных участках, не могут являться объектами кадастровых работ и объектами кадастрового учета.

3. Об использовании земельных участков для размещения объектов вспомогательного использования.

Пунктом 1 статьи 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 ГК РФ).

Необходимо также учитывать, что на основании части 1 статьи 36 ГрК РФ правовой режим земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, определяется градостроительным регламентом. В соответствии со статьями 37 и 38 ГрК РФ в градостроительном регламенте также указываются виды разрешенного использования и предельные параметры объектов капитального строительства. При этом каких-либо исключений в отношении видов разрешенного использования и параметров разрешенного строительства объектов вспомогательного использования ГрК РФ не предусматривает.

Таким образом, несмотря на то, что для строительства объектов вспомогательного назначения не требуется разрешение на строительство, возведение таких объектов должно осуществляться с учетом требований градостроительного регламента.

Согласно части 10 статьи 40 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, либо документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в силу пункта 22 части 1 статьи 26 Закона N 218-ФЗ приостанавливается по решению государственного регистратора прав также в случае, если созданный (создаваемый) объект недвижимости, при строительстве (реконструкции) которого в соответствии с законодательством не требуется выдача разрешения на строительство, разрешения на ввод в эксплуатацию, не соответствует виду разрешенного использования земельного участка, на котором он создан (создается), или не соответствует градостроительному регламенту в случае, если правообладатель такого земельного участка вправе выбрать вид разрешенного использования этого земельного участка без согласований и разрешений.

Таким образом, размещение тех или иных объектов недвижимости, определение их статуса в качестве основных или вспомогательных осуществляются также исходя из правового режима земельного участка, требований градостроительных регламентов, иных норм и требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

При этом в техническом плане в отношении объекта вспомогательного использования в строке 14 «Вид (виды) разрешенного использования объекта недвижимости» раздела «Характеристики объекта недвижимости» указываются слова «объект вспомогательного использования» и вид использования (например, «здание контрольно-пропускного пункта»), а в разделе «Заключение кадастрового инженера» целесообразно указать, что в соответствии с ГрК РФ для строительства заявленного на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав объекта не требуется выдача разрешения на строительство, поскольку он является объектом вспомогательного использования, в частности, указать, каким документом данный объект определен в качестве вспомогательного (при наличии такого документа), в отношении какого объекта такой объект выполняет вспомогательную функцию, в чем именно данная функция заключается. В качестве обоснования отнесения объекта к вспомогательному в состав технического плана может быть включена в том числе проектная документация, подготовленная в отношении основного объекта недвижимости (если законодательством о градостроительной детальности предусмотрена подготовка такой проектной документации в отношении основного объекта недвижимости).

Ответственность за достоверность отраженной в техническом плане информации об объекте недвижимости в соответствии с действующим законодательством несет кадастровый инженер.

Росреестр полагает необходимым обратить внимание также на то, что в определенных законом случаях создание объектов вспомогательного использования может осуществляться не только лицами, которые обладают на земельный участок вещными и иными правами, например, арендой либо безвозмездным пользованием. Так, в частности, ЗК РФ предусматривает возможность размещения подобных объектов:

1) без предоставления земельных участков и установления сервитута (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ);

2) на условиях публичного сервитута (подпункт 1 статьи 39.37 ЗК РФ).

4. Об объектах вспомогательного использования, расположенных на садовых и приусадебных земельных участках, а также на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, в дополнение к ранее направленной в том числе в территориальные органы Росреестра позиции Минэкономразвития России от 7 ноября 2018 г. N 32363-ВА/Д23и как органа, являвшегося до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2020 г. N 131 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в том числе в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, отмечаем.

Исходя из положений ГрК РФ, статьи 3 Закона N 217-ФЗ, статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 г. N 540, на законодательном уровне не установлено правило о том, что возведение гражданами на садовых и приусадебных земельных участках, а также на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, вспомогательных и иных строений (сараев, бань, теплиц, погребов, колодцев и других, в том числе не являющихся недвижимостью), предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, возможно только в случае наличия на земельном участке основного объекта в виде жилого дома или садового дома.

Представляется, что гражданин, являющийся правообладателем такого земельного участка, вправе самостоятельно определить очередность возведения указанных объектов и принять решение об их создании до начала строительства жилого или садового дома, в том числе с учетом того, что в силу части 3 статьи 48 ГрК РФ для строительства жилого дома или садового дома не требуется подготовка проектной документации, которой могли бы быть предусмотрены сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений.

Обращаем внимание на то, что, исходя из положений пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. N 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации», письма Росреестра не являются нормативными правовыми актами и не запрещают руководствоваться положениями действующего законодательства.

Обзор документа

— по каким критериям объекты могут быть отнесены к вспомогательным зданиям, строениям и сооружениям;

— какие вспомогательные объекты не признаются недвижимым имуществом;

Источник

Adblock
detector