юсуповская дача в царском селе
Неизвестный город Пушкин. Особняк Юсуповой, несчастный и прекрасный
Уже много лет дворец княгини Юсуповой стоит за забором. Прохожему с улицы ничего не видно, лишь из окон автобусов можно бросить взгляд на прячущуюся красоту.
Несколько лет назад тут вроде как началась реставрация. На заборе еще красуется информационная табличка с уже давно не существующем фондом в качестве заказчика.
Заглянем за забор. Ещё сохранилась будка охраны. Стоят раскрытые настежь вагончики строителей.
Видимо, что-то не заладилось, и особняк сейчас стоит в запустении. Мы сначала шли ко дворцу с опаской, полагая, что вариант встретить злобную собаку, охраняющую особняк, весьма велики. Но, на наше счастье, никого там не было.
Особняк впечатляет. Еще целы двери и стекла, в идеальном состоянии сохранена лепнина и меньше всего он похож на жалкую руину. Только что зарос сильно.
Дворец был построен в середине 19 века в стиле необарокко и по своему архитектурному убранству напоминает Эрмитаж в Екатерининском парке.
Даже грот есть.
Хозяйкой особняка была Зинаида Ивановна Юсупова. Одна из первых красавиц Петербурга, она пользовалась вниманием Николая I, а потом из-за ссоры с императором была вынуждена покинуть Россию. Поселилась во Франции.
Хороша, не правда ли?
Как писал её правнук князь Феликс Феликсович Юсупов (известный как участник убийства Григория Распутина) в «Мемуарах»: «Прабабка моя была писаная красавица, жила весело, имела не одно приключение».
Предприниматель Сергей Гутцайт, тот, что восстановил замок Бип, переоборудовав его в ресторан и гостиницу, воссоздал ещё Певческую водонапорную башню в Пушкине.
Эх, взялся бы он еще и за особняк Юсуповой, но, боюсь, Гутцайту больше такого не надо, слишком много сложностей. Так и стоит в запустении шикарнейший дворец, из которого можно сделать конфетку, как и соседняя деревянная дача (которую уже не восстановить), как и многое другое. Зато Екатерининский дворец каждый год кроют новым слоем краски.
За фотографии спасибо Вениамину Ицхоки, мы свой фотик в этот раз малодушно оставили дома.
Санкт-Петербург
v_murza | окт. 25, 2009 05:09 pm Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова (1809-1893). Розовая дача и замок Кериоле Ее имя вошло в петербургские легенды. Среди ее поклонников были императоры Николай I и Наполеон III. Она была возмутительницей спокойствия и разрушала все условности, но оставила после себя изумительные по красоте имения и дворцы. Зинаида Ивановна Юсупова, урожд. Нарышкина, впоследствии графиня де Шово и маркиза де Серр, родилась 200 лет назад 2 ноября 1809г. (1810г.?) в Москве. Юсуповы. Родовое проклятие Зинаида Ивановна в 1827г. родила сына Николая, затем умершую при родах дочь и только после этого узнала о проклятии рода Юсуповых. Краткая его история такова. Основатель рода, правитель Ногайской орды Юсуф-Мурза желал замириться с Москвой. В XVIв. в России еще не было нанотехнологий и инвестиций в человеческий капитал. Однако хан понимал, откуда дует ветер. Он отправил в 1563г. сыновей ко двору Иоанна Грозного. В летописи сказано: «Сыновья Юсуфа, прибыв в Москву, пожалованы были многими селами и деревнями в Романовской округе, и поселенные там служилые татары и казаки подчинены им. С того времени Россия сделалась отечеством для потомков Юсуфа». Княгиня заявила мужу, что «рожать мертвецов» впредь не собирается, но если тот не нагулялся, «пусть брюхатит дворовых девок». Так продолжалось до 1849г., когда старый князь умер от тифа, оказывая помощь заболевшим. Звезда первой величины Костыль — Вам дар небес: любите Ваш костыль! А вслед за ним такое «шуточно-интимное» четверостишие: Фортуна чрез меня Вам башмаки подносит, В год смерти мужа Зинаиде Ивановне не было еще и сорока. Она оказалась владелицей фантастического состояния, в том числе 3-х дворцов только в Санкт-Петербурге, дворцов в Москве, Архангельском, и Кореизе. И она, как бы сейчас сказали, пустилась во все тяжкие. О ее романах ходили легенды. Но, как ни странно Зинаиду Ивановну не осуждали, признавая право величавой княгини на сумасбродства. До сих пор в Свеаборге (остров-крепость близ Хельсинки) рассказывают, как Юсупова вывезла из тамошней тюрьмы возлюбленного — народовольца Исакова, и скрывала его до самой смерти в своем особняке на Литейном в Петербурге. Свой Литейный дом Зинаида Ивановна повелела построить архитектору П.Л.Бонштедту после смерти мужа. Она переехала сюда, оставив дворец на Мойке сыну Николаю. Как ни странно, этот особняк (Литейный пр., 42), построенный в 1852-1858гг., вошел в питерские легенды, как дом Пиковой дамы (один из двух). Считается, что если долго смотреть в окна второго этажа, в них можно увидеть лицо хозяйки дома. Некоторые даже утверждали, что Пиковая дама, замеченная ими в доме на Литейном, грозила им пальцем! . На Литейном, прямо, прямо, Розовая дача в Царском Селе Кн. Феликс Юсупов пишет в своих мемуарах, как разбирая прабабкин архив, он обнаружил письма императора Николая I. В одной записке Николай говорит, что дарит ей царскосельский домик «Эрмитаж» и просит прожить в нем лето, чтобы им было где видеться. Розовая дача (1856г., стиль необарокко, арх. И.А.Монигетти). Это современный снимок, сделанный автором, для чего ему пришлось проявить незаурядные акробатические способности. Дача уже 5 лет обнесена глухим забором и реконструируется неким ООО под гостиницу. Строительство ансамбля дачи, включающего домик садовника, парк с гротами из натурального камня, завершилось в 1859г. в отсутствие княгини. Та не могла вернуться из-за границы ввиду несанкционированного отъезда и неразрешенного второго брака. Сын Зинаиды Николаевны, кн. Феликс Юсупов на даче. Снимок из архива Йельского университета. Маленькое архитектурное безумство Императорский двор России, не одобрявший ни отъезда княгини, ни ее нового брака, потребовал, чтобы новоиспеченный дворянин имел государственную должность. В департаменте Финистер было вакантным место генерального советника кантона. В 1860г. Шарль сумел получить эту должность, предварительно заверив местного префекта в намерении поселиться в департаменте. В том же году Зинаида и Шарль подписали брачный контракт. Церемония бракосочетания прошла в России, в часовне дворца Юсуповых на Мойке. А в 1862г. новобрачные приобрели в Бретани небольшой замок на берегу Атлантического океана. Документальные свидетельства о нем сохранились с XVв. Княгиня энергично взялась за обустройство своего нового жилища, напоминавшего скорее средневековую крепость. Коренным образом перестроить замок было поручено главному архитектору региона Жозефу Биго, который внимательно прислушивался к пожеланиям русской дамы, почитая ее изысканный вкус. Обновленный замок производит странно-мрачное, фантасмагорическое впечатление, отражая, по-видимому, умонастроения хозяйки в то время. С архитектурной точки зрения новое строение являет гибрид нескольких стилей — неоготического, французского реннесанса и местного бретонского. На крыше — химеры и. славянская ведьма на помеле. Фасад украшен символами Бретани — горностаями, королевскими лилиями и оккультными пятиконечными звездами. Среди украшений — барельеф медведя, который смотрит на восток, напоминая об истоках Нарышкиной, дворянские короны Шово и Серра, и девиз «Всегда и вопреки всему». В начале поста: Christina Robertson. Portrait of Princess Zinaida Yusupova (1840-41). ОСОБНЯК ЮСУПОВОЙ. В ГОСТЯХ У «ПИКОВОЙ ДАМЫ»Парадный холл особняка с портретом хозяйки Зинаида Юсупова (урожденная Нарышкина) Как отмечает князь Феликс, у Зинаиды Юсуповой хранились письма Николая I недвусмысленного содержания. Гордая княгиня отказывалась принимать подарки императора. Для нее было недопустимо опуститься до уровня простой фаворитки, выпрашивающей государевой милости. «Впоследствии, разбирая прабабкин архив, среди посланий от разных знаменитых современников нашел я письма к ней императора Николая. Характер писем сомнений не оставлял. В одной записке Николай говорит, что дарит ей царскосельский домик «Эрмитаж» и просит прожить в нем лето, чтобы им было где видеться. К записке приколота копия ответа. Княгиня Юсупова благодарит Его Величество, но отказывается принять подарок, ибо привыкла жить у себя дома и вполне достаточна собственным именьем! А все ж купила землицы близ дворца и построила домик – в точности государев подарок. И живала там, и принимала царских особ». Как обычно, когда кто-то попадал в немилость императора, светское общество отворачивалось от него. Зинаида Юсупова была одна из немногих в свете, кто мог демонстративно беседовать с «отверженными» и принимать их у себя в гостях. В светских конфликтах княгиня Юсупова обычно действовала честно. Во время светских интриг против Пушкина она приняла сторону поэта. Их брак продлился 40 лет. Зинаида пережила своего молодого мужа, который при ее помощи сделал политическую карьеру во Франции. Завещание покойного мужа стало для дамы ударом – он завещал их семейный замок своей родне (по версии князя Феликса – любовнице). Юсуповой пришлось выкупать любимое имение за полтора миллиона франков. Зеркало в кабинете В обществе обсуждали бурный роман княгини Зинаиды с молодым революционером, который был арестован, а княгиня заплатила тюремщикам, чтобы любовника отпускали к ней на ночь. По другой легенде, она устроила революционеру побег и спрятала у себя дома. Когда любовник умер, дама похоронила его в стенах своего дома. После революции в стенах особняка был найден скелет в саване. Эту историю приводит князь Феликс в своем дневнике: В дневнике князь отмечает, что боялся оставаться один в комнатах прабабкиного дома: «Помню, когда, очень давно, разбирался я в той спальне в прадедовых бумагах, то было мне очень не по себе, и звал я лакея, чтобы не сидеть в комнате одному». Синий зал украшен картинами в стиле барокко с эпизодами из жизни царицы Клеопатры. На этой картине Клеопартра, хвастаясь перед Марком Антонием своим богатством, растворила в кубке с уксусом драгоценную жемчужину Клеопатра и Марк Антоний Шикарный бальный зал Зал в ожидании бала в наши дни В старинных зеркалах кажется вот-вот промелькнут тени владельцев дома Этот портрет княгини висит в холле. Хозяйка благосклонно встречает гостей По воспоминаниям современницы в 1836 году княгиня Юсупова давала пышный бал в своем доме, но сама не танцевала из-за травмы ноги, ходила опираясь на старый костыль дедушки, который в свете прозвали «магическим». «Хозяйка дома, красавица Зинаида Ивановна Юсупова, совсем не танцевала на своём бале, потому что в начале зимы этого года, катаясь с кем-то с ледяной горы, сильно зашибла себе ногу, прихрамывала и, не опираясь на костыль, даже ходить не могла. … У неё в руке был костыль какой-то дедовский, старозаветный, чёрного дерева и по всей рукоятке сплошь усыпанный крупными бриллиантами. В одном уж этом костыле было что-то сказочное, волшебное». Поэт Вяземский посвятил хозяйке бала стихотворение: Костыль — Вам дар небес: любите Ваш костыль! В старости княгиня, как вспоминал Феликс, стала до неприличия скупой. Одна угощала родственников старыми заплесневелыми конфетами. Феликс не отказывался от таких «гостинцев», чтобы не огорчать бабулю. Я немного побродила по темным комнатам и коридорам особняка вдали от шума бала Сейчас в особняке располагается «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права» (ИВЭСЭП). Представляется, как призрак хозяйки пугает студентов, не сдавших сессию Роковую красавицу княгиню Юсупову тоже прозвали «Пиковой Дамой» (поначалу это прозвище носила княгиня Голицына). Дом Юсуповой называли «домом пиковой дамы». Возможно, старая княгиня Голицына передала Юсуповой титул «дамы пик» после своей смерти. Николай Агнивцев В этоть вечер над Невою — На Литейном, прямо, прямо, И в слезах, прождав немало — На Литейном, прямо, прямо, Что же дальше? Ах, избавьте! — На Литейном, прямо, прямо, Зинаида Юсупова в зрелые годы В годы первой мировой войны князь Феликс в доме прабабушки открыл госпиталь Обход [Дома квартала]Все, на что стоит обратить внимание: от необарочных балконных решеток до русского креста над языческим обелиском.Русское (нео)барокко – высшее воплощение роскоши и богатства Дача Зинаиды ЮсуповойПавловское шоссе, 10 Дача Василия ГудовичаПарковая улица, 18 Изгиб ворот в стиле модерн сложным образом перекликается с как будто более ранним портиком Дворец Кочубея – последний дворец Царского Села Дворец Василия КочубеяУлица Радищева, 4 Софийский кремль – пейзаж достойный «Золотого кольца» Казармы 3-го Стрелкового полкаСаперная улица, 22–30 | Орловские ворота прославили не воинские победы екатерининского фаворита, а успешную борьбу с чумой в Москве Орловские воротаЭто первая в России настоящая триумфальная арка, до того в Петербурге и Москве строились только барочные декорации, не имеющие отношения к древнеримским образцам. Антонио Ринальди, хотя и представляет в истории русской архитектуры один из самых чистых, рафинированных вариантов стиля барокко, в данном случае проявил максимально тактичное отношение к древним монументам побед. Пускай даже эти ворота призваны увековечить не воинские баталии, но лишь успешные меры по борьбе с чумой в Москве, где отличился Григорий Орлов, а возможно, и особое отношение к нему Екатерины. Ворота стоят на границе парка, у начала дороги в Гатчину, принадлежавшую тогда фавориту императрицы. Сегодня в Адмиралтействе размещается одноименный ресторан. Он принадлежит тем же хозяевам, что и знаменитое русской кухней «Подворье» в Павловске АдмиралтействоЭтим гордым именем обозначался всего лишь лодочный сарай, к которому прибавили еще два птичника. Но выглядит маленький ансамбль вполне импозантно, ведь он призван играть активную роль в панораме парка. Поставленные на берегу Большого пруда, его здания видны издалека и с разных точек. В архитектурном отношении это явление поистине беспрецедентное: для Адмиралтейства выбран голландский стиль XVII века, обращений к которому следовало бы скорее ожидать от Петровской эпохи. Но царь Петр, хотя и прожил в Голландии некоторое время, голландские манеры своей новой столице привить не захотел. Разве только несколько разводных мостов были созданы здесь по голландским образцам, но их давно уж нет. Голландская церковь на Невском, склады Новой Голландии – во всех этих постройках нет ничего голландского. И вот по иронии судьбы сей недочет Петровской эпохи пришлось исправить Екатерине II, вообще многое за своим великим предшественником доделавшей. Домики в голландском стиле не редкость в садах XVIII века. Но другого такого голландского здания ни в Петербурге, ни в его ближайших окрестностях нет. Ну а название, равно как и некоторое смешение собственно голландского стиля с английским, можно объяснить тем, что архитектор Неелов учился садовому делу на Британских островах, а не на континенте. | Некогда рядовая церковь русского стиля после всех разрушений ХХ века стала сущим раритетом Кирасирская церковьКадетский бульвар, 7 Стрелковый тирГусарская улица, 9
detector |